leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Принят в первом чтении законопроект об НДС для концессионеров в ЖКХ городов до 50 тыс

Принят в первом чтении законопроект об НДС для концессионеров в ЖКХ городов до 50 тыс – Гартунг Почему не субсидии? – Катасонов За все платит конечный потребитель
13. 1143825-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменения в статью 1741 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (об особенностях налогообложения налогом на добавленную стоимость при осуществлении деятельности в соответствии с концессионными соглашениями)
Документ внесен правительством 05.04.21.
Представил статс-секретарь – замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Светлана Иванова.
член комитета по бюджету и налогам Галина Данчикова.
Законопроект предусматривает освобождение от обязанности плательщика НДС при совершении операций в соответствии с концессионным соглашением концессионеров, применяющих упрощенную систему налогообложения и заключивших концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, расположенных на территориях населенных пунктов с населением менее 50 тыс. человек.
ФЗ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС.
Первое чтение 369 3 0 15:23

Стенограмма обсуждения
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1741 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Светлана Владимировна Иванова.
Пожалуйста, Светлана Владимировна.
Иванова С. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Добрый день, уважаемые депутаты!
Законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 174 прим. части второй Налогового кодекса в целях обеспечения возможности применения концессионерами в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения упрощённой системы налогообложения в малых населённых пунктах численностью до 50 тысяч человек.
Необходимость принятия законопроекта обусловлена трудностями в привлечении инвестиций через механизм концессионного соглашения в связи с отсутствием заинтересованности потенциальных инвесторов в отношении небольших имущественных комплексов, объектов водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения и заключения таких соглашений.
Сегодня потенциальные инвесторы-концессионеры в малых населённых пунктах находятся на упрощённой системе налогообложения, и в случае заключения концессионного соглашения на них возлагается обязанность по уплате налога на добавленную стоимость. И в таких малых населённых пунктах это, конечно, удвоение налоговой нагрузки, и потенциальные инвесторы не приходят на такие объекты.
Поэтому предлагается внести изменения, сделав изъятие в этой норме для малых городов, для таких концессионеров. Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо, Светлана Владимировна, присаживайтесь.
С содокладом выступает Галина Иннокентьевна Данчикова. С места, включите микрофон.
Данчикова Г. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!
Законопроектом предусматривается исключить организации, применяющие упрощённую систему налогообложения и заключившие концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, отдельных объектов таких систем, которые расположены на территории населённых пунктов с населением менее 50 тысяч человек, из перечня лиц, на которых возлагается обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость.
В малых населённых пунктах потенциальные инвесторы-концессионеры находятся на упрощённой системе налогообложения в случае заключения инвестором концессионных соглашений при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров, работ, услуг, подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость, на концессионеров обязанности плательщика по налогу на возлагаются добавленную стоимость.
Реализация инвестиционных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства становится экономически непривлекательной для потенциальных инвесторов в малых городах.
При оказании услуг в рамках заключенных концессионных соглашений происходит увеличение налоговой нагрузки концессионеров. Соответственно, освобождение ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих деятельность на основании концессионных соглашений в малых городах от обязанности исчислять налог на добавленную стоимость в случае применения ими упрощённой системы налогообложения, позволит повысить привлекательность института концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства на малых территориях.
Однако, рассматривая законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующие моменты.
Первое. Предлагаемая законопроектом инициатива распространяется только на организации. Между тем, как следует из статьи 5 Федерального закона № 115 "О концессионных соглашениях", концессионером может выступать также и индивидуальный предприниматель.
Второе. Законопроект не определяет периодичность подтверждения численности населённого пункта, каждый налоговый период или иной период, а также способ такого подтверждения.
Третье. Принятие законопроект приведёт к разному режиму налогообложения налогоплательщиков, осуществляющих один вид деятельности, но в населённых пунктах с разной численностью населения.
И четвёртое. Как следует из части 1 статьи 3 Федерального закона "О концессионных соглашениях", по концессионному соглашению одна сторона обязуется за свой счёт создать или реконструировать определённое этим соглашением имущество движимое — недвижимое, технологически связанное между собой и предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, что означает осуществление концессионером расходов в отношении объектов основных средств, являющихся предметом концессионного соглашения.
В связи с этим комитет обращает внимание, что реализация положений законопроекта приведёт к невозможности принятия ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими деятельность на основании концессионных соглашений в малых населённых пунктах и применяющих упрощённую систему налогообложения к вычету суммы налога на добавленную стоимость по приобретённым товарам, работам и услугам, в том числе и основным средствам.
Учитывая изложенное, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Гартунг Валерий Карлович.
Гартунг В. К. Уважаемая Светлана Владимировна, безусловно, предложение хорошее, правильное, нужное, предложение, касающееся снижения издержек операторов вот этих вот систем водоотведения, водоснабжения и теплоснабжения. Но вам же бюджетный комитет правильно указал, что переходя на упрощённый режим, да, входящий-то НДС они себе к возмещению не возьмут и фактически издержки у них всё равно вырастут, они же на издержки их берут. Поэтому не правильнее ли было другой механизм поддержки этих сетей выбрать? Кстати, и второе ещё здесь замечание, что а если 50 тысяч и один человек будет, то как? Тогда у них сразу условия хозяйственные меняются, и тогда что? А как это спрогнозировать? Это вопросы возникают. Поэтому, может быть, не рассматривали вы альтернативный вариант поддержки этих операторов, как например там, не знаю, субсидирование? Вот тот же НДС, который поступает в федеральный бюджет, его можно просто изымать... (Микрофон отключён.) Иванова С. В. Спасибо, Валерий Карлович.
Мы долго обсуждали эту инициативу, когда готовили. По нашему мнению, такой вариант наиболее оптимальный, с точки зрения поддержки концессионеров, инвесторов именно в малых населённых пунктах. Ежегодно Росстат публикует данные по численности населения, я думаю, что механизм отслеживания вот по поводу 50 и выше, это можно организовать, ну в плане это не будет сложно.
А с точки зрения субсидирования, тут такие варианты мы не видим, возможно, сейчас, потому что это же требует дополнительных бюджетных расходов.
Я думаю, что вот этот вариант, который мы предлагаем, он сегодня наиболее вот оптимальный и мы всё-таки просили бы поддержать.
Готовы ко второму чтению при необходимости какие-то нюансы доработать ещё.
Председательствующий. Спасибо.
Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В. Да, спасибо.
Уважаемая Светлана Владимировна, ну всё-таки город может и небольшой, меньше 50 тысяч, но коммунальное хозяйство — довольно серьёзная штука, тут и водоотведение, и теплоснабжение, вы предлагаете сегодня разрешить концессию фактически ИП или там организациям, которые работают на упрощённой системе налогообложения.
Просто каковы гарантии того, что они выполнят условия концессионного соглашения, не завалят всю эту работу, потому что здесь вероятность гораздо выше, чем там у каких-нибудь крупных компаний уже с соответствующей репутацией.
И какие ещё, может быть, дополнительные элементы вот этих гарантий будут прописаны в этих концессионных соглашениях? Чтобы не оставить людей, мало того, что без теплоснабжения, водоснабжения, ещё и у разбитого корыта.
Иванова С. В. Спасибо, Алексей Владимирович.
Речь идёт ведь о тех организациях, у кого достаточно небольшой имущественный комплекс и упрощёнка — это достаточно небольшой объём доходов.
Полагаем, что вопрос контроля — это вопрос заключения концессионного соглашения. А в целом, мы считаем, что вот такие организации, которые в малых населённых пунктах существуют, они сегодня нуждаются в том, чтобы... нуждаются сегодня малые населённые пункты в привлечении инвесторов. И, полагаем, что вот такие организации, они могут быть проконтролированы органами местного самоуправления.
Поэтому, я думаю, что вопросы правоприменительной практики, Минстрой в данном случае будет эти вопросы тоже отслеживать.
Председательствующий. Спасибо.
Гладких Борис Михайлович.
Гладких Б. М., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ'.
Светлана Владимировна, непривлекательность объектов коммунального комплекса, она связана не с численностью населённых пунктов, а с тем, какие это объекты коммунального комплекса и какой объём коммунальных услуг они могут через себя провести?
И у нас в больших муниципальных образованиях и свыше 50 тысяч, есть отдельные территории, где имущественные комплексы тоже непривлекательны. Так, может быть, всё-таки не только от численности, но и от других параметров объектов стоит исходить для того, чтобы действительно это было как-то применимо на практике в тех случаях, о которых вы говорите, именно непривлекательные объекты коммунального комплекса сегодня не привлекают, по сути, внимание потенциальных инвесторов. Для чего мера-то направлена? Для того чтобы снизить расходы инвесторов, для того чтобы привлечь этих инвесторов, соответственно надо обращать внимание именно на сами комплексы.
Иванова С. В. Согласны, что проблема модернизации жилищно-коммунального хозяйства она существует и что поэтапно мы ее решаем, у нас есть несколько различных механизмов, в том числе, реализуемых через фонд жилищно-коммунального хозяйства, через федеральный проект "Чистая вода".
Й, я думаю, что вот данный механизм можно как одним из считать, поэтому просила бы поддержать, потому что вот и такое тоже, возможность поддержки инвесторов и привлечение инвесторов в малых городах, он тоже имеет место быть.
Председательствующий. Спасибо. Черкасов Кирилл Игоревич.
Катасонов С. М. Катасонов на карточку Черкасова.
Председательствующий. Пожалуйста.
Катасонов С. М. Светлана Владимировна, вот хотелось бы понять, все-таки, что мы сегодня хотим принять - это решение по поддержке малого бизнеса либо у вас есть конкретные цифры по этим городам, там пятидесятитысячникам, в которых именно НДС, плательщиком которого они являются, является причиной там завышения тарифа, неполучение прибыли? Есть ли какая-то аналитика, можете назвать хоть один город, ну просто один там, Медногорск условно там в Оренбургской области, где именно НДС не позволяет такому-то инвестору и вот в случае, если мы сейчас отменим, произойдут вот такие-то изменения или все-таки еше раз — это теория, задача поставленная президентом поддержать МСП и всё на этом?
Иванова С. В. Прежде всего, данный закон рассчитан на поддержку жилищно-коммунального хозяйства и не готова сейчас назвать конкретный пример, у нас есть обращения от регионов, которые на эту проблему также обращают внимание. Речь идет о том, что все-таки такие организации они не выходят с идей, с инициативой к заключению концессионных соглашений, которые находятся на упрощенной системе налогообложения, мы даже, по сути, и выявить не можем.
Поэтому вот обращения от регионов есть, полагаем, что данный инструмент был бы одним из шагов привлечения инвесторов в таких населенных пунктах. А учитывая, что такие инвесторы они выбирают для себя наиболее оптимальный режим налогообложения, неудивительно, что они вот предпочитают находиться на упрощенной системе налогообложения. Поэтому при необходимости я думаю, что мы такую информацию можем дополнительно предоставить.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть.
Включите режим записи на выступления.
Покажите список.
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.
Гартунг В. К. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Ну, на самом деле вопрос-то не такой простой, как он кажется на первый взгляд. Боюсь, что, даже дав эту возможность не выплачивать НДС, мы не привлечем субъекты малого бизнеса, которые применяют упрощенную систему налогообложения, в этот бизнес, потому что они к вычету входящий НДС не могут брать. Понимаете?
Вот представьте себе ситуацию. Небольшой населенный пункт, там менее 50 тысяч жителей, там есть система теплоснабжения, водоотведения, водоснабжения, и есть предприятие, которое те же самые услуги потребляет, а оно же на общем режиме. То есть фактически, если вы работаете на упрощенке без НДС, то ваша услуга, если вы хотите продать эту же... Ну, понятно же, да? Чем больше ты услуги продаешь, эффект сокращения издержек на масштабе, тем лучше у тебя экономика.
То есть малый бизнес, работающий на упрощенке, он заведомо в худших условиях находится с теми компаниями, которые работают на общем режиме, за счет НДС. Так на минуточку 20 процентов, вообще-то. Если там посмотреть, какая там маржа вообще, она в лучшем случае может 10 процентов быть.
Нет, ну, понятно, что если владелец этой системы какой-нибудь чиновник, который может пролоббировать себе тарифы через единый тарифный органы вот такие, да, и там три конца оплачивают потребители это тепло, то, конечно, они любые деньги отобьют.
И им тогда вот это возмещение НДС не нужно. Но если мы говорим о реальном бизнесе, который в конкурентной среде находится, который каждую копейку считает, вот это не решение вопроса. Да, мы поддержим принятие этого законопроекта. Это хотя бы что-то. Это лучше, чем ничего. Но это, ещё раз говорю, это работать не будет.
Вы посмотрите, вы опросите малый и средний бизнес, ну, средний уже не подходит, тот бизнес, который работает на упрощенке, который работает без НДС. Какие у них проблемы? Они же заранее неконкурентоспособны в тендерах, потому что у них сразу на их услугу покупатель 20 процентов набрасывает. Сразу, сходу. Вы уж тогда, может быть, этот вид деятельности освободите от НДС, может быть, это правильнее будет? Вообще, давайте посчитаем, как вид деятельности освободите от НДС, и тогда будет понятно, тогда не будет этих ограничений, 50 тысяч, 60 и так далее, понимаете.
В этом случае бюджетный комитет абсолютно правильно указал на опасности, которые не дадут возможности реализовать этот законопроект. Подумайте ещё раз. Конечно, ещё раз говорю, это лучше, чем ничего, чем когда правительство вообще ничего не делает. Но это не тот путь.
Тут вот была дискуссия, кто лучше разбирается у нас, министры либо депутаты.
Дайте ещё минуту, пожалуйста, Александр Дмитриевич.
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков
Председательствующий. Полминуты.
Гартунг В. К. Полминуты. Хорошо.
Так вот, это тот самый случай, когда, вообще, было бы неплохо посоветоваться и спросить перед тем, как вы вносите сюда. Может быть, не депутатов, не хотите с депутатами советоваться, не надо, но возьмите и опросите участников этого бизнеса. Опросите их. Спросите, а что им нужно, что мешает, в чем проблема? А потом уже приходите с предложениями. Спасибо.
Председательствующий. Щапов Михаил Викторович, пожалуйста.
Щапов М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, данным законопроектом предлагается дать возможность концессионерам в сфере теплоснабжения и водоснабжения, и водоотведения упрощенной системы налогообложения в малых населенных пунктах. Исходя из заявленных целей, законопроект должен помочь привлечь инвесторов в сферу ЖКХ в малых населенных пунктах. Однако никаких гарантий, что это приведет к снижению тарифа, нет. В законопроекте соответствующих механизмов нет.
Скорее, принятие данного проекта закона позволит увеличить доходы концессионеров и сделать отрасль для них привлекательной.
Мы уже сталкивались с ситуациями, когда компании, работающие в сфере ЖКХ, заваливали нас жалобами о том, что якобы этот бизнес неприбыльный, доходов не хватает, а потом усилиями прокуратуры и правоохранительных органов мы выясняли, что средства выведены в офшоры, а собственники и компании покупали себе дорогие автомобили и яхты на собранные с граждан средства.
Считаем, что необходимо выработать механизмы, которые позволят поддержать добросовестные предприятия и поставить барьер для тех, кто привык обогащаться за счёт народа. В представленном виде законопроект фракция поддержать не сможет. Спасибо.
Председательствующий. Катасонов Сергей Михайлович. Катасонов С. М. Фракция ЛДЕГР поддержит данный законопроект. Мы рассматриваем его как те меры поддержки, о которых сказал президент в своём Послании, о которых говорит председатель правительства, поэтому как меры поддержки мы готовы поддержать.
Вместе с тем всё-таки хотелось бы понять, почему в такой форме и что в итоге мы получим, и почему там вот... комитет задал про 50 тысяч. Я вам задал вопрос, вы бы посмотрели, что такое 50 тысяч, что такое объём. Например, вот у нас водоканал, город там 570 тысяч, Оренбург, где-то у него там 2,5 миллиарда выручка. Если пропорционально опустить на 50 тысяч вот наши города, там Медногорск, побольше чуть Новотроицк, то это в пределах 150 там, где-то 170.
У меня вопрос к вам, вы сюда пришли без цифр, если это ограничение УСН, упрощённой системы налогообложения, на хрена нам туда тогда ещё численность-то внедрять? Они сами с этой упрощёнки свалятся и будут платить в больших городах уже на традиционной системе налогообложения. А для нас это вообще полное понимание, не нужно этот город пересчитывать, анализировать. Какой-то город попал по, скажем так, объёму системы водоснабжения, это же количество точек подключенных, количество потребителей, где-то есть центральное водоснабжение, где-то нет.
Поэтому у меня предложение конкретное. Убирайте оттуда численность города и оставляйте это в размере малого, среднего бизнеса, который определен УСН, то есть 150 миллионов в год, имущества должно быть там на 150 миллионов у этого предприятия, и это является критерием, и тогда как бы всё становится понятным.
Ну а вообще, если о чем говорил вот коллега, Валера, о том, что будут строиться, будут НДС... не смогут брать в зачет, надо понимать, что за все платит конечный потребитель. Все, что будет не учтено и не сможет, скажем, взять в зачет, это все будет переложено в тарифе на жителя, и это все будет включено в конечный продукт.
Поэтому у меня к вам, исходя из того, что сегодня Председатель палаты сказал, вы когда сюда приходите, вы, пожалуйста, дайте возможность депутатам вообще оценить регулирующее воздействие этого. Покажите город, покажите, насколько вырастет тариф, покажите, насколько снижение экономики, что вы хотите. Если вы пришли по поручению президента, значит, дать льготы МСП, всё, вы больше ни о чем нам не говорите здесь: ни про инвесторов, ни то, что они прийти не могут. Скажите: мы солдаты, нам поручили - мы выполняем задание, просим поддержать. Хорошо, мы поддержим, вы через год придете, тогда отчитаетесь.
Но, на мой взгляд, вот то, о чем мы говорим, это уже должна была быть проделана кропотливая работа, все по полочкам разложено, мы знаем, где кто выиграет, кто проиграет, но главное - выиграть должен житель нашей страны, России.
Председательствующий. Ооржак Мерген Дадар-оолович, пожалуйста.
Ооржак М. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемые коллеги! Уважаемый Александр Дмитриевич!
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает необходимость инвестирования, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также признает позицию Комитета по бюджету и налогам в том, что принятие законопроекта уменьшит административные издержки налогоплательщиков-концессионеров, связанных с ведением ими учета НДС и предоставлением налоговых деклараций по НДС через телекоммуникационные каналы связи, и призывает проголосовать за принятие данного законопроекта в первом чтении.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо.
Представитель президента? Правительства? Докладчик? Заключительное слово, содокладчик? Нет.
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 174' части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 23 мин. 18 сек.)
Проголосовало за 369 чел 82,0 %
Проголосовало против 3 чел 0,7 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 372 чел.
Не голосовало 78 чел 17,3 %
Результат: принято Принимается в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments