leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

«Лесные фермы» вместо неиспользуемых сельхозземель: как российский бюджет лишается миллиардов рублей

«Лесные фермы» вместо неиспользуемых сельхозземель: как российский бюджет лишается миллиардов рублей из-за несовершенства законодательства
Около 76 млн. га сельскохозяйственных земель в России сегодня не используется по назначению. Между тем часть из них – в первую очередь, в регионах рискованного земледелия, где сельское хозяйство не дает должного результата – могла бы послужить для реализации климатических проектов и так называемого плантационного лесовыращивания. Об этом говорится в материалах, подготовленных к очередному ежегодному докладу Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова Президенту России.
Для этого, говорится в докладе, требуется внести в Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (утвержден приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412) изменения, предусматривающие возможность использования земель сельскохозяйственного назначения для лесоводства. А именно - внести в раздел «Растениеводство» дополнительный подраздел «Выращивание лесных насаждений».
Подготовленные Минприроды России поправки в постановление Правительства РФ от 21.09.2020 №1509 «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» в материалах доклада оцениваются критически.
В частности, поправки предполагают установку максимального срока пользования участком в 10 лет, а также приравнивание таких участков по жесткости контрольных требований к землям лесного фонда. «Речь идет о многочисленных согласованиях, разрешительной системе в целом, - объясняет эксперт Уполномоченного, председатель совета директоров ГК RUNKO GROUP Сергей Стороженко. - Вводятся ограничения по возрасту рубки, по породному составу лесных растений . Но хотелось бы напомнить, что это не земли лесфонда, а именно сельскохозяйственные неудобья, которые инвестор засаживает лесом сообразно своему бизнес-плану. И с такими условиями регулирования планировать окупаемость инвестиций очень сложно. Кроме того, срок пользования участком в 10 лет абсолютно нереалистичен. Нужно в зависимости от породы растений 40-80 лет, а лучше бессрочно».
Выбор, по словам Стороженко, идет между нелегальной, хищнической заготовкой древесины, которой зарастают неиспользуемые сельхозземли, и планомерной охраной, защитой и воспроизводством этих ресурсов. А излишнее нормативное регулирование оставляет возможным только первый вариант.
Между тем «правильная настройка» регулирования убережет неиспользуемые земли от эрозии почв и стихийных лесных пожаров. Кроме этого, планомерное освоение этих земель под лесопосадки внесет вклад в глобальную борьбу с выбросами углерода.
Сегодня сектор землепользования и лесного хозяйства в России компенсирует около 27% выбросов углерода, происходящих в остальных секторах. Таким образом, есть существенные резервы для повышения этого показателя, что, в свою очередь, сможет принести российскому бюджету дополнительный источник дохода благодаря мировой системе торговли квотами на выбросы парниковых газов.
Другая проблема, отмеченная в материалах доклада, связана с порядком коммерческого освоения уже существующего лесного фонда. Согласно требованиям Лесного кодекса РФ, материалы лесоустройства (включающие в себя оценку характеристик насаждений и проектирование работ по охране, защите, воспроизводству лесов) нужно обновлять не реже одного раза в десять лет. Арендаторы участков вынуждены проводить их лесоустройство за собственный счет, однако вводить в действие такие материалы приходится исключительно в судебном порядке.
«Возникает парадокс, когда лес находится в федеральной собственности, но документацию на него должен вести арендатор, при этом документация еще и не признается, - отмечается в докладе. – Было бы гораздо логичнее, если бы эти работы взяло на себя государство».
Как раз сейчас в Госдуме находится предложенный Правительством проект изменений в Лесной кодекс РФ, согласно которым полномочия по лесоустройству передаются на федеральный уровень. По мнению экспертов, направление позитивное. Однако проблема заключается в том, что законопроект подразумевает монополию на лесоустроительные работы – эту функцию планируется передать государственному учреждению. «Несмотря на то, что оплату планируется возложить на госбюджет, по факту эти средства все равно будут браться из арендной платы за лесные участки, - отмечает Стороженко. – Поэтому для отрасли очень важно, чтобы составление документации проходило в оптимальные сроки. Единственная госструктура все равно не справится со всем объемом работ по стране, придется привлекать частные компании. И поэтому лучше сразу предусмотреть в этой сфере формирование рынка (по аналогии с кадастровыми работами), когда к составлению документов будут допущены частные компании, прошедшие госакредитацию. Это исключает необоснованное завышение стоимости лесоустроительных работ».
По экспертным оценкам, сейчас материалами лесоустройства не старше 10 лет снабжены не более 30% площадей земель лесфонда. Отсутствие объективной оценки лесных ресурсов приводит к тому, что бюджеты всех уровней недополучают от 10 до 50% возможных налоговых доходов.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments