33. 1171664-7 Госдума в итоге беспрецедентного обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (в части предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и реструктуризации ранее привлеченных субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, а также совершенствовании бюджетного процесса)
продолжение, начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/8852416.html
В регионах, которые с удовольствием бы приняли участие в реализации проектов, нет самих по себе проектов в виде проектной документации. Ну и, конечно, все то, что вы говорите, это опять уходит в формулу и уходит в оговорку, значит, предоставить право правительству. А где Государственная Дума, а где Совет Федерации, а где трехстороння комиссия, а где процедура? Кстати, демократия - это процедура нормы и правила. Процедуры нормы и правила. Поэтому было бы хорошо, чтобы, во-первых, те, кто формулы вывел, взяли и признали либо свои ошибки, либо мы поаплодировали успехам и поблагодарили вас за это, если эта форма отражает содержание реальное сегодня, температуру.
А так получается, знаете, вот взяли, предложили. В итоге понятно, что получили. А если бы вы были врачом, и перед вами был больной, чем бы закончилось? Понимаем. А вы говорите: вот, несовершенна. И миллиарды куда-то ушли. Вроде все равно на дело, потому что помогли другим. А те, кто в сложном был положении? Об этом речь идет. Нам необходимо, коллеги, чтобы такой разговор был как норма, как норма.
Об этом говорит президент, об этом говорит председатель правительства. Кто нам мешает? Кто нам мешает? Тогда наши коллеги будут ближе к тем проблемам, которые мы с вами зачастую видим, чувствуем, но ничего поделать не можем. Но когда вот этот диалог будет, понятно, что возникнет доверие к нему, а потом будет и результат.
Пожалуйста, Булавинов Вадим Евгеньевич. Булавинов В. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
У меня вопрос к Алексею Михайловичу. Алексей Михайлович, вот с 1999 года постоянно прошу Минфин разработать законопроект о бюджетной обеспеченности регионов. К сожалению, за 22 года это сделано не было, хотя вы этот критерий часто используете.
Сегодня в рамках реализации данного законопроекта о замещении коммерческих кредитов неоднократно звучало, и, насколько я знаю, вы планируете ввести критерий - менее единицы. Тем самым вы регионам вручаете рыбу, а не удочку, и работать эффективно невыгодно. Более того, Нижегородская, Ярославская, Свердловская и Московская области пролетят мимо кассы взаимопомощи.
Понимаете, вот этот иждивенческий подход, на мой взгляд, он абсолютно не корректен. Надо мотивировать хорошо работающие регионы, старающиеся обеспечить хорошие налоговые поступления. Если же вы введёте критерий -менее единицы, мы получим... (Микрофон отключён.)
Лавров А. М. Уважаемый Вадим Евгеньевич, мы не предлагаем при распределении замещающих кредитов вводить критерий расчётно-бюджетной обеспеченности — менее единицы. Мы готовы представить вам информацию о тех субъектах четырёх, которые вы назвали. Ну, в частности, по нашим расчётам, Ярославская область получит 14 миллиардов рублей, несмотря на то, что бюджетная обеспеченность вроде достаточно высокая.
Председательствующий. Вадим Евгеньевич представляет Нижегородскую область.
Лавров А. М. А, Нижегородскую...
Председательствующий. Вы скажите, какую получит сумму Нижегородская область.
Лавров А. М. Где у нас тут Нижегородская область-то? 23 миллиарда рублей.
Председательствующий. 23 миллиарда рублей. А вот у нас с вами есть Карелия, Марий Эл, Калмыкия, республика Алтай, Курган, 11сковская область. Эти регионы какую помощь-то получат?
Лавров А. М. Вячеслав Викторович, мы всем доводим до 25 процентов. Карелия - 7,7 миллиарда рублей, Коми - 7,9 миллиарда рублей, Архангельск -9,9 миллиарда рублей. Может, мы в комитет представим полную таблицу. Она есть, наверное... Она есть. Мы же представляли ее в комитет.
Председательствующий. Наверное, было бы правильно представить в целом Государственной Думе, проинформировать об этом. А наш коллега, соответственно, Булавинов говорил о том, что надо создавать механизмы заинтересованности регионам, которые могли бы сами себя обеспечить и не ждать получения, соответственно, тех же мер поддержки, потому что стимул должен быть, об этом речь шла, а не о замещающих кредитах. Правильно, Вадим Евгеньевич?
Поэтому вот, пожалуйста, про меры поддержки, связанные с созданием такого механизма.
Лавров А. М. Уважаемые депутаты, у нас встроено в саму методику выравнивание, в котором действительно ключевым параметром является расчетная бюджетная обеспеченность, встроенные инструменты, которые позволяют субъектам Российской Федерации, наращивающим свои доходы, не терять одновременно дотации.
Это сделано целым рядом инструментов. Плюс у нас ещё инструменты грантовой поддержки, которые предоставляются, если субъект Федерации наращивает свой налоговый потенциал.
Мы готовы рассматривать предложения об усилении вот такой стимулирующей роли дотаций, трансфертов, но при этом дальнейшее усиление движения в эту сторону может привести к тому, что низкообеспеченные регионы могут получать меньше. Поэтому здесь нужно находить очень тонкий баланс между стимулом для развития и для поддержки тех субъектов Федерации, у которых низкая расчетная бюджетная обеспеченность.
Лавров А. М. Алексей Михайлович, вот как раз речь идёт о том, чтобы вы не сталкивали одних с другими. Вы возьмите, ещё раз вот хочу достучаться до вас, вы возьмите и выделите тех, кто имеет расчетную бюджетную обеспеченность выше единицы, создайте для них условия для дальнейшей работы, чтобы они и дальше наращивали свой потенциал.
А там, где расчетная обеспеченность меньше, в отношении их другие программы и другая поддержка.
А вы что делаете? Вы постоянно манипулируете ими, то одним дадите, другим не дадите, и так постоянно. И в итоге у нас количество регионов-доноров не растёт. А кто за это должен отвечать? Минфин.
Поэтому вы возьмите и предложите концепцию поддержки тех, у кого есть такая возможность, а другим дайте сейчас на начальном этапе помощь, а потом с них спрашивайте. А так получается, у нас у одних нет моющих средств, на что купить, ни в садиках, ни в школах, а у других другая проблема — развитие, и нельзя здесь вот брать эти две проблемы, смешивать в одну. Об этом.
И Булавинов, как в прошлом мэр Нижнего Новгорода, хорошо это знает, поэтому он говорит: развитие. А если мы сейчас с вами будем обсуждать ту же Калмыкию, вот здесь депутат присутствует, там, значит, будет ситуация, связанная с выживанием и финансированием тех расходных полномочий, которые просто они не могут выполнить из-за низкой бюджетной обеспеченности, об этом ситуация.
Пожалуйста, Пьяных Дмитрий Сергеевич.
Подготовиться Катасонову.
Пьяных Д. С. Уважаемый Алексей Михайлович, в розданных документах указывается, что эти инфраструктурные кредиты, по ним правительством будет утверждаться какой-то порядок отбора этих проектов. Вот хотелось бы знать, что за критерии будут отбора этих проектов, и будет ли у них такой критерий, как наличие проектно-сметной документации, потому что ни у каждого региона есть возможность её изготовить, чтобы она лежала про запас?
И' второй вопрос тоже по этим проектам. На какой максимально размер выплат может рассчитывать регион, и от чего он будет зависеть?
Лавров А. М. Уважаемый Дмитрий Сергеевич, представим проект порядка предоставления инфраструктурных кредитов, который, безусловно, будет в себя включать и порядок определения проектов, финансируемых с помощью этих кредитов, до рассмотрения законопроекта во втором чтении.
На сегодняшний день у нас нет пока предложений никаких ни по ограничению максимальной суммы этого кредита, хотя возможно её и потребуется ввести, ни о каких-то дополнительных критериях. И мы не планируем сейчас в качестве обязательного условия предоставление проектной документации. Зачем тратить на неё время, силы и деньги, если этот проект может оказаться неотобранным.
Мы считаем, что сначала нужно отобрать, с кем мы работаем, по каким правилам, затем вступать в инвестиционный цикл, там и будут и проектная документация, и экспертиза, и все контрольные механизмы, которые будут установлены в соответствующих порядках.
Председательствующий. Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович — фракция ЛДПР.
Подготовиться Пятикопу.
Катасонов С. М., фракция ЛДПР.
Уважаемый Алексей Михайлович, хорошая тема, конечно, про бюджетные кредиты. Единственное, что я бы под сомнение поставил, что это заслуга, я думал, наверное, это обязанность определенная правительства — эти вопросы решать.
Скажите, пожалуйста, долг сегодня у нас субъектовый какой? И фактически этим мы не влияем на размеры этого долга.
И скажите, если брать в пропорции вот эти даже 10 процентов, которые составляют замещение коммерческих кредитов, насколько они вообще повлияют на экономику субъектов, связь, насколько вы ее видите, она вообще очевидна? Или это просто таблетка, так сказать, чтобы голова не болела?
И второе. Вы разрешаете часть бюджетных кредитов списывать по постановлению правительства поступлением налогов. Вот подскажите, это речь идет... речь о новых проектах поступления налогов, или это любые налоги, которые поступают в федеральный бюджет?
Лавров А. М. Уважаемый Сергей Михайлович, общий долг субъектов Федерации и муниципалитетов составляет 2 триллиона 600 миллиардов рублей, 26 процентов налоговых и неналоговых доходов в среднем. Конечно, эта ситуация различается сильно и по субъектам, и по муниципалитетам. Из них 2 триллиона 200 — это долг субъектов Российской Федерации, и из них 1 триллион 200 — это коммерческая рыночная задолженность. И законопроектом как раз предложен очень существенный шаг к оптимизации нагрузки, она максимальна, по рыночным заимствованиям проценты выше, а мы предлагаем заместить их, по сути, бесплатными кредитами.
Списание — это инструмент, который введен еще в прошлую реструктуризацию. Доходы учитываются дополнительные только по фиксированному объему новых проектов, новых... да, новых проектов.
Председательствующий. Пожалуйста, Пятикоп Александр Иванович — "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Макаров Андрей Михайлович хочет дополнить. Пожалуйста.
Макаров A.M. Просто был задан вопрос по эффекту предлагаемых мер для регионов. Значит, эффект предложения президента, которое проходит в этом законопроекте по 2021 году для регионов, это освобождаемые 217,1 миллиарда рублей, то есть это то, что регионы не будут возвращать, а это то, что останется у них, и они смогут эти средства использовать соответственно на свои нужды. То есть чтобы мы понимали просто, цена поручения президента, этого поручения президента, которое даёт регионам на 217 миллиардов.
Председательствующий. Пожалуйста, Пятикоп. Пятикоп А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Алексей Михайлович, у меня к вам три вопроса. Первый вопрос. Когда завершится работа по нормированию государственных полномочий, переданных на уровень субъектов Федерации? Для справки, из 250 полномочий 141 не нормированное. Это первый вопрос.
Второй вопрос. Неоднократно представители Минфина заявляли о том, что 2023 год — исчезнет такой термин как консолидированный налогоплательщик. В каком законопроекте это нашло отражение либо в нормативном акте? В этом нет.
И третий вопрос, который неоднократно поднимали подкомитеты и группы депутатов. Скажите, пожалуйста, как прислушалось Министерство финансов к решению вопроса о закреплении НДФЛ, чтобы физическое лицо платило по месту регистрации данный налог? Спасибо.
Лавров А. М. Уважаемый Александр Иванович!
По поводу завершения нормирования государственных полномочий, вы назвали уже базовые цифры, мы двигаемся в этом направлении. Но точную дату сказать, когда мы завершим, я на данный момент не могу.
При этом сама система выравнивания устроена так, что мы сравниваем реальную бюджетную обеспеченность, как она складывается из всех удорожающих факторов, которые в данном регионе присутствуют в расчёте на одного человека. То есть можно в принципе сказать, что уже мы эти различия в нормировании в нормативах по регионам уже в основном учитываем.
В отношении консолидированной группы налогоплательщиков. Мы не планируем продлять этот механизм за пределы 2023 года. Соответственно, этот законопроект не содержит ничего по этому поводу, ну и никакие другие мы продлевать не собираемся.
Председательствующий. Пожалуйста, Шерин Александр Николаевич, фракция ЛДПР. Подготовиться Сапко.
Шерин А. Н. Уважаемый Алексей Михайлович, для сокращения разрыва доходов субъектов Российской Федерации было, наверное, два варианта — это увеличить количество оставляемых налогов в субъектах либо дать вот такие вот бюджетные кредиты.
Понятно, вы пошли по второму пути, он не обсуждается. Ну вот есть ещё такое предложение. Не рассматриваете ли вы такой вариант для того, чтобы увеличить доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации — это как обязательная регистрация всех предприятий по месту фактической деятельности.
Ну, например, Ново-Рязанская ТЭЦ обеспечивает тепловой энергией 60 процентов жилого фонда, зарегистрирована в Казани. На территории Рязани находится один из крупнейших в Европе нефтеперерабатывающих заводов. И, по сути дела, у нас, в Рязани, дороги должны быть, наверное, не хуже, чем в Москве. Но ситуация заключается в том, что мы должны будем тогда просить деньги в бюджете Российской Федерации для того, чтобы пополнять нашу доходную часть. Не могли бы вы ответить на данный вопрос?
И ещё по поводу кредитов коммерческих. Может быть, всё-таки запретить брать коммерческие кредиты... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Пожалуйста.
Лавров А. М. Уважаемый Александр Николаевич, вы как раз задали тот вопрос, извините, я не успел ответить на предыдущий - это об уплате НДФЛ по месту регистрации и месту жительства.
Да, такие предложения постоянно звучат и, наверное, можно было бы теоретически подумать о системе автоматизированного перечисления, но эта система будет очень дорогая и сложноадминистрируемая и надо ещё очень серьёзно рассмотреть последствия экономические. Ну вот у нас миграционность, миграционная подвижность высока.
Справедливо ли будет, если регион, создавший рабочие места, куда приезжают работать граждане, не будет получать НДФЛ? Да, они, может быть, живут в соседнем регионе и даже в муниципалитете, на муниципальном уровне это ещё более такая проблема существенная, но является потребителем услуг в другом субъекте или в муниципальном образовании.
Здесь нужно всё очень тщательно взвесить. И внутри субъектов эта проблема решается путём дифференцированного зачисления НФДЛ в разные муниципальные образования, путём так называемых "трансфертозамещающих нормативов". То есть это можно делать и нужно вот двигаться, на наш взгляд, прежде всего, в этом направлении, хотя вот в отношении юридических лиц проблемы ещё более сложные.
У нас существуют требования. В данном случае, может быть, Андрей даже Михайлович мне поможет в том, что, вообще, налоги на прибыль должны платиться пропорционально размещению мощностей, основных фондов и рабочих мест, там, где они реально действуют. Но штаб-квартиры компаний, которые там мигрируют, и если бы... не должны влиять на это налогообложение, потому что они участвуют... платят там другие налоги, типа НДС и другие косвенные налоги, которые не идут в субъекты Федерации. Но есть такая проблема, как трансфертное ценообразование, как внутри связанной группы отслеживать, по каким ценам кто кому продаёт и, соответственно, где формируется прибыль, а где не формируется прибыль. Все эти факторы нужно иметь в виду, когда мы обсуждаем проблему выравнивания. И, вообще, надо двигаться к тому, чтобы, конечно, как можно большее количество равномерно размещенных налогов и закрепленных за данной территории оставалось у субъектов, муниципалитетов.
Но если реализовать предложенное вами решение, передать субъектам Федерации большую долю налогов, правда, пока нет хорошего кандидата на эту передачу, НДС по целому ряду причин передать нельзя, прибыль и так практически вся передана, у нас просто усилится неравномерность их размещения. У нас 60, а то - две трети налогов любых собирается в 10 субъектах Российской Федерации, исходя из размещения экономического и природно-ресурсного потенциала. Таким образом, отдав всем эти налоги, мы просто-напросто поддержим там, где они уже и так есть, а низкоразвитые регионы от этого почти ничего не получат. По этому поводу есть много расчётов, моделей. На наш взгляд, нынешний уровень закрепления... ну, пока готовых предложений к обсуждению мы не видим.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Михайлович.
Что касается Андрея Михайловича, он очень эффективно работает и многое делает для того, чтобы меньше было ляпсусов. Но в данном случае, что касается как раз вот сбора налогов, о чём вы сказали, что 10 регионов обеспечивают поступление порядка 60 процентов налогов. Ну так посмотрите на это, через эту призму. Может быть, другие-то регионы в этой ситуации надо взять и поддержать. Либо исходя из того, что так сложилась конъюнктура, так сложилась налоговая система, как раз и акценты расставить. Вот, допустим, у нас нефтянка дает дополнительные доходы регионам, а энергетика нет, а без энергетики мы ничего с вами не сделаем, а у нас есть регионы, которые себя обеспечивают, других обеспечивают, они вырабатывают электроэнергии в разы больше, чем им самим необходимо, а налоги от этого не получают, но без этого страна работать не сможет.
При этом если говорить о развитии региона, это не влияет, как, допустим, производство нефтянки, потому что наша энергосистема она в основном работает на внутренний рынок, а не на внешний и здесь такая у нас с вами ситуация с ценообразованием, а если берем мы нефтянку на экспорт, мы получаем. Вот вам тоже ответы частично на те вопросы, которые существуют, но это не значит, этим регионам не надо помогать, они свой вклад вносят в энергосистему страны, развивая промышленность, а при этом получают меньше, чем те, кто, допустим, производит то сырье, которое идет на экспорт. У вас тоже тут нет никаких предложений, а нам-то важно, чтобы это все учитывалось. Поэтому каждый регион он особенный, в каждом регионе есть то, на что можно посмотреть и развивать. Это тема больная.
Пожалуйста, Игорь Вячеславович, "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Подготовиться Морозову Олегу Викторовичу.
Сапко И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
Уважаемый Алексей Михайлович!
Президент Российской Федерации, обозначив необходимость решения вопроса по кредитам, одновременно предложил провести заседание Государственного Совета по вопросу обеспечения долгосрочной устойчивости региональных и муниципальных финансов, повышения самостоятельности регионов. То есть данный вопрос по кредитам не должен повиснуть в воздухе, он должен быть подкреплен реальными мерами выравнивая регионов, их способности выполнять свои обязательства перед гражданами.
Между тем в законопроекте сегодня содержатся только те меры, которые напрямую обозначил президент. Какие дополнительные меры может предложить Правительство Российской Федерации, Министерство финансов для того, чтобы решить ту задачу, которую поставил перед нами Президент Российской Федерации, либо вновь будем ждать его указаний? Спасибо.
Лавров А. М. Уважаемый Игорь Вячеславович, уважаемые депутаты!
Правительство исходило из того, что, как можно быстрее реализовать те меры, которые понятны, обеспечены финансовыми ресурсами, для них нужно создать в весеннюю сессию правовые инструменты, конечно, представить на обсуждение и получить согласование по поводу подходов, методик с тем, чтобы вся эта система начала работать уже. Вот, кстати говоря, вступление в силу законопроекта предусмотрено со дня опубликования в части, касающейся реструктуризации и инфраструктурных кредитов. То есть это меры немедленные, которые будут реализовываться, и можно будет начать подготовку всего комплекса мер по инфраструктурным кредитам.
При этом, конечно, и Вячеслав Викторович об этом абсолютно справедливо говорит, то, что это не исчерпывает всей повестки межбюджетных отношений. Есть проблемы, есть развилки, есть предложения, которым и будет посвящен Госсовет, который в настоящее время и готовится. На нём могут быть предложены, и будут, безусловно, предложены дополнительные инструменты. Часть из них может быть реализована и в рамках действующих полномочий, не требует законодательных изменений. Но если потребуется законодательная инициатива, конечно, мы с ними будем выходить в осеннюю сессию.
Председательствующий. Пожалуйста, Морозов Олег Викторович.
Подготовиться Арефьеву Николая Васильевичу. Морозов О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Алексей Михайлович, у меня вопрос в развитие того, что говорил Вячеслав Викторович. Ну, собственно, все на это обращают внимание.
Понимаете, вот бюджетная и межбюджетная политика, кредитная политика и федерального центра, это финансовый инструмент настройки федеративного государства. И вот такое создаётся ощущение, что те меры, которые сейчас будут предложены, это меры антикризисные. То есть, это меры, которые должны погасить вот те проблемы, которые есть сейчас и сегодня, и поэтому все вопросы и сконцентрированы вокруг вопроса.
А вот реализуем мы этот законопроект, а дальше что? Мы действительно дальше будем двигаться и есть стратегия в изменения межбюджетной политики, выравнивание уровня развития регионов, увеличение количества самодостаточных регионов, вы видите такую стратегию? И выполняет данный законопроект хотя бы первичную роль в решении этой задачи?
Ливров А. М. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты!
Стратегия будет обсуждена на готовящемся Государственном совете. И данный законопроект предусматривает ну, как минимум, один элемент этой стратегии, долгосрочный, постоянный, это новый для нас абсолютно инструмент. Мы никогда им не пользовались, не знали, как вообще его структурировать, это долгосрочные бюджетные кредиты, и именно не на финансирование дефицитов вообще, как мы всегда делали, да, такие, нецелевого характера, а именно, увязанные с реализацией совершенно конкретных проектов в конкурентных регионах, прошедших определенные экспертизы отбора. Так это вот мощнейший, на наш взгляд, инструмент региональной политики и политики по выравниванию, расшиванию узких мест в инфраструктуре, созданию долгосрочных объектов. Как будут отбираться эти проекты, мы представим, будем обсуждать. Если этот инструмент заработает и будет признан эффективным, вот он и будет встроен в эту стратегию. Пока его горизонт выдачи - двухлетнее погашение 15-летия, на наш взгляд, это совершенно очень такой конструктивный и гибкий инструмент поддержки субъекта Федерации.
При этом да, можно сказать, что законопроект носит и частично антикризисный характер. У нас в прошлом году очень тяжелая была ситуация, она и в этом году непростая. Удар пришелся по субъектам Российской Федерации, в том числе, да, конечно, должен поправиться, и обеспеченным субъектам Федерации, а может быть, даже в большей степени по ним пришелся, поэтому мы всем помогаем выйти на нормальное плато управления своими финансами, и только на этой основе уже можно дальше строить более рациональную, четкую, долгосрочную политику, в том числе и в сфере межбюджетных отношений.
Законопроект, конечно, не решит всего, но он решит то, что можно сделать в ближайшее время.
Председательствующий. Алексей Михайлович, вот вы не ответили на вопрос Олега Викторовича Морозова. Более того, такое сложилось впечатление, что вы не хотите обсуждать подходы и говорите: вот мы на Госсовет внесем, там обсудим, а потом придем к вам с законопроектом. Может быть, всё-таки вы начнете, исходя из запроса, исходя из сложившейся практики по ряду других министерств и ведомств, и в том числе, сложившейся уже практики диалога с Председателем правительства.
Минфин откроется, будет более прозрачным ведомством. Вы начнёте обсуждать и формулы, вы начнёте обсуждать и стратегию. И здесь вам только в этом помогут, а не наоборот. А вы сейчас уходите в глухую оборону и говорите: да, вот мы тут гасим, здесь, там и так далее, концепцию потом озвучим. А дальше что? А дальше-то что? А дальше, знаете, проблему вы загоните в угол.
А мы вам говорим: возьмите тех, кто сегодня работает, и регион-донор, создайте для них условия развития. А другим помощь надо оказывать с учётом того, что у них нет своих доходов для обеспечения текущего содержания, в том числе у бюджетных учреждений. И тоже постарайтесь выработать предложения, где они могут быть эффективны, чтобы у вас работа на конечный результат была, исходя из увеличения количества регионов-доноров. И каждый год уходящий вы должны в копилку этого результата приносить два-три региона. Вот она ваша оценка. (Аплодисменты.)
Коллеги, об этом. А сейчас мы представляем все наши регионы, наших граждан. Были регионы-доноры, они остались. А другие? А что мы можем сказать? Что мы за это время сделали? А мы это всё делаем вместе с вами. Мы же вас поддерживаем. А дальше у вас получается: здесь просчитали, здесь недосчитали... В итоге какая температура? Средняя, но... А кто минусовой? Об этом речь идёт.
Коллеги, нам надо продолжить разговор. Если вы не возражаете, продлим время на вопросы. Нет возражений? Нет.
Пожалуйста, Арефьев Николай Васильевич. Подготовиться Коломейцеву. Арефьев Н. В., фракция КПРФ. Спасибо, Вячеслав Викторович.
Алексей Михайлович, вот вопрос какой. Значит, у нас уже который год дефицит региональных бюджетов - более 2 триллионов рублей. Значит, Минфин даёт команду регионам - делать и принимать бездефицитные бюджеты. В результате денег в бюджетах не хватает, регионы вынуждены брать коммерческие кредиты. Ну, вот отсюда складывается такая огромная задолженность.
А скажите, пожалуйста, нельзя ли поступить иначе? Запретить регионам брать коммерческие кредиты, давать им совершенно свободно бюджетные кредиты и не заставлять принимать бездефицитные бюджеты. Всё очень просто. И тогда не надо будет принимать вот таких законов. Спасибо.
Лавров А. М. Уважаемый Николай Васильевич, 2 триллиона — это накопленный долг, а дефициты ежегодные, ну так вот пятая часть, примерно, от этой суммы. И ну вот исполнение в текущем году, пока у нас 70 субъектов Федерации с профицитом исполнили бюджет, 500 миллиардов. Ну это понятно, наверное, эффект начала года, основные расходы отложены на конец года.
Нужно всё это внимательно следить.
Мы не поддержали бы предложение, запретить субъектам Федерации выходить на рынки. В целом ряде случаев эти кредиты идут и на развитие, и вообще дефицитный регион - это... главное, чтобы дефицит был контролируемый, а долг управляемым.
Если сказать, что совсем на рынке необходимо, значит, Федерация должна взять целиком на себя всю ответственность и за, в том числе и кредитную поддержку субъектов Федерации.
Но мы считаем, что правильным являлся, конечно, подход - соблюдать установленные Бюджетным кодексом ограничения. Не надо их, на наш взгляд, ослаблять, кроме тех случаев, о которых вот мы сегодня и говорили, и говорим.
А вот исключение из ограничений по дефициту мы предлагаем сделать для инфраструктурных кредитов. Ну вот это вот первый как бы шаг к реализации как раз вот этого вашего предложения.
Председательствующий. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В. Уважаемый Алексей Михайлович, придя молодым замом, по-моему, в 28 лет, вы проводили с Дмитрием Николаевичем административную реформу, при которой вы передали значительную часть полномочий, о которой говорил коллега Пятикоп, на субъекты, а финансовых мандатов только одну треть. Вот это и есть главная первопричина 2,5 триллиона и плюс, минус 300 миллиардов ежегодных долгов консолидированных бюджетов.
У вас есть институт НИФИ, которь й вообще должен заниматься не пенсионной реформой, а как раз более стабильными прогнозами и просчетами, и, самое главное, предложениями, что надо делать, чтобы бюджеты наполнялись.
Вот как и кто отвечает за деятельность НИФИ, кроме Назарова, вот из замов? И каким образом он влияет на прогнозирование вашей деятельности и решение проблем вот как раз межбюджетных отношений? Спасибо.
Лавров А. М. Уважаемый Николай Васильевич, проблема, о которой вы говорите, это необеспеченных, нефинансируемых мандатов, действительно, которая была самая актуальная в конце 90-х - начале 2000-х годов, с нормативной точки зрения была решена в рамках разграничения полномочий.
На начало этой реформы общий объём всех обязательств бюджетов субъектов, муниципалитетов в полтора раза превышал их доходы, это были подсчитанные, зафиксированные цифры. Фактически региональные и местные бюджеты находились в состоянии перманентно невыполнения своих обязательств. После реформы с правовой точки зрения у нас таких необеспеченных мандатов нет. Да, есть скрытые дополнительные требования, с которыми нужно работать, которые нужно снимать и нужно регулировать. Там, где есть централизованные единые стандарты, они должны соблюдаться и учитываться в межбюджетных отношениях. Там, где это избыточно, нужно давать такие полномочия субъектам.
Это большая отдельная тема, которой, в том числе, продолжает заниматься НИФИ при Минфине России. У нас... мы готовы представить программу государственных заданий и отчёты там за прошлые годы, чем они занимаются. По сути они проводят научную проработку всех проблем, включая вопросы межбюджетных отношений. Я думаю, они будут... их мнение учитывается и в проработке стратегии межбюджетных отношений. Председательствующий. Спасибо.
Но вот, исходя из вопроса, можно ко второму чтению представить информацию по задолженности о кредитах, взятых муниципалитетами. У Минфина есть понимание, какая это сумма?
Лавров А. М. Да, есть у нас такая информация. Председательствующий. Назовите её тогда.
Лавров А. М. Суммарная задолженность муниципальных образований сейчас 400 миллиардов рублей, около 400 миллиардов рублей. Мы её включаем в расчёт кредитов, которые будут предоставлены на замещение рыночных заимствований. То есть каждый муниципалитет получит кредиты, которые позволят ему снизить рыночный долг.
Председательствующий. Также до 25 процентов?
Лавров А. М. Да.
Председательствующий. Также, да?
Лавров А. М. Также общую формулу мы предлагаем, общий подход.
И мы можем дать информацию по всем там муниципальным образованиям, которые... ну, не все муниципальные...
Председательствующий. Это очень важная информация, уважаемые коллеги.
Иными словами, не только произойдет снижение закредитованности именно коммерческой регионов, но и муниципалитетов, вот исходя из того, что сказал официальный представитель правительства в ходе выступления по данному вопросу. Это значит, и муниципалитеты сократят объем заимствований до 25 процентов. Если это так, то это серьезный шаг по пути снижения закредитованности.
Пожалуйста, Моляков Игорь Юрьевич - "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Подготовиться Кармазиной.
Моляков И. Ю., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ' Уважаемый Александр... Алексей Михайлович, прошу прощения, существуют индикаторы исполнения бюджетных кредитов, они четко прописаны и прописаны для того, чтобы посмотреть, насколько успешно достигаются стратегические цели, под которые кредит выдан.
А как можно вот здесь проконтролировать, если сегодня условно там единица металла стоила рубль, а на утро она стала стоить 10 рублей? И это вот первый вопрос.
А второй вопрос. Есть две стороны, есть человек, который дал кредит, не человек, организация, правительство, и есть республика или область, которая взяла этот кредит, и, естественно, что область начинает объяснять: вот цены на металл, вот цены... а правительство может быть снисходительным, а может быть и нет, то есть вот это... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Пожалуйста.
Лавров А. М. Уважаемый Игорь Юрьевич, если я правильно понял, речь идет о том, что делать, если начался инвестиционный или строительный проект и произошло удорожание любых комплектующих любой себестоимости. У нас есть инструмент внесения изменений в такие контракты по решению соответствующих правительств, субъектовой, местной администрации в размере до 30 процентов удорожания, а если и этого не хватает, у нас есть специальный порядок по 111-й статье 44-го федерального закона, когда уже на уровне правительства можно делать еще больше удорожание.
Но вот с точки зрения как бы кредитов, то если субъект Федерации будет контрактоваться сам непосредственно, а не через какое-то юридическое лицо, выдавая субсидию, конечно, все эти инструменты будут задействованы. Влияние этого фактора ценового, оно на любой контракт влияет, на любом контракте сказывается. Такие инструменты есть.
решить, как дальше этот кредит
И, уважаемый Вячеслав Викторович, отвечая на ваш вопрос, я хочу чётко сформулировать, какой наш подход. У нас рассчитан консолидированный рыночный долг субъектов и муниципалитетов, и мы эту цифру представим и знаем по каждому субъекту. И есть консолидированная сумма налогов и налоговых доходов. Так вот, в каждом субъекте соотношение будет снижено до 25 процентов суммарно.
Дальше нам предстоит обсудить и использовать в субъекте уже Федерации: то ли совсем его ограничить, просто транслировать на уровень муниципальных образований, то ли дать какую-то возможность дифференцированного подхода. В законопроекте об этом не сказано, но в подходах, в методиках, подходах по предоставлению замещающих кредитов это должно быть, конечно, этот вопрос должен быть решён. Но в целом абсолютно точно муниципальные образования в этой схеме снижения нагрузки участвуют в полном объёме рыночных заимствований. Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Кармазина Раиса Васильевна. Завершающий вопрос.
Кармазина Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Алексей Михайлович, здесь очень много говорилось про инфраструктурные проекты. И президент в Послании сказал, что 500 миллиардов нужно выделить средств на эти цели. И одновременно он поручил правительству помочь регионам сформировать проекты. Не получится ли так, что будут просто приняты те проекты, которые сегодня есть у правительства?
Много говорилось о бюджетной обеспеченности, и мой коллега Вадим из Нижнего Новгорода говорил о том, что, может быть, удочку дать регионам, чтобы меньше было у нас реципиентов? И в этой связи вы свои будете предлагать проекты, а у субъектов есть те проекты, которые бы удочку дали, в том числе в муниципалитетах. У них и опыта нет, и по срокам они не будут успевать.
Скажите, пожалуйста, они в результате просто не пройдут, вы отклоните их проекты. Как вы будете этим заниматься... (Микрофон отключён.)
окончание см. https://leo-mosk.livejournal.com/8854543.html