leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Бюджет будет вносится на две недели раньше 15 сентября: Меняется порядок бюджетирования – окончание

Бюджет будет вносится на две недели раньше 15 сентября: Меняется порядок бюджетирования – первое чтение
33. 1171664-7 Госдума в итоге беспрецедентного обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (в части предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и реструктуризации ранее привлеченных субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, а также совершенствовании бюджетного процесса)

окончание,
продолжение см. https://leo-mosk.livejournal.com/8854502.html
начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/8852416.html

Лавров А. М. Уважаемая Раиса Васильевна, вот если вы поддержите законопроект в весеннюю сессию, то у нас будет, как минимум, полгода для того, чтобы выстроить систему отбора проектов, которые будут поддерживаться этими инфраструктурными кредитами. Это не будет работа с колёс, мы должны будем представить вам порядок отбора, этот проект обсудить, затем утвердить и начать работать.
Ещё два года на собственный отбор. То есть здесь тоже нет никакого, прямо вот изо всех сил реализовать эти 500 миллиардов, в какой-то из этих один из годов.
При этом обращаю ваше внимание и хочу обратить ваше внимание на то, что это речь идёт о развитии объектов, о создании объектов, которые входят в полномочия субъектов Российской Федерации, ведь мы даём кредит субъекту Российской Федерации. Построить что-то федеральное на эти деньги просто нельзя — это, значит, что субъект Федерации должен будет определить, что именно ему, исходя из его полномочий, из его собственности, региональные дороги, региональные объекты?
Никогда не хватало денег, но были... а, может, они уже готовы, эти есть проекты, но они не имели финансирования, а вот сейчас есть возможность их реализовать при поддержке федерального бюджета. На наш взгляд, этот механизм как раз и позволяет регионам выполнить давно, может быть, обсуждённые, а, может быть, и заложенные в Стратегии развития планы. И никаких опасений того, что это будет Федерация свои объекты за счёт этих средств строить, этого просто быть не может из-за особой конструкции этого кредита.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, норма закона, о чём говорила Раиса Васильевна, отбор инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов, на реализацию которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые на финансовое обеспечение, реализацию инфраструктурных проектов, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Мам, уважаемые коллеги, ко второму чтению необходимо подготовить поправки, в рамках которых должно быть совершенно очевидным: после обсуждения Федеральным Собранием методик подходов и проектов, по-хорошему.
Вот а что здесь плохого? Возьмите, обсудите с Госдумой и с Советом Федерации и затем рассматривайте. Не в тиши, а если уже мы опять об этом говорим.
Вот вы многие концепции изучаете с позиции - решение проблем глазами граждан, вот как граждане смотрят на эти проблемы. Да вы начните хотя бы здесь обсуждать. А так получается, здесь мы не обсуждаем, но зато всё это у нас красиво, упаковано.
Послушайте, вот давайте мы ко второму чтению, Андрей Михайлович, предложим такие поправки, которые бы нас с вами вместе объединили в решении вопросов на объективной основе, профессиональной основе. И надо завершить нам вообще вот разговоры. Здесь вот мы этим дали, тем не дали. Послушайте, ещё раз, там, где регион самодостаточный донор, давайте подходы к ним создадим такие, чтобы они и дальше развивались. А там, где помощь нужна, чтобы выйти на стандарты, гарантированные Конституцией, учтём этот фактор. Не надо сталкивать лбами. А так получается постоянно вот этот разговор: значит, вам не дадут, потому что хотят дать, выделить средства другим. Нельзя так. Поэтому все вот эти формулы, подходы должны быть прозрачными, должны быть открытыми. И хорошо было бы их перед тем, как принимать, обсуждать с Государственной Думой. Тем более, в соответствии с Конституцией президент инициировал полномочия Думе, где мы с вами должны многие вопросы решать сообща, понимая ответственность за тех министров, которые утверждаются в должности Думы. А так получается, вы там взяли формулу вывели, а потом говорите: да, она не описывает, не помогли, а помогли тем, кому и не надо. А в итоге? А в итоге не с кого спросить.
Хорошо, но вот депутаты-то, они идут на выборы, с них избиратель всегда спросит. А с вас? Поэтому давайте здесь, чтобы у нас эта улица была с двусторонним движением.
Пожалуйста, Сергей Иванович Неверов.
Неверов С. И., руководитель фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Вячеслав Викторович.
Я очень вас поддерживаю. Нам самое важное - исключить ситуацию, которая у нас произошла с программой "Комплексное развитие сельских территорий". Мы её здесь принимали, обсуждали, регионы убедили, чтобы они сделали проектно-сметные документации, всё это сдали в Минфин, 90 процентов этих программ не приняли, потому что сделали методику под остаточную сумму денег, но регионы потратились.
Поэтому, Алексей Михайлович, нам крайне важно знать методику до принятия закона, чтобы мы понимали, чтобы регионы понимали, на что идут, чтобы они сегодня, проводя эту работу, понимали, что они получат эти деньги, а не останутся.
Поэтому, ... Вячеслав Викторович, вы очень правильно сказали, мы поддерживаем и нам нужно ко второму чтению это увидеть. Председательствующий. Уважаемые коллеги!
Переходим к обсуждению. Кто хотел бы выступить от фракций? Мы с вами договаривались, что от фракций будут выступления. Если нет желания, значит, мы всё с вами смогли обсудить в ходе вопросов. Включите запись, пожалуйста.
Это полезно, коллеги. Мы не случайно, вот здесь Леонид Владимирович присутствует Горнин, но правильно было бы, вот Алексей Михайлович, как человек, который формулами занимается и вообще там, в тиши находится, сейчас взять его, послушать, вот мы его послушали.
Пожалуйста, список покажите.
Булавинов Вадим Евгеньевич.
Подготовиться Щапову, Катасонову и Жукову Александру /Дмитриевичу. Александр Дмитриевич, вам придется...
Булавинов В. Е. Алексей Михайлович, у меня очень короткое будет выступление. У меня очень большая просьба - при принятии данного законопроекта на будущее предусмотреть долгосрочные правила для регионов. Потому что неоднократно сталкивался в своей работе, если правило будет ежегодно корректироваться, то стимул и мотивация регионов начинают идти в отрицательную сторону.
Поэтому, если будут установлены правила по распределению и инвестиционных кредитов, и бюджетных замещений четкие и понятные, и будет мотивация, когда регионы понимают, что дополнительные доходы ими заработанные, не будут изъяты, это даст действительно хорошую удочку и возможность регионам стараться, а не ждать, когда правительство даст денег.
И здесь звучали выступления, якобы правительство обязано закрывать вот эти дыры в регионах, ну это не совсем так, потому что сегодня существуют замечательные программы, предусмотренные бюджетом.
Это и благоустройство дворов и территорий, строительство муниципальных объектов, и это всё была добрая воля президента и правительства, а отнюдь не какая-то обязанность каких-то виноватых в Правительстве Российской Федерации. И здесь то же самое - кредиты брали регионы. И, слава богу, что президент принял решение пойти навстречу и облегчить им возможность самостоятельно развиваться. Поэтому надеюсь, что Дума единогласно данный законопроект поддержит. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, ТЦапов Михаил Викторович. Подготовиться Катасонову.
Щапов М. В., фракция КПРФ.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
В целом мы, конечно, поддержим данный законопроект. Он предлагает пусть и ограниченное, но всё же положительное решение проблемы закредитованности регионов.
Сегодня неоднократно уже звучало, что совокупный долг регионов остаётся очень высоким. При этом за последний год он вырос почти на 20 процентов, что, конечно, вызывает серьёзную тревогу, но данный законопроект не предлагает системного решения проблемы. Регины берут долги, потому что им не хватает собственных доходов, а федеральные центры постоянно нагружают субъекты дополнительными расходами и полномочиями, не обеспечивая их необходимым объёмом средств.
Я хочу напомнить, что последние 10 лет доля собственных налоговых доходов субъектов Федерации сократилась с 60 до 44 процентов, то есть, регионы отдают больше половины собранных на их территории налогов.
В части же переданных полномочий достаточно вспомнить хотя бы ситуацию с тушением лесных пожаров. Это федеральное полномочие, переданное регионам, которое должно финансироваться из федерального бюджета, но денег выделяется 20-30 процентов от необходимого.
Чтобы решить проблему, конечно, необходимо системно повышать доходную базу регионов, а переданные им полномочия со стороны федерального центра обеспечить необходимыми финансовыми ресурсами.
Мы уже не первый раз поднимаем эту тему, но пока не видим от правительства страны соответствующей реакции. Пока здесь представлен нам сегодня законопроект, подготовленный по прямому распоряжению президента, когда ситуация с долгами регионов стала уже критической.
Вместе с тем и к самому законопроекту есть целый ряд вопросов, которые, в том числе неоднократно звучали сегодня, и, пожалуй, самое главное, действительно это непрозрачность методик и расчётов.
В финансово-экономическом обосновании указано, что для представления инфраструктурных кредитов потребуется до 500 миллиардов до 2023 года, однако, мы не видим методики, по которой эти средства будут выделяться регионам, какие субъекты Федерации, в какие годы, сколько именно должны получить. Это очень ориентировочно общая сумма, которая требует своего уточнения и зависит от ещё даже не принятых методик расчётов.
То есть мы с вами сегодня должны согласиться с законопроектом, правила исполнения которого правительство только планирует разработать и принять. Конечно, это не может устраивать.
Понятно, что законопроект разрабатывался в ускоренном режиме, но, как сегодня уже звучало, что и нам депутатам, и органам власти субъекта Федерации нужна ясность и прозрачность для расчетов. Поэтому мы поддержим предложение Вячеслава Викторовича, чтобы ко второму чтению у нас были ответы на эти вопросы, и представлена методика расчетов. В первом чтении фракция КПРФ поддержит данный законопроект. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Михаил Викторович.
Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович, фракция ЛДПР.
Подготовиться Жукову Александру Дмитриевичу. Снимаете?
Александр Дмитриевич снял свое выступление. Подготовиться Аксакову.
Катасонов С. М. Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. Мы считаем, что любая помощь субъекту, даже вербальная, если мы выступим отсюда и скажем: все будет хорошо, это тоже какой-то плюс. Но говорить о том, что это реально повлияет в ближайшие годы вообще на состояние наших субъектов, говорить об этом нельзя. Вячеслав Викторович, те проблемы, которые решаются данным законопроектом, они фактически не меняют сумму задолженности наших субъектов. Ну, в принципе. То есть просто идет замещение коммерческих кредитов на бюджетные, но сказать, что мы каким-то образом существенно изменяем ситуацию в субъектах, к сожалению, нельзя.
Понятно, что вопросов сегодня очень много, и о бюджетной обеспеченности, и о методиках, и о формулах, мы про все говорим, Алексей Михайлович, Леонид Владимирович, потому что наболело, потому что мы про это говорим годами. И фактически сегодня Минфин сам завел субъекты в эту ситуацию, и сегодня вы героически преодолеваете те трудности, которые вы сами создали. Здесь ничего героического нет.
Ещё раз, мы берем коммерческие кредиты, замещаем бюджетными. А вообще, в принципе, почему мы до этого довели? И кто брал коммерческие кредиты? Давайте посмотрим. В основном-то брали все субъекты, достаточно уверенные и с серьезным бюджетом, потому что не всем ещё субъектам банки дадут кредиты.
И посмотрите, какая прибыль. Греф сказал, что у него 1 триллион будет прибыли в этом году по банкам. Вообще, кого мы поддерживаем? Но это тоже другой вопрос.
Поэтому вот сегодня мы пытаемся донести до вас, что, вообще-то, нужно менять вообще подходы, финансировать полномочия. А спасать утопающего, давать таблетку от боли... Его лечить надо. Про это тоже Вячеслав Викторович Поэтому мы считаем, что доноров должно быть больше. Вячеслав Викторович, так их меньше становится. Я когда в Думу пришёл в 2010 году, область Оренбургская была донором. И их было, по-моему, 12. А сколько у нас сейчас осталось их? Семь. Мы вообще движемся в другом направлении, уважаемый Минфин.
К формулам вопросов нет, вы пытаетесь их там смоделировать. Вопрос в другом, что мы должны... Как раз о чём Сергей Иванович говорил - дело-то не в формуле и не в методике, а в деньгах. Если они дали 10 процентов от заявленного, то даже если она, формула, правильная, всё равно все выскочили.
Поэтому вопросов много здесь. Положительные моменты есть, но кардинальных изменений в политике в отношении субъектов нет. Поэтому вы это должны чётко понимать и, приходя в Государственную Думу, быть готовыми к такому разговору.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Михайлович. Пожалуйста, Аксаков Анатолий Геннадьевич.
Аксаков А. Г., председатель Комитета ГД по финансовому рынку, фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", безусловно, поддерживает этот законопроект. Очень важные предложения президента, которые поддержат субъекты Федерации и муниципалитеты.
При этом Вячеслав Викторович поднял очень важный и концептуальный подход и к межбюджетным отношениям, и вообще к различным программам, которые реализовываются на федеральном уровне. Мы как бы меряем среднюю температуру по квартире, а страна очень разная, и поэтому программы эту специфику территорий, конечно, должны учитывать.
И зачастую те программы, которые запускаются на федеральном уровне, они усиливают разрыв в развитии регионов. Например, "программа 6,5" по ипотечному кредитованию. Хорошая программа? Хорошая. Многие брали кредиты, для того чтобы купить жильё, под, ну, относительно низкую ставку процентную.
Где это произошло в основном? Больше половины кредитов - Москва, Московская область, Санкт-Петербург, это в том числе из других регионов брали кредиты для того, чтобы купить квартиру в этих регионах.
В результате получается, что мы оголяем всю остальную Россию, благодаря, в общем-то, по формальным признакам, очень хорошей программе. И поэтому любая программа, не только межбюджетные отношения, она должна учитывать специфику и, соответственно, строиться таким образом, чтобы разрыв в экономическом развитии регионов учитывался.
Ну и ещё один момент, на который я хотел обратить внимание, инфраструктура и кредиты вступают в конкуренцию с инфраструктурными облигациями, жилищными облигациями, которые сейчас активно разрабатываются, и президент о них говорил, там требуется гарантия бюджета, там учитывается дефицит бюджета. И, соответственно, многие регионы, конечно, перекинутся на инфраструктурные кредиты. Но тема облигаций, она тоже очень широко обсуждалась. Мы говорили, что это очень хороший инструмент. Может так получиться, что он станет невостребованным.
И тоже надо предложить способы поддержки этого инструмента, чтобы они не конкурировали, а, наоборот, друг друга дополняли. И, возможно, в этом законопроекте соответствующие нормы необходимо предусмотреть.
А так мы поддерживаем законопроект и будем активно принимать участие в подготовке ко второму чтению. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Анатолий Геннадьевич.
Пожалуйста, полномочный представитель президента, правительства, заключительное слово? Пожалуйста, Алексей Михайлович.
Лавров А. М. Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые депутаты!
Огромное вам спасибо за заинтересованное и конструктивное обсуждение законопроекта, который действительно должен быть встроен в общую стратегию развития межбюджетных отношений.
И мы вот с Леонидом Владимировичем Горниным, который отвечает в Министерстве финансов за это направление, подтверждаем, что ко второму чтению мы представим все те порядки, методики, о которых сегодня говорилось с тем, чтобы механизм применения этих новаций был предельно ясен, прозрачен и объективен.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Андрей Михайлович Макаров.
Уважаемые коллеги, и, Андрей Михайлович, пока вы идете, если вы не возражаете, давайте мы ко второму чтению всё-таки ряд поправок внесем, цель которых будет большая открытость процедуры, связанной с выработкой формул, методик, и, конечно, нам важно, чтобы до распределения этих средств все эти методики, формулы обсуждались с парламентом, обсуждались с депутатами профильного комитета, Трёхсторонней комиссии, так же как и с Советом Федерации. Нет возражений, коллеги? Нет. Пожалуйста, Андрей Михайлович. Макаров А. М. Спасибо. Уважаемые коллеги, я думаю, что ни у кого не было сомнений, что законопроект поддержат все фракции. Это решение президента. И вот здесь, наверное, буквально минуту потрачу на историю.
Вот сейчас много говорят об этом долге, огромном долге, который висит на регионах. Откуда он? Если мы вспомним, откуда появился первый триллион. Первый триллион — это деньги на дорожное строительство, когда были проблемы где-то в районе 2006-2007 года, тогда Алексей Леонидович сказал: сейчас нет денег, регионы, берите кредиты, мы вам потом их спишем. Регионы взяли — не остановили. Это был первый триллион долга, просто потом их никто не списал. Я думаю, что и Алексей Михайлович, и, естественно, ну, Леонид Владимирович тогда ещё не был в Министерстве финансов, Алексей Михайлович точно помнит, что это было. Вот это был первый триллион. А дальше это как снежный ком.
И вот я хотел бы просто напомнить, как у нас идёт борьба с этим долгом. Это первое предложение президента. Помните, когда по решению президента выделили триллион, больше чем триллион рублей бюджетных кредитов для того, чтобы заместить коммерческий долг. Это вот та первая реструктуризация прошла. Сейчас снова решение президента о том, каким образом смягчить, и президент говорит: это основное бремя для регионов — долговое бремя.
Но ещё раз хотел бы подчеркнуть то, что сказал Вячеслав Викторович, коллеги, это часть решения очень существенная, которую принимает президент, она действительно не может висеть в безвоздушном пространстве, требуются и другие решения.
И вот здесь, может быть, из того, что... я прекрасно понимаю, что доработаем всё то, что можно, и прозрачные методики можно сделать, но вот сегодня Вячеслав Викторович совершенно справедливо сказал: коллеги, нельзя одной методикой, которой мы распределяем как какое-то, что-то вообще как, я не знаю даже, как это назвать, 100 миллиардов каждый год, и считать – закрыть все дыры.
Вот сегодня Вячеслав Викторович справедливо говорит, и мы же об этом говорили, сколько раз Дума говорила об этом, что нам надо выделить отдельно регионы-доноры и отдельно регионы-
реципиенты, при этом реципиентов тоже надо поделить, кто в совсем сложной ситуации, а кто... и так далее. И у них должны быть разные деньги и разные методики распределения. А сделать единую методику для Забайкальского края и Московской области невозможно.
Председательствующий. Конечно
Макаров А. М. Вот мне кажется, что сегодняшнее обсуждение этого закона дает начало вот этой очень важной работы.
Еще раз предложения Государственной Думы, которые мы частично озвучивали на отчете правительства, которые мы обсуждаем с правительством, они на столе, мы готовы их обсуждать, у нас есть наши предложения, которые мы готовы вместе с правительством отработать.
Но еще раз хотел бы подчеркнуть, коллеги, может быть, не стоит ждать очередных поручений президента которые очевидны, которые сегодня звучали в этом зале. (Аплодисменты.).
Председательствующий. Спасибо, Андрей Михайлович.
И в дополнение, коллеги, ну и свою работу надо делать самим, самим, вот он правильно говорит в отношении формул. У нас даже там, где расчетная бюджетная обеспеченность свыше единицы, надо по-хорошему две формулы, потому что есть те, кто только перешел единичку, та же Ярославская область или та же Нижегородская, и есть те, у кого свыше двух, это разные субъекты, у них разная природа формирования доходов.
А что касается реципиентов, там может быть три формулы, потому что есть те, у кого, извините, там до 80 процентов дотации, а есть те, у кого там... 20 процентов им надо дотаций. Поэтому вы возьмите здесь и подойдите к этому более ответственно. И давайте вместе брать ответственность на себя. Никто здесь не хочет взять и на вас переложить. Но в конце концов у нас такие возможности, а каждый раз вынуждены всё начинать сначала, причем говорить, что всё это было вот раньше и не по нашей вине, либо уже нет тех, с кого надо спрашивать. В этом проблема.
Поэтому, Андрей Михайлович, огромные слова благодарности за то, что комитет делает, вы лично.
И хотелось бы, чтобы ко второму чтению мы вот это всё учли и действительно все вместе вот взяли и выработали решение, за которое стыдно не будет, можем многое изменить.
Кстати, решение, которое сейчас принимается по замещению коммерческих кредитов бюджетными, оно добавит регионам порядка 30 миллиардов, около 30 добавит. Это однозначно в плюс, это деньги в регионах сохранятся.
Вот здесь Вадим Евгеньевич Булавинов выступал, и цифра называлась. Там порядка 1,5, наверное, миллиарда, 2 даже миллиарда на обслуживание долга они сэкономят. Это реальная помощь и расшивка внутренних проблем. Поэтому здесь просто нам ещё раз, вот мы все разные субъекты представляем, нам надо осознать, что Минфин также должен по-разному подходить, выстраивая формулы, направленные на оказание помощи в развитии одним, в оказании помощи и развитии другим, и учитывать все вот эти нюансы.
Ну а так как, коллеги, Леонид Владимирович Горнин пришёл, давайте мы его попросим: во втором чтении у нас не обязательно присутствие представителя от правительства, а вас приглашаем с тем, чтобы во втором чтении мы могли уже задавать вопросы вам. Нет возражений? Нет.
Переходим к голосованию.
Ставится на голосование 33-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации". Первое чтение.
Включите режим голосования. Коллеги, голосование поимённое. Обращаю внимание. А во втором чтении, учитывая, что сейчас мы поверили, уже примем другие решения.
Пожалуйста, покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 52 мин. 12 сек.)
Проголосовало за 392 чел 87,1 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 392 чел.
Не голосовало.58 чел 12,9 %
Результат: принято Законопроект в первом чтении принят единогласно. 392 за, против нет, воздержавшихся нет.
(Аплодисменты.)
Алексей Михайлович, спасибо вам. Андрей Михайлович, спасибо вам. Уважаемые коллеги, в надежде ждём рассмотрения законопроекта во втором чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments