leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 12.05.21 отчет правительства Михаил Мишустин– часть 2

Стенограмма пленарное заседание ГД 12.05.21 отчет правительства Михаил Мишустин– часть 2
Доля отечественной продукции в этих отраслях в прошлом году выросла достаточно серьёзно и составляет сейчас порядка 60 процентов. Сейчас мы формируем новые инструменты для развития производства критически важных материалов, комплектующих, создаём существенную базу для, компонентную базу, чтобы снизить зависимость от поставок из-за рубежа.
Новые планы импортозамещения мы формируем адекватно возникающим вызовам, приоритезируем их, делаем упор именно на комплектующих, расшивая узкие места, например, по сельхозмашу - на современных видах трансмиссии, по фарме - на конкретных субстанциях, которые столь необходимы для производства лекарств, а в станкостроении - на системах числового программного управления, направляющих.
Рассчитываем к середине лета обновленные планы уже утвердить, при этом фактически мы их уже реализуем.
В прошлом году мы с вами смогли запустить модернизированный механизм специального инвестиционного контракта. И в перечень современных технологий, для внедрения которых будут теперь заключаться СПИКи, включено свыше 600 позиций, по ним уже объявлены соответственно конкурсы. Например, в области технологии и производства новых типов сельхозтракторов и первые контракты уже будут подписаны уже в следующем месяце. Вся проведенная работа по импортозамещению создала мощный задел на будущее. Важно структурно изменить облик российской промышленности.
И, конечно, мы усилим поддержку так называемых вытягивающих
отраслей, где одно рабочее место способно создавать 7-8 дополнительных в
смежных секторах, в том числе в авиа, судостроении, транспортном
машиностроении. Мы планируем начать массовый выпуск конкурентоспособных видов транспорта, среднемагистрального МС-21, легкомоторных самолетов "Байкал", регионального самолета Ил-114-300, мы будем строить новые ледоколы и суда класса "река-море" для обеспечения стратегической безопасности нашего энергетического сектора, мы выводим на рынок турбины большой мощности, планируем развивать производство систем накопления на основе мощных аккумуляторов.
Принимая меры поддержки людей экономики, мы должны были учитывать особенности и потребности всех субъектов Российской Федерации, понимать, как это работает на местах. Я побывал почти в трети регионов нашей страны, несмотря на коронавирус вместе с членами правительства мы объехали практически все субъекты Российской Федерации, оценили, как они развиваются, какие есть сложности. Мы получили картину не из бумажных справок, а в живом диалоге с гражданами и бизнесом, с теми, кто не равнодушен к судьбе своего региона, своей страны. Люди высказывают мнение, выступают с инициативами, многие идеи и предложения, которые звучат на таких встречах, становятся основой для наших будущих решений, это очень важный механизм обратной связи, о котором говорит президент.
По итогам командировок было дано более 300 соответствующих поручений, большая часть из них уже выполнена.
Они стоят на практически ежедневном контроле. Ещё раз подчеркну — никакие отчеты не заменят личного общения с людьми. Поэтому такую практику мы обязательно продолжим.
Президент в своем Послании отметил, что страна идет вперед тогда,
когда развиваются её регионы. Важно найти для каждого из них свои точки
роста, повысить их инвестиционную привлекательность, конкурентоспособность. И мы эту работу ведем системно. Вместе с вами приняли изменения в законодательство, которые в условиях пандемии освободили регионы от действия многих ограничений по бюджетному процессу, оказали прямую финансовую помощь, компенсировали выпадающие доходы региональных бюджетов. Выделили основные направления поддержки регионов.
Первое. Это снижение долговой нагрузки на бюджеты. Практически по всему объему реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам были перенесены сроки погашения, чтобы аккумулировать ресурсы для профилактики коронавируса. А срок предоставления коротких казначейских кредитов был увеличен в 2,5 раза с 90 до 240 дней. Также по поручению президента будет проведена реструктуризация бюджетных займов, которые были выданы в прошлом году. Они по сути станут долгосрочными.
Второй блок. Это замещение коммерческих займов бюджетными, о чем говорил президент в Послании Федеральному Собранию - для того чтобы регионы могли развиваться и финансировать приоритетные расходы. Рыночный долг регионов и муниципалитетов, который превысит четверть налоговых и неналоговых доходов, будет заменен на бюджетные займы с таким же длительным сроком погашения.
Третье. Не менее ЗОО миллиардов рублей регионы смогут получить в виде инфраструктурных бюджетных кредитов на 15 лет под невысокий процент. "Это очень важный момент. В первую очередь мы будем давать их тем территориям, которые вели более аккуратную долговую политику.
Ещё один инструмент — инфраструктурные облигации. И они позволят привлечь дополнительные внебюджетные средства в жилищное строительство, станут источником создания инженерных, транспортных и социальных объектов. Всю подготовительную работу по формированию нормативной базы правительство проведет в максимально сжатые сроки.
Хочу остановиться еще на одном вопросе, очень важном вопросе. Государственная Дума и Совет Федерации уже ставили несколько раз вопрос о переносе отчёта об исполнении бюджета за истекший год на весеннюю сессию.
Я поддерживаю это предложение и предлагаю пойти дальше — перенести сроки внесения очередного трёхлетнего бюджета с 1 октября на более ранний срок — 15 сентября. Это поможет регионам при подготовке своих бюджетов, ускорит процессы заключения соглашений, процесс контрактации.
Поручение президента по поддержке регионов требует изменения бюджетного законодательства. Я дам такое поручение, внести такой законопроект в Государственную Думу в ближайшие дни и прошу вас поддержать такое предложение. (Аплодисменты.)
Отдельно я хочу остановиться на индивидуальных программах развития регионов. В прошлом году мы совместно с вами начали работы по поддержке 10 территорий с наиболее сложной экономической ситуацией. Считаю очень важным, что, несмотря на все проблемы, правительству удалось принять индивидуальные программы для каждого из них, не сократить ни копейки, и на эти цели предусмотрено 50 миллиардов рублей. Средства идут на решение совершенно конкретных задач - повышение уровня доходов людей, снятие инфраструктурных ограничений, на помощь малому и среднему бизнесу.
Кстати, уже есть первые результаты работы этих индивидуальных программ: созданы сотни новых рабочих мест, начаты десятки инвестиционных проектов на сумму почти 14 миллиардов рублей.
На средства программы, например, в Адыгее открыты были детская поликлиника и медицинский центр, предприятиям агропромышленного комплекса в Республике Марий Эл предоставили субсидии, которые они направили на развитие, например, Калмыкии, где большие сложности с обеспечением чистой питьевой водой. Правительство выделило соответствующие средства на проведение технической экспертизы водопровода. Важно скорее решить вопрос с водой для жителей этого региона, это самый важный вопрос при посещении, собственно говоря, мы об этом говорили, наверное, большую часть времени.
В Республике Алтай, например, предусмотрели финансирование строительства очистных сооружений, чтобы снизить негативное воздействие на жемчужину Алтая - на Телецкое озеро.
При этом отмечу, что мы не вводим в таких регионах ручное управление. Наша цель помочь им поддержать инициативу по улучшению жизни людей. Очень много зависит от ответственности и активности руководителей таких территорий. Будем строго следить за тем, чтобы все свои обязательства перед гражданами и они выполняли полностью.
В других субъектах Российской Федерации тоже есть проблемы, которые нужно решать.
Уже ведётся строительство и реконструкция 48 объектов, их общая стоимость превышает 45 миллиардов рублей. Это и объекты образования в Республике Тыва, в Магаданской, Ярославской областях, и учреждения здравоохранения, в том числе строительство больниц на Камчатке, в Костромской области, онкодиспансер в Курганской области, в Магадане, реконструкция роддома в Новгородской области, строительство ледовой арены в Новосибирске, многое другое. Можно сказать также про аэропорты. Это аэропорт Толмачево, расширение портовой инфраструктуры Петропавловска-Камчатского.
У нас есть и другие точки на карте страны, развитие которых невозможно без участия государства, это сельские территории, практически в каждом регионе. И для их комплексной поддержки у нас есть достаточно широкий спектр экономических инструментов. Мы помогаем им и в рамках государственной программы. Только за прошлый год смогли улучшить условия жизни более 6 миллионов человек, построены дома, дороги, созданы и отремонтированы клубы, школы, фельдшерско-акушерские пункты и много других социальных объектов.
Отдельно скажу, что развитие села остаётся для нас приоритетом. Мы предусмотрели эту поддержку практически в каждой государственной программе и по всем направлениям, будь то образование, здравоохранение или социальная сфера. Только в этом году на развитие сельских территорий мы предусмотрели более 220 миллиардов рублей, а в сентябре, когда правительство будет представлять проект бюджета на следующую трёхлетку, вы увидите, что эта тема остаётся для нас приоритетной в каждой программе.
Благоприятные условия развития должны быть созданы по всей стране. Есть территории, где по объективным причинам это делается сложнее, они требуют особого подхода из-за своего геополитического положения и, прежде всего, речь идёт о Дальнем Востоке и Арктике.
В частности, в Мурманской области мы обсуждали тему развития транспортных коридоров Северного морского пути и региона в целом. В конце марта правительством была принята государственная программа "Развитие Арктической зоны". На её реализацию в ближайшие три года направим около 15 миллиардов рублей, из них 3,5 миллиарда уже в этом году. Цель программы — обеспечить устойчивое развитие этого региона, привлечь туда инвесторов, ну и, конечно, создать новые рабочие места.
Качество и комфортность жизни во многом зависят от состояния окружающей среды, от того, каким воздухом мы дышим, какую воду мы пьем. Мы понимаем, насколько это важно. После крупнейшей аварии на ТЭЦ в Норильске были сделаны серьезные выводы. Ущерб там будет ликвидирован за счет виновников, но такие затраты не должны финансироваться компаниями как текущие расходы. Это уменьшает прибыль, а значит, и налоги в региональные бюджеты, и получается, что устранение ущерба идет, по сути, за счет простых граждан. Так быть не должно. Надо, чтобы ущерб оплачивался из чистой прибыли компании. Тогда только ответственность будут нести их собственники и первые лица.
(Аплодисменты.)
Да и в целом необходимо изменить отношение предпринимателей к природе. По поручению президента мы подготовим и направим на ваше рассмотрение законопроект, который обяжет собственников отвечать за ликвидацию причиненного вреда и финансово тоже. Бизнес должен работать по принципу "убери за собой". Людям хочется жить в нормальной экологической обстановке. У нас есть для этого все инструменты, для эффективного выполнения этой задачи.
Конечно, необходимо решить и целый ряд застарелых проблем, в том числе с заброшенными опасными объектами, которые представляют угрозу для окружающей среды. Надо выявить все такие места. Это затонувшие корабли, старые скважины, незаконные свалки, провести, если хотите, своего рода "генеральную уборку" страны. Мы уже активно над этим работаем.
Кроме того, будем развивать экономику замкнутого цикла: стимулировать бизнес к отказу от продукции, которая не подлежит переработке. В целом надо сократить лишнюю упаковку, а если без неё не обойтись, то она должна быть пригодной для переработки, и количество экоупаковки надо постепенно наращивать, чтобы к началу следующего десятилетия её доля превысила 85 процентов.
Другая важная задача на этот период — снизить в два раза ежегодные объемы захоронения отходов. Мы должны точно знать, кто и куда вывозит бытовой мусор, чтобы исключить возможности появления нелегальных свалок.
Развитие нашей страны требует доступа к новым рынкам, притока рабочей силы, расширения внешнеэкономического сотрудничества, для этого необходимо, в том числе, дальнейшее укрепление Евразийского экономического союза. Прошлый год стал для нашего объединения серьезным испытанием. Но общий рынок выдержал удары пандемии. Сжатие внутренней торговли между государствами-пятерками оказалось гораздо меньше, чем с третьими странами. И всё это стало возможным благодаря слаженной работе с нашими партнерами, постоянной работе с нашими партнерами по союзу.
Был выработан совместный план мероприятий по борьбе с пандемией, приняты срочные меры для насыщенного внутреннего, простите, для насыщения внутреннего рынка необходимыми товарами. Более того, мы согласовали концептуальные подходы на будущее.
В декабре прошлого года главы наших государств приняли стратегию развития союза на ближайшие пять лет. Мы продолжим обеспечивать свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы на общем рынке союза. И всё это создает новые возможности для ведения бизнеса, повышения инвестиционной привлекательности экономики и увеличения высокотехнологического экспорта.
Все наши шаги по защите экономики позволили сгладить влияние коронавируса. Конечно, в таких условиях некоторое замедление темпов было неизбежно, однако, учитывая новые обстоятельства и сохраняющийся негативный внешний фон, оно было вполне умеренным. Падение ВВП составило всего 3 процента. В марте этого года, по данным Минэкономразвития, ВВП превысил впервые доковидный уровень, и в целом экономика восстанавливается.
Пандемия усилила риски для глобальной макроэкономической стабильности. Накопление долга происходило как в государственном, так и в частном секторах, это во многом произошло из-за сохранения в течение длительного времени мягкой монетарной политики в крупнейших развитых странах. Низкие процентные ставки и не обеспеченные товарами деньги на рынке разогнали инфляцию в мире, в том числе повысили стоимость продуктов питания.
Многие предприниматели, не желая терять выгоду, подняли внутренние цены вслед за мировыми, а импортируемая инфляция стала оборотной стороной наших успехов в наращивании экспортного потенциала, в том числе в АПК, что подтолкнуло рост цен внутри страны, и прежде всего на социально значимые товары.
Поэтому правительство применило гибкий подход.
Чтобы сдержать цены на социально значимые продукты, мы сделали выбор в пользу экономических инструментов.
Для ряда продовольственных товаров мы ввели долгосрочные компенсационные механизмы, которые снижают зависимость внутренних цен от мировых.
Теперь это экспортная пошлина в виде субсидий возвращается производителям, а не платятся напрямую в федеральный бюджет.
Мы поддержали производителей муки, хлеба, сахара и другой агробизнес, который поставляет продукцию на внутренний рынок. На это дополнительно выделили около 15 миллиардов рублей.
Результат сдерживания цен, конечно, никого из нас полностью не устраивает. Но если бы не предпринятые меры, обсуждать пришлось бы не их эффективность, а взрывной неконтролируемый рост цен.
Мы за то, чтобы наши производители зарабатывали на экспорте, но не в ущерб интересам главных своих покупателей, которые живут и работают в России.
(Аплодисменты.)
И здесь важно сказать еще об одной причине, почему растут цены.
Это жадность. Жадность отдельных производителей и торговых сетей.
И здесь, хочу напомнить, у правительства достаточно инструментов, чтобы обуздать аппетиты тех, кто наживается на ажиотажном спросе во всех сферах.
И еще о том, что особенно беспокоит людей. Это цены на бензин.
Надо сказать, что каким бы тяжелым не был прошлый год, стоимость топлива тогда не выросла выше инфляции. И мы продолжим держать ситуацию под контролем, с использованием всех доступных инструментов, в том числе законодательных.
Еще один глобальный вызов, который мы не можем игнорировать, он связан с изменениями климата и с вопросами низкоуглеродного развития.
Более 60 государств уже объявили своей целью переход к углеродной нейтральности.
Углеродный налог действует в 25 странах, все это ведет к долгосрочному снижению спроса на традиционные товары нашего экспорта, на нефть, уголь и для нас это очень серьезный вызов и, конечно же, в том числе и возможность. Снижение выбросов это серьезный стимул перестройки нашей экономики, к развитию новых технологий в энергетике, в транспорте, в промышленности. Это повысит спрос на проекты по поглощению парниковых газов и, в том числе по лесовосстановлению, о котором мы несколько раз, в том числе говорили с вами, уважаемые депутаты.
Правительство внесло в Государственную Думу законопроект об ограничении выбросов парниковых газов. Нам предстоит реализовывать комплекс мер по переходу отраслей и регионов страны к низкоуглеродному развитию, это очень непростой путь.
В рамках климатической повестки нам принципиально важно создать собственную систему учета выбросов и поглощений парниковых газов, она должна быть научно обоснованной и, что очень важно, признаваемой в мире, для этого мы создаем в регионах, так называемые, карбоновые полигоны, и продолжим эту работу.
В прошлом году мы не только боролись с последствиями коронавируса, но и создавали базу для постковидного восстановления. Совместно с вами мы разработали общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения. Он объединил, как задачу адаптации к сложившейся ситуации, так и цель дальнейшего развития нашей страны. Его главным результатом должен стать выход экономики России на траекторию роста. Работа по реализации плана идет активно, более половины мероприятий уже завершены. Все, о чем мы говорим, было бы невозможно без национальных проектов, такие как "Здравоохранение", "Демография", "Наука и университеты", "Образование" и других.
В прошлом году президентом были уточнены национальные цели развития и у правительства появился более широкий горизонт планирования и конкретные долгосрочные ориентиры. Для каждой цели были установлены соответствующие показатели, которые характеризуют ее достижения, при этом была обеспечена преемственность с ранее обозначенными приоритетами. Мы повысили эффективность реализации национальных проектов, в конце года обновили их содержание в непосредственной привязке к национальным целям развития, обозначенных президентом.
Создали информационную систему мониторинга их анализа. Именно благодаря такой работе появилось более 60 тысяч новых мест в школах, мы смогли открыть новые фельдшерско-акушерские пункты, врачебные амбулатории, детские больницы и центры онкологической помощи, подключены к Интернету более 40 тысяч социально значимых объектов, с опережением идёт расселение аварийного жилья. В прошлом году новое жильё получили почти 130 тысяч человек.
Приведу ещё несколько результатов реализации национальных проектов. Были созданы условия для того, чтобы дети получали качественное дополнительное образование. На базе новых и существующих учреждений создано свыше 350 тысяч новых мест в 48 регионах страны. Работают детские и мобильные технопарки, кванториумы, их посещают более миллиона детей.
Создано 11 региональных центров выявления поддержки и развития способностей и талантов у наших детишек, у молодёжи с учётом опыта Образовательного фонда "Талант и успех".
Чтобы улучшить координацию работы министерств и ведомств и точнее реализовать решение президента по национальным целям, был подготовлен единый план по достижению национальных целей. Впервые разработан такой объёмный стратегический документ, который свяжет в единое целое и июльский указ, и национальные проекты. По сути, он отвечает на три ключевых вопроса: когда, где и какие шаги правительство предполагает сделать, чтобы эти цели были достигнуты. В подготовке единого плана участвовали все органы исполнительной власти. Он прошёл обсуждение с представителями Федерального Собрания, Общественной палаты, ОНФ, делового и экспертного сообщества, с рабочими группами Государственного Совета. Были внимательно проработаны способы достижения целей с датами и ответственными исполнителями, контрольными точками и соответствующим финансовым обеспечением.
Единый план содержит целевые показатели по срокам и по каждому субъекту Российской Федерации, чтобы люди знали и понимали, когда и какие результаты они увидят не только в масштабах всей страны, но и в конкретном округе или в конкретной области.
Этот год объявлен в нашей стране годом науки и технологий. Нам предстоит провести глубокую настройку всей научной сферы для того, чтобы она приносила конкретные результаты.
По поручению президента в ближайшие три года на фундаментальные научные исследования из федерального бюджета мы направим свыше полутора триллионов рублей. Мы кардинально обновим подход к управлению и финансированию науки. Будет существенно сокращён путь от разработки до внедрения перспективной технологии. Государство выступит здесь заказчиком, прежде всего, в сферах критически важных для страны.
Одним из наших приоритетов является укрепление качественного наращивания потенциала сети современных вузов на всей территории нашей страны. Мы продолжим совершенствование системы высшего образования, усилив роль университетов в социально-экономическом и в научно-технологическом развитии страны.
Уже разработана и до конца мая этого года будет утверждена и запущена новая программа поддержки университетов "Приоритет 2030". Она направлена на развитие исследований образования, разработок инноваций, технологий и территорий. В ней примут участие не менее ста университетов, отобранных конкурсной комиссией. В программу будут вовлечены отраслевые, это медицинские, транспортные, аграрные, педагогические, творческие и другие региональные вузы.
Отдельно скажу о школьном образовании. Современная школа - это непросто классы и парты, это и хорошее оборудование, и выход в Интернет, в сеть, и доступ к электронным ресурсам. Такие школы должны появляться по всей страны. Существенно увеличим темпы их строительства.
Президент в Послании подчеркнул, что к 2025 году должно быть не менее 1 тысячи 300 новых общеобразовательных организаций и тогда третьи смены уйдут в прошлое. У каждого ребёнка должна быть возможность удобно и безопасно добираться до учёбы. За четыре года закупим не менее 16 тысяч современных школьных автобусов для тех муниципалитетов, где это необходимо.
Недавно я побывал в Алтайском крае, беседовал с педагогами. Одна из молодых учителей, Юля Скорых, сказала мне, что в сельской школе, где она работает, нет Интернета вообще. В некоторых домах жители сами его установили как-то, а школа не имеет выхода в сеть и не имеет, соответственно, доступа к электронным ресурсам. Так бывает и в других регионах. Поэтому наряду с глобальными вопросами надо решить и не менее важные и конкретные задачи - обеспечить Интернетом и связью каждый населённый пункт, все больницы, поликлиники, школы. Надо понимать, что сегодня доступ к Интернету также необходим как отопление, свет. В прошлом году к сети были подключены свыше 23 тысяч объектов, в том числе ФАПов, школ в отдаленных районах. Все социально значимые объекты получат доступ в Интернет до конца этого года, мы это запланировали и будем этого добиваться.
(Аплодисменты.)
Кроме того, в этом году мы завершим подключение всех небольших населенных пунктов, где проживает от 250 до 500 человек, широкополосным Интернетом уже сейчас пользуются жители более 12 тысяч таких поселений. Ори вашей поддержке в прошлом году принят правительственный закон, благодаря которому Интернет будет проведен в более чем в 10 тысяч поселений, где проживает от 100 до 250 человек, и в последующие годы все эти населенные пункты обеспечим мобильным Интернетом и сотовой связью.
Прошлый год показал, как должна работать вся система государственного управления. Потребовался новый темп принятия решений, практически, как я уже говорил, круглосуточный режим, при этом структура органов государственной власти практически не менялась на протяжении многих лет и в современных условиях не смогла эффективно обеспечить решение задач, которые поставила перед нами новая реальность.
Правительство разработало оптимальные решения и единые стандарты организационной модели управления.
Уважаемый Вячеслав Викторович и Валентина Ивановна, вы неоднократно говорили о необходимости аудита институтов развития, мы эту работу провели. Мы приступили к реформе их структуры и деятельности, чтобы точнее ориентировать их на достижения национальных целей, убрать пересечения, которые были у таких структур с федеральными органами власти, коммерческими организациями, все это было сделано, чтобы максимально увеличить отдачу от каждого института развития за счет объединения их ресурсов и работы на базе общих процессов.
Институты развития должны серьезно наращивать поддержку значимых для нашей страны проектов от социальной сферы до создания новых отраслей и перезапуска инвестиционного цикла. Под стратегическую повестку мы перезагрузили систему управления, внедрив новые инструменты в работе, чтобы усилить взаимодействие министерств, ведомств, регионов и, конечно же, экспертного сообщества. Мы создали координационный центр, используем его ресурсы для поиска наиболее эффективных и быстрых решений, прежде всего для реализации приоритетных задач и проектов, которые определяет президент. Важно, что такой инструмент помогает получить обратную связь с обществом. Наша цель — это государство без бюрократизма, необременительное для людей и бизнеса, в котором не надо просить об услугах. Все они будут предоставляться в проактивном режиме. И людям не придется тратить время на сбор справок, документов бумажных различных. Важно, что взаимодействие с государственными органами для людей и бизнеса было бы как можно более удобным.
Уважаемые коллеги, в прошлом году мы выдержали очень серьезные испытания. Сейчас, когда ситуация с распространением коронавируса стабилизировалась, мы должны сделать всё, чтобы люди как можно скорее могли вернуться к нормальной жизни. Год назад, отчитываясь о работе правительства перед вами, я говорил о тех ценностях, которыми мы руководствуемся, и они остаются для нас неизменными. В центре внимания человек и его интересы. Работать открыто, честно, командой, ориентироваться на результат, который всегда в любых обстоятельствах важнее ведомственных границ и лишних формальностей. Считаю, что такой подход во многом и стал решающим фактором, который меняет ситуацию к лучшему.
Итогом прошлого года стали не только его тяжелые уроки, но и опыт, который теперь помогает в самых сложных, порой непредсказуемых обстоятел ьствах.
В этот непростой год вместе с решением первоочередных задач мы одновременно создавали и базу для постковидного прорыва. Сегодня у нас с вами есть для этого все возможности, есть настроенные механизмы взаимодействия государственных органов обратной связи с людьми. Президент неоднократно обращал внимание, что именно обратная связь от людей, глубокая аналитика на основании первичных статистических данных и профессиональная экспертиза является важнейшим фактором принятия решений, и принятие решений, в первую очередь, правительством. Теперь мы можем ставить гораздо более амбициозные цели и главное комплексно решать те проблемы, которые волнуют граждан и важны для развития страны.
В проекте бюджета, который мы осенью представим вам на рассмотрение, будут заложены необходимые параметры для реализации важных социально-экономических инициатив, которые президент обозначил в своём Послании. Они позволят сделать жизнь людей лучше, а экономику страны сильнее. Ради этого мы все работаем, независимо от наших должностей или политических взглядов. Уверен, вместе мы добьёмся успеха.
Спасибо вам за внимание. Готов ответить на ваши вопросы.
(Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо, уважаемый Михаил Владимирович.
Коллеги, мы с вами договорились. Михаил Владимирович, можете от трибуны, а можете с места. Коллеги, договорились с вами вчера, что один вопрос мы зададим как вопрос, беспокоящий нас всех, независимо от фракции, политических пристрастий. Речь идёт о жадности. Михаил Владимирович, вы здесь только что об этом сказали: огромные средства заработают в нашей стране, а потом их выводят. Всё это негативно влияет.
С одной стороны, наносится ущерб экономике, выводятся средства, которые могли бы дальше расходоваться на развитие предприятий, бизнеса.
С другой стороны, те, кто их выводит, подвергает риску эти ресурсы, потому что жизнь, по-видимому, никого ничему не учит, учитывая, что и санкции, и недружественные шаги, которые предпринимаются другими государствами, как правило, приводят к тому, что эти ресурсы потом заморозят. А эти средства, опять-таки хочу сказать об этом, заработаны в нашей стране. И нам важно, чтобы в этом вопросе был наведён порядок.
И вообще люди спрашивают, когда вы наконец-то всё это прекратите.
Этот вопрос задаётся из года в год. Вы, когда выступали в Думе при назначении на должность председателя правительства, говорили, что для вас это будет приоритетом.
Мы вчера обсуждали этот вопрос с Министерством финансов, учитывая, что тема как раз была об этом, говорили о налогообложении именно льготном в других странах и прекращении одного из таких режимов, но ответа внятного не получили, потому что депутаты задавали вопрос заместителю министра: всё-таки вот у нас есть понимание, какая отрасль здесь больше всего себя показала с негативной стороны, какие компании, и вообще, что будете делать в этой части для того, чтобы средства оставались в России, для того, чтобы заинтересованность была их в России расходовать, ну и, конечно, чтобы не было такого беспредела, когда берут и всё выкачивают по жадности.
Мишустин М. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, мы сразу же, как только, вы говорите о прошлогоднем отчёте, когда перед вами отчитались, приступили к реализации этих намерений. Значит, это не просто приступили к реализации намерений, а самые главные четыре соответствующие юрисдикции низконалоговые, вы знаете, мы с точки зрения анализа и так далее подвергли к изменениям наших соглашений о заключении налогообложения. И одна из них, собственно говоря, Нидерланды, не согласилась, Кипр, Мальта, Люксембург согласились. И я, вчера, знаю, что вы приняли соответствующий закон о денонсации соглашения с Нидерландами, который должен потом проходить процедуры.
Вот, собственно говоря, основной заслон к тому, чтобы компании, которые ведут агрессивную налоговую политику, не платили, скажем так, огромные объёмы, не выводили огромные объёмы дивидендов, роялти или процентов в низконалоговые юрисдикции, а, соответственно, в случае если есть такое желание вывести дивиденды, у нас всё-таки свобода предпринимательства, платили соответствующий налог, чтобы сумма налогов на прибыль, которая уплачивается компаниями в своём регионе, не была кратно меньше объёмов дивидендов, которые вывели.
Теперь на конкретный ваш вопрос я отвечу следующим образом. Объемы дивидендов за 2019 год, вы вчера об этом говорили с Министерством финансов, которое... и это пассивный доход, это, соответственно, дивиденды, проценты и роялти, которые вывели за рубеж российские компании, составили 4,3 триллиона рублей в целом. Вот 1,3 триллиона приходятся на эти четыре юрисдикции, о которых говорили.
И вчера ещё представитель Министерства финансов сообщил о планах Министерства финансов, соответственно, смотреть и изменять соответствующие соглашения об избежании двойного налогообложения с Сингапуром, с Гонконгом и со Швейцарией. Вот если прибавить эти страны, то примерно около 90 процентов тех средств, которые выводятся в так называемые транзитные территории, это составят. Ещё раз, как транзитные территории.
Значит, что это означает: что когда компания вывела туда средства, то она должна по соглашению о двойном налогообложении использовать их и вкладывать в экономику этой страны, для этого дается льгота, а она в этом смысле является кондуитной и выводит их дальше, ну, я по-русски скажу: прячет. Вот для того чтобы этого не было, только такая системная работа может предотвратить эту выплату, а администрирование, я уверен, будет на самом высоком уровне. Поэтому нам предстоит поработать, в том числе и с законами, и с соглашениями, и попросить вашей поддержки.
То, что касается отраслей, о которых вы спросили, уважаемый Вячеслав Викторович, на первом месте топливно-энергетический комплекс (это примерно 27 процентов из всех дивидендов, роялти и процентов), на втором месте это металлургия, на третьем месте банки. Это примерно, если говорить об общем объеме в целом. Ну, потом ритейл, логистика и другие отрасли.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, ответ принимается?
А от нас зависит как можно быстрее поставить заслон, но совершенно очевидны отрасли, и правильно было бы в нашей работе в том числе пристально посмотреть в отношении тех, кто выводит такие средства.
Спасибо, Михаил Владимирович, потому что у нас вчера разговора не получилось, потому что начали ссылаться на секретность информации и необходимость это все ещё и дээспэсить.
При этом рассматривался вопрос, когда речь шла о денонсации, как вы правильно сказали, соглашений по льготному налогообложению.
Уважаемые коллеги, переходим к вопросам от политических фракций.
Фракция КПРФ — Коломейцев Николай Васильевич.
Подготовиться фракции ЛДТ1Р.
Коломейцев Н. В., фракция КПРФ.
Спасибо.
Уважаемый Михаил Владимирович, из вашего доклада, ну и мы из прессы знаем, вы очень подвижны в своей работе и объехали всю страну и наверняка заметили, насколько различны уровни развития наших территорий и насколько нищенское существование во многих сельских территориях, низки доходы, нет занятости, нет инфраструктуры, и это приводит к оттоку населения в крупные мегаполисы.
Сельское хозяйство, вы тоже сказали, может быть локомотивом для всей страны, одно рабочее место в селе создает от 7 до 11 в городе.
Но тем не менее программа комплексного развития села сокращена в пять раз от паспортных данных на данный момент, пока не заработала программа "Вторая целина", плохо работает программа очистки малых рек, хотя у нас 60 процентов населения пьют некачественную воду именно из-за того, что идет обезводивание рек и из-за того, что заросли малые реки.
Председательствующий. Пожалуйста.
Мишустин М. В. Ну, первое... Да, спасибо за вопрос. Да, действительно по комплексному развитию сельских территорий, очень востребованная программа. Встречался я когда с людьми, объезжали территории, все говорили о ее, в том числе, эффективности.
Теперь всё-таки по суммам. У нас в 2020 году на это выделено 108 миллиардов рублей. Это надо смотреть по всем программам, потому что профильное министерство не должно строить, соответственно, Минсельхоз дома или больницы, или учреждения. У нас 72 миллиарда из других программ в 2020 году было предусмотрено, в 2021 году 218 миллиардов рублей, 85 процентов из этих средств будет, соответственно, в других программах. В два раза мы увеличили. Я помню ваш наказ и разговоры, связанные с комплексным развитием сельских территорий.
Что будет сделано к 2021 году, к концу? Это очень важно.
У нас будет 96 процентов сел обеспечено фельдшерскими акушерскими пунктами, приобретут более 1,3 тысяч мобильных комплексов медицинской помощи, 93 процента работников медицинских, которые прибыли на село, получат компенсацию, которая была обещана.
Еще по поручению президента в ближайшие три года мы отправим на село 5 тысяч скорых машин.
Большое количество будет создано новых мест в школах (там более семи тысяч), много будет закуплено средств, инвентаря, для детей, для детишек, кто на селе живет, для занятий физкультурой, и много-много чего другого.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments