leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Бюджет будет вносится на две недели раньше 15 сентября: Меняется порядок бюджетирования – первое чте

Бюджет будет вносится на две недели раньше 15 сентября: Меняется порядок бюджетирования – первое чтение - Лавров Точность прогнозов была бы выше, если бы мы не испытывали высокую турбулентность КГН продлять не собираемся – Володин Вы уходите в глухую оборону - Булавинов Иждивенческий подход Работать хорошо невыгодно Предусмотреть долгосрочные правила для регионов Чтобы доходы не были изъяты – Морозов Предлагаемые меры антикризисные
33. 1171664-7 Госдума в итоге беспрецедентного обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (в части предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и реструктуризации ранее привлеченных субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, а также совершенствовании бюджетного процесса)
Документ внесен правительством 14.05.21.
Представил замминистра финансов Алексей Лавров.
председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Законопроект разработан в целях реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 21 апреля 2021 г., предложений Федерального Собрания РФ и Счетной палаты РФ по оптимизации порядка формирования и рассмотрения бюджетной отчетности и предусматривает следующее:
1. Предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (положения вступают в силу со дня официального опубликования ФЗ):
- предусматривается нераспространение установленного в настоящее время предельного 5-летнего срока предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, бюджетные кредиты для погашения долговых обязательств субъекта РФ в виде обязательств по государственным ценным бумагам субъекта РФ и кредитов, полученных субъектом РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;
- предусматриваются полномочия Правительства РФ по утверждению:
порядка предоставления, использования и возврата субъектами РФ бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;
порядка проведения отбора инфраструктурных проектов, финансируемых за счет соответствующих бюджетных кредитов;
порядка осуществления Федеральным казначейством государственного финансового контроля за ходом реализации таких проектов;
- вводится положение об осуществлении Счетной палатой РФ и Федеральным казначейством государственного финансового контроля за соблюдением условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения которых являются предоставленные из федерального бюджета бюджетные кредиты;
- вносятся корреспондирующие изменения в БК РФ, позволяющие субъектам РФ своевременно использовать предоставленные из федерального бюджета бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов:
исключаются из принципа общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, что обеспечивает целевой характер указанных кредитов;
устанавливается возможность превышения при планировании и исполнении бюджета субъекта РФ ограничений по параметрам дефицита бюджета субъекта РФ, установленных БК РФ, на сумму бюджетных ассигнований, направленных на осуществление расходов за счет бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;
дополняется перечень оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете для создания возможности оперативной корректировки объемов бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ при получении инфраструктурных кредитов (с возможностью превышения общего объема расходов, утвержденного законом субъекта РФ о бюджете);
- уточняются подходы к расчету показателей отнесения субъекта РФ к группам заемщиков при оценке долговой устойчивости субъекта РФ.
2. Реструктуризация ранее привлеченных субъектами РФ бюджетных кредитов (положения вступают в силу со дня официального опубликования ФЗ):
- вводятся особенности исполнения федерального бюджета в 2021 году в целях предоставления на период до 2029 года бюджетных кредитов на погашение задолженности субъектов РФ и муниципальных образований по государственным (муниципальным) ценным бумагам, а также по кредитам, предоставленным субъектам РФ и муниципальным образованиям кредитными организациями, в объеме, обеспечивающем снижение указанной задолженности до 25% налоговых и неналоговых доходов, поступивших в бюджет субъекта РФ в 2020 году, и проведения реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных субъектам РФ в декабре 2020 года;
- Правительству РФ предоставляется право в установленном им порядке провести в 2021 году реструктуризацию задолженности субъектов РФ перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, установить меры ответственности за невыполнение субъектом РФ условий реструктуризации и обязательств по соглашениям о предоставлении бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета бюджетных кредитов;
- Министерству финансов РФ предоставляется право предоставлять бюджетные кредиты бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета для погашения обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, со сроком погашения не позднее 2029 года включительно, с платой за пользование указанными бюджетными кредитами по ставке 0,1% годовых;
- вводится основание для внесения в сводную бюджетную роспись изменений, связанных с предоставлением Министерством финансов РФ бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета за счет уменьшения остатков средств федерального бюджета, образовавшихся на 1 января 2021 г. Соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись предлагается вносить без внесения изменений в ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» с представлением их на согласование в парламентскую комиссию по перераспределению бюджетных ассигнований;
- предлагается пролонгировать положение ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», предусматривающее право Правительства РФ на списание задолженности субъекта РФ перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам в объеме поступления в федеральный бюджет налоговых доходов в установленном им порядке. При этом устанавливается полномочие Правительства РФ по утверждению Методики расчета поступления налоговых доходов в федеральный бюджет от реализации новых инвестиционных проектов с целью введения вариативности ведения данного учета. Пролонгируется также основное условие списания такой задолженности, заключающееся в направлении средств бюджета субъекта РФ, высвобождаемых в результате снижения объема погашения задолженности субъекта РФ перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, на осуществление бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов, определяемых в порядке, предусмотренном Правительством РФ.
3. Изменение срока внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете (положения вступают в силу с 1 января 2022 г.):
- перенести предельный срок внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете с 1 октября на 15 сентября текущего года (с целью создания объективной определенности для субъектов РФ в части объемов межбюджетных трансфертов в целях планирования их бюджетов);
- исключить избыточное требование о представлении в Государственную Думу в составе документов и материалов к законопроекту о федеральном бюджете (о внесении в него изменений) информации по решениям о предоставлении земельных участков под строительство;
- увеличить срок рассмотрения Государственной Думой изменений в федеральный закон о федеральном бюджете с 25 до 30 дней.
4. Изменение сроков составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности (положения вступают в силу с 1 января 2022 г.):
- предусматривается сокращение сроков составления, представления, внешней проверки и утверждения годовой бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, а также бюджетной отчетности об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
- предлагается сократить срок представления главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее – главные администраторы средств федерального бюджета) годовой бюджетной отчетности в Счетную палату РФ на 15 дней – с 1 апреля на 15 марта текущего финансового года (что позволит, с учетом сокращения сроков проведения внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета Счетной палатой РФ с 1 июня до 1 мая текущего финансового года, обеспечить представление Министерством финансов РФ проекта федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год одновременно с уточненной по результатам внешней проверки годовой отчетностью об исполнении федерального бюджета в Правительство РФ в срок до 25 мая текущего финансового года);
- предусматривается, что Правительство РФ рассматривает и представляет в Государственную Думу законопроект об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год, годовой отчет об исполнении федерального бюджета, иные документы и материалы к указанному законопроекту в срок до 15 июня текущего финансового года;
- предлагается сократить срок подготовки и представления Счетной палатой РФ в Государственную Думу и Правительство РФ заключения на годовой отчет об исполнении федерального бюджета до 15 дней с даты представления годового отчета об исполнении федерального бюджета Правительством РФ;
- предлагается установить положение о рассмотрении законопроекта об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в течение 45 дней с даты его внесения Правительством РФ в Государственную Думу;
- предусматривается представление бюджетной отчетности (не содержащей сведения, отнесенные к государственной тайне, либо носящей конфиденциальный характер) в электронной форме посредством государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», а также размещение соответствующих документов на едином портале бюджетной системы РФ в сети «Интернет».
Первое чтение 392 0 0 15:52

Стенограмма обсуждения
Коллеги, переходим к рассмотрению блока законопроектов, рассматриваемых в первом чтении.
33-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в части предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и реструктуризации ранее привлечённых субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, а также совершенствовании бюджетного процесса). Доклад официального представителя правительства Российской Федерации заместителя Министра финансов Российской Федерации Алексея Михайловича Лаврова.
Подготовиться Андрею Михайловичу Макарову.
Лавров А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Законопроектом предложено четыре группы новаций.
Первая. В целях реализации Послания Президента Российской Федерации предлагается ввести в Бюджетный кодекс на постоянной основе новый вид бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию инфраструктурных проектов.
Поскольку эти кредиты будут долгосрочные, на срок до 15 лет и по ставке 3 процента, необходимо сделать исключение из общего правила о том, что бюджетные кредиты предоставляются на срок до 5 лет, и такое исключение законопроектом предлагается.
Кроме того, необходим ещё ряд исключений.
Во-первых, нужно исключить эти кредиты из ограничений по дефициту бюджетов субъектов Российской Федерации, иначе субъекты Федерации будут сталкиваться с ограничениями в их получении из федерального бюджета, а также исключить из расчётов индикаторов долговой устойчивости, которые негативно будут влиять, будут учитываться при оценке этой устойчивости, чтобы снять опасения и риски субъектов Федерации перейти в другую группу долговой устойчивости.
Также необходимо исключение в части принципа общего покрытия.
Сейчас уже есть ряд исключений в части целевых трансфертов. Поскольку эти кредиты также будут носить целевой характер, предлагается впрямую установить то, что расходы бюджетов субъектов Федерации, которые обеспечиваются за счет этих кредитов, могут быть увязаны с соответствующим поступлением кредитов из федерального бюджета.
Субъектам Федерации предоставляется право внесения изменений в сводную бюджетную роспись непосредственно Бюджетным кодексом, а порядок предоставления и использования тех кредитов, контроля соблюдения условий их предоставления, предлагается наделить полномочиями правительство по установлению таких порядков. И к рассмотрению законопроекта во втором чтении мы готовы представить соответствующие проекты для обсуждения.
Второе. В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации предусмотрены нормы о проведении в текущем году реструктуризации ранее выданных бюджетных кредитов на сумму 218 миллиардов рублей до 2029 года с поэтапным погашением этой задолженности и по ставке 0,1 процента.
Одновременно устанавливается норма о том, что эта задолженность может быть списана Правительством Российской Федерации в случае и в пределах поступления налоговых доходов от реализации инвестиционных проектов, на которые предполагается направлять полученные высвобождающиеся средства бюджетов субъектов Российской Федерации. По сути, это аналогичный режим, который уже применяется при реструктуризации бюджетных кредитов.
И, кроме того, предоставляются бюджетные кредиты для замещения рыночных заимствований. И в данном случае очень важно, что не только бюджетов субъектов Федерации, но и муниципальных образований, для того чтобы сумма таких обязательств по коммерческим кредитам у банков по ценным бумагам не превышала 25 процентов налоговых и неналоговых доходов соответствующего бюджета. Общая сумма таких замещающих кредитов оценивается в 337 миллиардов рублей.
Третье.
В соответствии с поручениями по результатам рассмотрения отчёта правительства в Государственной Думе представлена новация о переносе предельного срока внесения правительством проекта закона о федеральном бюджете на очередной год и трёхлетний плановый период с 1 октября на 15 сентября.
Для этого есть ряд оснований, из которых самое важное и увязывающее на самом деле эту новацию с двумя предыдущими состоит в том, что субъектам Российской Федерации будет проще составлять свои бюджеты, поскольку они раньше узнают бюджетные проектировки и подходы к бюджетной политике, и самое главное - увидят распределение межбюджетных трансфертов. После утверждения в более ранние сроки соответственно федерального бюджета будет дополнительное время для подписания соглашений, для проведения и заблаговременного начала контрактаций, для подготовки соглашений с юридическими лицами, причём как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований. Полагаем, что это будет способствовать более ритмичному использованию средств на всех уровнях бюджетной системы и в целом повысит качество проектов принимаемых бюджетов.
Одновременно к этой же группе можно отнести ещё одну новацию - это удлинение срока рассмотрения Государственной Думой закона о внесении изменений в закон о бюджете. Сейчас он ограничен 25-ю днями. Предлагаем увеличить этот срок до 30 дней, что позволит более качественно рассматривать эти изменения, которые зачастую по своему значению, ну, если не превышают, то приближаются к, собственно, проекту федерального бюджета.
И четвёртая группа новаций. Для того чтобы иметь всю необходимую информацию, в том числе для более раннего внесения проекта федерального бюджета в Государственную Думу, предлагается сократить сроки подготовки и рассмотрения бюджетной отчётности за прошедший финансовый год.
В настоящее время правительство направляет в Государственную Думу проект отчёта об исполнении федерального бюджета до 1 августа, и подлежит рассмотрению этот отчёт до 1 октября. То есть все выводы и рекомендации, которые делаются по результатам аудита и рассмотрения этой отчётности, практически уже невозможно реализовать в проектах бюджетов. Поэтому предлагается установить, что мы завершим формирование отчётности и получение на них заключений Счётной палаты до 25 мая, с тем, чтобы правительство имело возможность до 15 июня вносить проект отчета в Государственную Думу, с его рассмотрением в течение 45 дней. На наш взгляд, это также будет способствовать повышению качества бюджетного планирования и вообще повышению значимости и бюджетной отчётности, и её рассмотрения в парламенте.
Просим поддержать законопроект в первом чтении.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Михайлович.
Алексей Михайлович, концепция закона, в чем заключается?
Концепция закона заключается в оказании дополнительной финансовой поддержки бюджетам субъектов Федерации и одновременно с совершенствованием бюджетного процесса на федеральном уровне, также работающих на достижение этой цели для того, чтобы субъекты Федерации имели возможность заблаговременно приступать к составлению своих бюджетов.
Председательствующий. Цель, какая всё-таки у закона?
Лавров А. М. Поддержать субъекты Российской Федерации и упорядочить бюджетный процесс на федеральном уровне.
Председательствующий. Правильно. Мы достигаем этой цели предлагаемым законом?
Лавров А. М. Достигаем. Решаются те четыре проблемы, вопроса, о которых я сказал.
Председательствующий. Вот мы на протяжении всего времени говорим об одном и том же. Нам необходимо с вами решить вопрос сокращения разрыва по бюджетной обеспеченности регионов. Вот это цель.
Мы эту цель достигаем этим законом?
Лавров А. М. Этот закон, уважаемый Вячеслав Викторович, посвящен снятию избыточной финансовой нагрузки на бюджеты субъектов Федерации, которая образовалась в связи с: а) во-первых, с предоставлением бюджетных кредитов из федерального бюджета в тяжелые, сложные для субъектов Федерации условия, что, конечно, способствует... Прежде всего эти кредиты получали в больших объёмах дотационные субъекты Федерации. И именно они в большей степени от них выигрывают.
Кроме того, этот закон обеспечивает снижение финансовой нагрузки за счет уже ранее привлеченных коммерческих кредитов, которые также в значительной степени были ориентированы на покрытие дефицита.
И третье, новый инструмент долгосрочного бюджетного кредитования из федерального бюджета позволяет на 500 миллиардов рублей в общем объёме в 2022-2023 годах, позволяет субъектам Федерации реализовывать проекты инфраструктурные, которые будут способствовать экономическому росту.
В совокупности законопроект создаёт правовую базу для использования 1 триллиона 55 миллиардов рублей субъектами Российской Федерации.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Михайлович.
Уважаемые коллеги, от этого закона многое зависит для того, чтобы была сокращена разница по бюджетной обеспеченности наших регионов. И в этом заключается как раз смысл закона, и концепция должна обеспечивать решение этой задачи, а вот насколько она должна обеспечивает, давайте обсуждать.
Слово предоставляется Макарову Андрею Михайловичу — председателю Комитета по бюджету и налогам.
Пожалуйста, Андрей Михайлович.
Макаров А. М., председатель Комитета ГД по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
На самом деле содержание закона Алексей Михайлович изложил очень подробно. Поэтому, если можно, буквально несколько слов о главном в этом законе, то, что есть, это поручения президента, которые были им высказаны и которые были даны в Послании Федеральному Собранию.
500 миллиардов инфраструктурных кредитов. Реструктуризация бюджетных кредитов, которые были даны в прошлом году и которые были потрачены на самом деле регионами на COVID. Наконец, замещение бюджетными кредитами коммерческих кредитов в части, превышающей 25 процентов. Это прямые поручения президента. Они в этом законопроекте есть. Вот эти вопросы законопроект решает.
И именно это основание дало... именно вот это обстоятельство даёт комитету по бюджету основание сказать: закон необходимо поддержать и, безусловно, это очень значимые решения, но я повторяю, это те решения, которые уже предложил президент.
Одновременно президент сказал, что (я просто цитирую) "страна развивается, но страна развивается тогда, когда развиваются регионы".
И поскольку, я думаю, что сегодня нет смысла даже обсуждать, есть ли проблемы в региональной политике, в первую очередь, межбюджета и на финансовой...
финансовая самостоятельность регионов, эти вопросы уже столько раз звучали в этом зале, что понятно совершенно, что вот этот комплекс вопросов, и президент сказал: давайте вынесем это на Госсовет, в ближайшее время проведем, и это как раз показатель того, что именно в этих вопросах нам необходимо предлагать какие-то серьезные дополнительные меры.
Вот в данном случае хотел бы сказать только одно, вот этот закон, решая конкретные вопросы, связанные с прямыми поручениями президента, вот того второго вопроса, о котором сейчас говорил Председатель Государственной Думы, естественно, не решает.
Вопрос только в том: мы будем ждать Госсовета или у нас есть какие-то предложения в этой части? Действительно, просто так много поднимался в этом зале вопрос о регионах.
Вот единственное, наверное, я вряд ли соглашусь с Алексеем Михайловичем в том, что он сказал, когда он сказал, что у нас поддержку получали в основном, кредитную поддержку регионы, которые являются дотационными. Иу, Алексей Михайлович, рядом с вами сидит Леонид Владимирович Горнин, спросите у него, он вам подтвердит, что это не совсем так.
И у нас в итоге получается, что те, кто вел неосмотрительную порой политику, они выигрывают, а те, кто, наоборот, выполнял прямые рекомендации Министерства финансов и так далее, те в общем оказались в достаточно невыгодном положении. Президент сказал: ну вот эти регионы получат поддержку, получат преимущества при выделении 500 миллиардов инфраструктурных кредитов. Естественно, хотелось бы понять, как это будет происходить. Естественно, это вопросы, которые требуют детального обсуждения.
И вопрос состоит только в том: считаем ли мы, что мы готовы уже сегодня предлагать решение этих вопросов, или в очередной раз это уйдет в какое-то новое обсуждение и будет ждать каких-то новых законов, или мы готовы уже посмотреть это в рамках второго ли чтения здесь, в рамках ли подготовки к Госсовету? Но это те вопросы, которые важны.
И сразу хочу сказать, конечно же, очень важные изменения - это изменения бюджетного процесса, изменения, направленные на повышение эффективности бюджетного процесса.
Коллеги, это поручение Председателя Государственной Думы, которое прорабатывалось комитетом по бюджету с правительством. И я думаю, что нашли сейчас такой, я не могу сказать оптимальный, но очень важный компромисс, когда сдвигается на две недели внесение трёхлетнего бюджета.
Вот смотрите, у нас два месяца в Думе, Совет Федерации, президент подписал. То есть у нас бюджет появляется в середине декабря. А регионы-то должны на него ориентироваться, следовательно, мы в последнюю неделю загоняем соглашения с министерствами и ведомствами, следовательно, контрактация у нас с вами уходит на следующий год, деньги не начинают работать с начала, они начинают работать через два-три месяца. Вот это изменение, оно очень важно.
И, конечно, очень важное изменение, о котором тоже говорили здесь, в зале, что отчёт об исполнении бюджета предыдущего года, он будет рассматриваться в весеннюю сессию, и это даст возможность те проблемы, которые мы увидим при этом...
Можно ещё 30 секунд, Вячеслав Викторович?
Председательствующий. Добавьте минуту.
Макаров А. М. И это даст возможность те проблемы, которые мы увидим при рассмотрении отчёта об исполнении бюджета, учесть при формировании бюджета, а не так, как сейчас, когда это происходит всё совершенно одновременно.
Мне кажется, вот в этой части действительно совместная работа Государственной Думы, Совета Федерации и правительства дала уже очень неплохой результат.
А вот что касается вопросов, связанных с межбюджетной политикой, ещё раз хотел бы обратить внимание на одно. В прошлом году мы с вами подняли выполнение гарантий людей, социальных гарантий на конституционный уровень. Это очень важно. W сегодня от нас с вами в значительной степени зависит, будут ли эти конституционные гарантии исполняться одинаково в регионе богатом и в регионе бедном, люди-то везде одинаковые. А главное — по Конституции они имеют все одинаковые права.
Комитет по бюджету поддерживает принятие закона в первом чтении. Но большая работа предстоит впереди. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Андрей Михайлович. Вы хорошо завершили, что большая работа предстоит впереди.
Уважаемые коллеги, этот законопроект практически определит на ближайшую перспективу межбюджетные отношения, которые требуют корректив. Мы с вами каждый раз об этом говорим при рассмотрении бюджета.
И сейчас есть не просто повод, а всё основание для того, чтобы эту тему обсудить и обсудить подробно как при рассмотрении законопроекта в первом чтении, также и при доработке его во втором чтении. Потому что у нас все наши отношения сводятся к формулам и, как мы видим, эти формулы постоянно меняются, причём они сиюминутно описывают ситуацию в данном случае, а затем практически могут перечеркнуть в будущем, и эти формулы видоизменяются.
Вот берём недавнюю ситуацию, связанную с прошлым годом. Значит, была расчётная формула, в рамках которой регионы получали помощь, в рамках первого транша, второго транша, третьего. Итог: вот те формулы, которые использовались, они объективно описали ситуацию, происходящую в регионах? Это вопрос к нашим коллегам из правительства. И хотелось бы, чтобы они на него ответили.
А сейчас, пожалуйста, если будут желающие задать ещё" вопросы, включите запись.
Пожалуйста, включите запись на вопросы. Есть желающие.
Алексей Михайлович, итак первый вопрос. Формула, которую Минфин разработал и, в соответствии с которой выделялись денежные средства в прошлом году и в начале текущего года, объективно описала ситуацию с доходами, с дефицитом доходов?
У нас уполномочен от правительства выступать Алексей Михайлович Лавров. Поэтому, Леонид Владимирович, хоть вы и должность занимаете выше, мы вправе задать вопросы тому, кого уполномочило правительство.
Пожалуйста, Алексей Михайлович.
Лавров А. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Расчёты прошлого года строились на прогнозах, которые были, по состоянию, на момент принятия решений.
Ситуация отклонилась от этих прогнозов, как это, к сожалению, бывает, и поэтому декабрьские итоговые по году показатели оказались не совсем такие, какие мы прогнозировали.
Председательствующий. Алексей Михайлович, а кто отвечать за это будет?
Ну почему вы вздыхаете? Вот задумайтесь, вы взяли проанализировали ситуацию, оказалось всё не так зачастую: там, где была оказана помощь, доходы выровнялись и появился профицит; там, где помощь была не оказана, оказался дефицит. Вы как считаете, это ваша вотчина или вы всё-таки подотчётны и руководству правительства, и подотчётны парламенту? Вот сейчас как раз тот момент, когда вам отвечать на эти вопросы.
Лавров А. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, ответственность за качество прогнозов, естественно, несёт правительство, которое эти прогнозы разрабатывало и представляло на рассмотрение в составе тех или иных формул и методик. При этом все эти подходы проходили необходимые процедуры, публичные обсуждения, рассмотрения. Если, конечно, в тот момент были бы альтернативные варианты прогнозов более точные, и они бы лежали на рассмотрении. Действительность, как, ну, у нас часто бывает, что многие прогнозы не соблюдаются. Что нужно сделать, на наш взгляд? Нужно исправить те негативные последствия, которые образовались, в том числе учесть вот этот дополнительный дефицит, образовавшийся в субъектах Российской Федерации, и в текущем году при необходимости оказать дополнительную финансовую помощь, кредитную поддержку. И, безусловно, как самое главное направление, совершенствовать методику прогнозирования.
Председательствующий. Алексей Михайлович, а чья формула-то была, кто ошибся? Многие регионы из-за этого пострадали, им теперь придётся выделять денежные средства. Л те, кто имеет ресурсы, получил дополнительные, это неплохо, но у нас везде должен быть ответственный. Вот сейчас депутаты пойдут на выборы, есть фамилия конкретного депутата, и люди его оценят. А здесь у депутатов есть конкретная фамилия человека, кто эту формулу взял и предложил, с тем чтобы оценить его работу?
Лавров А. М. Вячеслав Викторович, сама формула возможно тут и ни при чем, а вот исходные данные, которые закладывались, исходя из прогноза, это всегда некая вариативность. Речь же шла о прогнозе доходов и подчеркну, в прошлом году, когда вообще мало кто в мире мог прогнозировать, как та, или иная страна, а тем более тот или иной регион будет себя чувствовать с точки зрения экономики вот в этих совершенно экстраординарных условиях.
Безусловно, точность прогноза была бы выше, если бы мы не испытывали в прошлом году высокую турбулентность во всех отношениях. Но я могу только сказать, что проект сделал все возможное, чтобы предложить, не откладывая проблему, куда-то далеко, конкретно совершенно проверяемую формулу, представил это на обсуждение субъектам Федерации, прошел Президиум Госсовета, где все это рассматривалось, представлены были исходные данные, которые можно было скорректировать. Ну вот результат получился, к сожалению...
Председательствующий. Алексей Михайлович, результат получился понятно какой, но не нужно в этой связи брать и говорить о том, что вы это все согласовывали, проходили обсуждение, потому что у нас тоже эти обсуждения проходили, мы знаем, как.
Но, тогда вам второй вопрос. Раз с формулой все понятно и понятен ответ. Исходя из поручения президента, которое было дано публично и вы об этом говорили, сейчас будет оказана помощь регионам по ... кредитам.
Правильно понимаю, что те регионы, которые набрали кредитов, о чем президент, кстати, говорил и сейчас вы вынуждены им гасить вот эти излишние заимствования, они будут получать инвестиционные кредиты во вторую очередь либо не будут получать? Или у нас опять получится то же самое как с формулой?
Лавров А. М. Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые депутаты!
В отношении замещения рыночных кредитов, набранных регионами, частично для финансирования инвестиционных проектов, частично для финансирования дефицита принята, на наш взгляд, очень прозрачная формула. Вот этот объем долга, накопленный уже, должен быть снижен до 25 процентов собственных, то есть, налоговых и неналоговых доходов каждого субъекта Российской Федерации, и более того, каждого муниципального образования. И на эти цели будет предусматриваться по нынешней оценке вот это превышение, оно, точно, кстати говоря, это не оценка, это отчётные данные, 337 миллиардов рублей. И каждое муниципальное образование, каждый субъект получит ровно ту часть, которая позволит снизить ему этот уровень до 25 процентов.
А вот следующая история с инфраструктурными кредитами и проектами -500 миллиардов рублей. Методику, подходы к их распределению мы представим до рассмотрения законопроекта во втором чтении.
Председательствующий. Это очень хорошо, когда методика будет до второго чтения, появится возможность ознакомиться с ней, но всё-таки, вот когда вы говорите, в том числе, о сокрытии банковских кредитов, у нас регионы с вами есть доноры и есть реципиенты. Есть те, кто может погасить сам, а есть и кто сам погасить не может, тем более брали их зачастую те, кто уже завершил срок своих полномочий и занимается приусадебными участками личными. Поэтому вот здесь вот вы этот фактор учитывали или нет?
Лавров А. М. В законопроекте не учитывается фактор расчётной бюджетной обеспеченности, не учитывается фактор необходимости получения этих рыночных кредитов.
Мы считаем, что на данный момент самый прозрачный способ распределения (и понятный, и объективный) - это взять весь объём рыночных кредитов и заместить его бюджетными до 25 процентов нагрузки на бюджет субъекта.
При этом данные таковы. Из 37 миллиардов превышения треть (115 миллиардов) приходится на долю субъектов Федерации с расчётно-бюджетной обеспеченностью больше единицы. Но мы и поможем также в равной степени, как и всем остальным субъектам Российской Федерации. При этом дотационные регионы не пострадают, они окажутся ровно в такой же ситуации, как и другие субъекты Федерации.
Председательствующий. Алексей Михайлович, вот вы хорошо сказали о расчётной бюджетной обеспеченности. Правильно было бы от неё и строить дальше межбюджетную политику, поддерживая тех, у кого расчётная обеспеченность меньше и, причём, поддерживать по всем направлениям.
Вот вы дальше нам внесете предложение об изъятии части акцизов, говоря о том, что потом вы их будете перераспределять. А особенно в регионах-реципиентах, где расчетная бюджетная обеспеченность меньше единицы, эти деньги уже заложены, рассчитаны на следующий год на дорожные работы. У них их не будет. А вы скажете им: мы вам вернем, но только под те объекты, которые посчитаем нужными. И не вернете в полном объеме. А те, у кого бюджет-донор, попятно, что они потеряют. Но у них, в любом случае, средства будут, для того чтобы выполнить свою программу, а плюс ещё мы можете вернуть, потому что у них есть возможность софинансирования этих проектов. Проекты есть сами по себе. И у нас разрыв дальше все будет увеличиваться. Вот, в чем проблема. Нам правильно было бы этот законопроект использовать, для того чтобы сократить разницу бюджетной обеспеченности, которая достигает до семи раз.

продолжение стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/8854502.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments