leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Единый отраслевой стандарт о метрике уникальных посетителей – первое чтение

Единый отраслевой стандарт о метрике уникальных посетителей – первое чтение – Горелкин Инвестиций из бюджета не потребует На рынке несколько метрик непрозрачных – Сергей Иванов расходов потребует Государство понимает одного телевидения для оболванивания недостаточно Ничего у вас не получится никто вам ничего не предоставит
31. 1175409-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в части исследования объема аудитории)
Документ внес 19.05.21 Депутат ГД А.В.Горелкин (ЕР).
Представил депутат ГД Антон Горелкин.
1й зампред комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский.
Законопроект разработан в целях обеспечения сопоставимости, открытости, достоверности и полноты данных, полученных в результате исследований объема аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), сетевых изданий, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов и иных информационных ресурсов в сети «Интернет», распространяющих продукцию СМИ, аудиовизуальных произведений и иную общедоступную информацию.
Предлагается распространить механизм функционирования уполномоченной на проведение измерений аудитории телеканалов организации для проведения измерений аудитории в сети «Интернет» (в настоящее время специально уполномоченная организация по исследованию объема аудитории проводит исследования только телевизионной аудитории).
Исследования объема аудитории в сети «Интернет» будут проводиться на основании методики, утверждаемой Роскомнадзором.
Предусматривается, что уполномоченная организация по исследованию объема аудитории проводит исследования объема аудитории сайтов в сети «Интернет», страниц таких сайтов, информационных систем, программ для ЭВМ, реестр которых формируется Роскомнадзором.
Исследование аудитории информационного ресурса осуществляется с помощью программного обеспечения, используемого уполномоченной организацией по исследованию объема аудитории или путем предоставления владельцем информационного ресурса уполномоченной организации данных, необходимых для проведения исследований.
Перечень получаемых уполномоченной организацией по исследованию объема аудитории данных, необходимых для проведения исследования аудитории информационных ресурсов, а также порядок их предоставления владельцами информационных ресурсов устанавливаются Правительством РФ.
В отношении уполномоченной организации по исследованию объема аудитории проектом федерального закона предусматривается ряд ограничений, в частности, она не вправе использовать данные, полученные от владельцев информационных ресурсов, иначе чем в целях проведения исследований объема аудитории.
ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положения, для которого установлен иной срок вступления в силу. Отбор организаций (организации) по исследованию объема аудитории должен быть завершен Роскомнадзором до 1 августа 2021 года. Полномочия ранее отобранной организации прекращаются досрочно с момента предоставления таких полномочий вновь отобранной организации.
Первое чтение 308 1 1 12:39

Стенограмма обсуждения
31-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Докладывает Антон Вадимович Горелкин.
Горелкин А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги! Добрый день!
Вот Игорь Юрьевич предположил, что мой законопроект о рекламе в Интернете. Нет, он не про рекламу в Интернете, уважаемые коллеги, он скорее, про исследование в Интернете, он о создании, можно сказать, единой валюты на рынке. Сегодня невозможно в развитых странах работать без единой метрики, без единого и отраслевого стандарта. Наша страна сегодня, никто, я думаю, с этим спорить не будет, уверенно входит в топ стран с развитой цифровой экономикой и единый измеритель аудитории Интернета — это базовая потребность рынка.
Сегодня такого измерителя на территории нашей страны нет. И если, например, сравнивать, это все равно, что если бы на территории одной страны в какой-то ее части функционировали, например, рубли, в другой доллары, а в третьей еще какая-то валюта. Нужна единая валюта для рынка Интернета, для рынка интернет-рекламы.
Сегодня единая метрика уже есть в ряде европейских стран, она есть на территории США, на развитых рынках Азиатского региона, в частности, в Китае, в Индии. Измеритель позволит нам точно оценить объем аудитории конкретного ресурса, но и также он позволит государству и рынку получать прозрачную и точную информацию о просмотре контента в сети. Речь идет об измерении аудитории телеканалов в Интернете, в аудитории аудиовизуальных сервисов, сетевых изданий, новостных агрегаторов.
В соответствии с законопроектом до 1 августа наш регулятор Роскомнадзор должен будет провести отбор организаций, который будет проводить такие измерения. Измеритель должен будет уметь работать в разных средах, потому что сегодня границы между экранами, а я имею в виду телевидение, мобильные гаджеты, игровые консоли, тестдопы, вот границы между ними сегодня стерты, и измеритель должен уметь работать в разных средах. Методика исследований должна быть прозрачной и принята всеми участниками рынка. Это важно, уважаемые коллеги.
:-ti";..fi :.
Реестр информационных ресурсов, объем аудитории которых подлежит исследованию, формируется регулятором, регулятор также определяет саму методику сбора и анализа данных требования к программному обеспечению организаций измерителя, правила взаимодействия с владельцами измеряемых ресурсов. Правительство определяет порядок составления реестра анализируемых ресурсов, перечень и порядок предоставления данных. Владельцы ресурсов, аудитория которых будет подлежать измерению, обязаны предоставить возможность для такого исследования. Универсальные и прозрачные системы оценки по аналогии с той, которая давно уже действует на телевидении, позволит разговаривать всем участникам рынка и государству на одном языке.
Речь идёт также ещё, уважаемые коллеги, об эффективности государственных и бизнес-инвестиций, о формировании цивилизованного подхода. Сегодня, например, невозможно точно оценить эффективность инвестиций. Например, благодаря измерителю мы сможем чётко понимать, сколько уникальных пользователей посмотрели фильм, снятый на государственные субсидии на экранах аудиовизуальных сервисов, на экранах онл айн-кинотеатров.
Причём я хочу подчеркнуть, рынку и государству интересна цифра не в просмотрах, а именно в людях, в уникальных пользователях. Законопроект о создании единого измерителя важен и для реализации законопроекта о приземлении иностранных платформ, который скоро здесь будет рассматриваться, потому что один из критериев - отнесение иностранных платформ к значимым для попадания их в реестр Роскомнадзора - это наличие 500 тысяч уникальных, более 500 тысяч уникальных пользователей в сутки.
Вопрос сегодня: как этих пользователей считать, чтобы этой цифре доверяло и государство, и рынок? Сегодня на рынке есть несколько метрик непрозрачных для нас, поэтому нам нужна и необходима, и не только государству, но и ещё раз подчеркну, и участникам рынка, единый отраслевой стандарт, единая метрик.
Законопроект поддерживает Минцифры. Есть уже публичная позиция министерства. Буквально на прошлой неделе на дискуссионной площадке вместе с заместителей главы Минцифрой был и Черкесов, и мы обсуждали этот законопроект с участниками рынка. И индустрия его единодушно поддержала.
Уважаемые коллеги, прошу и вас поддержать законопроект. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Антон Вадимович. Присаживайтесь.
С содокладом выступает Сергей Михайлович Боярский. Боярский С. М. Спасибо.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Антон Вадимович очень подробно доложил о сути предлагаемых изменений.
Действительно на заседании комитета мы подробнейшим образом обсуждали законопроект. Его поддерживают все. Он нужен и государству, он нужен пользователям сети Интернет, он нужен бизнесу.
Есть несущественные замечания, которые отражены в заключении комитета. Мы уверены, что их можно доработать к процедуре второго чтения. Учитывая вышеизложенное, комитет просит поддержать законопроект в первом чтении.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Михайлович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы.
Покажите список. Иванов Сергей Владимирович. Пожалуйста. Иванов С. В. Ну, вопрос, наверное, автору.
Уважаемый Антон Вадимович, вот данным законопроектом предполагается в сотни раз увеличить объем, так аккуратно скажу, тестируемой аудитории информационных ресурсов. Меня очень удивляет позиция и ваша, и нашего Правового управления, которая заявляет, что это не потребует никаких расходов из федерального бюджета. Если раньше уполномоченная Связьнадзором организация считала только несколько десятков телевизионных каналов и определяла количество просмотров, то теперь это будет, я думаю, что десятки тысяч различных информационных ресурсов, которые надо будет обсчитать и собрать всю информацию. Вы действительно считаете, что это не потребует расходов из федерального бюджета?
Председательствующий. Депутату Горелкину включите микрофон.
Горелкин А. В. Сергей Владимирович, спасибо за очень хороший вопрос.
Да, я абсолютно, на lOO процентов уверен, что это не потребует дополнительных инвестиций государственных, поскольку метрика в Интернете, это ещё... мы будем пользоваться данными, ну, не мы конкретно, а организация-измеритель будет использовать уже существующие данные и те программные механизмы, которые есть. Потому что организация-измеритель должна иметь опыт работы в Интернете, уметь его измерять, иметь опыт работы с аудиторией. Поэтому и поскольку всё-таки это принципиальная была позиция при разработке законопроекта, и консультируясь с участниками рынка, это не должно потребовать абсолютно никаких инвестиций из бюджета.
И те потенциальные игроки, которые готовы будут этим заниматься, они все подтвердили, что будут это делать за счёт собственных инвестиций. И по оценкам экспертным на создание программного продукта уйдёт примерно полгода. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. Куринный А. В., фракция КПРФ. Спасибо, Иван Иванович.
"У меня к Антону Вадимовичу гоже в продолжение вопрос.
Антон Вадимович, всё-таки я думаю, на первом месте здесь стоит не реклама или какие-то там потребности рекламодателей, а возможность измерять потенциально какие-нибудь опасные зарубежные сервисы, сайты и тому подобное.
Вот в части введения обязанности по предоставлению данных, предоставлению соответствующей инфраструктуры для замеров, насколько это оправданно вводить обязанность, если не хочет сайт, чтобы его мерили, или какой-то там другой информационный ресурс?
И третий момент. Будет ли за отказ предоставления такой возможности в последующем, я думаю, в ближайшем будущем вводиться ответственность в виде там штрафов или каких-то дополнительных ограничений?
Председательствующий. Депутату Горелкину включите микрофон.
Горелкин А. В. Алексей Владимирович, спасибо за вопрос.
Понимаете, сегодня на рынке есть уже несколько измерителей, как я уже сказал, они непрозрачны для нас. И те компании, которые владеют сегодня этими технологиями, к сожалению, по своей воле они не будут готовы предоставлять данные со своих ресурсов, с многообразия своих ресурсов, которые есть у них в наличии.
Поэтому здесь государство выступает как арбитр. Рынок мог в течение нескольких лет урегулировать эту проблему самостоятельно, они этого не сделали. И, к сожалению, это не только наш опыт, это международный опыт, государство всё-таки должно выступать арбитром, прописывать правила, прозрачные правила работы на рынке. И, к сожалению, по своей воле ряд ресурсов, имея определённые коммерческие интересы в этой индустрии, могут либо предоставлять неточные данные, либо отказываться их предоставлять. Поэтому, безусловно, это важно и нужно для работы.
Еще раз подчеркну, что методика и порядок сбора данных, всё это будет прозрачно абсолютно, и, естественно, будут проведены консультации с участниками рынка, в том числе на площадке Минцифры и на площадке регулятора. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, будут... есть желающие выступить, вижу руки.
Включите режим записи на выступления. Покажите список.
Кудрявцев Максим Георгиевич, пожалуйста. Кудрявцев М. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данного законопроекта.
Следует констатировать, что количество пользователей, которые получают информацию из глобальной сети "Интернет", а это различные сайты, телеканалы, сетевые издания, аудиовизуальные сервисы, зачастую превышает количество зрителей, которые смотрят телевидение в классическом его понимании. Особенно этот тренд характерен для молодежи, и на сегодняшний день среди молодежи есть большая группа людей, у которых вообще в принципе нет телевизора, и они всю информацию получают через глобальную сеть "Интернет".
И если для традиционного телевидения в стране есть инструменты и статистика, которые позволяют оценить объем аудитории, различные рейтинги телевизионных каналов, то в отношении Интернета такие инструменты есть не всегда, а данные при этом существенно разнятся. А для рынка рекламы, различных социологических исследований, для и в целом заинтересованных граждан нашей страны эта информация важна и полезна. Законопроект именно об этом. Он создает равные возможности для исследований, получения сопоставимых, открытых, достоверных и полных данных об объеме аудиторий и количестве телевизионных просмотров независимо от каналов распространения.
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за. Прошу поддержать. Председательствующий. Спасибо.
Иванов Сергей Владимирович с места, включите микрофон.
Иванов С. В. Ну, уважаемые коллеги, здесь, я не знаю, может, к кому-то из вас и приходил избиратель, который сказал, что такой закон ему очень необходим, и надо его срочно принять под конец завершения сессии, ко мне такие избиратели не приходили. Это первое.
Второе. Разумеется, это абсолютно не соответствует действительности о том, что данный законопроект не потребует расходов. Ещё как потребует. Сами подумайте, если раньше уполномоченная связьнадзором организация обслуживала и, грубо говоря, обсчитывала, ну, там, 50 организаций, то теперь это надо будет сделать для 5, а, может быть, 50 тысяч организаций, и за одну и ту же сумму, разумеется, они делать это не будут.
Поэтому этот законопроект внесен с явным нарушением нашего Регламента.
Второй момент. Значит, когда нам говорят, что вот прямо требуется, требуется, требуется, все хотят, вы знаете, и YouTube, где размещается основная часть видеоматериалов, и Facebook, и Telegram, и сейчас набирающий популярность TikTok — все прекрасно считают аудиторию, где, сколько, каких просмотров бывает, и в принципе они, исходя из этого, платят вознаграждение тем, кто, значит, эти ролики свои размещает, там какая-то реклама бывает и так далее. То есть здесь, как говорится, не надо открывать велосипед, это всё есть.
Что касается других ресурсов, на которые тут ссылались, ну, я не думаю, что они составляют подавляющее большинство, просто в настоящий момент государство понимает, что одного телевидения для оболванивания молодого поколения уже недостаточно, поскольку действительно огромное количество молодых людей этот зомбоящик уже перестало смотреть. А для этого надо обязательно взять под контроль и сеть "Интернет", то есть пойти по тому же пути, как в Китае, но немножко со своей российской спецификой. Вот для этого всё и делается. И следующий законопроект тоже из этой же серии, но по нему мы еще отдельно поговорим.
Но самое главное, уважаемые коллеги, что я боюсь, что ничего у вас не получится, поскольку все те компании, про которые вы сейчас говорите, они не будут вам предоставлять эти сведения, даже если вы их заставите открывать, вот как в следующем законопроекте, представительства на территории России.
Поэтому, более того, вы знаете, никто даже и не задался вопросом: а какую именно информацию о пользователях будет собирать вот эта компания? То есть здесь еще раз говорю, всё явно и очевидно как белый день.
Поэтому я лично за этот законопроект голосовать не собираюсь.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Антон Вадимович, будете выступать с заключительным словом?
Депутату Горелкину включите микрофон.
Горелкин А. В. Да, спасибо. Я очень коротко.
Мы законопроект не про контроль в Интернете, а про исследование, про регламентацию исследования.
Я еще раз хочу подчеркнуть, методика будет абсолютно прозрачной для всех, я утверждаю, что не потребует никаких дополнительных инвестиций государственных, и это можно легко отследить. Исключительно проект будет развиваться за счет бизнес-инвестиций, и участники рынка это подтверждают. Поэтому опасения коллеги я считаю неоправданными. Еще раз подчеркну, всё будет очень прозрачно. Есть обязанность определенная у правительства в этой части, есть определенные полномочия у регулятора, и на всех этапах всё это будет прописано прозрачно, публично, каждое действие. Поэтому...
Ещё раз подчеркну, это не про контроль в Интернете, не надо подменять понятия, это исключительно про исследование, потому что сегодня доверять данным, которые дают все эти сетевые издания, агрегаторы, мы не можем доверять этим данным, потому что они часто коммерчески мотивированы, и мы хотим понятный и прозрачный механизм, который сегодня действует во многих развитых странах с развитой цифровой экономикой, это абсолютно цивилизованный, нормальный подход. Я рекомендую, коллеги, почитать международную ... и посмотреть, как это устроено.
Индустрия в целом законопроект поддерживает, причём абсолютно единодушно. Я не видел такого единодушия у индустрии и у чиновников, у государства, давно уже не видел такого единодушия по законопроекту. Коллеги, я прошу поддержать.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Сергей Михайлович, будете выступать? Нет.
Коллеги, обсуждение завершено.
Ставится на голосование законопроект — пункт 31-й порядка работы. Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (12 час. 39 мин. 04 сек.)
Проголосовало за 308 чел 68,4 %
Проголосовало против 1 чел 0,2 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 310 чел.
Не голосовало 140 чел 31,1 %
Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments