leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Принят в первом чтении законопроект Яровой о паспортах памятников – Речь идет о раскрытии события

Принят в первом чтении законопроект Яровой о паспортах памятников – Речь идет о раскрытии события – Сергей Иванов Гигантская работа У муниципалитетов средств нет Насильно патриотом не сделаешь
34. 1093689-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер, направленных на увековечение памяти погибших при защите Отечества и защиту исторической памяти»
Документ внесла 14.01.21 Депутат ГД И.А.Яровая (ЕР).
Представила депутат ГД Ирина Яровая.
Председатель комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
Законопроектом предлагается внести изменения в ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов» и в Закон РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», предусматривающие нанесение на памятники Великой Отечественной войны информационной надписи и обозначения, содержащих информацию о памятнике и позволяющих ознакомиться с исторической справкой о событиях с помощью QR-кода. Порядок установки информационных надписей и требования к ним будут определяться Правительством РФ.
Устанавливаются нормы о порядке составления паспортов воинских захоронений и содержании указанных захоронений, в том числе о составлении (обязательно) исторической справки, содержащей сведения о событиях и лицах, в честь которых был установлен объект, а также выписки из имеющихся документов и иная информация (в том числе фото-, видеоматериалы и другие материалы) о произошедших событиях и указанных лицах.
Вносятся изменения, направленные на установление полномочий субъектов РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в том числе по содействию деятельности общественных организаций, осуществляющие поисковые работы, и обеспечению условий доступности для инвалидов объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества. Уточняется, что субъекты РФ содействуют работе по формированию поимённых списков погибших при защите Отечества и нанесению их имён на соответствующие мемориальные сооружения, а также осуществляют взаимодействие с уполномоченным федеральным органом власти в целях организации централизованного учета и паспортизации воинских захоронений, а также других объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества.
Форма паспорта, а также порядок его оформления и выдачи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
Первое чтение 386 0 2 13:41

Стенограмма обсуждения
34-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер, направленных на увековечивание памяти погибших при защите Отечества и защиту исторической памяти". Докладывает Ирина Анатольевна Яровая.
Яровая И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!
Самое пристальное внимание в нашей стране уделяется вопросам сохранения исторической памяти. И поправки в Конституцию, которые недавно были поддержаны миллионами граждан нашей страны, они касаются в том числе и этих вопросов.
Законопроект, который предлагается вашему вниманию, предлагает новые формы сохранения знаний о тех подвигах и памятниках, которым они посвящены. Сегодня в действующем законе, для понимания, уже есть полномочия органов региональной власти в этой части. И 60 раз упоминается слово "популяризация". Но при этом ни разу не раскрывается алгоритм тех универсальных действий, которые должны приниматься на региональном и муниципальном уровне для того чтобы знания о событиях Великой Отечественной войны, о памятниках, они действительно становились известны молодому поколению при соприкосновении, при посещении этих памятных мест.
Поэтому мы предлагаем сделать обязательным размещение в мемориальных комплексах той формы получения информации, которая сегодня наиболее востребована молодым поколением, и которая позволит сразу на месте событий, что называется, получать ту саму живую развернутую эмоцию о том, кому конкретно посвящен этот памятник, какие события сопровождались в то историческое время, которое этот памятник обозначает.
Поэтому размещение QR-кодов и быстрый доступ к развернутой информации, которая должна будет формироваться на основании архивных материалов, если речь идет о поселениях, о маленьких поселках, где есть воинские захоронения, архивные материалы, краеведческие музеи, позволяют сформировать такую развернутую информацию.
И, конечно, это очень важно ещё с точки зрения сохранения исторической правды. Сегодня информационное пространство устроено таким образом, что он позволяет накапливать разные знания, в том числе и недостоверные. И, к сожалению, объем и скорость наполнения недостоверностью общей цивилизационной копилки знаний, она возрастает многократно. И вопрос только в том, где этот баланс, и насколько будет активна та часть общества и государства, которой готовы предложить на основании исторических достоверных материалов правдивое знание о событиях и фактах, о героях и подвигах. Поэтому это одна из новелл предлагаемого законопроекта.
Кроме того, мы предлагаем распространить те требования, которые сегодня существуют в законодательстве, в общем по доступности для людей с ограниченными возможностями различных социальных объектов, чтобы эти требования касались и памятных мемориалов и памятников. Также, если речь идет о паспортах воинских захоронений, очень важно, чтобы данные паспорта также включали в себя информацию о самом событии. Не только фактологическое формальное закрепление того, что дата, место, а содержание того события, о котором идет речь.
И таким образом то самое определение, которое на протяжении многих лет существует в законодательстве как популяризация, как обязанность сохранения, они получат реальный алгоритм обязательных действий со стороны уполномоченных органов федеральной, региональной и местной власти.
Ну а самое главное и ключевое значение заключается в том, чтобы, приходя к памятным местам, и молодое поколение, и в том числе иностранные туристы, которые прибывают на территорию нашей страны, могли прикоснуться к той живой эмоции событий, к тем переживаниям, к тем потерям и тем страданиям, которые, собственно говоря, стоят за этим мемориальным обелиском или воинским захоронением.
Данная законодательная инициатива прошла необходимые согласования.
Просим поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Ирина Анатольевна.
С содокладом выступает Ярослав Евгеньевич Нилов. С места включите микрофон.
Нилов Я. Е., председатель Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Спасибо.
Ирина Анатольевна очень подробно всё рассказала, концепцию законопроекта изложила. Комитет, рассмотрев, концептуально поддерживает.
Был обозначен ряд замечаний, прежде всего, в связи с тем, что недавно были соответствующие поправки в рамках реализации поручений президента приняты, поэтому ко второму чтению требуется приведение в соответствие.
Комитет просит концептуально в первом чтении поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть.
Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.
Иванов С. В. Спасибо.
Ирина Анатольевна, у вас в сопроводительных документах указано, что финансирование не понадобится, а в пояснительной записке указано, что деньги уже предусмотрены в федеральном бюджете.
Не могли бы вы уточнить, о какой сумме идёт речь?
Председательствующий. Ирине Анатольевне включите микрофон.
Яровая И. А. Очень точное и корректное определение того, что сообщается в пояснительной записке, и то, что было сообщено мною в докладе. Исходя из того, что это уже установленное полномочие, которое должно быть наполнено реальным содержательным действием, поэтому объём средств, который сегодня заложен уже в бюджете для того, чтобы регионы осуществляли эту работу, но осуществляли не виртуально, а реально, и чтобы это имело конкретное воплощение, тех средств, которые сегодня есть, достаточно. Более того, непосредственно взаимодействовала с Министром финансов Российской Федерации по данному вопросу, и есть абсолютное понимание того, что логика, которая сегодня предлагается в законе, она соответствует тем полномочиям, которые уже установлены.
Председательствующий. Спасибо. Кузякин Дмитрий Викторович.
Кузякин Д. В., фракция KI1РФ.Спасибо, Иван Иванович.
Я получил уже ответ сейчас. Аналогичный был у меня вопрос, и ответ меня Ирины Анатольевны удовлетворил. Спасибо. Председательствующий. Спасибо. Максимов Александр Александрович.
Максимов А. А. Ирина Анатольевна, вопрос вот какой. Воинские захоронения до 12 июня 1990 года должны содержаться за счет муниципальных бюджетов. Все позднейшие воинские захоронения - за счет федерального бюджета. Но мы с вами понимаем, что воинские захоронения именно периода войны и первых послевоенных лет, они колоссальны и несопоставимы с тем, что было позднее. А муниципальные бюджеты сегодня пустые, и они не в состоянии содержать вот эти воинские захоронения, да плюс ещё выполнять вот эту просветительскую деятельность.
Вот как-то этот законопроект, нельзя ли в него сразу внести поправки, чтобы всё-таки мы воинские захоронения до 1990 года подняли на федеральный уровень?
Яровая И- А. Я думаю, что вопрос, который вы поднимаете, он очень актуален, но в данном случае концепция законопроекта о другом.
Я должна сказать, что не так давно Комитетом по обороне, по-моему, нашими коллегами инициировались изменения в законодательство, которые касались непосредственно воинских захоронений. И я знаю, что у нас есть группа коллег, которая предметно занималась этим вопросом.
Для того чтобы однозначно сказать вам, возможно ли это сделать ко второму чтению, этот вопрос нужно проработать, и я думаю, что на площадке профильного комитета мы посмотрим его. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Моляков Игорь Юрьевич.
Моляков И. Ю. Ирина Анатольевна, вот вы говорите о том, что на памятниках должна быть информация о воине, погибшем или ушедшем из того или иного селения. А кто будет определять вот содержание этой информации? Кто, это будут местные органы самоуправления, активисты? Ведь, при всем уважении к погибшему, можно написать о нем бесконечно, а как это отразить на... Или там только будет указано "сержант такой-то, такой-то"? Но сейчас это уже указывается. И вот что там указывать-то будут?
Яровая И. А. Спасибо, Игорь Юрьевич.
Речь идет о том, что порядок установки информационных обозначений, он действительно должен быть унифицирован, он будет определяться Правительством Российской Федерации. И в данном случае речь идет о раскрытии события.
Если вы помните, то когда мы обсуждали вопросы искажения итогов Второй мировой войны, и я приводила примеры — выдержки из приговора Нюрнбергского трибунала и нот, которые направлялись правительством той поры Советского Союза и были обращены ко всему мировому сообществу, о тех зверских преступлениях, которые совершались на территории нашей страны, с описанием конкретных событии, живых имен.
Поэтому, на наш взгляд, как раз недостаточно указания просто имени, важно раскрытие самого события, вот того, что происходило как событие, для того, чтобы молодое поколение могло почувствовать и понять: вот те, кто отдал свою жизнь, что это были за сражения, какая тяжесть утраты в целом.
И мы же с вами знаем, что на уровне, допустим, маленьких поселков там, где на обелисках написано, что целыми семьями погибли люди, и где погибли солдаты в большом количестве, но никто из подходящих к этому памятнику не имеет представления кроме того, что видит перечень больших жертв, о том, как это происходило.
Поэтому вот наша задача, и мы с Министерством обороны проводили предварительную работу, поскольку сейчас благодаря Министерству обороны колоссальная работа проводится по вскрытию архивов, по наполнению как раз знаниями исторического значения того, что было в годы Великой Отечественной войны, это, конечно, большой труд, но у нас есть понимание, что и Министерство обороны, и Министерство культуры в той части, в которой это касается их, готовы и дальше продолжать эту работу. Поэтому информация будет именно историческая, достоверная на основании архивных данных. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Включите режим записи на выступления.
Покажите список.
Харитонов Николай Михайлович.
Три минуты.
Харитонов Н. М., председатель Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ. Вопрос очень серьёзный поднят этим законом.
Кто не знает, напомню, войну мы начали, в Красной Армии 5 миллионов было, заканчивали 1 I миллионов. Я сын военного отца и деда. 2-й Белорусский фронт. Командир взвода автоматчиков мой отец. От Сталина благодарность за взятие городов ... , ... , Эльзсн, ... . Мама говорила, что в Берлине разрешали взять тюль на занавески сержантскому составу. Но это так, вступление.
Значит, Ирина Анатольевна, тема затронута очень серьёзная, и правильно здесь коллега с этой стороны, из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", говорил, но разве те солдаты, которые были раненые, вернулись с фронта, а через фронт мы провернули 35 миллионов бойцов, разве они виноваты, что остались они живые, а как о них сохранить память. Понятно, что сегодня даже уже президент, два десятка лет в этой должности, сказал: "Ну а где Сталинградская битва?", когда Фурсенко под боком у него.
Если мы хотим детей воспитывать, давайте отдельным законом или этим законом, но давайте как-то начнём правду говорить через учебники, начиная с первого, с пятого класса и так далее, и так далее.
Поэтому надо здесь как-то обратить внимание, может быть, закон по-другому называть - "Об увековечении памяти участников Победы в Великой Отечественной войне". Мы же сегодня даже и говорим, чтобы молодые люди знали, мы даже во время Парада не называем, кто и кого победил. Победа в Великой Отечественной войне. Но я понимаю, надо говорить: под руководством Верховного Главнокомандующего Иосифа Виссарионовича Сталина Красная Армия советского народа. Но мы даже этого не говорим. Наш Верховный Главнокомандующий Президент Владимир Владимирович Путин, почему стесняется. IS/Ii»i. наверное, депутаты должны прямо сказать, но надо называть всё своими словами. Молодежь подрастающая, в старшем возрасте, но она не слышит этого, и недоумённо задаёт вопрос: а кто и кого победил?
Поэтому давайте здесь как-то уже поточнее говорить, поточнее выражаться. И я думаю, что закон, понятно, что в первом чтении надо проголосовать, но здесь много вопросов, Ирина Анатольевна, возникает, как правильно эту память нам развернуть. Да, многие умерли, многие раненые приехали, затем через какое-то время ушли из жизни.
Мне самому на своём округе доводилось, значит, и писали избиратели: ну вот он был на фронте, он ушёл из жизни, а никак памятник никто не может восстановить, и сами они бедненькие. Поэтому в поправках нам надо крепко подумать, чтобы на самом деле эта память была всегда и на века, коль мы сегодня взялись за эту тему, а тема очень серьёзная.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо.
Шеин Олег Васильевич.
Шеин О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯРОССИЯ".
Здесь коллеги очень правильно затронули вопрос, сопряжённый с данным законопроектом, о захоронении тех участников Великой Отечественной войны, которые ушли из жизни до 1995 года.
У нас в Астрахани возникла неожиданная история. Нашли останки нашего земляка, воина на территории Украины, оттуда они были доставлены в прошлом году, и был большой торжественный митинг в центре города. А мне написали буквально вот перед этими майскими праздниками родственники и написали следующее: Олег Васильевич, военкомат говорит - мы памятник ставить не будем, мы не должны, у нас это не проходит по бюджету, и администрация городская пишет то же самое. Слушайте, ну, мне кажется, так нельзя. Ведь мы должны здесь всё-таки принять какие-то системные решения, особенно в условиях, когда местные органы власти бывают подчас буквально зашуганы бесконечными проверками, и даже там, где очевидно надо тратить деньги, исходя из соображений просто этики и общественной нравственности и культуры, они это не делают, как вот в данном примере.
Вторая вещь. Бесспорно, правильно прозвучало, что совершенно гигантскую работу провело Министерство обороны, и те, кто трудится в Центральном архиве Минобороны в Подольске, вот эти замечательные сайты "Подвиг народа", "Память народа", гигантская работа, проведённая по оцифровке документов, в том числе призывных документов позволяет сегодня с помощью уже электронных ресурсов и цифровых ресурсов показывать судьбу людей и давать возможность совершенно по-другому взглянуть на предысторию событий, в том числе на тех памятных мемориалах, которые мы имеем. Но здесь очевидно требуется и определённого рода контроль. И я думаю, что эта работа, она должна вестись всё-таки не на муниципальном уровне, учитывая, что у нас подчас муниципалитеты не обладают такими специалистами, потому что если мы своевременно не обеспечиваем в техническом контексте работу с соответствующими интернет-ресурсами, то QR-код может в итоге ...
не на этот сайт, а на совершенно другой. Такие примеры тоже были, и носило это всё характер достаточно скандальный, нам это не надо.
Поэтому "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", бесспорно, поддерживает данный законопроект, считает его правильным, но воспринимает его в качестве одного из до л ас i рое ч пых к тому, чтобы можно было бы нам ту память о Великой Отечественной войне, которая у каждого в сердце, доносить в том числе и до будущих поколений с тем, чтобы реальные факты и то, что происходило в те годы, оно, бесспорно, воспринималось через современные технические средства и цифровые возможности. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.
Иванов С. В. Уважаемые коллеги, я хочу немножко с другой стороны посмотреть на данный законопроект. Тут, наверное, нет никого, кто был бы против увековечивания памяти погибших при защите Отечества.
Ну вы внимательно почитайте законопроект. Я ведь спросил, вот пишут: не понадобится средств, в бюджете предусмотрено. Сколько? Это же колоссальная работа. Там же указано, что инвалидам нужно будет обеспечить подход, подъезд к этим памятникам. И правильно здесь человек сказал: ну нет у муниципалитетов денег на это содержание.
Вот Курская область, да, где проходила Курская битва, Белгородская область, да там в каждом населённом пункте, который уже и не существует, есть огромная братская могила.
И вот на это всё нужно будет нанести OR код. наведя на который телефон, подрастающее поколение получит информацию, что здесь происходило, кто здесь погиб, поимённо, если есть фотографии, там должны приобщить и так далее, и тому подобное. Это гигантская работа. Кто её будет делать?
Да, сейчас Минобороны на сайте "Подвиг народа" разместило огромное количество информации о том, кто где воевал и какие награждения он получил, с описаниями подвигов и так далее. Это хорошо.
А тут надо каждую военную операцию, поднять каждое соединение, которое здесь защищало рубеж и погибло там, или не погибло. То есть это просто колоссальная информация. Я просто не понимаю, как это будет делаться?
И мы сейчас принимаем законопроект, который просто, я не знаю, как будет работать? Принять-то несложно. Сейчас за отсутствующих кнопки понажимаем и, пожалуйста, законопроект принят в первом чтении.
И коллеги, и второй момент, самый главный. Понимаете, насильно патриотом не сделаешь. Вот спросите у представителей, у депутатов из республик Кавказа, они своих родственников там до седьмого колена некоторые помнят. Помнят. Понимаете? Много ли у нас таких вот семей, которые помнят представителей своих до седьмого колена? Я только до третьего помню колена, понимаете, хотя я, как историк, должен больше знать.
И поэтому даже если молодой человек посмотрит вот это, я сильно сомневаюсь, что он вот этим будет интересоваться. И пока ему родители не расскажут про его дедушку или прадедушку, как он воевал, где он воевал, вот тогда, может быть, у него этот интерес проснётся. А так получается, что мы вот сейчас это всё декларируем, за какой счёт будем делать и сколько средств на это потратим неизвестно, а получим ли мы людей, которые, действительно, будут помнить, отдавать должное тем, кто погиб, я сильно сомневаюсь.
Поэтому, Ирина Анатольевна, вы, пожалуйста, в заключительном слове расскажите, как это будет делаться, за чей счёт, какие средства предусмотрены, ну и всё, что у вас ещё есть. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Заключительное слово и мнение фракции "ЕДТ1НАЯ РОССИЯ" выскажет Ирина Анатольевна Яровая.
Яровая И. А. Уважаемые коллеги, я вспоминаю 2009 год, когда мною был разработан и внесён в парламент страны закон об уголовной ответственности за реабилитацию нацизма. И я очень хорошо помню, сколько скепсиса было на предмет того, вообще, зачем нам нужен этот закон, а что он решит и так далее.
Тогда ещё не было Украины, тогда было только позорное дело ветерана Кононова в ЕСПЧ. По данному ветерану мною инициировались обращения работать с МИДом, Россотрудничеством и мне удалось провести этот закон, спустя пять лет, в 2014 году.
Сегодня все говорят о правильности, ответственности за реабилитацию нацизма. И мир пришёл к пониманию того, что искажение исторической правды приобретает катастрофические масштабы и что попытка пересмотра итогов Второй мировой войны — это попытка пересмотра не прошлого, а будущего, потому что в современной системе координат очень выгодно подавать Россию, как агрессора, и нашего солдата сегодня, как агрессора. В то время как правы коллеги, которые говорили, что именно советский народ и советский солдат жертвенно и мужественно защитил весь мир от фашизма и современная Европа должна быть благодарна во веки веков нашему народу и нашему солдату. (Аплодисменты.)
Это совершенно очевидно, конечно, вы правы. Но, а что такое образование? Образование это знания. А какой источник знания должен быть у молодого поколения о Великой Отечественной войне? "Википедия" что ли? Или все-таки, когда он подходит к памятнику и видит, что он посвящен Великой Отечественной войне, но он при этом, пожимая плечами, не может прочувствовать, а что было на этой пяди земли и сколько крови пролито и сколько погибло девчонок и мальчишек, которые жили в этих деревнях и были сожжены заживо, как уродовали тела наших солдат. Да, это должно быть написано, чтобы это была живая эмоция и чтобы это была память на все времена.
Да, мы только начинаем эту работу, к сожалению. Вот столько лет прошло после войны, в этом году будет 80 лет, как началась эта страшная война, и мы впервые проведем минуту молчания общую, впервые, которая в один момент и одно мгновение. Вы тоже высказали скепсис: зачем? Да, для того, чтобы вот эти ритуалы памяти они тревожили душу и сердце, в том числе тех, кто может знать о той войне уже даже не со слов ветеранов.
Поэтому, уважаемые коллеги, конечно, на любое действие нужны финансы, нужно желание, нужна мотивация, нужна ответственность. Вот мы сегодня с вами делаем шаг в пользу того, чтобы популяризация, которая 60 раз упоминается в законе, получила реальное содержание и, наверное, это противовес популизму, который очень часто звучит в пользу того, что давайте вообще ничего не делать, потому что молодое поколение не факт, что это поймет. Поймет, обязательно поймет.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Ярослав Евгеньевич Нилов, пожалуйста. С места, включите микрофон.
Нилов Я. Е. Спасибо.
Возвращаясь к вопросам финансирования, я обращаю внимание, что комитетом при рассмотрении данного законопроекта имелся в виду ранее принятый закон, который также наделяет дополнительными полномочиями органы муниципальной власти, местного самоуправления.
И именно из-за этого комитет не мог вынести на второе чтение несколько лет законопроект, пока не появилось поручение президента. Потому как мы сталкивались с вопросами финансирования. У Минфина была одна позиция, у Минобороны была другая позиция. Была создана специальная межфракционная рабочая группа.
Поэтому данный законопроект, я уже сказал, ко второму чтению должен быть скорректирован с учётом уже принятых изменений и с учётом определённых источников финансирования. Ирина Анатольевна аргументацию всю обозначила, озвучила. Комитет согласился и концептуально поддержал. Просим проголосовать.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект, пункт 34 порядка работы ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 41 мин. 21 сек.)
Проголосовало за 386 чел. 85,8 %
Проголосовало против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 2 чел. 0,4%
Голосовало 388 чел.
Не голосовало 62 чел. 13,8 %
Результат: принято
Принимается в первом чтении. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments