leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Предоставление объектов культнаследия в безвозмездное пользование госучреждениям президента ...

Предоставление объектов культнаследия в безвозмездное пользование госучреждениям президента и правительства – первое чтение
23. 1129256-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменения в статью 521 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в части предоставления объектов культурного наследия в безвозмездное пользование государственным учреждениям, обеспечивающим деятельность Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации)
Документ внесен правительством 15.03.21.
Представила статс-секретарь – замминистра культуры Алла Манилова.
член комитета по культуре Светлана Савченко.
Законопроектом предусматривается возможность предоставления объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и находящихся в государственной собственности, в безвозмездное пользование государственным учреждениям, подведомственным ФОИВам, обеспечивающим деятельность Президента РФ и Правительства РФ.
Первое чтение 324 0 1 11:40

Стенограмма обсуждения
Переходим к рассмотрению законопроектов в первом чтении.
23-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 52.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Докладывает представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь — заместитель Министра культуры Алла Юрьевна Манилова.
Манилова А. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь — заместитель Министра культуры Российской Федерации.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Проект федерального закона подготовлен правительством совместно с Управлением делами президента и направлен на снижение расходов по использованию имущества учреждениями Управления делами. Значительная их часть — санатории, поликлиники, комбинаты питания располагаются в объектах культурного
Сегодня закон "Об объектах культурного наследия..." содержит закрытый перечень юридических лиц, которым можно предоставить в безвозмездное пользование объект культурного наследия, например: органам государственной власти, учреждениям культуры, детским организациям и другим. Но при этом подведомственные Управлению делами президента учреждения в данном перечне отсутствуют. Например, комплекс зданий Старой площади, которые являются объектами культурного наследия, находится оперативном управлении у федерального учреждения Управление по эксплуатации зданий высших органов власти, а услуги питания на этой же территории оказываются другим учреждением, тоже подведомственным Управлению делами, Комбинатом питания "Кремлёвский". Однако оперативное управление одним и тем же помещением со стороны двух разных учреждений законодательно невозможно, и безвозмездное пользование, как я сказала выше, в данном случае тоже не предусмотрено законом.
Поэтому для Комбината питания "Кремлёвский" остаются только арендные отношения. Всё это влечёт значительные расходы государственных учреждений, подведомственных Управлению делами, поэтому законопроектом предусматривается возможность предоставления объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности, в безвозмездное пользование государственным учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим деятельность президента и правительства, каким и является Управление делами президента.
Важно отметить, уважаемые депутаты, что принятие законопроекта не приведёт к уменьшению законодательно установленных гарантий по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, поскольку базовым законом "Об объектах культурного наследия", 73-ФЗ уже установлено, что я охранное обязательство выполняется именно тем учреждением, к которому объект культурного наследия предоставлен на праве оперативного управления. А в данном случае ничего не меняется.
Прошу поддержать. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Алла Юрьевна. Присаживайтесь.
содокладом выступает Светлана Борисовна Савченко. Савченко С. Б., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ".
Добрый день, высокое собрание! Алла Юрьевна Манилова подробно ознакомила нас с проектом закона, с его возможностями предоставления объектов культурного наследия, включённых в Единый реестр государственных объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности, в безвозмездное пользование государственным учреждениям, подведомственным Управлению делами президента.
Комитет по культуре поддерживает предложенный проектом федерального закона подход к использованию объектов культурного наследия указанным учреждениям.
На проект закона поступили положительные отзывы из законодательных органов субъектов Российской Федерации — 31 отзыв и от исполнительных органов 45 субъектов Российской Федерации. Законопроект не поддержан только одним органом исполнительной власти одного субъекта Российской Федерации.
Проект федерального закона поддержан ГПУ и поддерживается нашим комитетом. Просим вас поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Светлана Борисовна. Вопросы есть.
Включите режим записи на вопросы. Покажите список.
Шеремет Михаил Сергеевич, пожалуйста.
Шеремет М. С, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Алла Юрьевна! Спасибо.
Подскажите, пожалуйста, при передаче объектов культурного наследия в безвозмездное пользование государственным учреждениям Управления делами за ними сохраняется положение о надлежащем содержании объектов по ремонту и так далее?
Манилова А. Ю. Да, безусловно, такое обязательство в самом соглашении прописывается в обязательном порядке, что касается содержания. А вот, что касается требований 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия" (в части сохранности), то есть реставрации и других способов сохранения объектов культурного наследия, остается за тем учреждением, у которого данный объект культурного наследия находится в оперативном управлении.
Председательствующий. Спасибо.
Осадчий Николай Иванович.
Осадчий Н. И., фракция КПРФ.
Спасибо.
Уважаемая Алла Юрьевна!
Хорошо, что вы специально подчеркнули и в докладе, и сейчас в ответе на вопрос о гарантиях сохранности и поддержании в надлежащем состоянии объектов культурного наследия.
У меня вопрос вот какой. Скажите, мы просто переводим де-факто в де-юре или какие-то на перспективу здесь заложены еще решения, чтобы какие-то госучреждения разместить в дальнейшем? Спасибо.
Манилова А. Ю. В данном случае речь идет об Управлении делами президента, о его учреждениях подведомственных, поскольку они действительно располагаются чаще всего в объектах культурного наследия, просто дать им такую возможность, потому что в закрытом перечне нет. В свое время, когда закон создавался, вносился, просто не было такой инициативы.
А, конечно, инициатором разработки сегодняшнего законопроекта, конечно, является Управление делами президента, правительство, в свою очередь, поручило Министерству культуры работать совместно с Управделами и вносить данный законопроект по той причине, что само Управление делами не имеет право законодательной инициативы, поэтому это должно сделать профильное министерство. Мы в данном случае являемся профильным, не в вопросах имущества, конечно, а в вопросах, связанных с объектами культурного наследия. Именно поэтому председатель правительства поручил Министерству культуры внести данный законопроект.
Председательствующий. Спасибо.
Моляков Игорь Юрьевич.
Моляков И. К)., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Уважаемая Алла Юрьевна, скажите, пожалуйста, а сколько всего физически объектов подпадёт вот под данное новшество? И особенно мне хотелось бы узнать: федеральные инспекторы и представители президента на местах, вот там, какое количество помещений им переходит? Потому что и представители, и федеральный инспектор, расположены в разных помещениях. Но я думаю, что есть и некоторые помещения, которые можно отнести к памятникам культурного наследия, и не отнесены.
Так вот, сколько физически зданий получит, вот ну я прямо скажу, данную льготу? Спасибо.
Манилова А- Ю. Спасибо.
Порядка 20, может быть, 25 зданий. В реальности это так, хотя никто, конечно, никакого сегодня реестра, списка не создавал.
Сегодня мы создаём такую возможность для подведомственных Управлению делами учреждений.
Председательствующий. Спасибо.
Алимова Ольга Николаевна.
Алимова О. Н., фракция КПРФ.
Уважаемая Алла Юрьевна! Ну понятно, что оказание учреждениями питания и услуг по организации проведения протокольных мероприятий, государственных всевозможных приёмов на высшем и высоком уровне это очень важно, и государству действительно сложно без этого обойтись, ну, видимо, и не строят теперь таких зданий для проведения подобных мероприятий.
Но вот раньше (сегодня тем более День пионерии, поэтому у меня вопрос возник), когда было государство социального равенства, все лучшие исторические здания отдавали детям, и так появлялись и дворцы пионеров.
Может быть, это не в тему, но скажите, пожалуйста, а сколько у нас сейчас исторических зданий занимают дома детского творчества, сколько было передано дворцов детям за последние 20-30 лет? Спасибо.
Манилова А. Ю. У нас в отношении, я сказала об этом, что в отношении, как органов государственной власти, так и в отношении детских организаций, закон позволяет. 11оэтому передавать в безвозмездное пользование под детские организации. Здесь нет с детьми никаких проблем в этом смысле. Поэтому данный закон решает конкретную обязательно задачу, с которой вышло Управление делами президента, просто потому, что их учреждения ну не попали в этот список при создании закона, всё очень просто.
Детским организациям изначально в 73 ФЗ разрешено предоставлять им объекты культурного наследия именно в безвозмездное пользование, здесь нет проблем.
Председательствующий. Спасибо. Пьяных Дмитрий Сергеевич.
Пьяных Д. С, фракция ЛДПР. Уважаемая Алла Юрьевна!
Ну вот я с чем согласен с вами полностью, что это очень дорого содержать объекты культурного наследия, это на самом деле неподъёмная цена. Вот я представляю Саратовскую область, в частности, город Саратов.
Вся центральная часть города - это старый жилой фонд, огромное количество из которого являются объектами культурного наследия и включены в реестр, что порождает огромные проблемы при капитальном ремонте, при обслуживании. Вы прекрасно знаете, что это дополнительные требования и к лицензированным организациям.
В связи с этим вопрос, два вопроса даже. Как вы считаете, есть ли логика в том, чтобы передать все эти объекты культурного наследия в такое же безвозмездное пользование собственникам этих зданий и сооружений?
И второй вопрос, он немножко, наверное, не по теме, но тоже относится к объекту культурного наследия. Как вы относитесь, вообще, к порядку формирования этого реестра, когда объекты культурного наследия становятся таковыми, по одному элементу, которые, в общем-то, не влияют на состояние этого объекта. Это же не только памятники какие-то архитектурные, это и дома, которые чаще всего включаются просто потому, что им больше ста лет.
Манилова А. Ю. Не имеет отношения ваш вопрос совершенно к сегодняшней теме закона, надо это признать. Но вопрос очень важный. Я по сути вам отвечу.
Конечно, очень разные у нас объекты культурного наследия вносятся в реестр. Скажем, дом. У него может быть охраняемый государством только фасад. Может быть другой вопрос. И фасад не охраняться, а охраняться внутренняя лестница, признанная экспертизой государственной объектом культурного наследия. И охранные обязательства тогда выдаются, скажем, организации-собственнику или организации, у которой находится данный дом в оперативном управлении, охранные обязательства выдаются не на весь дом, а выдаются на тот предмет охраны, который и будет записан в охранном обязательстве. Тогда мы должны понимать, что ремонт туалета в этом доме должен делаться самым обычным, должен быть самым обычным ремонтом. Но если мы прикасается к предмету охраны, это может быть только реставрация. Это прописано в законе, в 73-ФЗ. 73 Федеральный закон — это очень мощная защита объектов культурного наследия. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Алла Юрьевна.
Светлана Борисовна, спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список.
Казакова Ольга Михайловна, пожалуйста. Казакова О. М., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ". С места можно, да?
Председательствующий. Да, конечно.
Казакова О. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данного законопроекта, и я полагаю, что как раз обсуждение нам показало, что надо вводить юридические точности вот этим законом, то, что предлагает как раз Министерство культуры Российской Федерации. Потому что по факту так и было, но мы должны закрепить юридически охрану наших объектов культуры вот в той части, в которой мы сегодня обсуждали.
Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" полностью поддерживает данный законопроект. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Ольга Михайлович.
Шеин Олег Васильевич. С места включите микрофон.
Шеин О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯРОССИЯ".
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", бесспорно, поддерживает данный законопроект, и у нас есть внутреннее убеждение, что объекты, которые находятся на балансе администрации президента, Правительства Российской Федерации, относятся к категории зданий историко-культурного наследия, будут поддерживаться в должном виде.
Но дискуссия у нас не просто так вышла за пределы этого разговора, потому что, объективно получается, история такова. Есть утрачиваемое наследие нашей страны, и архитектура — это часть культуры России. Без архитектуры мы, строго говоря, в рамках наших старых городов ничем не будем отличаться от любой страны там Центральной Африки или Азии с этими всеми панельными высотками или иными домами, построенными по современным технологиям.
Но что происходит? Местные власти как бы должны делать границы исторических поселений, они не делают, им это не надо, у них интересы бизнеса и капитала, чтобы там всё застроить по полной программе. Федеральное Минкультуры, к сожалению, на это средств не выделяет и говорит, это полномочия субъектов, которым это даром, повторю ещё раз, не нужно, там совершенно другие интересы.
Есть здания, памятники, часть из которых находятся в частной собственности у компаний, часть из которых находятся на балансе бюджета, а часть из которых - это жилые дома, это бывшие дома богатых людей, куда потом переехал рабочий класс из подвалов. Эти дома не в очень хорошем состоянии и, очевидно, требуется помощь из федерального бюджета, раз. Ну, а второе, требуется какой-то механизм, наверное, как там сейчас принято говорить, KPI, от федерального Минкультуры в адрес местных органов о том, чтобы они делали более детализованную опись этих зданий.
Потому что ведь на самом деле очень часто объявлен объектом охраны весь дом в условиях, когда подвал по понятным причинам охранять особо не нужно. Но поскольку дифференциации нет, что-то делать по дому очень дорого и опять же местные органы власти, они не выделяют денег для того, чтобы делать проектирование, уточнять, что является предметом охраны, а что не является. И вот эти все вещи без проактивной позиции Минкультуры двигаться не будут, в связи с чем сегодня была на самом деле неплохая дискуссия, но я надеюсь, что за ней последуют и определенного рода дополнительные мероприятия от Минкультуры Российской Федерации.
Председательствующий. Спасибо, Олег Васильевич.
Алла Юрьевна, можете выступить с заключительным словом, если есть необходимость.
Пожалуйста.
Манилова А. Ю. Спасибо большое, уважаемые депутаты. То, что сейчас было сказано, собственно, в планах нашей работы. У нас готовятся два законопроекта, которые впрямую будут касаться углубления как раз нашей защиты памятников объектов культурного наследия, в том числе расположенных в жилых домах, в жилом фонде. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Светлана Борисовна, будете выступать? Нет.
Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 521 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (11 час. 40 мин. 34 сек.)
Проголосовало за 324 чел 72,0 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 325 чел.
Не голосовало 125 чел 27,8 %
Результат: принято Законопроект в первом чтении принят. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments