leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Регулирование дистанционного участия в судебном процессе – первое чтение

Регулирование дистанционного участия в судебном процессе – первое чтение
16. 1144921-7 Госдума в итогеобсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования дистанционного участия в судебном процессе»
Документ внесен правительством 06.04.21.
Представил статс-секретарь – замминистра юстиции Андрей Логинов.
1й зампред комитета по государственному строительству и законодательству Даниил Бессарабов.
Законопроектом предлагается внести в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ (далее – АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ соответственно) и иные законодательные акты изменения, направленные на совершенствование порядка применения электронных документов в судопроизводстве, а также закрепление возможности удаленного участия в судебных заседаниях с использованием личных средств коммуникации пользователей.
Предусматривается, что исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд в электронном виде посредством портала «Госуслуги» либо через информационную систему, определенную Верховным Судом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, либо через систему электронного документооборота участника процесса посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее – система электронного документооборота).
При этом документы, которые подаются посредством портала «Госуслуги» либо через информационную систему, определенную Верховным Судом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, могут быть подписаны простой электронной подписью, если процессуальным законодательством не установлено, что они должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. Усиленной квалифицированной электронной подписью должны быть подписаны документы, которые подаются через системы электронного документооборота.
При наличии технической возможности в суде лицам, участвующим в деле, может быть предоставлен доступ к материалам дела в электронном виде в сети «Интернет» посредством информационной системы, определенной Верховным Судом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.
Судебные повестки и иные судебные извещения в электронном виде могут быть доставлены посредством портала «Госуслуги» и в систему электронного документооборота. В этом случае время и факт их доставки адресату фиксируются средствами соответствующей информационной системы.
Участник судебного процесса, давший согласие на портале «Госуслуги» на уведомление его посредством портала «Госуслуги», будет считаться извещенным надлежащим образом, если имеются доказательства доставки судебного извещения посредством портала «Госуслуги».
Судебное решение, выполненное в форме электронного документа, может быть направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа, направлено посредством портала «Госуслуги» или в систему электронного документооборота.
Участники процесса смогут участвовать в судебном заседании путем использования системы веб-конференции при условии заявления ими ходатайства об этом и при наличии в судах технической возможности осуществления веб-конференции.
Установление личности лица, участвующего в судебном заседании путем использования системы веб-конференции, осуществляется с использованием информационно-технологических средств, обеспечивающих идентификацию лица без его личного присутствия (единой системы идентификации и аутентификации, единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина РФ).
Основанием для отказа в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании посредством веб-конференции может быть отсутствие технической возможности для участия в судебном заседании с использованием системы веб-конференции либо разбирательство дела в закрытом судебном заседании.
Порядок подачи в суд документов в электронном виде, размещения материалов дела и судебных актов в сети «Интернет» будет определяться Верховным Судом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ в пределах своих полномочий.
ФЗ вступает в силу с 1 января 2022 года. Положения законопроекта применяются при наличии технической возможности в суде.
Первое чтение 382 0 0 11:15

Стенограмма обсуждения
Переходим к законопроектам первого чтения.
16-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования дистанционного участия в судебном процессе".
Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря — заместителя Министра юстиции Российской Федерации Андрея Викторовича Логинова.
Андрей Викторович, пожалуйста.
Логинов А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель Министра юстиции Российской Федерации.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Проект направлен на обеспечение использования современных технологий и цифровых платформ при отправлении правосудия. Его концепция максимально приближена к потребностям пользователя и клиентоцентрична. Предусматривается возможность подачи в суд документов участниками процесса через Единый портал государственных и муниципальных услуг, информационной системы судов, системы электронного документооборота.
Юридическая значимость электронных документов, подаваемых в суд, будет обеспечиваться использованием электронной подписи. По общему правилу достаточно простой электронной подписи.
Важнейшая новелла законопроекта — введение возможности удалённого участия в судебных заседаниях посредством личных средств коммуникации: компьютера, смартфона, планшета. В таких случаях личность гражданина будет подтверждаться единой системой идентификации и аутентификации или единой биометрической системой. Для удобства граждан предполагается создание "личного кабинета" участника судопроизводства на едином портале государственных услуг.
В нём можно будет подать документы, ознакомиться с материалами дела и авторизоваться для участия в веб-конференции. В "личный кабинет" будут поступать судебные извещения, если участник процесса даст на это согласие.
Право граждан подавать документы на бумажном носителе, получать извещение почтой и лично присутствовать в судебных заседаниях сохраняется.
Принятие законопроекта позволит повысить доступность правосудия, существенно сократить судебные издержки, внедрить в практику судов самые передовые цифровые технологии.
Прошу поддержать. Спасибо.
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков
Председательствующий. Спасибо.
Содоклад Даниила Владимировича Бессарабова.
Бессарабов Д. В., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Важная, очень актуальная и, на наш взгляд, своевременная инициатива.
Проект, который внесён правительством, он направлен на совершенствование порядка применения электронных документов судопроизводства, также и закрепление законодательной возможности удалённого участия в судебных заседаниях с использованием личных средств коммуникаций наших граждан.
Эти инициативы затронут арбитражные и процессуальные процессы, а также административное судопроизводство, ну и, исходя из необходимости, ряд других нормативно-правовых актов затронуты этой концепцией.
Несомненно, совершенствование законодательства в части допустимости использования всех возможных инструментов электронного правосудия можно оценивать как положительный шаг в развитии, собственно говоря, самого электронного правосудия в Российской Федерации.
И жизнь подчеркнула значимость таких подходов: борьба с коронавирусной инфекцией, работу, которую нужно было осуществлять для того, чтобы люди имели право и доступ к правосудию на протяжении последних полутора лет.
Вот в части организации этой работы Верховный Суд принимал специальные решения, в том числе постановление Президиума Верховного Суда и Президиума Совета судей в апреле 2020 года. И было рекомендовано судам, при наличии технической возможности, с учётом мнения участников судопроизводства, проводить судебные заседания по некоторым категориям дел с использованием системы видео-конференц-связи, веб-конференции. И ориентировались здесь на опыт Верховного Суда.
Время прошло, значимость этих решений, она не обсуждается, но тем не менее практика таких подходов сохраняется: Верховный Суд продолжает работать в этом режиме.
Ровно также проходят пленумы Верховного Суда и в 96 арбитражных судах Российской Федерации, в том числе, сохранилась практика реализации вот таких судебных заседаний посредством веб-конференций.
Таким образом, чтобы законодательство шло в ногу с развитием информационно-коммуникационных технологий, в ногу с жизнью, нам нужно рассмотреть этот законопроект.
Позиция депутатов Комитета по государственному строительству и законодательству - мы поддерживаем концепцию законопроекта, есть ряд, скажем так, технических, редакционных замечаний и у коллег по комитету, и у нашего 11равового управления, все они исправимы, ко второму чтению будем дорабатывать вместе с авторами.
Просим поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Есть.
Включите запись.
Покажите список.
Байгускаров Зариф Закирович, пожалуйста.
Байгускаров 3. 3., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Сегодня как происходит рассматривание дел в судах, как суд назначает дело. Приглашает стороны, в том числе свидетелей, и если притом, что люди приезжают издалека, там километров 300, 500, они приехали, но из-за того, что не явился свидетель либо другая сторона, суд откладывает рассмотрение дела на другое число. И опять то же самое повторяется в следующий раз из-за того, что кто-то заболел или кто-то непонятно, почему не пришел, суд откладывается на другой срок и люди теряют очень много времени на дорогу, теряют свои средства, это, конечно, не очень... неудобно людям.
Вот именно представленный законопроект предоставляет возможность людям подавать заявления в электронном виде в суды всех категорий, в том числе подавать жалобы, ходатайства в электронном виде и, конечно, будут опрашивать людей, в том числе свидетелей через веб-конференцию.
То есть, не нужно будет направлять приставов, например, там в Камчатский край из Москвы для того, чтобы его привезли для того, чтобы взять его показания, а на этом будет настаивать другая сторона, и суду ничего не остаётся делать, чтобы вызвать либо его доставить для допроса или опроса. Это будет удобно людям.
При этом также предусматривается, что и судебные решения можно будет получить в электронном виде. Также может быть и ходатайство, и, конечно, можно будет обжаловать тоже в электронном виде, не надо будет людям ходить там по судам, не надо будет стоять в очередях, не надо будет тратить время, то есть, это можно будет сделать прямо из дома, с предприятия, из офиса. Поэтому законопроект, он необходим и это, конечно, будет удобно.
Только вчера мы рассматривали законопроект Юрия Петровича, чтобы не прикладывать судебные решения. Я думаю, что эти законы мы примем, тогда можно будет подавать и уже без прикладывания судебного разрешения, без печати, то есть, это вот вопрос будет решать.
Предполагается, что законопроект, конечно, для того, чтобы он заработал, необходимо, должен быть создан электронный документооборот, внесены, специальная программа доработана, я думаю, тоже технические вопросы. Главное, что мы закон должны принять, чтобы людям было удобно.
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" просит поддержать данный законопроект.
Председательствующий. Спасибо.
Синелыциков Юрий Петрович, пожалуйста. Синелыциков Ю. П., фракция КПРФ.
Уважаемые коллеги, фракция КПРФ поддержит законопроект, точнее, мы поддержим его концепцию. Полагаем, что рано или поздно, внедрять эту систему надо будет в нашем правосудии.
Но есть очень много проблем, и есть очень много вопросов, на которые докладчик и содокладчик не ответили и ничего не сказали, а много лишь говорили о том, что это очень важно и нужно. Мы знаем и без этого, что важно и нужно.
Первый вопрос, конечно, самый важный и самый сложный, это вопрос, связанный с установлением личности лиц, участвующих в деле, способы безошибочной информационно-цифровой идентификации лиц, участвующих в деле. Распознание правомерности участия в соответствующих заседаниях представителя здесь не разработаны, а без этого закон работать, конечно же, не может.
Использование в суде биометрических сервисов, распознания по голосу, и тому подобное, требует соответствующей подготовки и оснащения, причём сохраняется высокая опасность разглашения персональных и иных данных об участниках процесса.
Второе. Возникают вопросы о том, как будут приобщаться дополнительные доказательства и, в частности, документы, которые чаще всего будут приобщаться в этих процессах напрямую в суде. Их необходимо обозревать, представлять сторонам, но как это делать, не очень-то понятно, сегодняшний законопроект этого не позволяет сделать.
В-третьих, что будет... как будет осуществляться удаление из зала судебного заседания явившихся свидетелей до начала их допроса, абсолютно не ясно.
Четвёртое. В соответствии с главой 25 Кодекса об... Арбитражного процессуального кодекса целый ряд дел об административной ответственности могут рассматриваться в арбитражных судах в соответствии с этим кодексом, но тогда соответственно надо предусмотреть возможность рассмотрения такого же порядка дел в таком же порядке и в Кодексе об административных правонарушениях, но здесь напрочь всё забыто и никак ничего не решается.
Ну, мы должны понимать, в-пятых, что вот такая практика, такие методы рассмотрения не могут носить широкого распространённого характера, и большинство дел, наверное, на первых этапах, это совершенно точно будет рассматриваться в обычном порядке. Причём на обычный порядок суд должен иметь право переходить в тот момент, когда он поймёт, что дальше так производство осуществлять нельзя.
Ну, и последнее, проблема с гласностью в судопроизводстве, не очень понятно, что с этим будет. Спасибо. Мы поддержим законопроект.
Председательствующий. Спасибо.
Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик?
Нет.
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования дистанционного участия в судебном процессе". Пункт 16.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (11 час. 15 мин. 23 сек.)
Проголосовало за 382 чел 84,9 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 382 чел.
Не голосовало 68 чел 15,1 %
Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments