leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Производство беспилотников до 30 кг исключено из лицензируемых видов деятельности

Производство беспилотников до 30 кг исключено из лицензируемых видов деятельности
17. 1160407-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в части уточнения лицензируемых видов деятельности)
Документ внесен правительством 27.04.21.
Представил заместителя Министра промышленности и торговли Олег Бочаров.
От комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Максим Щаблыгин.
Законопроектом предусматривается исключение деятельности по разработке, производству, испытаниям и ремонту беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 кг и менее, из перечня видов деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии.
Первое чтение 377 0 0 11:28

Стенограмма обсуждения
Пункт 17. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Доклад официального представителя правительства замминистра промышленности и торговли Олега Евгеньевича Бочарова. Пожалуйста.
Бочаров О. Е., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляю проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Законопроект подготовлен Минпромторгом России во исполнение "дорожной карты", плана мероприятий по усовершенствованию законодательства и устранению административных барьеров по направлению "Аэронет", утверждённых распоряжением правительства от 3 апреля 2018 года.
Пунктом 1 1 данной "дорожной карты" предусмотрена оптимизация процедур лицензирования деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту беспилотных авиационных систем путём внесения изменений в соответствующий федеральный закон. Законопроект направлен на снижение административных барьеров, стимулирование интенсивного развития деятельности предприятий, облегчение вывода на рынок их продукции, вытеснение иностранной продукции с территории Российской Федерации.
Для указанных целей законопроектом предусматривается исключение разработки, производства, испытания и ремонта беспилотных авиационных систем и их элементов с максимальной взлётной массой до 30 килограмм из списка, который подлежит лицензированию.
Таким образом, Правительство Российской Федерации реализует риск-ориентированный подход — чем меньше рисков, тем легче обременения, связанные с исполнением законодательства.
Снижение административной нагрузки на изготовителей баз даст серьёзный импульс к развитию многочисленных компаний, занимающихся разработкой, эксплуатацией данных видов авиационных систем.
Законопроект не повлечет финансовых и иных затрат, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Ранее выданные лицензии не требуют переоформления.
Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо. Содоклад Максима Ивановича Щаблыкина.
Щаблыкин М. И. Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Как Олег Евгеньевич подробно рассказал, данный законопроект направлен на снижение административных ограничений и либерализацию рынка беспилотных систем российского производства, да, который должен позволить стимулировать процессы внедрения на производстве передовых технологий, и что будет способствовать развитию новых перспективных секторов нашей экономики, таких как экспресс-доставка грузов, товаров и корреспонденции, и комитет уверен, что данный законопроект позволит нам автоматизировать и доставку почтовых отправлений.
Спасибо за внимание. Комитет просит поддержать.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли вопросы?
Включите запись на вопросы.
Покажите список.
Коломейцев Николай Васильевич. Коломейцев Н. В. Спасибо.
Уважаемый Олег Евгеньевич, а нет ли опасений в том, что всё-таки 30 килограммов или даже 25 с высоты 200 метров, ну, когда непрофессионалы начнут проектировать, запускать производство... Ну вот представьте: 20 килограмм упали с 200 метров. Мы знаем с вами законы свободного падения. То что будет с автобусом, на который попадет этот объект? Спасибо.
Бочаров О. Е. Спасибо большое за вопрос.
К счастью, данный законопроект не регулирует безопасность применения авиационных систем. Речь идет только о сертификации производства. Безусловно, сейчас Минтрансом, Росавиацией и Минпромторгом совместно реализуется программа по введению в оборот и вообще разрешению и доступу к полетам беспилотных авиационных систем в воздушном пространстве. Как вы знаете, сейчас это в принципе запрещено. Раз.
Два. У нас 150 тысяч ввезено иностранных авиационных систем без всякого лицензирования, без всякого на сегодняшний день регулирования, и пилотируются они, соответственно, людьми, не получившими соответствующее образование и соответствующую подготовку.
Поэтому, облегчая сертификацию, потому что если мы ее оставляем в сегодняшнем виде, то любая малая компания, средние и малые предприятия в регионе, они вынуждены будут проходить такую же сертификацию, как "Иркут", "Яковлев", "Ильюшин", это практически невозможно, а самое главное, что эта сертификация в накладных расходах будет переложена на авиационную технику, и опять рынки магазинов будут заполнены иностранными авиационными, неправильно говорить "судами", да, летательными аппаратами.
На сегодняшний день надо отметить, что, допустим, питерская компания "Геоскан", которая до позавчерашнего дня являлась мировым лидером, фактически выдавила со сбытового рынка именно за счет цены и качества иностранную китайскую, американскую, английскую и итальянскую технику.
Но мы идем дальше. Мы должны развить, у нас почти 98 компаний занимаются этой разработкой, но не проходят лицензирование.
Поэтому еще раз безопасность пилотирования — это вопрос организации воздушного движения и вопрос Минтранса. В данном случае мы даем возможность предприятиям выйти на соответствующее взаимодействие с Минтрансом и организовать свои полеты и авиационные работы на беспилотной технике. Спасибо.
Председательствующий. Боева Наталья Дмитриевна.
Боева Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо.
Олег Ефремович... Евгеньевич, скажите, пожалуйста, ну вот производство будет лицензироваться, а использование, особенно вот в агрономии, и сельскохозяйственные предприятия очень часто легкие квадрокоптеры используют, это тоже будет лицензироваться?
Спасибо.
Бочаров О. Е. Еще раз, уважаемые коллеги, мы сейчас рассматриваем вопрос про лицензирование самого производства.
Безусловно, мы видим, что расширение авиационных работ, по заданию правительства уже в этом году вынуждены мы будем создать современный совершенно нормативный документ с Минтрансом по авиационным работам: это и лес, и лесоохрана, и Росреестр, Роскартография, Росгеология, могу перечислять до бесконечности.
Именно сейчас правительством ведётся такая работа в рамках концепции по развитию беспилотных авиационных систем. Мало того, нам нужно готовить до 6 тысяч пилотов в год, поэтому вместе с Министерством просвещения и Министерством науки в данный момент на "Патриоте" происходит региональный отбор почти 28 региональных команд, это сборные команды регионов, это как раз будущие пилоты, получающие сертификаты по всем образцам. Приехав в регион, они могут совершать данные работы на законных основаниях.
Председательствующий. Куринный Алексей Владимирович. Куринный А. В., фракция КПРФ.
Олег Евгеньевич, для уточнения, что включает в себя процесс лицензирования? Какие обязательные требования сегодня в данном случае предъявляются к производителям, разработчикам, испытателям беспилотных авиационных систем, и почему без этого можно обойтись, не рискуя безопасностью?
Бочаров О. Е. Коллеги, мы сертифицируем производство, значит, сертификат производителя потребует в первую очередь доказательной базы от малого предприятия, что все виды производственного оборудования, начиная от сборки микроэлектронных устройств и контроллеров, то есть платной сборки, заканчивая всеми видами механической обработки и слесарной подготовки. Плюс все виды контроля и испытаний. То есть для вывода беспилотника на рынок нужно будет ещё три года проводить испытания соответствующие, сертифицирующие органы, в общем, всё это в результате приводит к тому, что предприятия, которые не являются авиационными и так не имеют уже лицензии авиационных производителей, как, например, "УЗГА", выпускающая сейчас гражданские беспилотники, соответственно они просто физически не попадают в рынок.
Председательствующий. Кузякин Дмитрий Викторович.
Кузякин Д. В., фракция КПРФ.
Спасибо, Александр Дмитриевич.
У меня такое. Это всё-таки источник повышенной опасности, как я понял, так относится этот летательный аппарат. И если будет сертификация и лицензирование доступно по финансам и не забюрократизировано излишне, то, мне кажется, будут эти аппараты некачественные. И действительно, мы наблюдали, тут содокладчик докладывал, что почту перевозить. Мы видели, как в Бурятии пилотный проект разбивается. Собрались там люди, и он разбился и упал, слава богу, не принёс никому ущерба, не упал никому на голову.
Поэтому есть ли смысл хотя бы испытания исключить из этого законопроекта? Спасибо.
Бочаров О. Е. Спасибо.
Это единый комплекс, нельзя исключить только испытание. Поэтому ещё раз хочу обратить ваше внимание, что данный вопрос никак не связан с безопасностью полётов и с безопасностью применения, и никак не связан с регистрацией данных воздушных судов. Это отдельный вопрос, который рассматривается отдельным законопроектом.
Председательствующий. Моляков Игорь Юрьевич.
Моляков И. Ю., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Олег Евгеньевич, какое наказание или какую ответственность понесёт маленькая команда, которая в гараже сделает самопальный летательный аппарат?
Затем второй вопрос. Почему 30 килограмм? Это что, западный опыт или там нет такого опыта?
И третий вопрос. Говорится о том, что государственный орган специальный будет этим заниматься. Значит, финансирование этого органа, во сколько оно обойдётся? Даже в проекте закона сказано, что это будет незначительный и небольшой орган. А всё-таки, что это будет за орган? Во сколько он обойдётся народной казне?
Бочаров О. Е. 11о первому вопросу.
Никакое предприятие просто законом не поднимет воздушное судно в воздух. Тут вопрос совершенно жёстко будет закрываться, и сейчас закрывается.
Второй вопрос.
Простите.
Из зала. Почему 30-ть?
Бочаров О. Е. Почему 30 килограмм — это норма Воздушного кодекса, он уже принят, он уже действует. У нас есть воздушные суда беспилотные взлётной массы до 250 грамм. Это учебные, как правило, порядка сейчас 5 тысяч учебных дронов находится в колледжах, и мы на них обучаем детей. Взлётная масса до 30 килограмм определена, безусловно, ещё раз повторюсь, Воздушным кодексом Российской Федерации, и там же регулируется безопасность применения.
А про орган, я не очень понял, я про орган точно ничего не говорил, никакого органа дополнительного не требуется создавать.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли желающие выступить? Представитель президента, правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет.
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (пункт 17).
Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (11 час. 28 мин. 07 сек.)
Проголосовало за 377 чел 83,8 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 377 чел.
Не голосовало 73 чел 16,2 %
Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments