4. 1147902-7 Госдума в итоге обсуждения приняла закон «О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество»
Документ внесен правительством 12.04.21.
Представил статс-секретарь – замминистра финансов Алексей Сазанов.
член комитета по международным делам Елена Панина.
Законопроектом предлагается денонсировать Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, подписанное в г. Москве 16 декабря 1996 года.
Ратификация 412 0 0 13:56
Стенограмма обсуждения
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 4-го вопроса. О проекте федерального закона "О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество".
Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя Министра финансов Российской Федерации Алексея Валерьевича Сазанова.
Пожалуйста, Алексей Валерьевич.
Сазанов А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель Министра финансов Российской Федерации.
Спасибо большое.
Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые депутаты! Данный законопроект продолжает серию законопроектов, направленных на выполнение поручения Президента Российской Федерации об увеличении ставки налога у источника при выплате дивидендов и процентов за пределы территории Российской Федерации до 15 процентов в отношении дивидендов и 20 процентов, соответственно, в отношении процентов.
Мы внесли изменения уже в соглашения с Кипром, Мальтой и с Люксембургом. К сожалению, переговоры с Нидерландами не увенчались успехом, поэтому вашему вниманию представляется законопроект о денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения с Нидерландами.
После денонсации при выплате дивидендов в Нидерланды будет применяться ставка 15 процентов, при выплате процентов и роялти ставка применяться будет в размере 20 процентов. Если уведомление о денонсации соглашения будет направлено коллегам из голландской стороны ДО 30 ИЮНЯ 2021 года, то соглашение прекратит свое действие с 1 января 2022 года.
Просим поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Елена Владимировна Панина, содоклад от Комитета по международным делам.
Панина Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
Как уже доложил здесь замминистра финансов, предлагаемый проект о денонсации соглашения о двойном налогообложении с Королевством Нидерландов направлен на то, чтобы перекрыть каналы вывода финансовых ресурсов российского происхождения с территории Российской Федерации.
В принципе те соглашения, которые были ратифицированы ранее, они как раз направлены на уклонение от уплаты налогов, когда часть доходов выплачивается российским же бенефициарам через транзитную юрисдикцию с низкой налоговой ставкой, собственно говоря, то, что происходит и вот сейчас в Нидерландах. Да, нам не удалось... России не удалось договориться по повышению налоговой ставки до 15 процентов, как это было сделано с Люксембургом, и как это было сделано с Республикой Кипр. Более того, Министерство финансов Королевства Нидерландов даже предложило расширить перечень доходов, облагаемых по пониженным ставкам.
Хочу привести некоторые цифры. Только за период с 2017 по 2019 год объемы выплат из Российской Федерации в Нидерланды составили более 1 триллиона 200 миллиардов рублей, выплачено было налогов по пониженным ставкам - 33 миллиарда 122 миллиона рублей. Вот если бы применялась ставка - 15 процентов, то в бюджет Российской Федерации могло бы поступить 180 миллиардов рублей, то есть где-то на 147 миллиардов больше.
Вы знаете, что мы имеем право по соглашению об избежании двойного налогообложения в одностороннем порядке денонсировать соглашение за шесть месяцев до окончания любого календарного года. И поэтому, как уже справедливо здесь было отмечено, для того, чтобы это соглашение прекратило свое действие уже с 2022 года, оно должно быть передано нидерландской стороне до окончания первой... до конца, до окончания первой половины 2021 года, то есть в этом полугодии.
Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по международным делам рассмотрел проект федерального закона "О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения" и считает, что сохранение двухстороннего российско-нидерландского сотрудничества в той сфере в текущем виде без внесения в него изменений противоречит интересам Российской Федерации. Вот почему Комитет Государственной Думы по международным делам рекомендует Государственной Думе принять законопроект и просит поддержать эту позицию. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, вопросы. Есть вопросы. Включите запись на вопросы. Покажите список.
Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В. Спасибо. У меня вопрос к заместителю Министра финансов. Уважаемый Алексей Валерьевич, насколько мне известно, у нас 84 таких закона. Не могли бы вы озвучить цифру, сколько дивидендов только выводится по этим 84-м законам? Ну, три мы отменили, это четвёртый.
И не планируете ли вы, чтобы мы по одному хвост не рубили частями, сразу его — раз и перевели в нормальное русло? Спасибо.
Сазанов А. В. Спасибо большое за вопрос. В части всех выплат процентов и дивидендов, которые идут через транзитные юрисдикции, за четыре года это порядка 9 триллионов рублей. Те соглашения, которые мы сейчас изменяем, включая Нидерланды, охватывают порядка 70 процентов всех выплат в транзитной юрисдикции.
При этом есть отдельные юрисдикции, такие институциональные инвесторы, где не российского происхождения капитал, а капитал действительно иностранного происхождения, такие как Китай, например, Германия. С ними мы изменять соглашения не планируем, потому что это не деньги российского происхождения, это не транзитные юрисдикции.
В части транзитных юрисдикции, ещё раз подчеркну, мы сейчас теми изменениями, которые мы уже сделали и сейчас сделаем после денонсации Соглашения с Голландией мы охватим порядка 70 процентов выплат. Спасибо за вопрос.
Председательствующий. Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович. Подготовиться Гарту игу.
Катасонов С. М., фракция ЛДПР.
Уважаемый Алексей Валерьевич, мы, конечно, понимаем, что невозможно, наверное, одновременно решать по всем направлениям, и вы сосредоточились на тех направлениях, где основной вывод идёт, поэтому вот эти три страны, эта четвёртая. Но тем не менее мы же тоже понимаем, что бизнес - это же такая текучая среда. Сегодня вы оставляете те 30 процентов и не отменяете, естественно, многие будут менять юрисдикцию, будут переходить из одной в другую. Все-таки, почему не рассмотреть все эти 84 соглашения, которые сегодня существуют о двойном, об избежании, точнее сказать, двойного налогообложения, и привести их к единому знаменателю для того, чтобы мы вот с периодичностью здесь не собирались и не считали 70 процентов мы транзиты перекрыли или 30, всё-таки привести их к единому знаменателю и работать в едином ключе? Сазанов А. В. Спасибо за вопрос.
Я ещё раз подчеркну, что из 84 соглашений транзитные юрисдикции, то есть юрисдикции, которые отвечают признакам транзитным, то есть те юрисдикции, в которых низкая ставка корпоративного налога на пассивные доходы и на выплату доходов из этих юрисдикции налогов нет, этим признакам отвечает только 10 юрисдикции. В настоящее время мы ведём переговоры... уже по четырём мы приняли то или иное решение, остаётся практически три юрисдикции, с которыми необходимо провести переговоры, и мы соответствующие предложения в правительство направим. Спасибо за вопрос.
Председательствующий. Пожалуйста, Гартупг Валерий Карлович. Подготовиться Иванову Сергею Владимировичу. Гарту нг В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Алексей Валерьевич, просветите, пожалуйста, как-то упустил из виду, у нас есть закон о защите инвестиций, капиталовложений, скажите, вот изменение наших обязательство, денонсация этого договора, она меняет фактически налоговые условия, и подпадает ли вот это изменение под обязательство Российской Федерации по компенсации или нет. Уточнение, пожалуйста.
Сазанов А. В. Данные изменения не должны попадать под компенсацию, потому что это международный договор, а не российское налоговое законодательство.
Председательствующий. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. Иванов С. В. Спасибо.
Уважаемый Алексей Валерьевич, я не знаю, конечно, как много российских компаний затронут изменения, принимаемые сейчас, но я знаю, что вот крупнейший российский поисковик, это "Яндекс", он зарегистрирован в Голландии, в Нидерландах, и у него многомиллиардные обороты. Вот скажите, пожалуйста, если мы сейчас денонсируем этот договор, много ли мы потеряем от того, что "Яндекс" теперь будет платить больше или меньше? Что мы для этого, то есть в бюджете какие будут изменения? Спасибо.
Сазанов А. В. Мы оценивали изменения, которые... доходы, дополнительные доходы бюджета от изменения четырёх соглашений, которые три мы уже обсудили, и вот денонсация с Нидерландами. В сумме мы оцениваем дополнительные доходы порядка 150 миллиардов рублей ежегодно.
Председательствующий. Пожалуйста, Моляков Игорь Юрьевич.
Моляков И. Ю., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Алексей Валерьевич, вот последнее время, в праздничные дни мы смотрели фильмы, в которых ясно и чётко указывалось, что у нас, у отечественных людей, у российских людей собственная гордость, мы отличаемся духовно от Запада. Вот те люди, которые пользуются офшорными зонами и выводят деньги из страны, они, что, не русские люди и совести у них нет? Или же они этим занимаются потому, что невозможно им заниматься нормально бизнесом на территории России? Вот у меня такой вопрос: почему деньги текут и текут, и, несмотря на различные призывы, так сказать, выход этих денег за границу через офшорные зоны, он не уменьшается, даже несмотря на призывы президента Путина? В чём вы видите здесь корень?
Сазанов А. В. Я не могу судить поведение людей, как бы были созданы налоговые условия, ранее, точнее, существовали налоговые условия, которые позволяли оптимизировать налогообложение. Сейчас все каналы оптимизации налогообложения последовательно перекрываются Правительством Российской Федерации. Соответственно, это будет планомерно повышать ставку налогового источника до того уровня, который обозначил президент. И мы будем делать всё возможное, чтобы добиться этого в ближайшее время.
Председательствующий. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В., фракция КПРФ.
Спасибо, Вячеслав Викторович. У меня вопрос тоже к Алексею Валерьевичу.
Алексей Валерьевич, вот то есть 1,2 триллиона рублей те выплаты, которые были совершены в 2017-2019 году в сторону, скажем так, Нидерландов, структура этих выплат: сколько из них торговые сети составляют, сколько IT-компании? У вас есть такая информация?
Сазанов А. В. По разбивке, по конкретным налогоплательщикам, этой информации нет у меня сейчас. Это налоговая тайна и мы не можем её разглашать.
Председательствующий. Здесь речь идёт не о конкретных предприятиях, а об отраслях.
Сазанов А. В. Если такой запрос будет предоставлен, мы в режиме ДСП, конечно, готовы будем предоставить эту информацию, Вячеслав Викторович.
Председательствующий. Коллеги, наверное, здесь мы говорим о разных вещах. Вот в принципе особенно обсуждение такого вопроса требует большей прозрачности.
И,' коллеги, если вы не возражаете, у нас завтра будет отчёт Председателя Правительства, мы с вами договаривались, что этот вопрос, эту тему мы вынесем на обсуждение с ним. Помните, у нас было решение даже по деофшоризации экономики.
Поэтому если вы не располагаете этой информацией, мы, соответственно, за собой оставляем право завтра этот вопрос озвучить на встрече с Председателем Правительства. И для нас важно, чтобы экономика развивалась внутри страны и деньги оставались внутри страны.
А так получается, здесь зарабатывают, отправляют в офшоры, в офшорах осваивают, а какая перспектива тогда у страны, которая прибыль свою отдаёт другим государствам. Об этом речь идёт.
Поэтому нам надо понять, кто здесь у нас впереди всех: торговые сети или какие-то конкретные отрасли промышленности? Это важно, потому что в этом случае тогда мы будем принимать решения. Поэтому Алексей Владимирович полностью прав.
И ещё один, если хотите, вот тоже совет: нам эти вопросы задают, нам задают, мы задаём вам. А нам их каждый день задают на улицах, на встречах: почему в стране зарабатывают, а деньги уходят туда? Вот мы эти вопросы, раз у нас Министерство финансов не может ответить, завтра адресуем Председателю Правительства и по поводу того, кто эти денежки туда направляет и как защитить нашу экономику, как перекрыть эти каналы? Пожалуйста, да, пожалуйста.
Панина Е. В. Я бы хотела, уважаемые коллеги, здесь уточнение внести. Да, наверное, действительно надо запрашивать по отраслям, кто здесь, какие суммы получал, проводил через Нидерланды.
Ну вот смотрите, в виде дивидендов за эти 3 года было выплачено 750 миллиардов рублей и в виде процентов по займам 459 миллиардов рублей. И вот, если дивиденды облагались налогом по ставке, значит, 5 процентов, то вот проценты по займам нулевая ставка была, и там очень часто происходило, что как бы сам себе давал займы и проходили, таким образом, деньги проворачивались через вот эту вот иностранную юрисдикцию.
Поэтому, Вячеслав Викторович, я абсолютно поддерживаю ваше предложение, чтобы все-таки правительство более подробно нам рассказало особенно по дивидендам, кто у нас так хорошо там зарабатывал вот эти деньги без налогов.
Председательствующий. Коллеги, нам надо просто тоже осознавать свою ответственность, с нас-то ответственность никто не снимает, у нас получается, приходит заместитель министра финансов и говорит: не можем вам дать никакую информацию, вот рассмотрите этот вопрос, если хотите поинтересоваться по ДСП, может быть, вам ответ дадим.
Кстати, что касается ответа. Председателем правительства принято решение, внесено изменение в регламент Правительства Российской Федерации, теперь все ответы, которые направляют у нас председатели комитетов, будут подписываться от имени правительства либо председателем правительства, либо заместителями председателя правительства. У нас по сложившейся практике, которую мы все критикуем и по этой причине обратились к Председателю правительства, было так, что ответы подписывали на уровне специалистов и приблизительно вот с такими же замысловатыми формулировками.
Поэтому давайте, коллеги, при подготовке вопросов, это недоработка, в том числе, профильных комитетов, заранее обсуждать темы, которые потребуют либо дополнительной информации, либо приглашения экспертов, представителей различных министерств, кто может нам ответить на эти вопросы. У нас этих тем много. И давайте просто понимать, что мы ответственны, мы ответственны за принятие решений. Вот кто угодно может про себя думать разное, насколько он умный человек, насколько он обладает большими знаниями, но закон становится законом после того, когда в Думе принят. Это значит, ответственность взял тот депутат, который за него проголосовал. А министр считается назначенным после того, когда его депутаты, представляющие граждан Российской Федерации, утвердили в этой должности. Вот, исходя из этого, давайте свою работу строить.
Поэтому либо мы сейчас эту тему отложим до обсуждения завтра с председателем правительства, либо давайте, понимая ответственность за рассмотрение таких законов, по-другому строить работу. И будем считать, что это последний раз. Формулировки такие, знаете, как про погоду, какая она будет. Сейчас уже и прогнозы научились делать, а мы все еще живем в прошлом.
Коллеги, поддерживаем? Поддерживаем, потому что мы должны знать, за что мы голосуем. Спасибо.
Кто хотел бы выступить? Есть желающие.
Пожалуйста, включите запись на выступления. Покажите список.
Моляков Игорь Юрьевич, "С1ТРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Коллеги, мы как решим с вами? От фракции, может быть, по одному выступающему, как и ранее договаривались? От фракции кто будет выступать? Гартунг. Хорошо. От фракции ЛДПР кто будет выступать, Иванов? Морозов. Хорошо.
От фракции КПРФ кто будет выступать? Коломейцев. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ"? Панина. Хорошо. Олейников. Хорошо. Коллеги, договорились.
Пожалуйста, фракция КПРФ. Коломейцев Николай Васильевич.
Затем Морозов, Гартунг и Олейников.
Запишите.
Коломейцев Н. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, много раз с этой трибуны я поднимал вопрос и вам полтора года назад вот здесь на слайдах показывал, что из 100 торговых сетей первые 28 крупнейшие, которые контролируют почти 80 процентов оптово-розничного рынка, это офшорные компании, из которых 10 голландских по регистрации. Но если посмотреть глубже, вот этот закон надо принимать, но, с нашей точки зрения, надо принимать по всем 84, потому что у нас не четыре осталось, у нас только 17 офшоров. Повторюсь, все офшорные компании имеют счета в американских и британских банках, то есть никакие они не свободные, неподконтрольные, и оттуда, как с Дона, выдачи нет. То есть все, что туда вывезли, назад не вернем.
Напомню вам, президент ещё в 2012 году отдельным указом, отдельным, провозгласил деофшоризацию. До него о ней говорил ещё Дмитрий Анатольевич Медведев. Но, к сожалению, если вы посмотрите локализацию автомобильных сборочно-окрасочных производств, пи на одном из них нет локализации выше 35. Поэтому вот это тоже канал вывоза капитала за рубеж огромного. Если сегодня его закрыть, то мы даже собирать автомобили, мы хоть их и собираем там где-то тысяч 50, не сможем. Но это не все.
С моей точки зрения, здесь, вообще-то, правительству надо бы было не пенсионной реформой шестого разлива заниматься, а в НИФИ есть все данные.
Если товарищ, господин Сазанов не знает, а я уверен, что он знает, он - грамотный человек, НИФИ надо больше озадачивать проблемами Минфина.
Я вам докладываю, у меня есть анализ, 95 крупнейших корпораций в год вывозят от 3,5 до 5 триллионов. Вы назвали там за несколько лет девять, в год, подчёркиваю, вывозится только дивидендами от 3,5 до 5 триллионов, а мы ищем деньги и не можем там детям войны найти 100 миллиардов рублей.
Поэтому, с нашей точки зрения, Вячеслав Викторович, вот сейчас есть у нас возможность в комитетах приглашать министров отраслевых, то есть нашему комитету по экономике и промышленности правильно бы было пригласить и Минфин, и Минэкономразвития, чтобы они дали программу, как же мы будем из этой ситуации, которая наверняка навязана нам аффилированными депутатами в своё время, выходить. Потому что чем раньше выйдем, тем больше и быстрее найдём денег для собственного развития и тем больше организуем рабочих мест у себя на территории.
Мы поддержим этот закон. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Морозов Антон Юрьевич, фракция ЛДПР. Подготовиться Гартунгу.
Морозов А. Ю. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
Эту работу Министерство финансов ведёт уже больше года, мы на заседаниях Комитета по международным делам регулярно рассматриваем такие законопроекты, и Министерство финансов обычно даёт нам исчерпывающую информацию по всем статистическим показателям, но в этот раз что-то, видимо, растерялись слегка, но я думаю, что исправят в ближайшее время. И, конечно, нам необходимо понимать, как будет вестись работа и дальше.
Честно говоря, у меня тоже вызывает недоумение с самого начала, почему мы строим работу поочерёдно с каждой страной. Такое ощущение, что Минфин, внося нам на ратификацию эти соглашения одно за другим, не может организовать работу сразу со всеми остальными странами, то есть работают по одной стране. Действительно нужно принимать политическое решение по всем странам 84-м о том, надо ли сохранять с ними такой налоговый режим. Эта дискуссия должна быть публичной, а не приниматься решения должны в каких-то отдельных кабинетах чиновниками, которые решают: вот эта страна нам подходит, мы ей оставим льготный налоговый режим, а вот эту страну мы, значит, будем с ней разбираться. Давайте выстраивать работу в более конструктивном ключе и действительно принимать решения по ряду государств.
Ну и, конечно, нужно реагировать на современные вызовы и угрозы, которые исходят в том числе от стран западного мира. Мы видим, как Российскую Федерацию постоянно обвиняют во всех смертных грехах, приписывают нам, зачастую совершенно голословно, различные преступления, в которых Россия вообще чисто теоретически не могла быть причастна. При этом Евросоюз и США, другие страны Запада нам говорят, что они готовы с нами сотрудничать, но при этом будут следить за поведением России. Давайте тоже за их поведением следить. Наиболее чувствительная сфера для наших западных партнеров - это, конечно, финансовая сфера. И если какие-то из стран Запада, даже Восточной Европы допускают некорректные высказывания и голословные обвинения в адрес Российской Федерации, то они, очевидно, должны быть наказаны, и в первую очередь по финансово-экономической линии. Поэтому я бы хотел, чтобы Министерство финансов проводило более гибкую политику, взвешенную и выбирало надежных партнеров, с которыми можно работать. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Подготовиться Олейникову Юрию Павловичу.
Гартунг В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги!
Наша фракция, конечно же, поддержит этот законопроект, и можно было бы и не выходить на эту трибуну. По большому счету, здесь у всех фракций единое мнение. Но мы тут пафосно с трибуны заявляем, что мы боремся с офшорами, в то же время, когда мы создаем свои внутренние офшоры.
Давайте для сравнения: вот сейчас мы, скажем так, достаточно патриотично и убедительно выступаем за то, чтобы закрывался поток денег в иностранные офшоры и перекрываем дыру, через которую вместо 5 процентов теперь будем брать 15 процентов налогов, да? Но в то же время мы открыли две дыры у себя здесь — специальные административные районы, где ставка налога на прибыль - ноль, не 5 процентов, а ноль. И где гарантия, что эти компании, которым мы перекроем сейчас вот этот поток денег и повысим ставку, да, до 15 процентов, они не перейдут в специальные административные районы, и там у них будет и по налогу на прибыль ноль, ну, на холдинговые структуры как было 5 процентов, так и останется, плюс они кучу разных льгот получат по местным налогам, и плюс еще по социальным взносам они не будут платить взносов с сотрудников? Я напоминаю просто про это.
В 2018 году мы эти специальные административные районы открыли, я с этой трибуны про это говорил, что зачем мы это делаем, зачем мы дыры создаем у себя на территории Российской Федерации? Мы уже через ЗАТО проходили, у нас закрытые административно-территориальные образования были, помните, да? Чем закончилось? Посадками, массовыми посадками. Сейчас та же самая история - мы создаем дыры такие.
Поэтому, пользуясь возможностью о том, что сейчас мы обсуждаем вопрос по перекрытию лазеек по ух оду от налогов, ну надо все перекрывать, а не только те, которые на поверхности лежат. Да, мы правильно делаем, что мы поднимаем с 5 до 15 процентов. Но почему мы ноль-то не убираем? Вы мне объясните, где логика? Наверное, прежде всего нулевую ставку надо убирать, а потом пятипроцентную поднимать до 15. Или как?
Из зала. Одновременно.
Гартунг В. К. Или лучше одновременно это делать, правильно. А то ведь что получается? Мы с 5 до 15 поднимаем, а нулевую оставляем, причем подчеркиваю, не только по налогу на прибыль, там нулевая по всем остальным налогам, ведь не только налог на прибыль платится, там и НДС, там и социальные взносы и так далее.
Поэтому, коллеги, конечно же, мы этот закон поддержим, но надо двигаться дальше, перекрывать все налоговые дыры, и в том числе прежде всего даже в нашем налоговом законодательстве на территории Российской Федерации.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Валерий Карлович.
Пожалуйста, Олейников Юрий Павлович, "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Олейников Ю. П., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
Как вы слышали, по поручению президента Правительство России ведёт в последнее время работу, хорошо нам известную, потому что мы не раз уже к этим вопросам обращались, работу по корректировке международных договоров со всеми странами, дающими убежище нашим капиталам.
Подход, который мы анализируем в своём комитете, подход Министерства финансов и правительства одинаковый ко всем двухсторонним международным соглашениям. И нельзя эти вопросы решить чохом и в один день. Ведутся переговоры настойчивые, довольно сложные с каждой страной, потому что вопрос идёт о крупных деньгах, и особенно это касается сегодняшнего договора, договора с Нидерландами.
Если говорить о Нидерландах, то с 1998 года через голландскую юрисдикцию выплачивается существенный объём, вы сегодня слышали, и речь идёт о сотнях миллиардах рублей ежегодно. Россия, как вы слышали, предложила Нидерландам условия, аналогичные тем, которые мы совсем недавно утвердили в отношениях с Кипром, Люксембургом и Мальтой. Правительства этих стран согласились с повышением ставок с 5 до 15 по определённым видам доходов. Однако, как вы слышали, Королевство Нидерландов, и мы к этому в комитете возвращались ещё месяц тому назад, попытки продолжались, но правительство Королевства Нидерландов не согласилось с нашими предложениями, напротив, как вы слышали опять же из доклада моих коллег, оно представило нам расширение перечня доходов, облагаемых по пониженным ставкам. Принятие такого подхода, естественно расширило бы каналы вывода финансовых ресурсов из России и дальше размывало бы эффект от мер, поддерживающих национальную экономику России.
Таким образом, компромисс в переговорах с Королевством Нидерландов оказался невозможен, и соглашение от 1998 года, по нашему мнению, должно быть денонсировано.
Ратификация данного законопроекта в полной мере, по нашему мнению, отвечает интересам России, и такие решения, опять же по нашему общему мнению, должны были приниматься ещё в предыдущие временные периоды, сегодня это крайний срок.
Наша фракция будет голосовать за.
Прошу поддержать наше решение.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Юрий Павлович.
Пожалуйста, полномочный представитель президента, правительства?
Заключительное слово, Алексей Валерьевич?
Алексей Валерьевич, это участь докладчика, а вы ещё статс-секретарь ключевого министерства, поэтому прозвучали предложения, идеи, критика в выступлениях представителей политических фракций, отвечать надо.
Сазанов А. В. Вячеслав Викторович, спасибо. И представителям фракций спасибо большое за замечания, предложения, мы обязательно в своей работе их учтём в части продолжения работы по изменению соглашений по... у нас, как я неоднократно отмечал, у нас осталось три ключевых юрисдикции - это Швейцария, Гонконг, Сингапур, по ним мы также будем предлагать внести изменения в соглашения, это позволит уже охватить более 90 процентов выплат в транзитные юрисдикции и дополнительно пополнить казну Российской Федерации.
В части вашего замечания по поводу... в части выплат в Голландию по отраслям экономики, обязательно учтём, сегодня же мы соберём соответствующую аналитическую информацию и передадим её председателю правительства.
Очень просили бы вас сегодня всё-таки поддержать данный законопроект.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Валерьевич. Вы на свой счёт это не принимайте, потому что у нас сложилось так, против чего мы выступаем, когда хотят получить поддержку, зачастую уходят от такого вот откровенного разговора. Поэтому вы многое делаете для того, чтобы изменить эту ситуацию, и я подчеркнул уже, рассказывал о том, что председателем правительства приняты решения в изменение регламента даже правительства, чтобы у нас был диалог другого уровня, но для этого нам надо в первую очередь самим измениться, потому что вот тот вопрос, который прозвучал, он, в общем-то, имеет ответ, но нам важно, чтобы таких ответов было как можно больше, и у нас просто появится доверие друг к другу, а это значит путь к развитию, потому что без диалога нет доверия, без доверия нет развития. И спасибо то, что вы это со своей стороны поддерживаете. Ну а с нашей стороны, Елена Владимировна, пожалуйста, выскажет заключительное слово. Пожалуйста, Панина.
Слуцкий, не мешайте, пожалуйста, Паниной участвовать в обсуждении законопроекта.
Пока идёт Елена Владимировна, Алексей Валерьевич, учитывая, что вот многие вопросы с вашим участием сейчас рассматриваются и, так если говорить, приход ваш на эту непростую должность, он положительно сказался. У нас есть ещё одна тема, наверное, правильно будет её озвучить, потому что звучит она постоянно. Мы приняли решение об отмене льготы по НДС в отношении пальмового масла, оно перестало облагаться как детское питание, произошло снижение поставок в нашу страну пальмового масла, но через некоторое время опять рост. Вот хотелось бы, чтобы Министерство финансов проанализировало со своей стороны этот вопрос, а со стороны Государственной Думы профильные комитеты, начиная от комитета по экономической политике, по аграрным вопросам, по вопросам охраны здоровья в первую очередь также изучили эту тему. Обращений много, и мы сами видим, что пальмовое масло начинают использовать во всех самых разных сферах пищеприготовления: и в кондитерских изделиях, и в молочной продукции. Но насколько это вредно или полезно до сегодняшнего дня никто окончательного ответа не дал. Но совершенно очевидно, что вот за последние где-то, наверное, почти 15 лет объём ввозимого пальмового масла вырос в разы, в разы. С чем это связано? Зачем мы это делаем? И какой вред наносится? Правильно было бы, чтобы специалисты дали ответ.
Но, учитывая что в любом случае это вопросы, имеющие отношение к Министерству финансов, потому что ввоз, налогообложение — это ваша тема.
Раз уж у нас разговор откровенный пошёл, может быть, и в этом вопросе вы подготовитесь, а потом мы соберём представителей разных ведомств и поговорим, к чему это может привести и почему это делается? Кто здесь инициатор всего этого? Потому что со своей стороны Дума приняла необходимое решение для того, чтобы убрать стимулирование этих процессов и отменить льготы, но от этого ситуация не поменялась.
Пожалуйста, коллега Панина. Видите, пока вы шли, мы такую ещё тему обсудили.
Панина Е. В. Да.
Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Конечно, процессы, которые сейчас, и вот где Дума принимает активное участие в части изменения систем налогообложения, там где, пользуясь вот этой иностранной юрисдикцией, уходили от уплаты российских налогов - это процесс не такой простой, мы это хорошо в комитете понимаем.
Надо сказать, что все эти соглашения были подписаны в 1990-е годы и вот эти Авгиевы конюшни, которые по поручению президента сегодня приходится разгребать нашему государству, конечно, эта работа не очень простая.
Ну надо иметь в виду, что очень сложно шли переговоры и с Нидерландами и очень сложно они идут со Швейцарией, где тоже неизвестно, что будет, вполне возможно, тоже в одностороннем порядке денонсировать.
Вместе с тем я прошу коллег поддержать федеральный закон и всё-таки проголосовать за то, чтобы мы с Королевством Нидерландов в одностороннем порядке денонсировали это соглашение.
Л Министерство финансов на заседании комитета нам, в общем-то, называло и те компании, которые есть. Я думаю, что такие вопросы вообще мы должны более открыто сейчас обсуждать.
И вот правильно Вячеслав Викторович сказал, что есть поправки с точки зрения этой коммерческой тайны. Я не думаю, что будет коммерческая тайна, если мы назовём, какие компании там получали дивиденды? Ну, в общем-то, и по закону они имели это право. Мы же не говорим, что это привлечение какой-то там уголовной ответственности.
С другой стороны, лазейки эти должны быть закрыты. Просьба поддержать данный законопроект. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Ставится на голосование 4-й вопрос нашей повестки. О проекте федерального закона "О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы имущества". Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 56 мин. 01 сек.)
Проголосовало за 412 чел 91,6 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 412 чел.
Не голосовало 38 чел 8,4 %
Результат: принято 412 за, против нет, воздержавшихся нет. Коллеги, поздравляю.
Алексей Валерьевич, вот итог разговора, может быть, не очень приятного, но результат сам за себя говорит, а все остальное это демократия. Разговор в основе всего и самое главное доверие. Спасибо вам большое.
Коллеги, федеральный закон принят единогласно.