leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Россия присоединилась к протоколу о преступлениях на борту самолета – ратификация

Россия присоединилась к протоколу о преступлениях на борту самолета – ратификация – Зверев Разрешает применять на борту к нарушителям нормы национального законодательства
8. 1153919-7 Госдума в итоге обсуждения приняла закон «О присоединении Российской Федерации к Протоколу, изменяющему Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов»
Документ внесен правительством 19.04.21.
Представил статс-секретарь – замминистра транспорта Дмитрий Зверев.
1й зампред комитета по международным делам Юрий Олейников.
Законопроектом предлагается присоединиться от имени Российской Федерации к Протоколу, изменяющему Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, от 4 апреля 2014 года.
Протоколом Конвенция дополняется положениями, предусматривающими, что государство правомочно осуществлять юрисдикцию в отношении преступлений на борту воздушного судна, выполняющего посадку на его территории (осуществление юрисдикции в качестве государства посадки), и воздушного судна авиакомпании (эксплуатанта), осуществляющей деятельность в этом государстве (осуществление юрисдикции в качестве государства эксплуатанта) (в настоящее время предусмотрено, что юрисдикцию в отношении преступлений, совершенных на борту воздушного судна, осуществляет государство, включившее его в свой реестр (государство регистрации).
Вводимые Протоколом основания для установления государствами своей юрисдикции не подразумевают обязанности безоговорочно уступать юрисдикцию в отношении своего гражданина другому государству. Конвенцией предусмотрено, что при осуществлении юрисдикции в качестве государства посадки любое государство принимает во внимание, является ли рассматриваемое преступление преступлением в государстве эксплуатанта.
Протокол определяет особенности взаимодействия командира воздушного судна с компетентными органами договаривающихся государств.
Так, после совершения посадки на территории договаривающегося государства командир воздушного судна может передать компетентным органам этого государства лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно совершило на борту воздушного судна акт, являющийся преступлением. Командир воздушного судна должен по возможности в кратчайшие сроки уведомить компетентные органы о своем намерении передать такое лицо и о причинах передачи, а также передать имеющиеся у него на законном основании доказательства и сведения о передаваемом лице.
Протокол содержит положения, предоставляющие юридическую основу для борьбы с недисциплинированными пассажирами (в соответствии с Приложением 17 к Конвенции о международной гражданской авиации, подписанной в Чикаго 7 декабря 1944 г., под «недисциплинированными пассажирами» понимаются пассажиры, которые не соблюдают правила поведения на борту воздушного судна или не выполняют указания членов летного экипажа, нарушая тем самым должный порядок и дисциплину на борту воздушного судна):
- устанавливает юрисдикцию государства эксплуатанта в отношении преступлений и актов, совершенных на борту, что позволит авиаперевозчикам (эксплуатантам) независимо от места регистрации используемого для перевозок воздушного судна, применять к пассажирам нормы национального законодательства;
- устанавливает юрисдикцию государства планируемой посадки в отношении преступлений и актов, совершенных на борту, при условии, что преступление создает угрозу безопасности воздушного судна либо находящихся на борту лиц или имущества, либо поддержанию должного порядка и дисциплины на борту, и государство посадки удостоверилось, что преступление является таковым в государстве эксплуатанта;
- уточняет виды запрещенного поведения на борту воздушного судна, к которым отнесены физическое нападение или угроза совершения такого нападения в отношении члена экипажа или отказ следовать законным указаниям, полученным от командира воздушного судна или от его лица.
Ратификация 381 0 9 13:09

Стенограмма обсуждения
Переходим к 8-му вопросу. О проекте федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Протоколу, изменяющему Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов".
Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря — заместителя Министра транспорта Российской Федерации Дмитрия Станиславовича Зверева.
Пожалуйста, Дмитрий Станиславович.
Зверев Д. С, официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель Министра транспорта Российской Федерации.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые дену чаты Государственной Думы!
Присоединение Российской Федерации к Монреальскому протоколу 2014 года, изменяющему Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту гражданских воздушных судов является важной и актуальной мерой в борьбе с противоправными действиями на бортах гражданских воздушных судов.
Это делается для усиления сдерживающих мер, направленных против недисциплинированных и нарушающих правила поведения на борту пассажиров.
Монреальский протокол2014 года изменяет Конвенцию о преступлениях, подписанную в 1963 году в Токио, так называемая "Токийская конвенция", уточняет виды запрещённого поведения на борту, а именно физическое нападение или угроза совершения такого нападения. Он позволит авиаперевозчикам и эксплуатантам, независимо от места регистрации воздушного судна, применять к пассажирам, совершившим преступление на борту, либо нарушающим дисциплину и порядок на борту, нормы национального законодательства, то есть юрисдикцию государства-эксплуатанта.
Командиру воздушного судна позволит привлекать сотрудников службы авиационной безопасности для применения ограничительных мер к любому лицу, которое совершило или готовится совершить на борту воздушного судна преступления или акты, угрожающие безопасности воздушного судна или находящихся на его борту лиц или имущества.
Сотруднику службы безопасности на борту в ряде случаев разрешается применение разумных превентивных мер без разрешения командира воздушного судна, если он имеет достаточные основания полагать, что такие меры необходимо применять немедленно для защиты воздушного судна.
Принятие законопроекта позволит не только обеспечить безопасную и эффективную эксплуатацию коммерческих рейсов, но и сделает воздушные перевозки более привлекательным видом транспорта для пассажиров. На сегодняшний момент присоединилась к Протоколу 51 страна. Прошу поддержать. Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, содоклад Юрия Павловича Олейникова. Юрий Павлович, пожалуйста.
Олейников Ю. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ну для начала просто напомню, что в 2017 году мы с вами в Государственной Думе уже принимали законопроект об усилении ответственности пассажиров авиационных сообщений, однако статистика случаев недисциплинированного поведения в полёте по-прежнему весьма тревожна.
Предлагаемый вашему вниманию Протокол к Токийской конвенции является, а я это подчеркну, результатом коллективных усилий международного сообщества по расширению сферы её применения и предполагает выход на необходимый уровень международного взаимодействия в борьбе с криминальными проявлениями и нарушениями правил поведения в полете.
Опять же хочу напомнить вам случай в 2013 году, когда российский гражданин Сергей Кабалов устроил, как вы помните, пьяный дебош и избил проводника на борту самолёта "Когалымавиа", следовавшего из Москвы в Хургаду. После посадки полиция Египта почти сразу отпустила нашего гражданина как иностранца без каких-либо следственных действий. В результате он успешно скрывался от российского правосудия сначала на территории Украины, потом Белоруссии, где и был задержан.
Протокол, который мы сегодня с вами должны утвердить, закрывает этот правовой пробел. Теперь преследование лиц, совершивших преступления либо нарушивших правила поведения в полёте, сможет осуществлять государство, где самолёт приземлился, а также государство-эксплуатант, а не только государство-регистратор воздушного судна, как это было ранее. Речь идёт и о возможном аресте, и о последующем взыскании ущерба. Это существенно расширяет возможности по поддержанию должного порядка и дисциплины на борту самолёта в гражданской авиации.
Кроме того, в Протоколе учитываются виды запрещённого поведения в полёте... уточняются виды запрещённого поведения в полёте, в частности, нападение или угроза такого поведения на члена экипажа. И что важно, уточняются права командира воздушного судна, сотрудника службы безопасности, который тоже находится на борту.
Присоединение к Протоколу объективно назрело, поскольку с 1963 года в организации воздушного транспорта произошли очевидные изменения, в частности, существенно возросло количество пассажирских рейсов и увеличилась доступность воздушного транспорта, в том числе благодаря появлению лоукостеров.
Дополнительных расходов федерального бюджета принятие данного Протокола не потребует. Законопроект не противоречит международным соглашениям Российской Федерации. Отрицательных отзывов на Протокол, на подписание Протокола не было.
Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе принять законопроект. Прошу поддержать нашу позицию. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Юрий Павлович.
Коллеги, пожалуйста, вопросы докладчику, содокладчику.
Юрий Павлович, пожалуйста, вернитесь на центральную трибуну.
Включите запись.
Покажите список.
Нилов Ярослав Евгеньевич.
Нилов Я. Е., председатель Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Спасибо.
Уважаемый Дмитрий Станиславович!
В 2012 году фракцией ЛДПР был внесен проект закона о черных списках пассажиров-дебоширов. Спасибо, тогда при активном содействии Комитета по транспорту и при активной позиции руководителя, бывшего руководителя "Аэрофлота" Савельева этот вопрос был законодательно урегулирован. Савельев поднял вопрос на встрече с Президентом Путиным и тогда президент сказал, что это надо было сделать давно. Сегодня это работающий инструмент, инструмент сдерживания.
Скажите, пожалуйста, есть ли у вас информация, насколько часто пользуются авиакомпании этой мерой законодательной, есть ли сформированные уже черные списки пассажиров-дебоширов и есть ли какая-либо статистика, которая подтверждает снижение количества случаев, когда совершаются противоправные действия на бору воздушных судов? Спасибо.
Зверев Д. С. Ярослав Евгеньевич, спасибо за вопрос.
Безусловно, такая статистика есть и из ежегодно фиксирующихся случаев о совершении противоправных действий на борту, соответствующие граждане, в отношении которых судами вынесено либо административное... вынесено постановление об административном правонарушении либо дело передано в рамках уголовного судопроизводства, вносятся в указанные черные списки. Могу привести пример, что, если в 2019 году подобных противоправных действий было зафиксировано 10 тысяч 36, то в 2020 году, можно, конечно, ссылаться на то, что пандемия частично ограничила количество авиаперелетов и пассажиров было меньше, тем не менее снижение практически на треть.
Поэтому, да, такие списки ведутся авиакомпаниями, безусловно, в соответствии действующему законодательству материалы передаются в рамках уголовного и административного судопроизводства.
Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Сергей Владимирович Иванов.
Иванов С. В., фракция ЛДПР. Спасибо.
Дмитрий Станиславович, вот, во-первых, судно, как вы знаете, или корабль под национальным флагом является территорией страны, чей флаг они несут, то есть, право экстерриториальности.
У нас 61-я статья гарантирует, что гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству, и Россия гарантирует покровительство и защиту своим гражданам на территории других государств.
Здесь так получается, что мы фактически не сами его наказываем, а выдаём на суд другого государства. Это первое.
И, Юрий Павлович, вот вопрос такой. Здесь в Конвенции, в этой статье 15 bis, указывается только два события: либо нападение физическое на члена экипажа, либо отказ выполнять законные указания. Здесь нет условий, когда пассажиры в пьяном виде начинают драться между собой. Нас это, что, устраивает?
Председательствующий. Пожалуйста.
Зверев Д. С. Сергей Владимирович, я бы хотел сделать всё-таки отсылку на то, что признание проступков либо правонарушений отнесено к национальному законодательству. И, собственно говоря, основная задача -присоединения сначала к Токийской конвенции, к которой Советский Союз присоединился в 1989 году, а сейчас и к Монреальскому протоколу, как раз и звучит в том, чтобы нормы национального законодательства позволяли наказывать пассажира, который совершает соответствующее правонарушение на борту воздушного судна. И дальше в установленном порядке в соответствии с международным уголовно-правовым правилом требовать уже его экстрадиции.
Безусловно, договаривающиеся стороны в рамках указанной конвенции, к которой присоединились конвенции, ничего не мешает им в развитие подписывать и двухстороннее соглашение, тем не менее мы запускаем действующий механизм.
Что касается принципа экстерриториальности, то для этого и подписывается конвенция и соответствующий протокол, её изменяющий для того, чтобы мы могли применять юрисдикцию в отношении уголовного правосудия, даже если оно совершено за территорией Российской Федерации. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Спасибо, Юрий Павлович. Уважаемые коллеги, кто хотел бы выступить? Нет.
Полномочный представитель президента, правительства? Заключительное слово? Докладчик? Содокладчик?
Юрий Павлович, у вас есть возможность выступить от трибуны, с места. Есть желание? Есть желание. Юрий Павлович, он быстро идёт к себе на рабочее место.
Пожалуйста, включите микрофон Юрию Павловичу Олейникову. Включите микрофон Олейникову Юрию Павловичу.
Олейников Ю. П. Да, благодарю вас. Сергею Владимировичу просто отвечу еще на вопрос, он задавал его и мне. Безусловно, что пьяный дебош двусторонний, там два пассажира, это нарушение правил, о которых предупреждают всех, совершающих авиационные рейсы. Поэтому это подлежит наказанию. Это с одной стороны.
С другой стороны, нужно отметить, что даже если пассажир будет подвергнут юридическому преследованию, то наши международные органы и консульства будут оказывать ему соответствующую поддержку. Спасибо. Председательствующий. Спасибо, Юрий Павлович. Уважаемые коллеги, ставится на голосование 8-й вопрос. Просьба включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (13 час. 09 мин. 14 сек.)
Проголосовало за 381 чел 84,7 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 381 чел.
Не голосовало 69 чел 15,3 %
Результат: принято
Федеральный закон принят единогласно. Поздравляю, коллеги.
Прежде чем перейдем к рассмотрению блока законопроектов второго чтения, уважаемые коллеги, до вашего сведения хочу довести информацию во исполнение решения Совета. У нас с вами ближайшие четыре недели будут напряженными, пленарными неделями. Начало работы во исполнение решения Совета, также довожу до вашего сведения, в 10 часов. Это нам позволит рассматривать максимально большое количество вопросов. Ну и, конечно, строить свою работу, если у нас будет у кого-то желание поехать в регион, более эффективно, потому что можно будет, если в четверг не будет заседания, в среду уехать. Одним словом, вот такой порядок работы. Начинаем в 10.00, а, соответственно, работаем четыре недели подряд.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments