Ключ к экономическому росту – увеличение финансовой и административной самостоятельности регионов. Об этом в ходе заседания Столыпинского клуба на тему «Рост для всех. Экономика регионов – как выйти на траекторию роста в субъектах Российской Федерации» заявил Уполномоченный при Президенте России по защит прав предпринимателей Борис Титов.
«За последнее время мы совершенно зажали не только бизнес, но и возможности регионального самоуправления – и по деньгам, и по полномочиям, - констатировал Титов. - Местные власти не слишком заинтересованы в притоке инвестиций себе на территорию. Потому что региональные бюджеты зависят от инвестиций в очень маленькой степени.
Так сложилось, что сегодня выгоднее «выбивать» ресурсы из центра, и главная компетенция у многих региональных руководителей – это правильно выстраивать отношения с начальниками, правильно ходить по коридорам. Рисков меньше, денег больше. А привлечение инвестиций – головная боль. Сложно, рискованно, и не даст тебе, как руководителю, искомых результатов. Связь между твоим ростом и ростом инвестиций в регион прослеживается очень слабо.
Огромная разница между доходами регионов только усугубляется. Мы высасываем из регионов не только будущий рост, но и то, что оставалось от прошлого».
«В 2014 году на долю Москвы приходилось 11% всех инвестиций в стране, вместе с Московской областью – 15%, - напомнила главный научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ Наталья Зубаревич. - В 2019 году - уже 15% и 21% соответственно. В 2020-м - 18% и 23%.
То есть практически каждый четвертый рубль в стране идет в московскую столичную агломерацию. Еще 11-12% в разные годы идут в Тюменскую область с автономными округами. Итого складываем – получается сильно больше трети».
«Так что про паровоз развития пора перестать петь, - считает Зубаревич. - Российские деньги идут только в места с суперконкурентными преимуществами. А в регионах сформирована институционально ситуация, когда все руководители министерств и департаментов назначаются только с согласования федеральных властей. Губернатор управляет только своим замом по административно-хозяйственной части. Все остальное сверхцентрализовано. Будем дальше говорить про светлое будущее или уже расслабимся?».
«Задачи роста неразрывно связаны с демографией, - добавил заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин. - У нас сегодня наблюдается стягивание населения в города-миллионники при опустынивании остальных территорий. Циркулирует сумасшедшая идея о десяти-двенадцати агломерациях, в которые должно быть стянуто все население России.
Еще сильнее, чем люди, в центр стягиваются деньги. Когда-то мы говорили, что 50-60% ликвидности коммерческих банков, сосредоточенные на корсчетах ЦБ - это очень много. А теперь этот показатель дошел до 95%. Десятки регионов остались без банков с местными корнями».
«Разрыв между группой лидеров и всеми остальными субъектами Федерации действительно растет, - подтвердил председатель комитета по налоговой и бюджетной политике «Деловой России» Кирилл Никитин. - И часть субъектов находится в практически безнадежной ситуации.
Бюджетно обеспечены у нас классические Москва с областью, Санкт-Петербург с областью, Ханты-Мансийский округ, Татарстан, Сахалин и в хорошие годы еще три-пять субъектов».
«Между тем налоговые инструменты для того, чтобы сделать бюджетно обеспеченными если не все, то большую часть регионов, весьма ясны, - считает Никитин. - Например, зачисление табачного акциза не в федеральный бюджет, а в региональные бюджеты, причем не по месту производства, а по месту потребления. Обратное перераспределение в пользу региона нескольких процентов налога на прибыль, которые сегодня зачисляются в федеральный бюджет. Ну а дальше можно было бы перейти к точечному развитию либо субъектов с тяжелым управленческим наследием, либо субъектов, потенциально предрасположенных к бюджетной необеспеченности (а это несколько регионов Дальнего Востока)».
«Любые успешные инвестиции в регион – это результат ручного управления, - считает эксперт. - Но ключевая компетенция большинства губернаторов – это ходить за деньгами из федерального бюджета, на регулярной основе, либо же по случаю трехсот-, пятисот- или тысячелетнего юбилея. Причем этот навык развит сильнее, чем навык по отстаиванию интересов субъекта даже в рамках существующих механизмов. Например, в последнее время ведется дискуссия об изменении норматива зачисления акциза на нефтепродукты. Сейчас он целиком зачисляется в региональные бюджеты, но есть идея часть его забрать на федеральный уровень. Так вот, 84 из 85 субъектов РФ это предложение согласовали. Оно, скорее всего, не реализуется, хорошо, что нашелся 85-й субъект (столь не любимый большинством), который выступил против. Остальные не стали сопротивляться. А зачем? Заберут, но потом, может быть, вернут через какие-то дополнительные субсидии».
«Правительство пытается с разных сторон подойти к увеличению объема инвестиций бизнеса, но задача никак не решается, - отметил Кирилл Никитин. - Два года назад была попытка взять деньги через налоги со сверхприбыльных отраслей, потом переключились на механизмы СЗПК, но процесс все равно не запускается.
Надо разобраться с льготными условиями для инвестиций. Определиться с набором субъектов, где эти преференции могут быть предоставлены, и отказаться от этой возможности в других субъектах. А у нас сейчас все ровно наоборот. Если субъект профицитный, то его налоговые льготы не подлежат дискуссии с Минфином – ведь он же о субсидиях не договаривается. Между тем в Евросоюзе, например, только самые депрессивные регионы внутри страны могут претендовать на наличие преференциального режим для инвестиционных проектов.
Возьмем спецадминрайоны – что, только Калининград и остров Русский нуждаются в инвестициях от деофшоризуемых компаний? Крайне депрессивная Еврейская АО могла бы куда больше претендовать на то, чтобы в ней разместить спецадминрайон».