37. 1165661-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в статью 2841 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (об уточнении ответственности за осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности)
Документ внесли 04.05.21 Депутаты ГД В.И.Пискарев, А.Г.Альшевских, А.К.Исаев, А.Л.Шхагошев (ЕР), Н.И.Рыжак, А.В.Чепа, (СР), Д.И.Савельев (ЛДПР), Р.Д.Курбанов (КПРФ).
Представил депутат ГД Николай Рыжак.
1й зампред комитета по государственному строительству и законодательству Даниил Бессарабов.
Законопроектом предлагается: 1) В части уголовной ответственности за участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством РФ: – предусмотреть, что уголовная ответственность за участие в деятельности такой организации наступает независимо от того, действует ли такая организация на территории РФ или за ее пределами (в настоящее время – только за участие в деятельности «нежелательной» организации, действующей на территории РФ); – уточнить, что для привлечения лица к уголовной ответственности за указанное деяние, такое лицо должно быть ранее подвергнуто административному наказанию за аналогичное деяние (в настоящее время – если лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года); – смягчить отдельные виды наказаний, которые могут назначаться за совершение данного преступления, установив, что указанные деяния наказываются штрафом в размере от 300 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2-х до 3-х лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо принудительными работами на срок до 4-х лет (действует – до 5-ти лет) с ограничением свободы на срок до 2-х лет или без такового, либо лишением свободы на срок от 1-го года до 4-х лет (действует – от 2-х до 6-ти лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10-ти лет или без такового; 2) В части уголовной ответственности за руководство деятельностью иностранной или международной неправительственной организации после принятия решения о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством РФ: – предусмотреть, что уголовная ответственность за руководство деятельностью такой организации наступает независимо от того, действует ли такая организация на территории РФ или за ее пределами (в настоящее время – только за руководство деятельностью «нежелательной» организации, действующей на территории РФ); – исключить административную преюдицию как обязательное условие наступления уголовной ответственности за совершение указанного деяния (в настоящее время предусмотрено, что лицо привлекается к уголовной ответственности, если оно ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года); – уточнить отдельные виды наказаний, которые могут назначаться за совершение данного преступления, установив, что указанные деяния наказываются обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до 5-ти лет с ограничением свободы на срок до 2-х лет или без такового, либо лишением свободы на срок от 2-х до 6-ти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10-ти лет или без такового (в настоящее время – штрафом в размере от 300 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2-х до 3-х лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо принудительными работами на срок до 5-ти лет с ограничением свободы на срок до 2-х лет или без такового, либо лишением свободы на срок от 2-х до 6-ти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10-ти лет или без такового); 3) Уточнить условия освобождения от уголовной ответственности за совершение указанных деяний – лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно прекратило участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности, либо добровольно прекратило руководство ею и если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления (действует – лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления).
Первое чтение 300 45 2 15:52
Стенограмма обсуждения
Пункт 37. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 2841 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
Доклад Николая Ивановича Рыжака.
Рыжак Н. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вполне логично, коль мы констатировали, что надо принимать меры в отношении конкретных лиц и конкретных организаций, признанных нежелательными, я единственное, что хотел бы ответить, что не надо упрощать решение государственных органов. Есть у юристов такое понятие как "субъективная сторона". Если человек работал водителем или пекарем, или поставлял корреспонденцию, и он не осознавал, допустим, и не было у него умысла каким-то образом наносить вред нашему государству, то, конечно же, эта категория людей, ома никак не может подпадать.
В то же время определённая часть людей осознаёт, сознательно осознаёт, что они работают в этих признанных нежелательными организациях, знают о характере их деятельности, направленном на подрыв устоев, государственных устоев нашего государства. Вот в отношении вот этих лиц как раз вносятся изменения в статью 284 прим, в отношении причем этих лиц, которых привлекаем в Уголовный кодекс и в статью 31 Уголовно-процессуального кодекса, только после того, как была получена информация о том, что ранее это лицо привлекалось к административной ответственности, значит, его уже привлекали и предупреждали относительно, чем он занимается, с кем он связал свою судьбу и против кого совершаются действия. Это первый вопрос.
И второй момент - это усиление уголовной ответственности, причём без каких-либо предварительных условий, если это лицо является организатором этой организации, признанной нежелательной. Вот тут уголовная ответственность наступает сразу же. Здесь организатор, он совершает конкретное действие, субъективная сторона присутствует в полном объёме.
Поэтому вот в этих двух принципиальных положениях и существует, и заложена концепция данного законопроекта.
Я думаю, что состоялся такой непростой разговор, но он полезный, потому что мы стоим на определённом Рубиконе, и соответствующее политическое решение, и решение наших правоохранительных органов надо принимать. И, на мой взгляд, они должны были приниматься значительно раньше и, конечно же, дополняться большой просветительской работой, которая у нас запаздывает. Мы будем уже говорить дальше о других резонансных законах, в том числе об охране оружия, тоже коснёмся и этой темы, потому что если мы задумывались о наличии идеологии, о нашем потенциале духовно-нравственном, то нам бы не пришлось сейчас вот в каком-то порядке таком нажимном, в экстренном, в оперативном принимать вот эти не совсем популярные решения.
Спасибо за внимание. Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо.
Содоклад Даниила Владимировича Бессарабова, пожалуйста.
Бессарабов Д. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! С учётом того, что предлагаемые изменения обеспечат, по мнению депутатов комитета, дифференциацию, ... наказания за деяния, связанные с нарушениями запрета на осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организации, которая представляет угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, комитет поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Суть законодательной инициативы авторы подробно рассказали, не буду на этом дополнительно останавливаться. Отмечу, что в адрес комитета поступил ряд позиций коллег, в том числе Верховный Суд указывал на два обстоятельства, которые мы должны иметь в виду. В связи с тем, что предложенное в законопроекте конструирование части второй статьи 2841 УК РФ без административной преюдиции существенно усилит ответственность за руководство деятельностью иностранной или международной неправительственной организации, после принятия сё решения признания нежелательной... в соответствии с законодательством Российской Федерации. Но в этом и суть, концепция авторов — усилить эту ответственность. Это первое.
И второе. Во вносимом законопроекте предложение об ужесточении ответственности за совершение правонарушений должно сопровождаться мотивированным обоснованием, подтверждённым и убедительными сведениями, статистическими данными.
Ну вот к чести авторов законодательной инициативы, они существенно расширили пояснительную записку и представили многие данные, которые, собственно говоря, вот эти вопросы Верховного Суда снимают.
Я хотел бы обратить ваше внимание на позицию Правительства Российской Федерации, которая представлена в официальном отзыве, в котором поддерживается законодательная инициатива. Есть ряд предложений ко второму чтению, в том числе на правовые моменты обратило внимание Правовое управление. Мы будем дорабатывать ко второму чтению этот законопроект, но концептуальных замечаний ни у кого нет.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Коллеги, есть ли...? Есть. Включите запись на вопросы.
Покажите список.
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. Куринный А. В. Спасибо.
Уважаемый Даниил Владимирович, вы, наверное, видели заключение Верховного Суда, то, что касается 284 прим.1 статьи УК Российской Федерации. Так вот Верховный Суд, он говорит, что ужесточение ответственности за какое-то преступление должно содержать соответствующее обоснование, что предыдущая мера ответственности оказалась мягкой, что она не работает. Так вот за всё время действия статьи не было ни одного случая привлечения по статье 284ни одного случая и вы ужесточаете ответственность. Чем вызвано вот такое желание?
Бессарабов Д. В. Спасибо.
Я пояснил и позицию, тезисы, изложенные в позиции Верховного Суда и свою позицию на этот счёт, но и также то, что авторы законодательной инициативы доработали пояснительную записку.
Посмотрите, есть здесь статистика, на самом деле, о привлечении, начиная с 2019 года, свежие актуальные данные о том количестве уголовных дел, которые были возбуждены, прошли расследование и судебные процедуры и были вынесены обвинительные им приговоры. Эта статистика есть, ровно так же, как и мотивировка, которая представлена в пояснительной записке, обновлённой к этой законодательной инициативе.
Ну и, собственно говоря, дискуссия, которая у нас была, содержательная, полная представленной информации по 35-му вопросу, подтверждение актуальности предложений, которые авторы вносят на наше рассмотрение.
А вот какое решение мы должны будем принимать, поддерживать их позицию или нет, концептуально сегодня — это уже за депутатским корпусом, невзирая не позицию Верховного Суда.
Председательствующий. Иванов Сергей Владимирович.
Иванов С В. Да, после заседания комитета, действительно, пояснительную записку скорректировали.
Вопрос автору. Николай Иванович, вот первое уголовное дело по данной статье было возбуждено в Ростове. Анастасия Шевченко, вот она, первое, что сделала? Участвовала в дебатах, как член "Открытой России", которая признана нежелательной организацией, просто в дебатах в Таганроге поучаствовала. Второй раз она вышла на разрешённый митинг с плакатом, где было написано просто одно слово: "Надоел". Вот за первый раз её оштрафовали и за второй раз. Далее год ареста, значит, она сидела дома под домашним арестом, её даже не выпустили попрощаться с дочерью, которая умирала в больнице, и потом итог - четыре года условно с испытательным сроком четыре года. Вот расскажите мне, как опытный человек, какую такую великую опасность своими деяниями она представила для нашего государства?
Председательствующий. Рыжак Николай Иванович, пожалуйста.
Рыжак Н. И. Ну мы уже ответили коллеге Куринному о том, что было зафиксировано, по крайней мере, в 2019-2020 годах несколько фактов привлечения к уголовной ответственности. В том числе, действительно, один такой факт был в Ростовской области.
Я, вы сами понимаете, не знакомился с конкретным уголовным делом, понятно, что не знакомился в силу определённых причин, но я усматриваю даже в той тематике и в той информации, которую вы сообщили, что дважды была предоставлена ей возможность как-то вовремя остановиться, вовремя пересмотреть свои деяния. Ну и только после повторных деяний к ней были применены соответствующие меры воздействия.
Поэтому, что я могу сказать? Это надо квалифицированно говорить, надо разбираться в материалах уголовного дела. Так бы вам ответил каждый уважающий себя юрист. А так вот, голословно: вот гражданка Шевченко, но вы сами сказали, дважды нарушала, дважды предупредили, ну а в третий раз, конечно, привлекли к уголовной ответственности.
Рецидив налицо, субъективные, видимо, моменты тоже присутствовали, поэтому последовало судебное решение.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Включите запись. Покажите список.
Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. Из зала. (Не слышно.)
Иванов С. В. Нет, Раиса Васильевна, с законопроектами в комитетах мы разбираемся, я очень хочу, чтобы вы все послушали.
Итак, Николай Иванович, рецидив говорите. Вот она участвовала в совершенно открытых разрешенных дебатах в Таганроге, ее спросили: вы в какой организации состоите? Она говорит: я состою в "Открытой России". Ей говорят: эта организация признана нежелательной. Всё.
В следующий раз она вышла на пикет разрешенный абсолютно с одним плакатом, где даже написано, что она член этой "Открытой России" и ее снова оштрафовали уже административно и возбудили уголовное дело.
Я вас спрашиваю, в чем опасность для государства, для огромной великой могучей России, которая угрожает всем, кому ни попадя ядерным оружием бряцая, когда не надо и когда надо, в чем опасность эта женщина сделала-то, какую опасность она нанесла? Ее даже говорю, что даже с дочерью умирающей не пустили... не разрешили проститься, потому что она под домашним арестом находилась.
Вы чего, вот этого боитесь что ли? И вы сейчас 4 года устанавливаете срок лишения свободы, за что спрашивается, за что? Неужели вы так всего этого боитесь, у вас чего все так плохо?
Вот только что законопроект обсуждали. Какие там 15 дней, какой Регламент, какие поправки, срочно надо гнать к выборам - вот вы все это для выборов делаете. Закончится скоро у всех время, закончится, все там будем. Не делайте из страны пороховую бочку, я вас очень прошу.
Председательствующий. Нилов Олег Анатольевич.
Нилов О. А. Да, есть вот такое предложение, уважаемые коллеги и авторы, что желая, может быть, и действительно прийти к какому-то благому результату, ну все-таки вот спешка, мне кажется, тут излишняя. Посмотрите, как звучит ваше предложение: за участие. Ну действительно вопрос нужно более конкретно, мне кажется, рассмотреть. Какое участие? И чтобы у судьи не возникало вопросов, да, к той мере, которая предлагается, работы принудительные либо срок.
И самое-то главное - за участие в работе нежелательной организации. А как это вот? Если вы говорите о нежелательной организации и за это предлагаете срок, в том числе уголовный, то это не должно быть нежелательной организацией. Это должна быть преступная организация, коллеги. Ну, согласитесь. Почему мы тогда такую организацию, за которую дается срок 4 года, называем просто нежелательной? Вот где противоречия зарыты. Давайте тогда этот статус организации менять. Это не нежелательная организация, за которую в тюрьму сажают. Это преступная, экстремистская там, террористическая организация. Давайте тогда вот здесь разберемся. А если это нежелательная организация, ну за это в тюрьму сажать - ну как-то перебор, уважаемые коллеги. Вот почему есть вопросы.
Поэтому фракция, несмотря на то, что уважаемый наш товарищ и мой друг представляет в качестве авторов этот законопроект, ну, говорит о том, что истина-то дороже, Николай Иванович.
Поэтому ко второму и третьему чтению разберитесь вот с этими основными нестыковками. Участие. Какое участие? Да. Расшифруйте подробно. Потому что дело касается серьезных вопросов. А если в тюрьму сажать, то это не может быть нежелательная организация. Это должна быть преступная организация. Спасибо.
Председательствующий. Выборный Анатолий Борисович.
Выборный А. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Дело в том, что данным проектом федерального закона предлагается внести изменения, а не установить новую норму об Уголовном кодексе Российской Федерации. И те изменения, которые касаются состава преступления, такого состава преступления как участие или руководство деятельностью иностранной или международной неправительственной организацией. Причем речь идет об организации, которая признана нежелательной на территории нашего государства.
Как вы знаете, в настоящее время, законом предусмотрена уголовная ответственность за участие или руководство деятельностью нежелательной организации, если лицо до этого было привлечено к административной ответственности.
Данным же проектом федерального закона предлагается предусмотреть, что уголовная ответственность наступает за такое участие, если лицо до этого было привлечено к административной ответственности, а за руководство сразу же, то есть без предварительного административного наказания.
Позволю себе также обратить внимание, что сегодня очевидно организации, которые признаны у нас нежелательными, преследуют чёткую и ясную цель — дестабилизировать политическую и общественную жизнь в России. Именно с этой целью они и проводят такие обучения за рубежом, и, прежде всего, влиять на избирательные процессы, организовывать массовые беспорядки, несанкционированные политические акции, привлекать к этому несовершеннолетних в том числе. И такие обучения, как мы все знаем, проводятся ежегодно, причём постоянно. И, прежде всего, они нацелены на продвижение протестных настроений в массы.
Иногда организаторы таких тренингов и семинаров в качестве учебного материала, уважаемые коллеги, вы только представьте себе и вдумайтесь на секунду, используют пиар-акции запрещённой в России террористической организации "Исламское государство". А по результатам такого обучения наши граждане возвращаются в Россию и пытаются воплотить эти замыслы в жизнь. Причём не на словах, а на деле.
Все эти и другие обстоятельства требуют от нас принятия решительных и адекватных мер по предотвращению зарубежного влияния как на наших граждан, так и вмешательства иностранных государств во внутренние дела нашего государства.
По этим основаниям фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный проект федерального закона поддерживает и предлагает принять в первом чтении. Благодарю за внимание.
Председательствующий. Синельщиков Юрий Петрович.
Синелыциков Ю. П. Уважаемые коллеги, без эмоций, политических лозунгов, надо отметить, что законопроект существенно усиливает уголовную ответственность за участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, которая признана нежелательной.
Во-первых, обращаю внимание на то, что в настоящее время состав преступления, предусмотренный статьёй 284.1, предполагает административную преюдицию в виде привлечения к ответственности лица, ранее подвергнутого административному наказанию за аналогичное деяние не менее двух раз в течение одного года. Теперь лицо будет нести уголовную ответственность за совершение деяния после однократного привлечения к административной ответственности.
Во-вторых, оговорка "в течение одного года" теперь в законопроекте отсутствует, это, по-видимому, означает, что угроза привлечения лица к уголовной ответственности будет висеть над ним несколько лет вплоть до истечения срока давности.
Фракция КПРФ неоднократно обращала внимание на недопустимость введения в Уголовный кодекс статей с административной преюдицией, даже ставила перед правительством вопрос о необходимости пресечения такой законотворческой практики, которая противоречит принципам российского уголовного судопроизводства. Два года назад Геннадий Андреевич подписал соответствующее письмо на имя Мишустина.
В-третьих, в данной статье, в части 2 этой статьи появилось одно новшество, которое предполагает конструирование части 2 статьи 2841 без уже административной преюдиции, а что называется, напрямую, что существенно усиливает ответственность за руководство деятельностью иностранной или международной неправительственной организации после принятия решения о признании ее нежелательной на территории России.
С учетом этого я хотел бы еще обратить внимание еще раз на то, что всё-таки Верховный Суд дает статистику, в соответствии с которой у нас практически дел этих не было до 2019 года, в прошлом году одно дело было, о котором сегодня мы говорили, и поэтому всё не так уж страшно, как нам здесь говорят.
Ну и немаловажно отметить, что Верховный Суд Российской Федерации в своем заключении не поддержал этот законопроект. Спасибо. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Докладчик, завещающее слово? Нет? Рыжаку включите микрофон.
Рыжак Н. И. Мы уже отмечали, что действительно законы резонансные, они вызовут интерес в обществе противоречивого толкования. И, тем более, это повышает ответственность каждого из нас при принятии своего решения.
Я хотел бы напомнить, что за участие, этот термин, он уже есть в Уголовном кодексе, а вот нежелательное, вот этот вопрос, может быть, и нуждается в корректировке. Почему? Потому что слишком мягкая такая, нежелательная. Можно было бы сказать, ну незаконные, это с нашей точки зрения, а с хочки зрения тех, кто их сюда направляет, они могут считаться законными.
А почему мы боимся слова "враждебные" организации. Мы же признали сейчас Соединенные Штаты и Чехию враждебными государствами?
То есть существо политического момента требует и от нас, законодателей, более такого, ну я бы сказал, ответственного отношения к каждой формулировке, и оно требует от нас принципиально излагать свою точку зрения.
Вот здесь, мне кажется, ко второму чтению нам надо подумать над этим, для того чтобы не возникали различные толкования и подходы.
А так я благодарен всем за конструктивное обсуждение, за интересное обсуждение, и хотел бы выразить, что мое мнение такое, что мы очень ответственно подошли, почему, потому что нам есть что защищать и есть, что терять.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо.
Содокладчик? Нет.
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 2841 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (пункт 37). Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 52 мин. 16 сек.)
Проголосовало за 300 чел 66,7 %
Проголосовало против 45 чел 10,0 %
Воздержалось 2 чел 0,4 %
Голосовало 347 чел.
Не голосовало 103 чел 22,9 %
Результат: принято Принимается в первом чтении. По ведению Иванов Сергей Владимирович. Иванов С. В. Спасибо, Александр Дмитриевич.
Я хочу просто справку дать, что Россия приняла, вернее составила список недружественных стран, а не враждебных, как сказал Николай Иванович.
Председательствующий. Хорошо.