37. 1158774-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в статью 1812 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (о дистанционном участии в собраниях)
Документ внесли 26.04.21 Депутаты ГД П.В.Крашенинников, А.М.Макаров (ЕР).
Представил председатель комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.
Законопроектом предлагается уточнить правила использования электронных и иных технических средств при проведении заседания гражданско-правового сообщества, принятии решения таким собранием, составлении протокола собрания, подтверждающего принятие соответствующего решения, а также хранении и воспроизведении указанных в нем сведений. В частности, предусматривается следующее:
- члены гражданско-правового сообщества могут участвовать в заседании дистанционно с помощью электронных либо иных технических средств, если при этом используются любые способы, позволяющие достоверно установить лицо, принимающее участие в заседании, и позволяющие ему участвовать в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать. Такие способы могут быть установлены законом, единогласным решением собрания или уставом юр. лица;
- решение собрания может быть принято без проведения заседания (заочное голосование) посредством отправки не менее чем 50% от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества документов, содержащих сведения об их голосовании, в т.ч. с помощью электронных либо иных технических средств. При этом решение считается принятым, если за него проголосовало большинство направивших эти документы участников гражданско-правового сообщества;
- законом, единогласным решением собрания участников гражданско-правового сообщества или уставом юр. лица может быть предусмотрено совмещение голосования на очном собрании и заочного голосования;
- принятие решения собрания может подтверждаться таким протоколом собрания, который составлен с помощью электронных либо иных технических средств, если иной способ подтверждения принятия решения собрания не предусмотрен законом, единогласным решением собрания или уставом юр. лица;
- уточняются требования к содержанию протокола собрания.
ФЗ вступает в силу с 1 июня 2021 года. Положения ФЗ применяются к собраниям, сообщения (извещения) о проведении которых были направлены участникам соответствующих гражданско-правовых сообществ после дня вступления в силу ФЗ.
Первое чтение 311 0 2 16:52
Стенограмма обсуждения
37-й. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 1812 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Павел Владимирович Крашенинников.
Крашенинников П. В. Спасибо большое.
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
У нас в Гражданском кодексе есть специальная глава, которая посвящена собраниям, и собраниям гражданско-правовым, не тем собраниям, которые периодически проводятся разным. И, кстати говоря, если в поисковике в Интернете набрать "собрание", то на первое место, как правило, выйдет известное произведение Жванецкого "Собрание на ликёро-водочном заводе" с известным персонажем - начальником транспортного цеха. Глава соответствующая Гражданского кодекса, она где-то там далеко, и, конечно, лучше в специальные справочные правовые системы заходить, чтобы понимать, что такое гражданско-правовые собрания.
Вот эти самые собрания - это те действия, которые порождают правовые последствия.
И, соответственно, мы понимаем, что сейчас у нас цифровые технологии, которые подстегиваются пандемией, и, конечно, с этой точки зрения уже давно дискутируется вопрос о возможности дистанционного участия в этих собраниях. И как раз Гражданский кодекс как универсальный акт, который распространяется на разного рода собрания в юридических лицах, просто собственников, как раз устанавливает вот эти самые нормы, от которых можно в дальнейшем отталкиваться.
Коллеги, речь идет о собраниях таких, как акционерные собрания, участники хозяйственных обществ и товариществ, конференций, съездов корпоративных некоммерческих юридических лиц, ассоциаций, товариществ и кооперативов, советов директоров, попечительских советов, правлении юридических лиц, коллективов собственников, в том числе недвижимости, и вот здесь Геннадий Васильевич ушел, его любимая тема — это земельные доли, собрания сособственников так называемых земельных долей тоже, собрания кредиторов в банкротстве, собрания владельцев облигаций и в других случаях, которых достаточно много.
Но когда мы внесли с Андреем Михайловичем Макаровым этот закон получилось так, что в основном обсуждение пошло о том, что, видимо, теперь все партийные съезды будут проходить в дистанционном режиме. Нет, это не про партийные съезды, здесь речь идет о собраниях, которые порождают гражданско-правовые последствия, как я уже говорил. Речь идет о финансах, речь идет о собственности, речь идет о назначении там кого-то и так далее. Поэтому это важно.
И, конечно, если Государственная Дума и вообще наш парламент примет решение, что, может быть, и в той части это нужно делать, нужно будет вносить, конечно, поправки в соответствующие законы.
Как я уже сказал, законопроектом совершенствуются положения Гражданского кодекса и вносятся изменения в статью 1812, которая так и называется "Принятие решения собрания".
Коллеги, поправки позволяют с учетом современных технологий достоверно идентифицировать участника такого собрания, и второе, чтобы принималось активное участие в собрании, чтобы была возможность задавать вопросы, выступая и, соответственно, голосуя.
Мы сейчас видим на практике, что попытки таких собраний, имеющих правовое значение, проводятся, но это вызывает периодические вопросы. И те коллеги, которые остаются в меньшинстве при голосовании по тому или иному вопросу, часто оспаривают соответствующие решения. Поэтому нам кажется, что этот проект очень важный, и соответственно он будет, сыграет свою положительную роль.
Коллеги, я готов ответить на вопросы. Считаю, что проект очень важный и способствует упорядочиванию проведения гражданско-правовых собраний. Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли вопросы? Включите запись на вопросы. Покажите список.
Ганзя Вера Анатольевна.
Ганзя В. А., фракция КПРФ. Павел Владимирович, вот действительно подобного рода собрания с заочным участием, часто их полномочия, так скажем, оспариваются, и в них сомневаются.
Так вот, скажите, у меня два вопроса. Как будет обеспечиваться техническая часть? И второй вопрос. Как будут защищены результаты вот этого заочного голосования? Потому что это очень важно. Спасибо.
Крашенинников П. В. Вот в данном случае, конечно, возможен и смешанный формат, и очное, и заочное участие, здесь это всё указано в проекте.
Ну и отвечая на ваш вопрос, вместо протокола можно использовать иной способ подтверждения принятия решения, если это допускается соответственно единогласным решением собрания или уставом — с помощью аудиовизуального способа фиксации. Такие средства фиксации смогут также использоваться в качестве доказательств при судебных спорах.
Председательствующий. Пьяных Дмитрий Сергеевич.
Пьяных Д. С. Уважаемый Павел Владимирович, как, наверное, больше к профессионалу вопросу. В случае принятия этого закона порядок применения вот этих форм такого дистанционного голосования в сообществе, он будет приниматься заранее или это автоматически будет? То есть возможность даётся собранием, а организаторы собрания могут его внедрять без уведомления, скажем так, заранее этих участников собрания?
Крашенинников П. В. Очень важно. Это, конечно, должно при соответствующих процедурах объявления о собрании, конечно, этот формат должен быть указан обязательно.
Председательствующий. Моляков Игорь Юрьевич.
Моляков И. Ю. Уважаемый Павел Владимирович, вот данное собрание будет считаться правомочным в том случае, если очно присутствует большее количество членов собрания, а онлайн будет присутствовать меньше? Или оно будет правомочным, если присутствует меньше вот лично, так сказать, на собрании, а количество членов, которые выходят по электронной связи, будет больше, чем количество людей, которые сидят в зале. Вот здесь какая граница?
Крашенинников П. В. Да, спасибо большое.
У нас вот в законодательстве, там корпоративное существует законодательство, законодательство, скажем, о некоммерческих организациях. Вот Галина Петровна нам может рассказать про Жилищный кодекс.
У нас есть разные кворумы по разным вопросам. Соответственно, как правило, если это вопросы очень важные, там связанные с определённой суммой с какой-то или там с недвижимостью и так далее, то это один предел. Если какие-то другие вопросы, то, может быть, 50 процентов, плюс 1.
Вот, соответственно, вопросы кворума здесь не решаются, в смысле вопросы принятия решений здесь не решаются. Если количество участников как раз то, которое позволяет принимать решения, то кворум должен быть в зависимости от того, какое решение принимается. Об этом написано в законе либо в уставе соответствующего юридического лица.
Председательствующий. Спасибо.
Есть ли желающие выступить по данному...?
Включите запись.
Покажите список.
Быков Олег Петрович.
Быков О. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Необходимо обратить внимание и отметить, что данный законопроект прорабатывался рабочей группой Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства по вопросу дистанционного участия в собрании. Законопроект расширяет возможности использования электронных и иных технических средств при проведении заседания гражданско-правового сообщества, принятия решений таким собранием, составлении протокола собрания, подтверждающего принятие соответствующего решения, а также хранение и воспроизведение указанных в нём сведений.
Проектируемые изменения определяют дистанционный формат проведения заседаний собраний, предусматривает ряд обязательных условий, в частности, прежде всего, это достоверную аутентификацию участника заседания и наличие необходимых условий для выражения его воли. И это всё подробным образом прописывается в проекте федерального закона, о чём Павел Владимирович сказал, отвечая на вопросы. Также разрешается вопрос о месте проведения собраний при такой форме участия в заседании посредством включения в перечень сведений, указываемых в протоколе собрания, информация о способе дистанционного участия членов гражданско-правового сообщества в заседании.
Принятие законопроекта, по мнению фракции, и мы согласны с позицией комитета профильного, позволит внести соответствующий вклад в создание правовых условий для развития цифровой экономики, обеспечит удобные для участников гражданско-правовых отношений формы взаимодействия, а также необходимые гарантии их интересов для случаев проведения собраний.
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать принятие данного законопроекта. Спасибо.
Председательствующий. Моляков Игорь Юрьевич.
Моляков И. Ю. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в первом чтении будет поддерживать этот законопроект, однако есть очень серьёзный вопрос. У нас как-то императивно признано, что всё население может ... о миноритарных акционерах, значит, они имеют прямой доступ к электронным средствам, которые позволят им выйти и принять участие в собрании, посвященному тому или иному вопросу, а это не совсем так. И поэтому когда встаёт вопрос о том, на чью сторону встать: на сторону миноритарных акционеров, а в основном это люди неимущие, или же отдать в руки руководство обществом, организацией людей, которые обладают определёнными средствами, то, мне кажется, данный закон, конечно, будет направлен на то, чтобы облегчить положение тех людей, которые реально определяют политику той или иной организации.
Все-таки я хочу сказать, что, видимо, придется... видимо, придется решать очень многие вопросы.
Ну, первое. Конечно, итоговый протокол собрания. Как его составишь по видеосвязи? Вот. Оно... Значит, должен быть составлен в течение 3-х дней, насколько известно по законодательству, и под ним должны стоять подписи секретаря и председателя.
Затем, прямой доступ любого акционера к протоколу он должен быть, а следовательно, он должен быть подшит, следовательно, значит, необходим бумажный носитель, потому, что если этого не будет, вот эта норма законодательства, наверное, не будет выполняться.
Затем, самое главное, утверждение нотариусом результатов вот этого собрания, потому что, если говорить о законе о нотариате, то там в основном только бумажные носители или, значит, нотариус может потребовать, он может потребовать присутствие лично всех тех, кто, значит, той организации или того предприятия, или акционеров, и так далее. Конечно, это так вот гипотетически, но такая возможность у нотариуса имеется.
Ну и нотариус утверждает только бумажный носитель и он, конечно, может потребовать этот бумажный носитель, а его, как я вот уже сказал, достаточно трудно создать, если идет онлайн заседание.
Ну и вот хоть умри, но кто-то вживу]
должен присутствовать. Почему?
Потому что это счётная комиссия, а как счётная комиссия будет действовать при вот выходе людей с компьютеров на общее собрание. Ну и, конечно, должен там секретарь быть и так далее.
Поэтому все эти... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Спасибо.
По ведению Хинштейн Александр Евсеевич.
Хинштейн А. Е., председатель Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Да, спасибо.
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги! Я вижу, что по повестке мы не успеваем всю ее пройти. У меня предложение, если можно, на завтрашний день поставить первым среди первых законопроект, который сегодня у нас идёт под 49-м номером, 1172610-7. Это крайне актуальная инициатива связана с ужесточением требований к прохождению медицинского освидетельствования и оборота оружия в целом для кандидатов на оружие в рамках исполнения президентского поручения. Спасибо.
Председательствующий. Коллеги, не будет возражений? Ну тогда поставим завтра первым среди первого чтения.
Так. Заключительное слово представитель президента? Правительства? Автор? Нет.
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 1812 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (16 час. 51 мин. 25 сек.)
Проголосовало за 311 чел 69,1 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 2 чел 0,4 %
Голосовало 313 чел.
Не голосовало 137 чел 30,4 %
Результат: принято Принимается в первом чтении.