leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Принят в первом чтении законопроект о введении института типовой проектной документации

Принят в первом чтении законопроект о введении института типовой проектной документации в Градостроительном кодексе
14. 1147175-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях введения типового проектирования в Российской Федерации»
Документ внесен правительством 09.04.21.
Представил статс-секретарь – замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Светлана Иванова.
зампред комитета по транспорту и строительству Павел Федяев.
Законопроектом предлагается исключить из Градостроительного кодекса РФ институт экономически эффективной проектной документации повторного использования и ввести вместо него институт типовой проектной документации, сделав ее составной частью единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (далее – Единый реестр).
Типовая проектная документация будет представлять собой проектную документацию, подготовленную с применением экономичных ресурсо- и энергосберегающих архитектурно-планировочных, конструктивных, инженерно-технических, организационно-технологических решений, предназначенную для многократного применения при создании аналогичных (по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство) объектов капитального строительства.
Типовая проектная документация будет отвечать критериям, установленным Правительством РФ.
Типовая проектная документация будет отбираться Минстроем России из числа проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы и размещенной в Едином реестре.
Порядок признания проектной документации типовой проектной документацией будет устанавливаться Правительством РФ.
Типовая проектная документация будет применяться на добровольной основе (за исключением случаев, установленных Правительством РФ) любым застройщиком, техническим заказчиком или лицом, обеспечившим выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации, при подготовке проектной документации применительно к объекту капитального строительства, строительство которого он обеспечивает со дня включения сведений о типовой проектной документации в Единый реестр.
Критерии, на основании которых устанавливается аналогичность проектируемого объекта капитального строительства и объекта капитального строительства, применительно к которому подготовлена проектная документация, в отношении которой принято решение о применении типовой проектной документации, будут устанавливаться Минстроем России.
При этом при подготовке проектной документации, предусматривающей строительство объекта капитального строительства, с применением типовой проектной документации, не допускается внесение изменений в типовую проектную документацию за исключением изменений, которые в соответствии с Градостроительным кодексом РФ вправе утвердить застройщик или технический заказчик, а также изменений в проектную документацию, касающихся оснований и фундаментов.
Первое чтение 405 0 1 15:44

Стенограмма обсуждения
14-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях введения типового проектирования в Российской Федерации".
Доклад официального представителя правительства статс-секретаря -замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Светланы Владимировны Ивановой.
Пожалуйста.
Иванова С. В. Уважаемые депутаты! Законопроект разработан во исполнение поручения президента, данного по итогам расширенного заседания президиума Госсовета в целях введения в Градостроительном кодексе института типового проектирования.
Законопроектом предусмотрено, что проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы по введенному в эксплуатацию объекту капитального строительства, может быть признана типовой проектной документацией.
Такая типовая проектная документация будет являться составной частью единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.
При этом правительство устанавливает порядок признания проектной документации типовой документацией, критерии, которым должна такая документация соответствовать, срок ее применения, а также случаи ее обязательного использования. Со дня включения сведений о типовой проектной документации в ЕГРЗ застройщики вправе ее использовать применительно к объекту, аналогичному по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории. Критерии аналогичности проектируемого объекта должны быть установлены Минстроем России. Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо.
Содоклад Павла Михайловича Федяева. Федяев П. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Светлана Владимировна подробно изложила суть законопроекта.
У нас в стране сейчас идут масштабные проекты по строительству, мы строим дороги, строим обходы городов, строим мосты, больницы, школы, только 1300 школ до 2024 года будет введена в эксплуатацию, о чём скачал на Послании Федеральному Собранию наш национальный лидер.
И затраты бюджета федерального, субъектов по этим статьям измеряются триллионами рублей, по объектам капитального строительства на 2021 год это почти триллион, по дорогам тоже почти триллион. И понятно, что во всех этих объектах заложено проектирование, которое составляет от 5 до 10, 8,5 процента. Это соответственно цифры, измеряемые сотнями миллиардов рублей.
И типовое проектирование как раз нам помогает и стоимость этих проектных работ, и сроки их выполнения значительно сократить. В советское время мы получили огромный опыт работ с типовыми проектами, у нас гражданских объектов ИЖС 85 процентов в советское время было построено по типовым проектам, промышленные предприятия — около 70 процентов, тоже все по типовым. Конечно, и проблемы в этом есть. Мы, конечно, очень сильно поменяли регулирование, поменяли своды правил, поменяли технические регламенты, очень разнообразная наша Родина по климатическим условиям, по снеговым нагрузкам, ветровым, дождям, сейсмике и так далее.
Но опыт советского времени показал, что это вопросы, которые можно решать, и конечно, типовое проектирование здесь очень важно и нужно развивать.
Да, конечно, есть объекты, которые исключительно индивидуально надо проектировать. Но даже, к примеру, те же самые школы, если их 1300, совершенно не обязательно каждый раз кардинально, полностью менять проекты.
Что очень отрадно в данном проекте? У коллег речь идёт не просто о проектной документации, не просто о стадии ИП, речь идёт уже и о конкретно реализованных объектах.
И это очень важно, потому что мы очень часто сталкивались с тем, что берётся проект, по нему ещё не построено или не достроено, оригинал в процессе претерпевает серьёзные изменения, а, допустим, общая утверждённая сметная стоимость, которая по аналогии закладывается в следующий проект, она уже далеко не соответствует реальности. Поэтому то, что сегодня мы говорим о реализованных проектах, это очень здорово.
Я бы ещё, конечно, Светлана Владимировна, отметил, что очень важно, чтобы эти проекты уже попадали в реестр со всеми изменениями, которые вносятся в рабочую документацию в процессе реализации проекта, и тогда действительно мы получим хороший как бы рабочий реестр с проектами, которые будет возможно и быстро, и качественно реализовывать.
Поэтому комитет полностью поддерживает концепцию. Есть определённые моменты, над которыми надо ещё ко второму чтению поработать, но в целом это очень важный и значимый законопроект для развития строительства в нашей стране. Комитет просит поддержать.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли вопросы? Включите запись. Покажите список.
Березин Никита Владимирович, пожалуйста. Березин Н. В., фракция ЛДПР.
Спасибо.
У меня вопрос к докладчику.
Уважаемая Светлана Владимировна, у меня вопрос следующий.
Я думаю, вы не понаслышке знаете, как проблематично регионам вообще оформлять такого рода проекты и с какими проблемами они сталкиваются. Соответственно, вопрос. Вот принятие данного законопроекта, насколько снизит эти все бюрократические процессы и насколько быстро и оперативно регионы смогут реализовывать эти проекты и получать их в натуре?
Спасибо.
Иванова С. В. Спасибо, Никита Владимирович.
Ключевое отличие предлагаемых нами как бы изменений с точки зрения введения типового института проектной документации - это то, что данные проекты уже были реализованы ранее и учтены все изменения, которые вносились со стадии "П" до ввода в эксплуатацию объекта. Это означает, что нужно совершить небольшие совсем изменения в проектной документации, связанные с привязкой к конкретной местности, и они будут минимальными, поэтому есть ограничение в законе по аналогичным природно-климатическим условиям. Полагаем, что наиболее эффективным использование закона будет в одном регионе, когда активный губернатор сможет оперативно брать эту документацию, построил один объект, пошёл к другому. Поэтому мы полагаем, что это всё будет достаточно быстро, тем более что проекты будут содержаться в едином реестре, заключение экспертизы, и экспертиза также будет в этом процессе участвовать. Спасибо.
Председательствующий. Тетерин Иван Михайлович.
Гетерии И. М., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ".
Светлана Владимировна, зная, как непросто проходить процедуру получения положительного заключения, это огромный шаг, и в первую очередь экономический фактор имеет очень большое значение, то, что вы предлагаете.
Вместе с тем я хотел бы уточнить, могут или нет использоваться вот эти вот проекты для частных организаций или лиц наравне с государственными?
Спасибо.
Иванова С. В. Да, спасибо за вопрос.
Такую возможность мы в законопроекте предусмотрели. Во-первых, мы предполагаем, что в реестр могут включаться проекты, реализованные за счёт средств инвестора. И, с другой стороны, мы предусмотрели возможность использования проектов, созданных за бюджетные средства, инвесторами при реализации проектов. Единственное, что в таком случае данные проекты будут использоваться за плату, это также предусмотрено проектом федерального законами, таким образом, проектная документация, созданная за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, будет использоваться и частными инвесторами также. Спасибо.
Председательствующий. Моляков Игорь Юрьевич.
Моляков И. Ю. Уважаемый докладчик, вот вы говорите о некой стандартизации. А, значит, означает ли это, что введение данной стандартизации, оно приведёт к тому, что по всей стране, по всей России нужно будет придерживаться её? А вдруг кто-то вот нарушит, значит, данные стандарты. Последует ли какое-то наказание или деньги будут взяты обратно и так далее?
Иванова С. В. Спасибо, Игорь Юрьевич.
Мы, вообще, планируем, что некий набор объектов, для которых будет... для каких-то объектов будет определён. А правительством перечень будет обязательно, использование типовой документации. Но это не исключает абсолютно возможность устроить и в рамках новой разработанной документации.
Прежде всего, идея законопроекта эта, позволит строить экономичнее и быстрее, потому что наличие готового проекта, вы знаете прекрасно, это уже большая часть фактически строительства.
Поэтому полагаем, что возможность такую мы сохраняем, но, полагаем, что его использовать, мне кажется, будет целесообразно. И мы знаем, что готовность от субъектов и муниципалитетов такая есть, они неоднократно такие вопросы задают нам.
Председательствующий. Катасонов Сергей Михайлович.
Катасонов С. М. Светлана Владимировна уважаемая, вот 3-я страница пояснительной записки, 4-й абзац. Мне же надо голосовать - за, наверное, да? Вот вы пишите: реализация положений предлагаемых законопроектом, не окажет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Предлагаемые решения не повлияют на достижение целей государственных программ.
Вот я за что должен проголосовать? Что вы тогда предлагаете? Поясните, пожалуйста.
Иванова С. В. Полагаем, что не окажет негативных последствий, а позитивные окажет точно. Поэтому прошу поддержать.
Председательствующий. Старовойтов.
Иванова С. В. Очевидно, что введение института типового проектирования - это позитивно скажется в целом и на строительстве, и на экономии бюджетных средств.
Председательствующий. Старовойтов Александр Сергеевич.
Старовойтов А. С, фракция ЛДПР.
Вопрос к докладчикам, на выбор. В продолжение того вопроса, который задал Сергей Михайлович Катасонов. Ну, наверное, нам бы хотелось слышать, во фракции ЛДПР, что это не только для субъектов малого и среднего бизнеса будет положительно и только положительно для региона или муниципалитета, но ещё и для граждан. Если ты используешь типовой проект, на который ты тратишь несколько миллионов рублей, значит и сооружение становится дешевле и для граждан оно дешевле становится.
Ну основной вопрос ещё вот такого характера. Скажите, а если мы берём, например, основной типовой проект - дом, но почва, например, чуть-чуть отличается от того проекта, который реализовывался, например, месяц назад, в километре от этого места, где мы сейчас планируем строить. Это будет являться эффективным проектом, если нужно перепроектировать только железобетонные конструкции - КЖ, то есть фундамент? То есть новый фундамент, но старый проект.
Иванова С. В. У нас в законопроекте предусмотрено, что потребуется привязка к земельному участку, к фундаменту - это уже предусмотрено.
А критерии, в какой степени этот проект может быть, использоваться, будут разработаны. Ко второму чтению такой проект представим, но это можно будет сделать, если в рамках одной территории природно-климатические условия совпадают, то, как раз для этого и нацелено применение типовой документации. Возможно, просто в разных региональных зонах, когда южная там, и северная там будут отличия, а в рамках километровой зоны, я думаю, вряд ли будут такие серьезные изменения.
Председательствующий. Бессараб Светлана Викторовна.
Бессараб С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемая Светлана Владимировна!
У меня такой вопрос. Вот критерии аналогичности проектируемого объекта в соответствии с природными условиями и так далее, нельзя ли это сделать заранее в том плане, чтобы не каждый раз обращаться как за госэкспертизой и это будет, конечно, определенный срок занимать, а чтобы Минстрой подготовил заранее - вот эти природные климатические условия, сейсмичность и так далее соответствуют вот этим, этим и этим, неким... справочник такой. Потому что даже вот у нас в Краснодарском крае есть степи, горы, прибрежные территории, то есть это совершенно разные, не аналогичные природно-климатические условия. Скажите, можно ли это сделать заранее, чтобы действительно сократить сроки разработки проектно-сметной документации, увеличить прозрачность и так далее? Спасибо.
Иванова С. В. Конечно, разработка такого документа предусмотрена и он в перечне указан, мы уже приступили, ко второму чтению готовы будем представить. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Есть ли желающие выступить?
Включите запись.
Покажите список.
Старовойтов Александр Сергеевич, пожалуйста.
Старовойтов А. С. Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Мы с вами помним, как несколько лет назад мы принимали изменения к действующему законодательству, которые касались вопроса обманутых дольщиков. Мы приняли, в общем-то, законопроект показал себя достаточно эффективно и процесс работы с обманутыми дольщиками велся, как и в стенах Государственной Думы, так и на площадках субъектов Российской Федерации. Однако мы понимали, что придя к такому элементу финансирования, к которому мы пришли, мы запускаем механизм удорожания жилья, в частности, если говорить о жилье.
Вот сейчас в прошлом году банки снизили ключевую ставку, и мы увидели, насколько серьезно подорожало жилье.
Мы понимаем, что в строительстве существует огромное количество интересантов, в хорошем смысле этого слова, там регионы, муниципалитеты, малый и средний бизнес, который занимается стройкой, крупный бизнес, банки в том числе. Но хотелось бы, чтобы в докладе, который звучит от профильного министерства, от нашего профильного комитета, все-таки не забывали конечного потребителя.
Вот любой проект, с которым вы приходите сюда, наверное, должен обозначаться не только с точки зрения оценки регулирующего воздействия для отрасли. Но мы бы, во фракции ЛДПР, хотели, чтобы мы понимали, что путем принятия того или иного законопроекта мы снизим стоимость одного квадратного метра.
Давайте, например, ко второму чтению продумаем элемент того, что там, где используются типовые проекты, где... а типовой проект - это достаточно серьезные суммы, не колоссальные, конечно, явно не треть, наверное, бюджета всего объекта, но, по крайней мере, достаточно существенные составляющие себестоимости, мы снижаем стоимость одного квадратного метра. Вот тогда мы покажем нашим гражданам, что путем принятия данного законопроекта мы снизили стоимость квадратного метра в том или ином регионе, где использовались типовые проекты.
Вы же должны в правительстве понимать, что мы в отличие от вас общаемся каждый день практически, и нам нужно отвечать на вопросы, почему принимается тот или иной законопроект.
Я. не просто так задал вопрос, который связан, что же является типовым проектом. Вот вы в своем докладе сказали о том, что... ну, в рамках одной климатической зоны. Но вы же должны понимать, что, что касается почвы... Вот построили, например, объект вот здесь капитальный, а вот здесь может совершенно кардинально отличаться почва, и те нагрузки, которые испытывает фундамент в этом месте, отличается от тех нагрузок, которые испытывает фундамент в этом месте. Поэтому мы должны однозначно ко второму чтению подработать, что же является типовым проектом. То есть сам проект, например, дома, а фундамент необходимо, ну можно, по крайней мере, корректировать, можно менять.
Фракция ЛДПР, конечно, поддержит данный законопроект и поддержит потому, что мы рассчитываем, что действительно это снизит стоимость квадратного метра и напрямую положительно отразится на гражданах нашей Российской Федерации. Но просим все-таки учесть вот эти элементы, чтобы не было какого-то непонимания, что является типовым проектом, а что уже не является типовым проектом, коммуникации, масса всех этих элементов, которые входят в понятие "проект". Спасибо.
Председательствующий. Моляков Игорь Юрьевич.
Моляков И. Ю. Уважаемые коллеги, уважаемый председательствующий, вопрос, который мы сейчас обсуждаем, чрезвычайно серьезен.
Вот здесь говорят, что типовой проект для разных климатических зон. Это верно. Но мы живем сейчас в обществе, где есть разные социальные зоны. То есть есть целые кварталы, где проживают бедные, нищие люди, есть кварталы и целые населенные пункты, где проживают, ну, на Рублевке там, люди богатые и обеспеченные. Мы как партия социалистическая поддерживаем, конечно же, данный закон, но очень хотелось бы, чтобы ко второму чтению здесь шел разговор не только на словах, но хотя бы можно было вывести на экран несколько типовых проектов. Давайте уйдем от социальной темы, но давайте хотя бы, чтобы нам показали типовые проекты для Севера, для Юга, для Центральной полосы, чтобы мы имели эту возможность.
Теперь ещё один момент. Да, действительно если частная организация ведет застройку или есть деньги построить для себя какое-либо учебное заведение, то, ради бога, пусть строят за свои деньги по разным проектам. Но ведь мы сталкиваемся в республиках, в областях со следующим неприятным моментом. То есть ты - губернатор, ты в своей деревне воротишь такую школу, которая там вообще и не нужна, там живет тысяча человек или 500 человек, а строят огромную школу, которая должна обслуживать несколько тысяч человек, с бассейнами там, с зимними садами и так далее. Вот здесь каким образом решается проблема?
Значит, действительно возникла мысль о том, чтобы стандартизировать учебники истории.
Но мы прекрасно понимаем, что то здание, в котором учится молодой человек, и та программа, по которой он занимается, это вещи абсолютно связанные.
И надо понимать, что речь идёт не просто о проекте, речь идёт об архитектуре, самом древнем виде искусства, видимо, которое влияет на сознание молодого человека. Вы знаете, я учился в стандартной школе, да и все здесь люди старше 50 лет учились в стандартных школах, и ничего плохого в этом не было. И именно поэтому наша фракция сейчас поддерживает данный законопроект, но покажите хотя бы один. Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо.
Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик?
Нет.
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях введения типового проектирования в Российской Федерации". Пункт 14.
Включите режим.
Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 44 мин. 12 сек.)
Проголосовало за 405 чел 90,0 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 406 чел.
Не голосовало 44 чел 9,8 %
Результат: принято Принимается в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments