leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Регулирование рекреационной деятельности в ООПТ – первое чтение

Регулирование рекреационной деятельности в ООПТ – первое чтение
38. 1130300-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части регулирования осуществления рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях)
Документ внесли 16.03.21 Депутаты ГД Н.П.Николаев, М.В.Кузьмин, М.И.Щаблыкин, А.В.Якубовский (ЕР), С.И.Крючек (СР).
Представил председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.
Законопроектом предлагается установить особенности осуществления рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях, а также правила организация рекреационной деятельности на территориях национальных парков. В частности, предлагается:
- закрепить основные принципы осуществления рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях, к которым относятся: экологическое ориентирование рекреационной деятельности, направленное на формирование экологической культуры в обществе, воспитание бережного отношения к природе, вовлечение населения в волонтерскую деятельность по охране окружающей среды, а также изучению местных особенностей традиционной культуры; не превышение предельно допустимых значений рекреационной нагрузки при осуществлении рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях; обеспечение индивидуального подхода к осуществлению рекреационной деятельности с учетом особенностей правового особо охраняемых природных территорий; использование при осуществлении рекреационной деятельности объектов инфраструктуры, транспорта и оборудования, оказывающих минимально возможное негативное воздействие на окружающую среду; вовлечение местных жителей природных территорий в сферу развития рекреационной деятельности;
- наделить Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления полномочиями устанавливать особенности рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях и перечни некапитальных строений, сооружений и объектов благоустройства, допускаемых к созданию на особо охраняемых природных территориях;
- применительно к национальным паркам ввести обязанность организовывать рекреационную деятельность с учетом предельно допустимых рекреационных нагрузок, которая рассчитывается для каждого национального парка отдельно и утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующий национальный парк. При этом остаются в силе действующие запреты на осуществление деятельности, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам национальных парков, в т.ч. запрет на создание объектов капитального строительства.
Первое чтение 290 63 2 13:20

Стенограмма обсуждения
38-й пункт. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Николай Петрович Николаев.
Николаев Н. П. Спасибо, Александр Дмитриевич.
Уважаемые коллеги, на сегодняшний день в законодательстве допустимо осуществление рекреационной деятельности в особо охраняемых природных территориях, но предельных параметров такой деятельности в законодательстве нет. И в связи с тем, что у нас на сегодняшний день очень серьёзно стоит вопрос о развитии туризма, о повышении посещаемости национальных парков, особо охраняемых природных территорий, то мы считаем необходимым внести определённые ограничения и установить непосредственно в законе основные принципы осуществления вот такой рекреационной деятельности.
Что мы предлагаем? Прописать в законодательстве, что такими принципами являются экологическое ориентирование рекреационной деятельности, непревышение предельно допустимых значений рекреационной нагрузки при осуществлении рекреационной деятельности. Если мы говорим о национальных парках, например, то это расчётный показатель, какая может быть нагрузка. Обеспечение индивидуального подхода к осуществлению рекреационной деятельности, так как территория страны очень большая, мы даём возможность также определять индивидуальные особенности и ограничения для тех или иных особо охраняемых природных территорий и национальных парков. Использование при осуществлении рекреационной деятельности объектов инфраструктуры, транспорта и оборудования, оказывающих минимально возможное негативное воздействие на окружающую среду.
Помимо всего прочего мы даём возможность и полномочия определять, какие именно некапитальные, я повторюсь, некапитальные строения могут использоваться при осуществлении рекреационной деятельности. И вовлечение местных жителей природных территорий в сферу развития рекреационной деятельности. Ну, это, в общем-то, понятно.
Мы вносим также корреспондирующие изменения в Лесной кодекс и в федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов", и надеемся, что в случае поддержки этот закон даст нам больше уверенности в том, что при исполнении тех задач, которые у нас стоят но развитию экологического туризма, мы сможем индивидуально, подходя к особенностям тех или иных территорий, сохранить природу и сохранить окружающую среду.
Спасибо. Просим поддержать.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли вопросы?
Включите запись.
Покажите список.
Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста. Г а н tii В. А., фракция КПРФ.
Вопрос, Николай Петрович, вот здесь два взаимоисключающих момента, например, таких может быть. С одной стороны, особо охраняемые вот эти территории, национальные парки, они вот закрыты для людей, которые живут в этой местности, то есть человек, живёт от дороги... прямо у дороги, у этого парка, а он не может туда зайти и ягодку сорвать или гриб. Это вот одно.
А второе. Дают разрешение на, допустим, перевод этих земель в другую категорию, это делается без проблем, и там вырастают там какие-то коттеджи, комплексы и так далее и так далее. Вот где этот закон? Как найти вот этот баланс, вот эту золотую середину? Какие нормативы будут всё-таки устанавливать вот этот баланс на этой территории? Спасибо.
Николаев Н- П. Вера Анатольевна, этот законопроект, он никак не касается или границ ООПТ, или национальных парков, нет. Речь идёт о том, что если у нас вот сейчас уже прописано в законе, что можно осуществлять рекреационную деятельность. Что это такое? Зто вот что именно можно делать, непонятно. И этим законопроектом мы определяем границы допустимого. Вот в чём смысл этого законопроекта. То есть он не касается ни допуска, /другое дело, что мы здесь предусмотрели и предложили, во всяком случае, в первом чтении, да, предусмотреть непосредственно в законодательстве вовлечение местных жителей именно природных территорий в сферу развития такой рекреационной деятельности для того, чтобы (это тоже проблема) появлялись рабочие места. Но вот того вопроса, о котором вы говорите, этот законопроект в принципе не касается.
Председательствующий. Нилов Олег Анатольевич.
Нилов О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Николай Петрович, гладко на бумаге у вас, только про овраги вы почти ничего не сказали.
Главным оврагом в этом законопроекте, уважаемые коллеги, является разрешение охоты в особо охраняемых парках и территориях. Тогда так и предлагайте: снять этот статус особо охраняемый, потому что если там можно охотиться, если там можно строить какую-то рекреацию, условия для туристов и охотников, то это уже не особо охраняемая территория.
Определитесь: вы хотите сохранять особо охраняемые территории, охраняйте, но не развлечения, дискотеки и охотничьи загоны там устраивайте. Определитесь: вы что делаете вот этой своей поправкой такой революционной, да? Я считаю, что вы прекращаете деятельность особо охраняемых территорий, в которых разрешите вот эту всю деятельность. Особенно про охоту скажите, что вы разрешаете там?
Николаев Н. П. Спасибо большое.
Никто охоту в особо охраняемых природных территориях и в национальных парках не разрешает. Поднимите текст и посмотрите. Значит,
>му я прошу просто не вводить в заблуждение ни тех, кто нас сейчас слушает по Интернету, ни журналистов и так далее. Всех призываю к тексту.
Это единственные корреспондирующие нормы в Лесной кодекс и в закон "Об охоте и охотничьей деятельности", чтобы определить, в том числе распространить вот те ограничения, которые мы предлагаем в законе, в том числе и на них.
А ограничения следующие. Я сейчас вам повторю. Значит, во-первых, сейчас, когда просто речь идёт о том, что допустима рекреационная деятельность, всё, это допустимо любое. Что это такое? Это, в том числе и те вот эти... то, что, о чём вы говорите, там танцы, пляски и так далее - это всё. Вот мы предлагаем как раз это ограничить и прописать, в конце концов, в законодательстве очень чётко и экологическое ориентирование, и непревышение предельно допустимых значений.
Олег Анатольевич, вот это очень важно: непревышение предельно допустимых значений, рекреационные нагрузки при осуществлении рекреационной деятельности. Сейчас вот таких ограничений в законодательстве нет, мы их предлагаем ввести.
Следующее. Особое обеспечение индивидуального подхода к осуществлению рекреационной деятельности. Имеется в виду то, что помимо тех ограничений, которые мы предлагаем прописать в федеральном законодательстве,
еще на местном уровне могут возникать дополнительные ограничения.
Поэтому мы как раз ставим заслоны к той деятельности, о которой вы говорите, которая может нанести тот или иной ущерб. Потому что, если этого нет в законе, вот мы сейчас будем развивать и развиваем туристическую деятельность в экологических зонах, национальных парках и так далее, а где написаны вот эти границы, да нигде их нет. Поэтому, что может быть? Я больше, чем уверен, могут быть, то, о чем мы часто говорим и злоупотребления, и какие-то, назовем так, непонимание действующего законодательства. Вот, чтобы никакого непонимания не было, чтобы было все очень четко, мы пишем здесь — раз, два, три, да, экологическое ориентирование, не превышение допустимых и так далее, и так далее, третий раз повторять уже не буду, всё это есть. Спасибо.
Председательствующий. Моляков Игорь Юрьевич. Моляков И. Ю. Уважаемый Николай Петрович!
Недавно я посетил Ульяновскую область, уникальную такую вот территорию охраняемую - Сенгилеевский заповедник, я разговаривал с практиками, людьми, которые руководят этой территорией. И когда я поднял вопрос, что, если разрешить на вашей территории, значит, строительство сооружений, которые не носят капитального характера, они были резко против. То есть за пределом там можно делать и автомобильные площадки и кемпинги, а по самой территории, если уже говорить о туризме, то прокладываются только особые тропы и эти экскурсии водят особо подготовленные люди.
А здесь, в общем-то, этот закон не говорит о том, какой метраж некапитальных строений. А сегодня могут быть некапитальные строения, в общем, использоваться и зимой, и летом, и можно повесить там, что это... (Микрофон отключён.)
Николаев Н. П. Спасибо большое.
Я, наверное, просто еще раз уточню. Значит, вот сейчас прекрасно то, что в Ульяновской области так вес соблюдается, но это соблюдается, к сожалению, не везде. И поэтому для этого и нужно ставить ограничения в законодательство.
Я хочу обратить внимание всех на один пункт.
Это непревышение предельно допустимых значений рекреационной нагрузки при осуществлении рекреационной деятельности. Как это определяется?
То есть, если это будет определено, что одна предельная рекреационная нагрузка — один человек на Ю квадратных километров, вот вам, пожалуйста, ответ, и мы именно для этого предлагаем определять, в том числе, индивидуально для каждой территории такие ограничения.
Поэтому спасибо большое коллегам из Ульяновской области. Они, несмотря на отсутствие таких норм в законодательстве, всё-таки выстояли и сохраняют нашу природу, но кто не такой стойкий, мы предлагаем для них прописать непосредственно в законе эти ограничения. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Осадчий Николай Иванович.
Осадчий Н. И. Уважаемый Николай Петрович, можно ли конкретизировать в продолжение вашего предыдущего ответа. Всё-таки вот эти, хорошо, что критерии вводятся, ограничения. Это правильно всё, это необходимо. Но можете ли вы конкретно указать, какие эти самые предельно допустимые нагрузки рекреационной деятельности на эти охраняемые территории, кто их будет определять? Спасибо.
Николаев Н. П. Спасибо большое.
Что касается определения, то любая особо охраняемая природная территория или национальный парк, они подчиняются определённой структуре.
Если мы берём особо охраняемые природные территории, то понятно, региональная, она подчиняется соответствующему министерству региональному, федеральное OOI IT — федеральному и так далее. То же самое, национальные парки. Национальный парк — это федеральное подчинение.
Так вот когда образовывается парк, когда с ним работают, определяют как раз степень допуска туда людей. Можно или нет? Это часто, кстати, вот как раз то, о чём мы только что говорили, вызывает недовольство местных жителей, потому что они говорят: а зачем нам покупать или получать какие-то разрешения, билеты и так далее? А именно для того, чтобы определить, а какое количество людей находится на территории? Его можно пускать сегодня там, или, может быть, уже там толпа бродит по этому лесу или по этой особо охраняемой природной территории.
И поэтому больше никого допускать нельзя. Вот таким образом это определяется, помощью науки, прежде всего.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу?
Включите запись на выступления.
Покажите список.
Канаев Алексей Валерианович.
Канаев А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, на мой взгляд, абсолютно подробно про закон сейчас было рассказано. Он снимает те избыточные, с одной стороны, ограничения, с другой стороны, снимает риски возможных нарушений на территории особо охраняемых природных территорий, и в том числе, или, прежде всего, национальных парках.
Мы сейчас много говорим о развитии внутреннего туризма, у нас действительно есть, что посмотреть, и есть, куда съездить. Но без регулирования, чему посвящен данный закон, возникают риски. Национальный парк пытается сделать безопасную для природы тропу. Может он это сделать или нет? Вот на сегодняшний день трактовать можно, как угодно. Национальный парк открывает двери, условно, для того чтобы люди пришли туда, посмотрели природу, оглянулись вокруг и ушли довольные. Можно это сделать? Непонятно, сколько людей, как это сделать? Без регулирования данного вопроса возможны крайности, как с одной стороны, злоупотреблений, так с другой стороны, неиспользования тех природных ресурсов, экологических возможностей, которые есть у нашей страны. Именно эту проблему регулирования понятного, прозрачного и решает представленный законопроект. Его ждут, о нем много говорили. Говорили в Ленских столбах, говорили в ГТриэльбрусье, говорили на Байкале. Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает поддержать предложенный законопроект.
Председательствующий. Трешневиков Анатолий Николаевич.
Трешневиков А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Уважаемые коллеги, очевидно, что это закон вредный, закон активного и агрессивного охотничьего лобби.
Докладчик сказал, что этот закон не имеет никакого отношения к охоте, но я читаю статью вторую, "Особенности организации рекреационной деятельности г» целях осуществления любительской и спортивной охоты на особо охраняемых природных территориях". И вот если охота будет разрешена под какими-то предлогами, под предлогом развития экологического туризма, то зто преступление, преступление перед заповедным делом, перед теми людьми, которые жизнь кладут, для того чтобы сохранить эти особо охраняемые природные территории.
Законопроект, конечно, не соответствует подходу развития экологического туризма и создания необходимой инфраструктуры на ООГТГ, в соответствии с которым Президентом России поручено правительству внести изменения в законодательство Российской Федерации. Введение регулирования вопросов развития хозяйственной деятельности до установления требований охраны природных комплексов и объектов заповедников, а также основанных на территории критериев определения допустимой антропогенной нагрузки, может привести к утрате ценных комплексов и самих объектов.
Применительно к заповедникам все виды рекреационной деятельности, включая и спортивную, и любительскую охоту, приравниваются и объявляются одним из приоритетных видов деятельности, допускаемых на заповедниках. Представляется, что это делает данный законопроект идеологически неприемлемым.
Подобный законопроект должен рассматриваться в качестве приоритетных видов деятельности на ООПТ, не любую рекреационную деятельность, а именно экологический туризм, то есть туризм соответствующий, содействующий сохранению биологического и ландшафтного разнообразия, не разрушающий окружающую среду и имеющий ярко выраженную познавательную направленность.
Данный законопроект и пояснительные материалы к нему свидетельствуют об отсутствии достоверных данных о сокращении численности популяции охотничьих животных на территориях ведения указанной деятельности, а также об отсутствии примеров обеспечения охотпользователями эффективного воспроизводства животных в естественной среде. В этой связи в частности федеральным законом 26-ФЗ была разрешена охота на животных, содержащихся в полувольных условиях и искусственной среде обитания (в вольерах).
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает необоснованным распространение положений законопроекта об охоте на территории заповедников до обеспечения эффективного ведения деятельности в сфере охоты и охотничьего хозяйства на иных территориях, ведения достоверного учета, а также обеспечения охотпользователями устойчивого сохранения популяций охотничьих животных в естественной среде обитания вне границ заповедников.
На основании изложенного, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что законопроект не обеспечивает системное урегулирование рассматриваемых вопросов, противоречит вышеуказанным поручениям Президента Российской Федерации и в этой связи не может быть поддержан.
Председательствующий. Спасибо. Представитель президента, правительства? Докладчик? Пожалуйста.
Николаев Н. П. Спасибо большое за то, что такие замечания сделаны, но они никак не касаются этого законопроекта. Потому что еще раз, чтобы не было ни у кого сомнений, это не касается охотничьей деятельности. Здесь идет речь о размещении объектов рекреации. Вот сейчас, например, если особо охраняемая территория граничит с охотугодьями, то вот эту рекреацию можно на территории ООПТ сколько угодно развивать.
И вы правильно говорите, спасибо большое, нужно обязательно... Цель -это экология. Мы так и пишем, что цель - это экологическое ориентирование рекреационной деятельности, прямо в законе это будет написано, так что спасибо большое, что поддержали. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, ставится на голосование пункт 38. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 20 мин. 47 сек.)
Проголосовало за 290 чел 64,4 %
Проголосовало против 63 чел 14,0 %
Воздержалось 2 чел 0,4%
Голосовало 355 чел.
Не голосовало 95 чел 21,1 %
Результат: принято Принят в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments