42. 1111864-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (в части уточнения полномочий Росгвардии по проведению оцепления и блокирования)
Документ внесли 15.02.21 Депутаты ГД А.Е.Хинштейн, В.И.Пискарев (ЕР).
Представил депутата ГД Александр Хинштейн.
Замред комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.
Законопроектом предлагается наделить военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии правом производить оцепление (блокирование) участков местности (акватории) при пресечении попыток лиц незаконно проникнуть на территории (акватории) (покинуть территории (акватории) охраняемых войсками национальной гвардии объектов, а также постов и других мест несения войсками национальной гвардии боевой службы (службы).
Первое чтение 329 0 0 14:04
Стенограмма обсуждения
42-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1 3 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации". Докладывает Александр Евсеевич Хинштейн.
Хинштейн А. Е., председатель Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект, подготовленный Василием Ивановичем Пискаревым и вашим покорным слугой, который, казалось бы, решает техническую проблему, но на самом деле эта проблема не техническая, она напрямую связана со здоровьем и жизнью людей, касается охраны стратегически важных и особо опасных объектов.
Сегодня действующее законодательство в войсках национальной гвардии дает исчерпывающий перечень оснований, который наделяет военнослужащих и сотрудников Росгвардии правом производить оцепление либо блокирование участков местности и акваторий. К сожалению, этот список не включает в себя реально существующие потребности. Например, проведение оцепления для пресечения попыток лиц незаконно проникнуть на них либо их покинуть. Ну, ситуация, когда, скажем, охраняемый сегодня Крымский мост и соответствующий энергоузел, находящийся под защитой Росгвардии, кто-то пытается на охраняемую территорию проникнуть, формально закон не дает права провести оцепление и задержать человека при проникновении туда или при попытке покинуть это место оцепления.
И в этой связи мы предлагаем дополнить действующий закон "О войсках национальной гвардии" статью 13 этими дополнительными правами. И уверены, что военнослужащие и сотрудники войск национальной гвардии будут использовать этот механизм для ещё более эффективной защиты прав и свобод граждан, интересов общественной безопасности, защиты rex объектов, которые сегодня находятся под охраной Росгвардии.
Коллеги, рассчитывает на вашу поддержку.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
С содокладом выступает Анатолий Борисович Выборный. Выборный А. Б., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции данный проект федерального закона поддерживает.
Дело в том, что, как вы знаете, согласно ранее действующему закону "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"
внутренние войска обладали полномочием по проведению оцепления либо блокированию участков местности и акватории охраняемых ими объектов при пресечении попыток незаконно проникнуть на них либо покинуть эти объекты, а согласно Указу Президента Российской Федерации "О вопросах Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации были преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации.
Вместе с тем таких оснований для проведения оцепления либо блокирования участков местности и акватории охраняемых ими объектов при пресечении попыток лиц незаконно проникнуть на них либо покинуть их в Федеральном законе "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" нет, они просто отсутствуют.
В этой связи законопроектом предлагается дополнить статью 13 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" положением, в соответствии с которым войска национальной гвардии по аналогии с упразднённым подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации наделяются полномочием производить оцепление либо блокирование территории и акватории охраняемых объектов, либо при пресечении попыток или попытки незаконно проникнуть на них, либо покинуть эти объекты, и, таким образом, восстановить... устранить возникший правовой пробел, так называемый юридический недочёт.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы Российской Федерации данный проект федерального закона поддерживает, замечаний нет. Поддерживает данный проект федерального закона и Правительство Российской Федерации.
При таких обстоятельствах Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции предлагает данный проект федерального закона поддержать и принять в первом чтении.
Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.
Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Кузякин Дмитрий Викторович, пожалуйста. Кузякин Д. В., фракция КПРФ.
Спасибо, Иван Иванович.
У меня вопрос, Александр Евсеевич, а вот не указаны там сроки этого оцепления, блокировки. Может быть, есть смысл указать на время спецоперации или там на необходимое время? А то ведь у нас оцепят и потом используют это в каких-то целях там определенных военачальники.
Спасибо.
Председательствующий. Депутату Хинштейну включите микрофон.
Хинштейн А. Е. Да. Спасибо, Дмитрий Викторович, за вопрос.
У нас сегодня уже действующий закон "О войсках национальной гвардии..." и конкретно статья 13, которую мы предлагаем дополнить, уже прописывают порядок, как должно проводиться оцепление и блокирование участков местностей и акваторий. И наши новеллы, собственно, в том, что в существующие перечни мы добавляем еще одно основание.
Поэтому вторгаться в тело основного закона, на наш взгляд, нецелесообразно, этой проблемы сегодня не существует. Имеющиеся нормативные акты четко регулируют порядок, срок проведения оцеплений от дачи соответствующих распоряжений ответственных должностных лиц.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич.
Нилов О. А. У меня тоже Александру Евсеевичу вопрос.
Ну, понятно, что охрана государственных объектов, мостов, там реакторов - никаких вопросов. Но вот тут были же случаи охраны, в том числе с помощью Росгвардии, полиции, объектов каких-то будущих свалок в лесных каких-то массивах или строек, вот это может быть основанием для такого оцепления, либо это вот как бы просто не в ту сторону мысли развиваются, Александр Евсеевич? Только государственные объекты будут охраняться либо коммерческие, какие-то такие вот сомнительные с точки зрения проживающего вокруг населения объекты могут тоже вот таким образом быть оцеплены? ^Спасибо.
Председательствующий. Александру Евсеевичу Хинштейну включите микрофон.
Хинштейн А. Е. Спасибо.
Олег Анатольевич, закон о войсках национальной гвардии прописывает чётко цели и задачи этой организации, и основания, при которых сотрудники, военнослужащие войск национальной гвардии, выполняют поставленные перед ними задачи.
Вы говорите о случаях охраны или оцепления в интересах каких-либо коммерческих структур. Мне о таких случаях неизвестно, и закон такого не предусматривает. Другой вопрос, что войска национальной гвардии используются в том числе для обеспечения мероприятий по линии общественной безопасности, для предотвращения каких-либо чрезвычайных ситуаций.
Если в том или ином регионе возникает острая социально опасная обстановка, скажем, это может быть не только центральная полоса России, но и регионы Северного Кавказа, собирается большое количество разгорячённых и агрессивных людей, у которых в том числе может быть оружие, в этой ситуации войска национальной гвардии если будут привлечены к выполнению задач, безусловно, смогут провести оцепление территории для того, чтобы не допустить массового столкновения, жертв, применения насилия и так дальше.
Но обращаю ваше внимание на то, что Росгвардия не является самостоятельным субъектом в принятии такого рода решений, а является приданной силой, выполняющей задачи, поставленные перед ними другими ведомствами, в первую очередь Министерством внутренних дел России. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В. Спасибо. Уважаемый Александр Евсеевич, у вас в законе отсутствует срок вступления в действие закона.
Но такой случай произошёл 27 апреля этого года. 3 с половиной тысячи бойцов национальной гвардии были применены, с моей точки зрения, без оснований для блокирования четырёх рынков рядом с городом Ростов-на-Дону, и противодействовали в нарушение трёх статей Конституции законной деятельности предпринимателей, которые в принципе многие из них имеют свидетельства о праве собственности на землю, на объекты недвижимости. А им без предъявления каких-либо условий просто блокировали, поставили бетонные блоки и их охраняли бойцы нацгвардии. Вот как такой случай? Это противоречит закону о нацгвардии, где чётко прописано: при каких условиях и на основании каких документов должны применяться войска нацгвардии.
А вы предлагаете ещё расширить, чтобы... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Депутату Хинштейну включите микрофон.
Хинштейн А. Е. Спасибо.
Ну первое, Николай Васильевич, войска или нацгвардии в России отсутствуют. У нас есть Росгвардии, и задача, её функционал, как и уже сказал, чётко определены законом. Я глубоко не погружён в ситуацию, котораи произошла в Ростовской области, видел только то, что поивлиетси в СМИ. Насколько мне известно, сотрудники Росгвардии направлялись туда по соответствующему обращению органа внутренних дел для предотвращения каких-либо массовых беспорядков и нарушения общественной безопасности. Повторяю вновь, Росгвардия не принимает решение о том, где она будет действовать, какую территорию она будет обеспечивать с точки зрения недопущения чрезвычайной ситуации, нарушения общественного порядка, каких-то столкновений и прочее, так говорит закон. Насколько законны у тех или у иных предпринимателей документы - не задача войск национальной гвардии.
Ну и последнее. Закон совершенно не про это. Закон про то, что у них появляется право при блокировании территорий и акваторий охраняемых объектов, например, упоминавшегося мной Крымского моста или стоянок с ядерным топливом, которые также находятся под охраной Росгвардии, появляется возможность задерживать тех лиц, кто пытается это оцепление нарушить, проникнуть в него или из него выйти. И в цифрах (в пояснительной записке они есть) указывается, что за период 2018-2019 годов Росгвардией, не нацгвардией, подчёркиваю, а Росгвардией было пресечено 142 попытки несанкционированного незаконного проникновения на территории, акватории охраняемых объектов, когда объективно возникала необходимость проводить оцепление и блокирование участков местности акваторий. Такой возможности у них не было, теперь появится. И я уверен, что эта возможность будет использоваться в интересах дела и государства. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Моляков Игорь Юрьевич.
Моляков И. Ю. Уважаемый Анатолий Борисович, вот существует ли какой-то список материальных носителей средств ограничения: это будут блоки кидать, это будут ставить автомобили друг к другу плотно, может быть, это будут решётки, вот как сейчас используются, для того чтобы создать загоны, куда загоняют людей на демонстрациях или, может быть, это просто будут вот верёвочки с красными флажками? Вот перечень законных... Да, или это будут иросто бойцы, которые встанут, значит, плечом к плечу и, таким образом, живым щитом будут эти зоны обеспечивать? Или в каждом регионе это по-своему, у кого как фантазия, значит, придёт? Или же, может быть, это будет, какой-то список есть определённый, как в какой ситуации использовать какой материальный носитель для блокировки? Спасибо.
Выборный А. Б. Игорь Юрьевич, честно говоря, я не слышал, чтобы в федеральном законе прописывали какие-то заборчики, автомобили, там ещё что-то, в целях, оцепления. Мы ведём речь о том, чтобы в рамках данного проекта федерального закона предусмотреть возможность по проведению такого оцепления либо блокированию участков местности, акваторий, охраняемых ими объектов, при пресечении попыток либо незаконно проникнуть на них, либо покинуть эти территории.
В каждой конкретной ситуации будет приниматься решение в зависимости от опасности и других, целого ряда обстоятельств.
В федеральном законе мы лишь прописываем такую саму возможность, фактически мы устраняем тот правовой недочёт, который возник в результате формирования самой службы. Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Фактически те положения, которые были ранее предусмотрены во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, мы сегодня закрепляем этот недочёт и в данном федеральном законе.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Анатолий Борисович. Присаживайтесь.
Желающие выступить есть.
Включите режим записи на выступления.
Покажите список.
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.
Коломейцев Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, уважаемый Александр Евсеевич! Зачитываем, как называется закон 226-й "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", а не о Росгвардии. Ну а "нац" я просто его сократил, поэтому вы неправильно сделали мне замечание.
Второе. Понимаете, безусловно, внутренние войска, национальная гвардия, они были, есть и будут в любом государстве, потому что порядок в стране надо охранять. Но, с моей точки зрения, эти войска всё-таки должны тоже действовать в рамках закона, который мы с вами приняли и который чётко оговаривает, где, как, кто и на основании каких документов может их применять. Я повторюсь, но хочу ещё раз заострить ваше внимание.
С моей точки зрения, 27 апреля то ли командованием округа, то ли еще кем-то были грубо нарушены три статьи Конституции, когда люди, у которых есть право на собственность, у которых есть право на землю, у которых есть заключенные договора, в том числе, международные и ответственность за исполнение и неисполнение контрактов, за прохождение таможенных процедур, которые влекут за собой значительные, вообще-то, материальные затраты людей, которые сами себя и тех, кого они еще наняли, обеспечивают, их просто грубо блокировали и в течение 10 дней фактически не допускали к собственному имуществу.
Ну вы понимаете, кто будет нести ответственность за потери, которые понесли 12 тысяч человек? Они ведь не благодаря, а вопреки, государство их вышвырнуло с заводов, проектных институтов, они нашли себе кусок хлеба, как его зарабатывать и еще дали целому ряду людей.
Поэтому с моей точки зрения, да, полномочия, наверное, надо давать, но, с моей точки зрения, надо усиливать и ответственность, потому что права всегда влекут за собой ответственность. А в нашей ситуации, к сожалению, все чаще у нас правоохранительные органы различных уровней злоупотребляют полномочиями, возбуждая общество, потому что это не единичный случай и в то же время не выполняют свои функции в таких случаях, как это было в Казани, в Керчи и в других случаях. Потому что с моей точки зрения, при наличии 400 тысяч вооруженных людей, почти 3-х миллионов МВД, у нас таких случаев вообще быть не должно, если все будут выполнять свои обязательства. А если еще взять 7 миллионов или 5 миллионов охранников, которые имеют лицензии и охраняются разные объекты, то у нас уже мы скоро в страну охранников превратимся. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Перминов Дмитрий Сергеевич, пожалуйста.
Перминов Д. С. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги! Под охраной Росгвардии находятся акватории важных государственных объектов, такие как стоянки судов с ядерными энергетическими установками, а также стоянки, перевозимые специальные грузы, ядерное топливо, расщепляющие материалы, взрывчатые вещества. Кроме того, Росгвардией обеспечивается безопасность акватории Керченского пролива, Крымского моста, электросетевого энергомоста "Российская Федерация — Крым", магистрального газопровода "Краснодарский край - Крым".
Отсутствие у Росгвардии полномочий производить оцепление, создаёт реальную угрозу безопасности данных объектов и несёт угрозу для населения.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят войскам национальной гвардии при несении ими службы своевременно реагировать на правонарушения, допущенные в зонах безопасности, осуществлять необходимые войсковые действия, а также оперативно принимать меры, направленные на защиту жизни и здоровья граждан военнослужащих и сотрудников Росгвардии, предотвращать угрозы в отношении охраняемых войсками объектов и специальных грузов, и не допускать возникновения на них чрезвычайных ситуаций.
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и предлагает его принять в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Александр Евсеевич, вы можете выступить с заключительным словом. Депутату Хинштейну включите микрофон. Хинштейн А. Е. Спасибо. Коллеги, я очень коротко.
Хочу сказать, что все, кто проголосует за этот законопроект, должны понимать и осознавать, что он принимается для того, чтобы у Росгвардии действительно были полномочия осуществлять безопасность, потому что, если завтра, не дай бог, что-то произойдёт с одним из тех объектов, который находятся сегодня под охраной этого ведомства, последствия от этого даже страшно себе представить. И потом различного рода "кликуши", которые обвиняют военнослужащих, сотрудников в существующих провалах, пытаясь на их плечи списать существующие проблемы, будут говорить: а где же была Росгвардия, а почему вы недосмотрели?
Вот для того, чтобы досмотрели, должны быть полномочия. И обсуждать о том, как реагировать на последние ЧП, коллеги, мы готовы в рамках тех законопроектов, которые "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ" готовятся и вносятся, в том числе, по пресечению незаконного оборота оружия, не видя такого, извините, хайпового и абсолютно пустого диалога и спекуляции на больные для общества темы. Рассчитываю на поддержку. Спасибо.
Председательствующий. Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации". Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 04 мин. 04 сек.)
Проголосовало за 329 чел 73,1 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 329 чел.
Не голосовало 121 чел 26,9 %
Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.