32. 1144920-7 Госдума без обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов»
Документ внесен правительством 06.04.21.
Представил статс-секретарь – замминистра юстиции Андрей Логинов.
зампред комитета по безопасности и противодействию коррупции Николай Рыжак.
Законопроектом предлагается внести изменения в Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Кодекс административного судопроизводства РФ (далее – ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ соответственно), а также в ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которым в заявлении о вынесении судебного приказа, судебном приказе, исковом заявлении и исполнительном документе должны быть указаны дата и место рождения истца (взыскателя) и ответчика (должника).
Кроме того, предусматривается обязательное указание в заявлении о вынесении судебного приказа, судебном приказе, исковом заявлении и исполнительном документе одного из идентификаторов (СНИЛС, ИНН, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства) ответчика (должника).
При отсутствии у гражданина возможности указать в подаваемом в суд общей юрисдикции заявлении о вынесении судебного приказа либо исковом заявлении дату и место рождения, один из идентификаторов ответчика (должника) на это указывается в соответствующем заявлении и такая информация истребуется судом общей юрисдикции.
Федеральной службой судебных приставов в целях установления идентификаторов должника и взыскателя на основании исполнительного документа у соответствующих органов могут запрашиваться соответствующие сведения с использованием государственных информационных систем. В целях уведомления должника и взыскателя у операторов связи могут запрашиваться номера телефонов должника и взыскателя. Указанные органы и организации предоставляют запрошенные сведения в течение одних суток с момента поступления запроса.
Также предусматривается использование единой системы межведомственного электронного взаимодействия для информационного обмена с банками и иными кредитными организациями, налоговыми органами, а также органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на имущество.
Вводится возможность автоматического принятия решений по вопросам возбуждения исполнительного производства, отказа в возбуждении исполнительного производства, окончания исполнительного производства, приостановления исполнительного производства, прекращения исполнительного производства, взыскания исполнительского сбора, установления и отмены установленных для должника ограничений, запретов, наложения и снятия арестов, предоставления на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица отсрочки или рассрочки исполнения требований исполнительного документа, обращения и отмены взыскания на денежные средства должника, а также заработную плату и (иные) доходы должника.
ФЗ вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления их в силу.
Первое чтение 398 0 0 15:58
Стенограмма
32-й пункт. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов".
Доклад официального представителя правительства статс-секретаря — замминистра юстиции Андрея Викторовича Логинова, пожалуйста.
Логинов А. В. Да.
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Рассматриваемый законопроект направлен на недопущение ошибочной идентификации должников. Предусмотрено обязательное указание одного из идентификаторов: СНИЛС, ИНН, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства.
Кроме того, в целях реализации суперсервиса "Цифровое исполнительное производство" устанавливается возможность автоматического принятия решений по отдельным вопросам исполнительного производства, а именно: возбуждение, отказ в возбуждении, окончание, приостановление, прекращение исполнительного производства, взыскание исполнительского сбора, установление и отмена ограничений, запретов, наложение и снятие арестов и некоторые другие. При этом предусмотрено, что не соответствующее требованиям законодательства решение, принятое в автоматическом режиме, может быть отменено, изменено судебным приставом, ведущим исполнительное производство.
В целях максимально быстрого снятия наложенных ограничений, в том числе на выезд из Российской Федерации, законопроектом закрепляется обязанность банков в режиме реального времени не позднее часа после принятия платежа направлять в информационную систему данных об уплате должником денежных средств для соответствующего реагирования Федеральной службы судебных приставов России. В таких случаях она будет снимать наложенные ограничения.
Законопроект прошел все необходимые согласования, и просим поддержать.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Содоклад Николая Ивановича Рыжака, пожалуйста. Рыжак Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Ну, Андрей Викторович достаточно подробно изложил концепцию законопроекта. Я единственное, что хотел бы еще подчеркнуть, что сейчас на практике примерно 50 процентов исковых заявлений, приказов, решений судебных органов, которые поступают в Федеральную службу исполнения наказаний, они не содержат исчерпывающей информации относительно должников.
К чему это приводит? Это приводит к тому, что задерживается сама процедура поиска людей. Более того, это приводит порой к тому, что в результате вот отсутствия идентификаторов, о которых сказал Андрей Викторович, порой предъявляются необоснованное заявление и претензии к лицам, которые не имеют отношения никакого, допустим, к какому-то событию преступления или административного правонарушения, потому что указываются только фамилия, имя, отчество, год рождения и дата, всё, а таких людей у нас находится десятки, сотни в стране.
Поэтому для того чтобы вот исчерпывающим образом подходить к решению вот этих всех вопросов, о которых докладчик изложил достаточно подробно, вводится как раз вот эта, о чём мы сегодня много говорили, в том числе в выступлении председателя правительства, как раз вот эта система электронной трансформации исполнительного производства на всех его стадиях, начиная от возбуждения исполнительного производства, приостановление его, в том числе и завершение его.
Кроме того, вот эта единая система межведомственного электронного взаимодействия, она убыстряет намного поиск людей соответствующих банков, кредитных организаций, которые также завязаны. Более того, это облегчает работу судебных приставов, которые обращаются в соответствующие налоговые службы, в органы государственной регистрации прав, сделок с недвижимостью, и таким образом процесс носит исчерпывающий характер, и нет никаких оснований для того, чтобы совершались какие-то ошибки.
Законопроект очень нужен, важен сейчас, и мы таким образом на практике с вами внедряем цифровой подход.
Просьба поддержать законопроект в первом чтении. Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли вопросы? Нет. Ксть ли желающие выступить?
Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет.
Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 58 мин. 40 сек.)
Проголосовало за 398 чел 88,4 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 398 чел.
Не голосовало 52 чел 11,6 %
Результат: принято Принимается единогласно.