leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Столыпинский клуб: экономический рост в стране не начнется, пока не остановится безудержная финансов

Столыпинский клуб: экономический рост в стране не начнется, пока не остановится безудержная финансовая и административная централизация
Ключ к экономическому росту – увеличение финансовой и административной самостоятельности регионов. Об этом в ходе заседания Столыпинского клуба на тему «Рост для всех. Экономика регионов – как выйти на траекторию роста в субъектах Российской Федерации» заявил Уполномоченный при Президенте России по защит прав предпринимателей Борис Титов.
«За последнее время мы совершенно зажали не только бизнес, но и возможности регионального самоуправления – и по деньгам, и по полномочиям, - констатировал Титов. - Местные власти не слишком заинтересованы в притоке инвестиций себе на территорию. Потому что региональные бюджеты зависят от инвестиций в очень маленькой степени.
Так сложилось, что сегодня выгоднее «выбивать» ресурсы из центра, и главная компетенция у многих региональных руководителей – это правильно выстраивать отношения с начальниками, правильно ходить по коридорам. Рисков меньше, денег больше. А привлечение инвестиций – головная боль. Сложно, рискованно, и не даст тебе, как руководителю, искомых результатов. Связь между твоим ростом и ростом инвестиций в регион прослеживается очень слабо.
Огромная разница между доходами регионов только усугубляется. Мы высасываем из регионов не только будущий рост, но и то, что оставалось от прошлого».
«В 2014 году на долю Москвы приходилось 11% всех инвестиций в стране, вместе с Московской областью – 15%, - напомнила главный научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ Наталья Зубаревич. - В 2019 году - уже 15% и 21% соответственно. В 2020-м - 18% и 23%.
То есть практически каждый четвертый рубль в стране идет в московскую столичную агломерацию. Еще 11-12% в разные годы идут в Тюменскую область с автономными округами. Итого складываем – получается сильно больше трети».
«Так что про паровоз развития пора перестать петь, - считает Зубаревич. - Российские деньги идут только в места с суперконкурентными преимуществами. А в регионах сформирована институционально ситуация, когда все руководители министерств и департаментов назначаются только с согласования федеральных властей. Губернатор управляет только своим замом по административно-хозяйственной части. Все остальное сверхцентрализовано. Будем дальше говорить про светлое будущее или уже расслабимся?».
«Задачи роста неразрывно связаны с демографией, - добавил заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин. - У нас сегодня наблюдается стягивание населения в города-миллионники при опустынивании остальных территорий. Циркулирует сумасшедшая идея о десяти-двенадцати агломерациях, в которые должно быть стянуто все население России.
Еще сильнее, чем люди, в центр стягиваются деньги. Когда-то мы говорили, что 50-60% ликвидности коммерческих банков, сосредоточенные на корсчетах ЦБ - это очень много. А теперь этот показатель дошел до 95%. Десятки регионов остались без банков с местными корнями».
«Разрыв между группой лидеров и всеми остальными субъектами Федерации действительно растет, - подтвердил председатель комитета по налоговой и бюджетной политике «Деловой России» Кирилл Никитин. - И часть субъектов находится в практически безнадежной ситуации.
Бюджетно обеспечены у нас классические Москва с областью, Санкт-Петербург с областью, Ханты-Мансийский округ, Татарстан, Сахалин и в хорошие годы еще три-пять субъектов».
«Между тем налоговые инструменты для того, чтобы сделать бюджетно обеспеченными если не все, то большую часть регионов, весьма ясны, - считает Никитин. - Например, зачисление табачного акциза не в федеральный бюджет, а в региональные бюджеты, причем не по месту производства, а по месту потребления. Обратное перераспределение в пользу региона нескольких процентов налога на прибыль, которые сегодня зачисляются в федеральный бюджет. Ну а дальше можно было бы перейти к точечному развитию либо субъектов с тяжелым управленческим наследием, либо субъектов, потенциально предрасположенных к бюджетной необеспеченности (а это несколько регионов Дальнего Востока)».
«Любые успешные инвестиции в регион – это результат ручного управления, - считает эксперт. - Но ключевая компетенция большинства губернаторов – это ходить за деньгами из федерального бюджета, на регулярной основе, либо же по случаю трехсот-, пятисот- или тысячелетнего юбилея. Причем этот навык развит сильнее, чем навык по отстаиванию интересов субъекта даже в рамках существующих механизмов. Например, в последнее время ведется дискуссия об изменении норматива зачисления акциза на нефтепродукты. Сейчас он целиком зачисляется в региональные бюджеты, но есть идея часть его забрать на федеральный уровень. Так вот, 84 из 85 субъектов РФ это предложение согласовали. Оно, скорее всего, не реализуется, хорошо, что нашелся 85-й субъект (столь не любимый большинством), который выступил против. Остальные не стали сопротивляться. А зачем? Заберут, но потом, может быть, вернут через какие-то дополнительные субсидии».
«Правительство пытается с разных сторон подойти к увеличению объема инвестиций бизнеса, но задача никак не решается, - отметил Кирилл Никитин. - Два года назад была попытка взять деньги через налоги со сверхприбыльных отраслей, потом переключились на механизмы СЗПК, но процесс все равно не запускается.
Надо разобраться с льготными условиями для инвестиций. Определиться с набором субъектов, где эти преференции могут быть предоставлены, и отказаться от этой возможности в других субъектах. А у нас сейчас все ровно наоборот. Если субъект профицитный, то его налоговые льготы не подлежат дискуссии с Минфином – ведь он же о субсидиях не договаривается. Между тем в Евросоюзе, например, только самые депрессивные регионы внутри страны могут претендовать на наличие преференциального режим для инвестиционных проектов.
Возьмем спецадминрайоны – что, только Калининград и остров Русский нуждаются в инвестициях от деофшоризуемых компаний? Крайне депрессивная Еврейская АО могла бы куда больше претендовать на то, чтобы в ней разместить спецадминрайон».
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments