6. 815987-7 Госдума без обсуждения приняла закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» (в части закрепления за организациями – собственниками систем газоснабжения обязанности по осуществлению мероприятий, направленных на увеличение пропускной способности газотранспортных систем)
Документ внесен правительством.
Он принят в первом чтении 08.07.20 с названием «О внесении изменения в статью 27 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации»).
Представил председатель комитета по энергетике Павел Завальный.
Законопроектом вводятся новые понятия: «единый оператор газификации», «региональный оператор газификации», «газораспределительная организация». В связи с этим уточняются и дополняются полномочия Правительства РФ м Минэнерго РФ в сфере газоснабжения.
Действие отдельных положений ФЗ «О газоснабжении» распространяется на федеральные территории.
Уточняется, что развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется единым оператором газификации, региональным оператором газификации совместно с органами государственной власти субъекта РФ, органами публичной власти федеральных территорий в соответствии с принятыми в установленном порядке межрегиональными и региональными программами газификации ЖКХ, промышленных и иных организаций, схемами расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом, на основании топливно-энергетического баланса, утверждаемого губернатором или руководителем исполнительно-распорядительного органа федеральной территории.
Финансовые средства, полученные в результате введения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями от потребителей услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям, за исключением населения, разрешается использовать в качестве источника компенсации затрат газораспределительной организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в т.ч. расходов на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов капитального строительства.
Единый оператор газификации, региональный оператор газификации на федеральной территории и территории соответствующего субъекта РФ:
- участвуют в разработке и согласовании межрегиональных и региональных программ газификации ЖКХ, промышленных и иных организаций, разработке схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом, а также обеспечивают их реализацию;
- обеспечивают технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям. Порядок подачи разными категориями заявителей заявок на технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, рассмотрения этих заявок и принятия по ним решений утверждается Правительством РФ.
В случае, если технологическое присоединение осуществляется к газораспределительным сетям, принадлежащим газораспределительной организации, которая является независимой от организации – собственника Единой системы газоснабжения или аффилированного с ней лица (далее – независимая газораспределительная организация), мероприятия по технологическому присоединению проводятся независимой газораспределительной организацией на основании соглашения, заключаемого между единым оператором газификации и (или) региональным оператором газификации и независимыми газораспределительными организациями.
Правительство РФ определяет юр. лицо, являющееся единым оператором газификации, и перечень федеральных территорий и субъектов РФ, в которых действует единый оператор газификации, а также определяет региональных операторов газификации в случае, установленном законодательством РФ. Если субъект РФ, федеральная территория не включены в этот перечень, губернатор или руководитель исполнительно-распорядительного органа федеральной территории в срок не более 3-х месяцев со дня вступления в силу указанного решения Правительства РФ определяют регионального оператора газификации. Субъекты РФ, федеральные территории, в которых в установленный срок не определен региональный оператор газификации, подлежат включению в перечень федеральных территорий и субъектов РФ, в которых действует единый оператор газификации.
В случае обращения лица, газоиспользующее оборудование которого технологически присоединяется к газораспределительным сетям (впервые или в случае замены (реконструкции) газоиспользующего оборудования), газораспределительная организация обязана принять в собственность вновь созданное (построенное) имущество, технологически связанное с принадлежащими газораспределительным организациям существующими газораспределительными сетями, расположенное за границами земельного участка такого лица, в порядке, установленном Правительством РФ.
Поставщик газа вправе в порядке, установленном Правительством РФ, включать в долгосрочные договоры поставки газа, заключаемые с потребителями газа, категории которых определяются Правительством РФ, условие об оплате газа, в соответствии с которым указанные потребители газа гарантирует поставщику газа оплату стоимости поставленного газа в объеме фактической поставки газа, но не менее стоимости, определяемой исходя из установленного в соответствии с договором поставки газа объема газа, за исключением случаев возникновения непреодолимой силы.
В случае, если финансовых средств, получаемых в результате введения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями и установления тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также получаемых от иных источников финансирования, недостаточно для покрытия расходов регионального оператора газификации на технологическое присоединение к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования отдельных категорий заявителей, определяемых Правительством РФ, мероприятия по технологическому присоединению могут быть проведены или расходы по их проведению профинансированы единым оператором газификации в порядке, установленном Правительством РФ.
Государственному регулированию подлежит плата за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода.
Размер платы за такое технологическое присоединение устанавливается ФОИВом, определяемым Правительством РФ, в порядке, установленном Правительством РФ, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера указанной платы, утвержденными ФАС России.
Подключение (технологическое присоединение) к магистральному газопроводу газопровода, предназначенного для транспортировки газа от магистрального газопровода до объекта капитального строительства, возможно только в случае подтверждения газораспределительной организацией отсутствия технической возможности обеспечить поставки газа заявителю в необходимом объеме с требуемым давлением по газораспределительным сетям, принадлежащим указанной газораспределительной организации, за исключением строящихся или реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистрального газопровода до объектов капитального строительства, технические условия для подключения (технологического присоединения) которых выданы заявителям до дня вступления в силу ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».
Юр. лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.
В целях создания технической возможности технологического присоединения к газораспределительной сети объектов капитального строительства, в отношении которых лицом, обратившимся в газораспределительную организацию с заявкой о таком технологическом присоединении, получен отказ в выдаче технических условий на технологическое присоединение объектов капитального строительства к газораспределительной сети по причине отсутствия пропускной способности объектов газотранспортных систем, принадлежащих организациям – собственникам систем газоснабжения, такие организации обязаны проводить мероприятия, направленные на увеличение пропускной способности объектов принадлежащих им газотранспортных систем в объеме, превышающем объем неудовлетворенных заявок, в соответствии с критериями и в порядке, определяемыми Правительством РФ.
Правительству РФ поручается обеспечить в срок до 1 ноября 2021 г. принятие нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений ФЗ. Указанные нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования, вступают в силу в сроки, установленные данными нормативными правовыми актами, но не ранее чем по истечении 30-ти дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта.
Второе чтение 390 0 0 10:52
Третье чтение 394 0 0 10:53
Стенограмма
Мы рассмотрели, коллеги, законопроект третьего чтения. Переходим к блоку "Законопроекты второго чтения".
6-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации". Доклад Павла Николаевича Завального. Пожалуйста, Павел Николаевич.
Завальный П. Н., председатель Комитета ГД по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
Этот законопроект был принят в первом чтении 8 июля прошлого года. И было очень много вопросов к системе газоснабжения нашей страны. Изначально законопроект ... только обязанности организаций собственников системы газоснабжения осуществлять мероприятия, направленные на увеличение пропускной способности объектов газоснабжения с целью создания технической возможности подключения к сети распределения объектов капитального строительства, в отношении которого был получен отказ в выдаче технических условий.
Коллеги, как вы помните, 31 мая прошлого года поручением президента номер 907 по результатам анализа ситуации с газоснабжением было дано поручение правительству подготовить мероприятия на ускорение темпам газификации. Они были явно неудовлетворительные, и очень много было жалоб и обращений поэтому со стороны граждан.
Также в ходе Послания Президента Российской Федерации Федеральным Собранием 21 апреля, коллеги, правительству было дано поручение разработать чёткий план газификации домохозяйств. При этом президент особо подчеркнул, что подводка газа непосредственно к границе земельного участка в населённом пункте должна осуществляться без привлечения средств населения. Это была инициатива партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Коллеги, на протяжении этого времени шла большая работа на площадке Государственной Думы, Совета Федерации, с привлечением бизнеса. И в ней участвовали представители фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и была подготовлена "дорожная карта", которая отвечала на все вопросы, которые задавались и в этом зале в рамках поручения президента. Эта "дорожная карта", как план мероприятий, предусматривает создание совершенно новой революционной системы управления, позволяющей внедрить социально активные системы газификации, газоснабжения субъектов Российской Федерации и обеспечить поэтапное решение газификации в расчётном 2030 году с учётом технической возможности целевых региональных топливно-энергетических балансов, довести показатель газификации в целом по стране 82,9 процентов. Это в принципе технически максимально возможная газификация.
Также "дорожная карта" предусматривает сокращение сроков подключения стоимости строительства, снижение административных барьеров, изменение подходов к определению сметной стоимости.
И также в документах предусмотрена разработка нормативно-правовых актов, которые необходимы для реализации этого законопроекта. Коллеги, и логично, в соответствии с требованиями "дорожной карты" депутатами и сенаторами Государственной Думы и, соответственно, Совета Федерации, которые участвовали в разработке "дорожной карты", были подготовлены поправки к этому законопроекту, которые были внесены. И эти поправки к законопроекту вводят ряд значимых нововведений, к которым относится создание единого оператора газификации. На федеральном уровне им будет Газпром, на региональном уровне компании Газпрома. В то же время, там, где нет компаний Газпрома, так как Газпром присутствует из 208 только в 80 ... этих организаций, и 56 обладают контрольным пакетом акций, то, допустим, та же компания "Мособлгаз" — это 100 процентов собственность Московской области, был предусмотрен и учет этих моментов. Чтобы также в этих субъектах Федерации можно было заниматься эффективно вопросами газификации.
Самое главное, коллеги, что решается вопрос источника финансирования. Основной источник - это инвестиционная надбавка ГРО, которая будет распространяться на всех потребителей, кроме населения. И сейчас эту надбавку можно будет тратить не только на создание межпоселковых и поселковых сетей газоснабжения, но и вопросы техподключения, то есть подведение газопровода до границ участков граждан. При этом предполагается заключение комплексного договора, где и в границах участков граждан будет проведена эта работа. При этом будут нормироваться затраты на строительство маленьких этих газопроводов и, соответственно, подключение газоиспользующего оборудования к ...
Председательствующий. Павел Николаевич, уважаемые коллеги, может быть, нам сосредоточиться при докладе законопроектов второго чтения на поправках, которые изменяют суть закона? И исходя из того, что мы достаточно скорректировали время обсуждения в связи с пандемией, и у нас завершение наполнено большим количеством законопроектов, не будет никто против, если мы доклады по второму чтению, вот особенно в течение этих наших трех недель, которые остались работать, будем планировать в течение трех минут? Потому что иначе, получается, время просто выбираем.
Если необходимо обсудить конкретные поправки, кто-то их вынесет на дополнительное обсуждение, там есть процедура у нас.
Коллеги, нет возражений? Нет возражений. То есть мы тогда этим руководствоваться будем. Просим техническую группу, соответственно, у нас там много законопроектов второго чтения, исходя из решения, против которого никто не возражает, три минуты ставить времени для докладчика по законопроектам второго чтения.
Пожалуйста, Павел Николаевич.
Завальный П. Н. Вячеслав Викторович, я заканчиваю. Просто поправки очень содержательные, отвечают на многие вопросы и граждан в этом зале. Поэтому я хотел немножко их раскрыть в рамках второго чтения, пользуясь таким случаем, и время мне хорошее поставили.
Коллеги, просьба поддержать этот закон, он решит многие проблемы и в самом деле достигнет цели газификации, поставленной президентом. Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, по таблице поправок номер 1, в ней 15 поправок, комитет предлагает поддержать, есть замечания? Нет замечаний. Ставится на голосование. Покажите результаты.
Результаты голосования (10 час. 51 мин. 39 сек.)
Проголосовало за 374 чел 83,1 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 3 чел 0,7 %
Голосовало 377 чел.
Не голосовало 73 чел 16,2 %
Результат: принято
Таблица поправок номер 1 принимается.
Ставится на голосование 6-й вопрос, второе чтение.
Пожалуйста, включите режим голосования.
Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (10 час. 52 мин. 08 сек.)
Проголосовало за 390 чел 86,7 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 390 чел.
Не голосовало 60 чел 13,3 %
Результат: принято Принимается единогласно законопроект во втором чтении. Пожалуйста, включите микрофон центральной трибуны. Завальный П. Н. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, готов к принятию ко второму чтению. А учитывая, что завтра будет Совет Федерации, где могли бы принять закон и дать ему ход, прошу рассмотреть возможность голосовать его сегодня в третьем чтении. Прошу поддержать.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, нет возражений, если мы данный законопроект рассмотрим в процедуре третьего чтения? Нет возражений.
По мотивам есть желающие выступить? Нет.
Ставится на голосование 6-й вопрос — о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" (третье чтение).
Пожалуйста, включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (10 час. 53 мин. 22 сек.)
Проголосовало за 394 чел 87,6 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 394 чел.
Не голосовало 56 чел 12,4 %
Результат: принято
Федеральный закон принят единогласно. Коллеги, поздравляю.