34. 1145363-7 Госдума в итоге бессмысленного спора обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в части регулирования конфликта интересов)
Документ внесен правительством 07.04.21.
Представил замминистра финансов Алексей Лавров.
1й зампред комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев.
Законопроектом предлагается внести изменения в ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) и ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), которыми предусматривается следующее:
- уточнение условий, при которых может возникнуть конфликт интересов между участником закупки и заказчиком при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
- расширение перечня лиц, которые принимают меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, путем включения в их число работников контрактной службы;
- уточнение перечня лиц, которые не могут входить в состав комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ;
- установление перечня физических лиц, которые не могут быть членами комиссии по осуществлению закупок в рамках Закона № 223-ФЗ. При этом предусматривается возможность установления заказчиком в положении о закупке иных случаев, при которых физическое лицо не может быть членом комиссии по осуществлению закупок;
- введение обязанности член комиссии по осуществлению закупок сообщить заказчику о возникновении обстоятельств, препятствующих нахождению в составе такой комиссии;
- соотнесение понятия личной заинтересованности член комиссии по осуществлению закупок с содержанием понятия, предусмотренным ФЗ «О противодействии коррупции»;
- установление к руководителю заказчика, членам комиссии по осуществлению закупок требования о принятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов при осуществлении закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ.
Первое чтение 362 0 0 13:40
Стенограмма обсуждения
34-й. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместитель Министра финансов Российской Федерации.
Пожалуйста.
Лавров А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроект подготовлен в целях реализации национального плана противодействия коррупции и содержит две группы новации.
Первое - это внесение изменений в 44-й федеральный закон. Этот закон уже содержит институт предотвращения конфликта интересов, но термины и формулировки расходятся с формулировками других законов, прежде всего, Гражданского кодекса, Семейного кодекса и, собственно, закона "О противодействии коррупции", и поэтому необходимо привести их в полное соответствие друг с другом.
Например, в Гражданском кодексе у нас используется термин "унитарные и корпоративные юридические лица", в 44-м другие наименования, различаются названия должностей, руководящих органов. В Семейном кодексе по-другому, немного в деталях, но по-другому описываются родственные отношения, категории родственников. Более широкое определение "личная выгода" дано в закон "О противодействии коррупции".
И это затрудняет применение норм 44-го закона. Поэтому первая часть это, можно сказать, юридико-техническая, с тем чтобы сделать более эффективным, понятным и прозрачным применение этих механизмов в рамках 44-го закона.
Вторая часть. Это внесение аналогичных поправок в 223-й федеральный закон. В настоящее время этот закон не содержит института предотвращения конфликта интересов. Таким образом, это самая главная, сущностная новация, которую правительство предлагает сделать. Ровно такие же формулировки, требования, действия в случае выявления конфликта интересов, там изменение должности, выход из конкурса электронной комиссии, информирование о наличии конфликта интересов мы предлагаем применять и в закупках но 223-му федеральному закону. При этом ещё раз подчеркну, нормы являются абсолютно симметричными, таким образом, для поставщиков они будут понятными, одинаковыми в обоих случаях. И, собственно, правовые последствия и механизмы контроля также будут одинаковыми и для 44-го, и 223-го. Считаем, что такое расширение применения механизма предотвращения конфликта интересов окажет положительное влияние на закупки по 223-му, повышение их прозрачности и объективности.
Просим поддержать законопроект в первом чтении.
Председательствующий. Спасибо.
Содоклад Владимира Владимировича Гутенева.
Гутенев В. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! На сегодняшний день конфликт интересов является едва ли не самым основным индикатором коррупционных проявлений в сфере государственного и муниципального управления. 44-й федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок..." уже содержит нормы, устанавливающие требования о необходимости предотвращения конфликта интересов между участниками закупок и заказчиком.
Конфликт интересов присутствует, если руководитель заказчика или иные лица, влияющие... имеющие влияние на закупку, состоит в браке либо являются близкими родственниками с лицами, относящимися к участнику закупки. Последствиями выявления конфликта интересов является ничтожность контракта.
В свою очередь 223-й Федеральный закон "О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц", сейчас не содержит требования о необходимости исключения конфликта интересов.
Однако заказчики нередко прописывают его в своих положениях о закупке, иногда просто в виде принципа проведения закупок, иногда в виде конкретного требования к участникам торгов.
Законопроект устанавливает универсальные требования и даёт возможность заказчику более гибко предупреждать возникновение конфликта интересов.
Комитет полагает, что предлагаемый законопроектом подход отвечает интересам всех участников контрактной системы и будет способствовать предотвращению заключения заведомо ничтожных контрактов.
Правовым управлением Аппарата Государственной Думы выказаны технические замечания к тексту законопроекта, в частности, необходимо внести корреспондирующие изменения в Федеральный закон 273 "О противодействии коррупции".
Указанные замечания неконцептуальные и могут быть доработаны ко второму чтению. Комитет рекомендует принять законопроект в первом чтении. Прошу поддержать.
Председательствующий. Есть вопросы? Да.
Включите запись.
Покажите список.
Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В. Спасибо.
Уважаемый Алексей Михайлович, а нет ли в планах вашего ведомства, вообще, кардинального пересмотра этих двух законов, потому что они являются одним из таких существенных тормозов экономики. Потому что сама процедура существующая сегодня торгов, она коррупционная по своей сути, потому что вы мне не приведёте ни одного конкурса, в котором бы организаторы не преследовали каких-то своих интересов.
И это подтверждает статистика. Вот, скажем, в Ростовской области из 62 сити-менеджера, 35 или сидят, или находятся под следствием, или находятся в СИЗО. Это говорит в принципе не об их коррупционной жадности, скажем, а как раз о сути закона. То есть по заявке можно посадить любого сити-менеджера.
Лавров А. М. Уважаемый Николай Васильевич, уважаемые депутаты! Ну мы не можем согласиться с такой оценкой. Ну даже из этого примера видно, что если кто-то сидит, значит, он что-то нарушил.
Если бы не было достаточно жёстких правил, прежде всего, в 44-м федеральном законе, а, между прочим, на одну процедуру в среднем приходится более трёх заявок, экономия - 10 процентов.
Там, конечно, есть проблемы и на рассмотрении Государственной Думы находится уже принятый в первом чтении комплексный законопроект о совершенствовании процедур, их упрощении, унификации, ускорении, перевода в электронный формат, по сути, можно сказать, близко к новой редакции регулируемого 44-го.
По 223-й мы тоже двигаемся к унификации, прежде всего, в отношении малого и среднего предпринимательства, закупок у них. Но то, что оба эти закона являются препятствием, мы с этим не согласны. Напротив, они, на наш взгляд, обеспечивают в целом, в целом обеспечивают конкурентную среду, прозрачность и объективность.
Планов по радикальному их пересмотру у нас нет, но, безусловно, нужно развивать и тот и другой закон. По 44-му это уже сделано, и такой законопроект поддержан Государственной Думой в первом чтении.
Председательствующий. Кузякин Дмитрий Викторович.
Кузякин Д. В. Спасибо, Александр Дмитриевич.
У меня вопрос к Алексею Михайловичу. Вот в данном законопроекте предлагается установить обязанность руководителя заказчика, члена комиссии по закупкам по принятию мер по недопущению конфликта интересов к закупке. Но эта соревновательная система, сама она подразумевает собой, что будет проифавший и будет победитель. Как здесь руководитель может установить эту ему обязанность? Как он может с ними договариваться что ли? Это не коррупционная ли составляющая может быть? Спасибо.
Лавров А. М. Уважаемый Дмитрий Викторович! Уважаемые депутаты!
Предотвращение возникновения конфликта интересов означает следующее: заказчик обязан отстранить лицо, имеющее родственные связи с потенциальными поставщиками, от принятия решений по отбору этого поставщика. Никакой здесь конкуренции нет. А если он этого не сделал, то в будущем эта закупка признаётся... ничтожной эта сделка. Таким образом все полномочия на стороне заказчика. Эта процедура подробно описана и действует в настоящее время. И законопроектом предлагается их применять и в 223-м федеральном законе тоже.
Мы не видим здесь, может быть, вопрос состоит, конкуренции здесь никакой нет, это внутреннее дело заказчика соблюсти требование законодательства.
Председательствующий. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Представитель президента? Правительства? Докладчик, содокладчик? Нет.
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Пункт 34. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 40 мин. 50 сек.)
Проголосовало за 362 чел 80,4 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 362 чел.
Не голосовало 88 чел 19,6 %
Результат: принято Принимается в первом чтении.