39. 1157845-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в целях усиления ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия»
Документ внесли 23.04.21 Депутаты ГД В.И.Пискарев, Э.А.Валеев, А.Б.Выборный (ЕР), Н.И.Рыжак (СР); Сенатор РФ В.Н.Бондарев).
Представил депутат ГД Анатолий Выборный.
Член комитета по государственному строительству и законодательству Николай Брыкин.
Законопроектом предлагается:
1) В части 2 ст. 213 УК РФ «Хулиганство» предусмотреть квалифицирующий признак «применение легковоспламеняющихся, пиротехнических либо иных предметов или веществ, представляющих опасность для окружающих».
2) Изложить в новой редакции статью 222 УК РФ «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов» дифференцировав наказание в зависимости от способов совершения и предмета преступления, в частности:
- выделить в отдельную часть 2 деяния, связанные со сбытом оружия, и предусмотреть в качестве максимального наказания лишение свободы от 5 до 8 лет, а в случаях когда сбыт совершается организованной группой (часть 6), – лишение свободы на срок от 10 до 15 лет;
- рассматривать использование сети «Интернет», как отдельный квалифицирующий признак;
- криминализировать деяния, связанные с незаконным сбытом пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж. и предусмотреть в качестве максимального наказания лишение свободы до 4 лет;
- в примечаниях к статье предлагается уточнить определение понятий «огнестрельное оружие» (оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счёт энергии порохового или иного заряда) и «боеприпасы» (предназначенные для поражения цели предметы вооружения, патроны и метаемое снаряжение, содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание, независимо от калибра, изготовленные промышленным или самодельным способом).
3) Изложить в новой редакции статью 2221 УК РФ «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств», в частности:
- выделить в отдельную часть 2 деяния, связанные со сбытом взрывчатых веществ или взрывных устройств, и предусмотреть в качестве максимального наказания лишение свободы на срок от 8 до 11 лет, а в случаях когда сбыт совершается организованной группой (часть 6) – лишение свободы от 15 до 20 лет;
- в примечаниях к указанной статье уточнить определение понятий «взрывчатое вещество» (химические соединения или смеси веществ, способные под влиянием внешних воздействий к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению (взрыву) и «взрывное устройство» (промышленные или самодельные изделия, содержащие взрывчатое вещество, функционально предназначенные для производства взрыва и способные к взрыву);
3) Изложить в новой редакции статью 223 УК РФ «Незаконное изготовление оружия» и 2231 УК РФ «Незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконные изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств», ужесточив ответственность в зависимости от способа совершения и предмета преступления.
4) В части 2 ст. 2261 УК РФ «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов» предусмотреть повышенную ответственность за совершение указанных деяний в случае совершения группой лиц по предварительному сговору.
5) Дополнить УК РФ новой статьей 2222, предусматривающей уголовную ответственность за совершение следующих деяний:
- незаконные приобретение, передача, хранение, перевозка, пересылка или ношение крупнокалиберного огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему (наказываются принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок от 3 до 6 лет со штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо без такового). Указанные деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, лицом с использованием своего служебного положения, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в т.ч. сети «Интернет», либо организованной группой, будут наказываться строже;
- незаконный сбыт крупнокалиберного огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему (наказывается лишением свободы на срок от 7 до 10 лет со штрафом в размере от 200 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до от 6 месяцев до одного года либо без такового). Указанные деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, лицом с использованием своего служебного положения, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в т.ч. сети «Интернет», либо организованной группой, будут наказываться строже;
- в примечаниях к указанной статье предлагается дать определение понятию «крупнокалиберное огнестрельное оружие» (огнестрельное оружие (за исключением гражданского огнестрельного оружия и служебного огнестрельного оружия) калибра от 20 мм и более), а также предусмотреть, что лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности по данной статье.
6) Усилить уголовную ответственность за совершение деяний, предусмотренных ст. 2231 «Незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконные изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств».
7) Предусмотреть, что условное осуждение не назначается лицам, осужденным за отдельные преступления, связанные с незаконным оборотом оружия.
8) Предусмотреть корреспондирующие изменения в статьях 150 («Формы предварительного расследования») и 151(«Подследственность») УПК РФ в части определения подследственности.
Первое чтение297 0 2 14:43
Стенограмма обсуждения
39-й. Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи...". Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. По какому вопросу? Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Я же спрашивал. Не записались ни на вопросы, ни на выступления. А сейчас уже голосование прошло. Коллеги, надо своевременно отзываться на вопросы.
39-й. Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в целях усиления ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия". Доклад Анатолия Борисовича Выборного.
Выборный А. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Вашему вниманию представлен проект федерального закона, которым предлагается, который направлен, вернее, на повышение уровня защиты охраняемых уголовным законом прав и свобод человека, общественного порядка и общественной безопасности. И, прежде всего, речь идёт об усилении ответственности за совершение преступлений, которые связаны с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и устройств.
В этой связи предлагается ряд новелл, которые призваны оказать превентивное воздействие на потенциальных преступников, сократить число подпольных мастерских, в том числе по изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств и, как следствие, минимизировать преступления и незаконный оборот в интересах террористических, экстремистских организаций и других преступных сообществ.
Именно с этой целью, например, предлагается ужесточить наказание за преступления, которые связаны с незаконным оборотом оружия и за переоборудование гражданского оружия в боевое. Ввести в уголовные составы такой квалифицирующий признак, как использование сети "Интернет" при совершении этих преступлений, а также ввести уголовную ответственность незаконный сбыт гражданского оружия и пневматики, в том числе переделку этого оружия в более опасное.
• Проектируемые новеллы обусловлены многими причинами. Назову три основных.
Во-первых, это масштаб распространения огнестрельного оружия, которое переделано из гражданского оружия, сигнального, газового, списанного учебного в том числе.
По данным, вы только представьте себе, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности, в ходе оперативно-розыскных мероприятий, более 60 процентов от общего числа изъятого оружия является гражданским, переоборудованным в боевые аналоги. Только за 2018-2020 годы выявлено и ликвидировано более 500 подпольных мастерских, которые этим занимались.
При этом порядка 70 процентов зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия и его распространением, совершено с использованием ресурсов сети Интернет, а это даёт возможность дистанционно и анонимно координировать операции на этот счёт, в том числе из-за рубежа.
Во-вторых, это значительный спрос на пневматическое оружие с дульной энергией от 3 до 7,5 джоулей, если в цифрах, то это порядка 50 тысяч единиц в месяц. Напомню, что сегодня, чтобы приобрести такое оружие, лицензии не требуется, а интерес к нему обусловлен возможностью внесения относительно несложных механических изменений, которые в десятки раз повышают его поражающие свойства, по сути, сравнимые с огнестрельным оружием. Результат налицо: в 50 процентах случаев его незаконного применения формировалось, фиксировалось пневматическое оружие с дульной энергией свыше 25 джоулей. При этом каждое десятое преступление было доведено до приговора, обвинительного приговора в суде.
И последнее. Как мы видим, производителей и продавцов смертельного оружия, веществ, устройств, и боеприпасов уголовное законодательство не останавливает. Да и как оно может остановить преступника, если, например, за его сбыт предусмотрено в настоящее время уголовное наказание до 4 лет лишения свободы.
Поэтому принятые проектируемые новеллы дадут возможность правоохранительным органам более эффективно противодействовать террористическим, экстремистским организациям и другим преступным сообществам существенно сократить незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств и, конечно, повысить эффективность, превентивные функции Уголовного кодекса и максимально обеспечить защиту общества, государства и каждого человека. По этим основаниям прошу данный проект федерального закона поддержать и принять в первом чтении. Благодарю за внимание. Председательствующий. Спасибо.
Содоклад Николая Гавриловича Брыкина.
Ьрыкип Н. Г., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич! Коллеги!
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в статью Уголовного кодекса об ответственности незаконного изготовления, оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
Ну докладчик достаточно подробно изложил, вот повторяться здесь не буду, какие изменения будут вноситься. Комитет по государственному строительству и законодательству отмечает, что в пояснительной записке представлены достаточные данные, которые свидетельствуют о необходимости усиления уголовной ответственности за незаконные действия с оружием, взрывчатыми веществами, а также принятие других предлагаемых изменений.
Хочу обратить ваше внимание, что законопроектом в числе прочих предлагается криминализация незаконного изготовления, продажи или передачи пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж.
Комитет отмечает, что принятие данных изменений потребует корректировки в статью 20.10 Кодекса об административных правонарушениях. В целом поддерживается концепция указанного проекта и предлагает Государственной Думе проголосовать за принятие в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли вопросы? Есть ли желающие выступить.
Включите запись. Покажите список.
Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста.
Выборный А. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный проект федерального закона поддерживает. Причин много, но, прежде всего, потому что его принятие даст возможность органам правопорядка и правосудия разговаривать с преступниками тем правовым языком, который они понимают, а главным образом, оказать превентивное воздействие на потенциальных преступников, сократить число подпольных мастерских и, как следствие, минимизировать их преступления и... поступление оружия в незаконный оборот в интересах террористических, экстремистских и других преступных сообществ.
В конечном счете, всё это позволит усилить превентивную функцию Уголовного кодекса Российской Федерации и укрепить безопасность нашего государства, общества и каждого человека.
По этим основаниям фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный проект федерального закона поддерживает и предлагает принять в первом чтении. Благодарю за внимание.
Председательствующий. Синельщиков Юрий Петрович.
Синельщиков Ю. П., фракция КПРФ.
Уважаемые коллеги, вынужден разочаровать уважаемых мною авторов законопроекта и всех тех, кто намерен голосовать за него — для принятия нет совершенно никаких оснований.
В пояснительной записке комитета, извините, в заключении комитета говорится, что в пояснительной записке представлены достаточные данные о правоприменительной практике, которые позволяют прийти к выводу о необходимости усиления уголовной ответственности за эти преступления. К сожалению, ничего этого нет в пояснительной записке. Давайте посмотрим, на самом деле что же у нас происходит. На самом деле нет никаких оснований говорить о том, что опасность нарастает. Наоборот всё.
Вот, пожалуйста, данные МВД. Преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, и совершенные с использованием оружия. За пять лет у меня статистика. Снижается на протяжении многих лет, снижается статистика. Было, скажем, в ... году 6 тысяч с использованием оружия, теперь 5170 стало. Каждый год снижалось.
Давайте посмотрим по составам осуждения, по данным Верховного Суда. Значит, начиная... тоже за пять лет. Преступления 221, часть первая, незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия. Было 4838, стало 2900. Ежегодно снижается.
Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ. Было 1447, стало 1433.
Незаконное изготовление оружия. Было 721, стало через пять лет 554.
Незаконное изготовление взрывных устройств. Было 25, стало 20. Причем, сами цифры-то вообще так себе.
Ну, наконец что ещё? По всем, по всем статьям, по всем частям и показателям идет снижение. Поэтому мы... Да, и по данным МВД в текущем году тоже идет снижение за эти месяцы.
Поэтому вывод из этого может быть только один. Значит, на сегодня снижается актуальность этой проблемы, на сегодня МВД надо хвалить и, так сказать, награждать за то, что преступлений стало таких меньше.
Статья 213 предлагает внести изменения. Ничего вносить не надо, это всё есть, что предлагают вносить.
Далее. О пневматическом оружии. Как только у нас в стране стало разрешено официально приобретать пневматическое оружие, резко снизился спрос на огнестрельное оружие. Надо расширять возможности покупки пневматического оружия совершенно точно.
Ну и желание ограничить условное применение ни на чём совершенно не основано. Нет ни одного предметного случая, когда бы человек совершил повторное такое преступление.
Обращаю внимание, что Верховный Суд не поддержал, правительство условно поддержало... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Спасибо.
По ведению Старовойтов Александр Сергеевич. Старовойтов А. С, фракция ЛДПР.
Александр Дмитриевич, спасибо.
Когда вы спросили, есть ли желающие задать вопрос, я старался, насколько это можно, махать, кричать, что вопросы есть, нажимал кнопку, но, оказывается, это уже была запись на выступления. Соответственно, я хотел задать и вопрос, и выступить. Поэтому как вот сейчас это вам смодерировать? Председательствующий. Выступайте, выступайте.
Старовойтов А. С. Тогда давайте, наверное, скажу несколько слов по данному законопроекту.
Коллеги, наверное, из числа вопросов, которые меня интересовали, общались ли авторы законопроекта с теми представителями, которые владеют оружием совершенно легально, я имею в виду с охотниками.
Вот не так давно мы, фракция ЛДПР, проводили с ними встречу, и что мы услышали от них? Надзорные органы практически, как они выразились, цитирую их: выпивают кровь для того, чтобы искать... бороться с тенями и искать среди тех, у кого есть все эти разрешения — и разрешение на оружие, и достаточно широкая линейка этого оружия, и сами могут готовить, соответственно, патроны, среди них искать каких-то врагов. То есть там вот вы неправильно насыпали порох, а вот вы сделали не то.
И я более чем уверен, что огромное количество статистик в общей массе статистики МВД, как раз это люди, которые занимаются этим совершенно легально и ничего не нарушают. Ну мало ли, в конце концов, человеческий фактор может сыграть, люди где-то ошибутся, и за это, извините, они несут, к сожалению, уголовную ответственность.
Поэтому не очень хочется, чтобы получилось так, что данные нормы, которые мы сегодня принимаем в Государственной Думе, опять в первую очередь ударят по тем, кто занимается этим совершенно легально.
Помимо всего прочего, хотелось бы всё-таки с этой высокой площадки обратиться в адрес Росгвардии и в том числе профильного комитета по обороне и безопасности. У нас есть такой замечательный вид спорта под названием "биатлон", вот уже несколько лет восемь стрельбищ биатлонных находится под угрозой закрытия, потому что в соответствии с нашими нормами, которые мы пытаемся постоянно ужесточать и усиливать, учитывая, что стрельбище должно находиться не ближе чем 1,5 километра там от населенного пункта, мы можем вот эти стрельбища потерять.
Если проанализировать, как устроено законодательство в других странах, то поверьте, там в той же самой Норвегии, с которой состязаются наши спортсмены, стрельбища находятся практически около каждой школы, и никого там не стреляют, никого там не убивают. Поэтому, может быть, просьба подумать нашим уважаемым коллегам из Росгвардии над тем, как смягчить всё-таки для нашего спорта, если мы всё-таки стремимся к высоким результатам в спорте высоких достижений, вот эти нормы и не перегибать палку там, где ее перегибать не надо.
Фракция ЛДПР воздержится от голосования по данному законопроекту, но поддерживаем саму идею, концепцию, что с незаконным оборотом оружия надо, конечно, бороться.
Председательствующий. Представитель президента? Правительства?
Докладчик? Содокладчик?
Докладчику включите микрофон, Выборному.
Выборный А. Б. Благодарю.
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Не собирался выступать, но после жаркого выступления уважаемого Юрия Петровича хотел бы обратить внимание, что путь, когда око за око, глаз за глаз и все без глаз, это не путь... не наш путь, это путь совершенно других людей.
Дело в том, что я хотел бы обратить внимание на некоторые цифры, о которых вы не говорили, уважаемый Юрий Петрович. На самом деле ежегодно совершается порядка 5 тысяч преступлений с использованием оружия, это и разбои, и убийства, и преступления террористической, экстремистской направленности.
И только за 2018-2020 годы, по данным Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, изъято из незаконного оборота свыше 67 тысяч единиц огнестрельного оружия, 3,5... 3 миллиона боеприпасов, 14 тысяч взрывных устройств и 16 тонн взрывчатых веществ.
Если мы посмотрим буквально по дням, то получается, что каждый день так или иначе совершаются подобные преступления.
Например, на прошлой неделе вот в пятницу правоохранительные органы в Дагестане нашли крупный схрон, из которого изъяты 12 ручных гранатометов, пулемет Калашникова, 3 самодельных взрывных устройства, 5 гранат, 116 выстрелов к подствольнику и так далее.
Вы знаете, следуя вашей логике, если преступления данной направленности идут вверх, то тогда необходимо менять закон, если вниз, то нет. Вы знаете, каждый из этих, каждый из боеприпасов оружия может быть использован против человека нашего общества и нашего государства, поэтому мы делаем все для того, чтобы максимально минимизировать подобные преступления впредь.
Заранее благодарю за внимание и за поддержку благодарю. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Содокладчик, пожалуйста. Брыкину включите микрофон. Брыкин Н. Г. Спасибо.
Я буквально несколько секунд.
Конечно, каждый из нас сидящих в зале имеет право на свою точку зрения, но когда речь идет о незаконном обороте оружия, нужно думать, прежде всего, о жизни людей. И какая статистика может показывать больше, меньше, из этого исходить, принимать, не принимать. Это неправильно. За каждым этим фактом человеческая жизнь.
Вот на сегодняшний момент фиксируется рост нелегального распространения огнестрельного оружия, изготовленного путем переделки из гражданского оружия (задумайтесь хорошо) сигнального, газового, которое ограниченного поражения, списанного, охолощенного или учебного. Более 60 процентов, которое изымается в результате проведенных мероприятий, оружие является гражданским переоборудованным в боевые аналоги.
Коллеги, вы о чем сейчас говорите? О чем вы говорите, что статистика нам нужна высокая? Вы понимаете, что происходит? Посмотрите, что на улицах происходит. На самокате проехал, вытаскивает пистолет, значит, и начинает стрелять в человека. А вы здесь начинаете рассказывать: мы поддерживаем, не поддерживаем. Это ваше право, вы потом своим избирателям скажите, когда будет это стрелять оружие и взрывчатые вещества, когда люди погибнут.
Кроме этого, Интернет-анализ поступающей информации, образование новой устойчивой методики, которая обеспечит массовое распространение на территории Российской Федерации Интернета. Что, тоже за это не надо усиливать ответственность?
Я, честно говоря, не понимаю вашу позицию. Хорошо подумайте прежде, чем эти вещи говорить, то, что связано с оружием. Спасибо большое.
Председательствующий. Представитель президента? Правительства?
Нет.
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в целях усиления ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия" (пункт 39). Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 43 мин. 13 сек.)
Проголосовало за 297 чел 66,0 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 2 чел 0,4 %
Голосовало 299 чел.
Не голосовало 151 чел 33,6 %
Результат: принято Принимается в первом чтении.