leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Российский уровень подготовки оказался самым высоким в мире - Анна Попова в СФ

Российский уровень подготовки оказался самым высоким в мире Китай заявил о появлении нового птичьего гриппа опасного для человека - Анна Попова рассказала сенаторам про борьбу с эпидемией Проект Санитарный щит
10. Правительственный час «О приоритетных направлениях обеспечения защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия граждан»
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Анна Юрьевна Попова
Вопросы
Джабаров Можно сделать сопоставительную таблицу по тестам?
Попова Острый вопрос.
Матвиенко Сделали суперскую вакцину!
Безденежных Почему не закрыли границу с Китаем?
Попова Не могу согласиться пересечение границы с Китаем до сих пор сложно Полный локдаун не самая эффективная мера
Деньгин 80% дети не съедают
Попова Это единичные школы Маленькие перемены
Матвиенко Упростите доступ родителей к контролдю
Маргарита Павлова Неужели в стране победившей фашизм возможно недобровольное медтцитнское вмешательство?
Попова Закон не меняется
Матвиенко Никакой обязательной вакцинации быть не может
Талабаева Укололась эпивак-корона Сколько иммунитет?
Попова Остановить распространение можно только вакцинацией
Сергей Белоусов Вызывает беспокойство пальмовое масло Какие меры Роспотребнадзор принимает для устранения глицидиловых эфиров?
Попова ЕАЭС есть сопротивление наших партнеров
Зампред СП Галина Изотова 98% исполнение бюджета ведомства 51 объект незавершенного строительства
Кравченко Фальсификация молока Вернуть регионам контроль качества продуктов
Постановление 154 0 0

Из стенограммы 506-го пленарного заседания СФ 02.06.21
Переходим к рассмотрению вопроса "правительственного часа" – "О приоритетных направлениях обеспечения защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия граждан".
Предлагается, коллеги, традиционный порядок проведения: выступление руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Анны Юрьевной Поповой (она попросила до 20 минут, с учетом важности темы я предлагаю согласиться), далее – ответы на вопросы, выступление заместителя председателя Счетной палаты Галины Сергеевны Изотовой (до трех минут Галина Сергеевна попросила), выступления сенаторов, принятие постановления. Нет возражений, других мнений? Нет. Принимается.
Слово предоставляется руководителю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Анне Юрьевне Поповой.
Анна Юрьевна, пожалуйста, Вам слово.
А.Ю. Попова. Глубокоуважаемая Валентина Ивановна, глубокоуважаемые сенаторы! Я признательна за приглашение выступить в рамках "правительственного часа". Совет Федерации традиционно уделяет большое внимание вопросам защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологическому благополучию наших граждан, и мы очень ценим наше продуктивное взаимодействие и благодарны сенаторам за принятие важнейших законов и решений в сфере защиты основополагающих конституционных прав граждан на жизнь и здоровье, а также прав потребителей.
За последние 10 лет международное сообщество стало свидетелем более 10 чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера, включая две крупнейшие в истории вспышки лихорадки Эбола, появление ранее неизвестных возбудителей Ближневосточного респираторного синдрома, зоонозного гриппа, новой коронавирусной инфекции. И только вчера (вы, очевидно, слышали) Китай заявил о возникновении нового штамма птичьего гриппа, патогенного для человека.
Система государственного управления и устойчивая вертикально интегрированная санитарно-эпидемиологическая служба, реализуемый в Российской Федерации комплекс санитарно-противоэпидемических мероприятий позволили предупредить взрывной рост заболеваемости COVID-19 в 2020 году и в отличие от многих зарубежных стран не вводить более после апреля 2020 года локдаун и не останавливать экономику.
В России с самого начала эпидемических проявлений взят курс на реализацию стратегии опережающего реагирования. Мы принимали адекватные и своевременные меры по санитарной охране территорий, введению ограничительных мероприятий, разработке тест-систем, проведению лабораторных исследований на COVID-19, обеспечивали готовность госпитальной базы. Активнейшая работа Правительства Российской Федерации под руководством Президента Российской Федерации позволила нам достичь тех результатов, о которых все вы, безусловно, знаете.
Знаковым событием для снижения угроз национальной безопасности стало принятие федерального закона о биологической безопасности. Он был принят в конце прошедшего года, и он уже учел опыт реагирования на пандемию, определил комплекс мер, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, на предотвращение биологических угроз, создание и развитие системы мониторинга биологических рисков.
Российский уровень подготовки к эпидемическим шокам оказался одним из самых высоких в мире. Эти достижения нельзя потерять, их необходимо усилить, учитывая, что уровень угроз здоровью в современном взаимосвязанном мире продолжает расти. И будущие пандемии, к сожалению, неизбежны.
Инфекции наносят серьезный урон не только в период пандемий. Так, на примере прошедшего года глобальный ВВП потерял 4,5 процента, ВВП Евросоюза сократился на 7,4 процента, из них в Великобритании и Испании – на 12 процентов. В Российской Федерации он сократился только на 3 процента благодаря тому, что работа экономики не приостанавливалась в соответствии со всеми разработанными противоэпидемическими мероприятиями, которые были готовы у нас уже в апреле прошедшего года.
Помимо эпидемий среди глобальных угроз будущего одним из наиболее важных является загрязнение окружающей среды. И основной вклад в дополнительные заболеваемость и смертность населения в связи с вредным воздействием среды обитания вносят факторы, которые обусловлены долговременным, непрерывным и многокомпонентным загрязнением. Оно определяет комплексную химическую, биологическую, физическую нагрузку и их комбинации на население. В целом бремя болезней, которое обусловлено загрязнением среды обитания в Российской Федерации, в разных субъектах оценивается от 15 до 35 процентов.
Чтобы снизить негативное воздействие биологических угроз, должны быть реализованы стратегические задачи по укреплению санитарного щита страны. Как сказал Президент Российской Федерации чуть больше месяца назад в своем послании Федеральному Собранию, у нас должен быть мощный и надежный щит в сфере санитарной и биологической безопасности. Для реализации этой задачи современная система защиты от санитарно-эпидемиологических вызовов должна стать проактивной. Мы очень тщательно проработали и прорабатываем это поручение и сегодня понимаем, что эта система должна быть основана на самых последних достижениях в области цифровизации, генетических технологий, коммуникаций, научных исследований, сохранив существующую систему санитарно-эпидемиологической службы.
В проект "Санитарный щит" мы включаем четыре взаимосвязанных направления, которые обеспечивают: первое – эффективное предупреждение; второе – раннее выявление; третье – оперативное реагирование на возникающие вызовы, и четвертое – это плотный, эффективный контроль за всеми объектами и факторами окружающей среды.
При реализации проекта будут усовершенствованы подходы к мониторингу и анализу санитарной обстановки, внедрена информационная система анализа эпидемиологической ситуации на основе искусственного интеллекта.
В числе инициатив "санитарного щита" новая модель санитарно-эпидемиологического поведения и ее составляющая – знания и навыки людей. Прошедший год показал, насколько актуальны коммуникации с людьми и подача правильной, четкой, выверенной информации, к которой у людей есть доверие. И огромную роль здесь играет правильная коммуникация – таргетированная, направленная на формирование нового санитарно-эпидемиологического поведения.
Крайне высок запрос россиян на информацию о безопасности среды обитания. Все результаты проводимых исследований безопасности качества воды, воздуха, мониторинга эпидемиологической обстановки и других факторов будут аккумулироваться в единой базе и станут доступны пользователям в режиме онлайн. Наша задача – создать информационный объем на ладошке через любой iPhone.
Еще один урок пандемии – это недостаток медицинских кадров, компетентных в вопросах биологической безопасности. Для повышения качества подготовки мы планируем внедрить новые подходы к образованию в области санитарно-эпидемиологической безопасности.
Для оперативного выявления возбудителей инфекций будет развиваться национальная лабораторная инфраструктура. А наличие новых лабораторий должно позволить расшифровывать любую неизвестную инфекцию за 24 часа и начать ее исследование для скорейшей разработки средств диагностики и профилактики. И в этом же блоке мы предполагаем наконец освободиться от тех недостроенных объектов, более половины которых приходится на прошлый век. Это тоже одна из наших задач.
Мы сократим время разработки тест-систем против любой новой инфекции до четырех дней. Пандемии неизбежны. Поэтому нужно быть готовыми к отражению угрозы, и это четвертая составляющая "санитарного щита".
В случае эпидемиологических рисков массовое тестирование любой инфекции будет достигаться за счет созданных резервных лабораторных мощностей и мобильных лабораторий. На основе современных генетических технологий будут разработаны инструменты, которые позволят создавать вакцину против новой инфекции за четыре месяца. Реализация подходов "санитарного щита" позволит выстроить глубокоэшелонированную систему ответных мер на современные угрозы и вызовы.
Предлагаемые нами решения – это система мониторинга и реагирования на инфекционные угрозы. В центре "санитарного щита" – человек и его ожидания. И главная задача – чтобы каждый человек мог сказать: "Я живу в стране, свободной от эпидемий".
Особое внимание во время эпидемии мы уделяли защите прав потребителей, и наш колл-центр обрабатывал свыше 4 миллионов звонков и почти 0,5 миллиона письменных обращений по потребительской тематике.
В 2020 году нами, как Роспотребнадзором, было подано почти 6 тысяч исков в защиту прав потребителей, и доля удовлетворенных исков от общего количества рассмотренных составила 95 процентов.
Условия эпидемии стали еще одним стимулом к расширению рынка дистанционной торговли и онлайн-услуг. Поэтому приоритетная задача – защита прав потребителей при дистанционной торговле, особенно при трансграничной, – остается на сегодняшний день очень важной.
В настоящее время на площадке Евразийского экономического союза прорабатывается эксперимент по регулированию трансграничной торговли. Мы не можем ждать, уже сейчас необходимо вводить инструменты, позволяющие блокировать в сети Интернет сайты, посредством которых предлагается информация о небезопасных товарах либо без документов о безопасности, которые необходимы по законодательству. И здесь мы очень рассчитываем на вашу поддержку.
Чтобы избавить добросовестный бизнес от проверок и обеспечить при этом надлежащий уровень защиты прав потребителей на безопасный и качественный товар, уже сегодня нами используются новые инструменты, позволяющие отследить движение каждой маркированной единицы от производителя до покупателя и провести проверки только там, где есть нарушения. Маркировка является инструментом профилактики правонарушений, и уже сегодня мы видим ее эффективность в части снижения оборота фальсифицированной продукции.
Ранее одежда из меха являлась лидером в сфере нелегальной реализации и доля контрафакта составляла порядка 70 процентов. До маркировки количество участников рынка оценивалось в 2,5 тысячи, а после введения, на сегодняшний день участников системы маркировки более 14 тысяч. Легальный товарооборот увеличился почти в восемь раз. То же самое касается табачной продукции.
И я хочу сказать спасибо большое за вашу инициативу и поддержку. В результате 31 мая 2021 года правительство приняло решение о маркировке упакованной воды. Это крайне эффективный инструмент контроля, который защищает потребителя от некачественных товаров, и мы продолжаем его использовать и развивать.
Один из важнейших законов, который был принят в прошедшем году, регулирует вопросы, связанные с качеством пищевых продуктов. Он закрепляет принципы здорового питания. В развитие этого закона созданы все подзаконные акты, вся подзаконная нормативная база, и Роспотребнадзором приняты и вступили в силу с 1 января текущего года Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения. В них определены особенности организации питания детей – впервые снижены рекомендуемые нормы потребления соли и сахара; ограничено применение в питании детей в организованных коллективах кондитерских и колбасных изделий, как источников повышенного содержания добавленных соли и сахара; введено требование об обязательном использовании в питании детей йодированной соли.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации на сегодняшний день мы проводим в отношении образовательных организаций и их поставщиков пищевых продуктов проверки. Проведена оценка около 37 тысяч меню школьных завтраков и обедов. В результате меню откорректированы с учетом принципов здорового питания.
По сравнению с прошлым учебным годом сократилось число необоснованных замен блюд в меню школьников, случаев исключения из питания детей отдельных видов продукции. Отмечается тенденция к сокращению в полтора раза числа выявляемых нарушений, в том числе касающихся несоблюдения условий хранения, транспортировки, сроков годности пищевых продуктов и требований технических регламентов пищевой продукции. По всем фактам выявленных нарушений приняты меры: наложено штрафов на общую сумму более 200 млн рублей и изъято более 80 тонн пищевой продукции, не соответствующей обязательным требованиям. Большая работа ведется с поставщиками такой продукции, и на сегодняшний день в реестр недобросовестных поставщиков внесено уже 64 таких недобросовестных поставщика.
Но очень важно, чтобы контроль был общественным кроме контроля государственного. Мы разработали специальные методические рекомендации для родителей, как родители могут, как самая эффективная в этой части часть общества, которая готова и хочет контролировать питание своих детей… Так вот, эти методические рекомендации мы реализуем вместе с родителями, и инициирована работа по проведению мероприятий родительского контроля.
В прошедшем учебном году (а он, напомню, был не онлайн, он был активным, обычным, очным), в 2020/2021 учебном году, было проведено около 200 тысяч мероприятий, в том числе с оценкой несъедаемости блюд. Мы ввели новый показатель, потому что, когда продукция готовится для детей и отчет идет, что 100 процентов школьников охвачены, как принято говорить, горячим питанием, потом оказывается, что значительная часть этой продукции не съедается, она выбрасывается. Выбрасываются бюджетные деньги, а дети остаются голодными, и здоровья это им не прибавляет.
Так вот, средний показатель несъедаемой школьниками пищи самый лучший по стране на начало учебного года составлял 15 процентов, а в среднем и в худших регионах – 80. Благодаря совместной работе, которую мы проводим с родительским сообществом, и совместным мерам за учебный год удалось сократить средние показатели объемов несъедаемой еды детьми за завтраками в два раза, но по обедам нам еще много придется сделать.
И я бы, конечно, очень хотела попросить всех сенаторов активно включиться в эту работу в субъектах, потому что, конечно, точка приложения – это субъекты и конкретные школы. Контроль ваш здесь просто необходим.
Еще один масштабный блок работы – актуализация всей нормативной базы санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов. Роспотребнадзором с привлечением научного и практического звена проведена работа по систематизации, кодификации и сокращению количества санитарных правил и гигиенических нормативов с 414 до 11. Это позволило уйти от фрагментарности разрозненных актов по узким вопросам, а также сформировать научно обоснованные, гармонизированные с международным опытом санитарно-эпидемиологические требования. Проведенная работа позволила систематизировать и сократить количество актов почти в 40 раз, но при этом мы остается на принципах того, что здоровье человека – наш безусловный приоритет.
Впервые к санитарным правилам появились специальные методические рекомендации, разъясняющие, как лучше всего выполнить требования санитарных правил, а для отраслей, где зачастую работают люди без специального, без гигиенического образования, – и специализированные иллюстрированные пособия. Все это размещено у нас на сайте, совершенно доступно. И наша задача сегодня – максимально проинформировать все уровни бизнеса. Мы провели все встречи с "большой четверкой" и продолжаем это делать на уровне субъектов Российской Федерации, на уровне муниципалитетов, с тем чтобы сократить такой профилактической работой количество возможных и существующих нарушений.
Глубокоуважаемые сенаторы! "Санитарный щит" нацелен на внедрение новых технологий, прогнозирование, мониторинг угроз в сфере санитарно-эпидемиологической и биологической безопасности, создание лабораторной инфраструктуры XXI века, которая позволит осуществлять быструю диагностику и определение патогена. Наша задача – предупреждение угроз на национальном уровне, сотрудничество с ближайшими странами-партнерами на ближнем периметре, постоянный контроль угроз на дальнем периметре.
Подробные результаты деятельности Роспотребнадзора за прошедший год отражены, как мы это делаем ежегодно, в государственных докладах о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия в Российской Федерации в 2020 году и о защите прав потребителей в Российской Федерации, которые, после того как они будут рассмотрены правительством (мы по сроку представили их 1 июня), также будут направлены сенаторам в приоритетном порядке. Соответствующие предложения Роспотребнадзора отражены в проекте постановления Совета Федерации по результатам "правительственного часа".
На этом позвольте мне свое выступление завершить.
Но я бы хотела представить коллег, которые в большей степени, в наибольшей степени, являются участниками прошедших событий уже полутора лет. В структуре Роспотребнадзора 23 научно-исследовательских организации, и именно эта большая научная сила, научный потенциал позволили нашей стране вместе с практиками, при объединении усилий всего общества, вместе преодолеть, как говорит наш президент, неплохо прошедший период и угрозы эпидемии.
Вместе со мной сегодня директор Санкт-Петербургского НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера, академик Российской академии наук Арег Артемович Тотолян. Институт Арега Артемовича проводит все популяционные исследования по формированию иммунитета в стране, делает это уже второй год с большим успехом и сейчас продолжает эту работу в странах – наших ближайших соседях – в Беларуси, в Киргизии, в Армении, и приступает к работе в Казахстане.
И генеральный директор государственного научного центра "Вектор", доктор биологических наук Ринат Амирович Максютов. Весь мониторинг за изменчивостью вируса, вся работа с вирусом, создание тест-систем и их производство, самых первых в принципе в мире, которые до сегодняшнего дня не требовали изменений и работают, создание вакцины "ЭпиВакКорона" и еще большой объем работы, который коллеги делают.
Всех остальных мы оставили на рабочих местах, а коллеги сегодня присоединились ко мне.
Спасибо большое за внимание. Я готова ответить на вопросы.
Председательствующий. Анна Юрьевна, спасибо Вам большое за такой содержательный, профессиональный доклад.
Знаете, что мне понравилось? Что Вы не лакируете обстановку, а Вы говорите объективно, открыто и о тех проблемах, которые есть и над которыми нужно работать, в том числе и с участием Федерального Собрания. Спасибо большое.
Коллеги, переходим к вопросам. Прошу записаться желающих задать вопросы и желающих выступить, естественно.
Первым задает вопрос Владимир Михайлович Джабаров. Пожалуйста.
В.М. Джабаров. Спасибо большое, Валентина Ивановна.
Уважаемая Анна Юрьевна! Больше чем за год Вас узнала вся страна. С огромной симпатией относимся к Вам, к вашей большой работе, которую вы проделали.
У меня практический вопрос. Вы знаете, сейчас очень много лабораторий делают тесты на антитела. Они, к сожалению, у всех разные. Нельзя ли создать какую-то таблицу соответствия, как по другим медицинским анализам, чтобы люди понимали? Один говорит: "У меня две единицы", у другого – 20, у третьего – 200. И мы все время путаемся, не знаем, когда надо прививаться после болезни. Спасибо.
А.Ю. Попова. Коллеги мои улыбаются в правительственной ложе.
Это в самом деле очень острый вопрос, и мы им занимаемся прицельно вместе с Росздравнадзором, который регистрирует тест-системы. И сегодня уже бо́льшая часть производителей тест-систем перешла в единую систему оценки – коэффициент позитивности, – как, в общем-то, и весь мир, с тем чтобы были одинаковые результаты. Этот вопрос есть, мы его знаем и старательно делаем все, чтобы ускорить это решение, чтобы у всех были одинаковые и сравнимые результаты. А Вам за него спасибо. И я надеюсь, что, если нам понадобится законодательная поддержка, вы нам ее окажете. Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо, Анна Юрьевна.
Инна Юрьевна Святенко, пожалуйста.
И.Ю. Святенко. Уважаемая Анна Юрьевна! Планируется ли рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части установления требований не только к объекту, на котором производится такая продукция, но и к самой продукции?
А.Ю. Попова. Спасибо большое, Инна Юрьевна. Это в самом деле очень важный вопрос.
Тема органической продукции новая, но она очень важная. Как только закон вышел, сразу стало понятно, какой объем информации нам еще нужно проработать, с тем чтобы внести эти изменения. Но вместе с вами и вашей инициативой, я думаю, что мы это сделаем, тем более что определенная часть полномочий в этом направлении у нас уже есть. Мы готовы к тому, чтобы отработать требования к продукции. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Виктор Владимирович Смирнов, пожалуйста.
В.В. Смирнов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Ивановской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемая Анна Юрьевна! С 1 января вступили в силу санитарные правила, установившие санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. Соответственно прекратили свое действие ранее существовавшие СанПиН для школ и детских садов.
С учетом этого мой вопрос: могут ли регионы нашей страны быть уверены в том, что у них не возникнет проблем с вводом в эксплуатацию объектов образования, строительство которых осуществляется по одноименному нацпроекту, спроектированных и прошедших госэкспертизу в 2019 и 2020 годах? Спасибо.
А.Ю. Попова. Спасибо большое, Виктор Владимирович. Вопрос, безусловно, важный.
Достаточное количество лет назад было выпущено постановление Правительства Российской Федерации, в котором было указано, что если проект прошел экспертизу, то он точно абсолютно будет реализован по тем нормативным актам, в соответствии с которыми он разрабатывался. Поэтому здесь противоречий нет.
Если есть какие-то точечные вопросы, где Вы считаете нужным улучшить проект, мы готовы включиться в каждом конкретном случае отдельно. Но в целом правительством этот вопрос урегулирован.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, я хочу поприветствовать генерального директора центра "Вектор" Максютова Рината Амировича, а также директора НИИ Пастера Тотоляна Арега Артемовича.
Я хочу вас, во-первых, поблагодарить за то, что вы принимаете участие сегодня в заседании, и, конечно, поблагодарить за ту огромную, колоссальную работу, которую вы провели в период пандемии, показав класс, показав нашу, российскую школу, сделав суперские вакцины, которые сегодня используются во всем мире. Спасибо вам огромное. Чтобы вы знали: мы очень ценим вашу работу, работу ваших коллективов. Спасибо вам огромное. (Аплодисменты.)
Анна Юрьевна, спасибо, что Вы пригласили.
И также, коллеги, если будут вопросы такие специализированные, лучше Рината Амировича, Арега Артемовича, наверное, вряд ли кто-то ответит – конечно, кроме Анны Юрьевны Поповой, она готова на любые вопросы ответить, но можно задать вопросы и нашим уважаемым гостям.
Спасибо большое.
Сергей Вячеславович Безденежных, пожалуйста.
С.В. Безденежных, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Хабаровского края.
Уважаемая Анна Юрьевна! Все мы знаем, что COVID-19 пришел к нам из-за границы. В 2020 году, когда полыхали Италия и Китай, наши границы были открыты. Вопрос: почему их вовремя не закрыли и, соответственно, мы запустили сюда болезнь?
А.Ю. Попова. Сергей Вячеславович, я не могу с Вами согласиться. Мы одна из очень ограниченного… наверное, первая страна, которая закрыла всю границу с Китаем до того, как вирус из Уханя достиг этой самой границы, – мы закрылись 23–24–25 января. И до сих пор режим перемещения через границу с Китаем крайне сложный.
Что касается Евросоюза и Италии, наше законодательство, наша Конституция не позволяют нам не впускать в страну российских же граждан. Я, единственное, хочу напомнить, что в прошлом году, в феврале, мы очень просили наших граждан оставаться внутри страны, хотя оснований для того, чтобы кого-то не выпустить, в тот момент не было. Далеко не все нас послушали.
Но в мире не осталось ни одной страны, которая не поражена была бы вирусом. И полный локдаун страны – тоже на сегодняшний день, как показывает практика, не самая эффективная мера, которую еще нужно будет оценить на примере других стран, не Российской Федерации. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Денис Владимирович Гусев, пожалуйста.
Д.В. Гусев, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Ненецкого автономного округа.
Уважаемая Анна Юрьевна! Осветите, пожалуйста, вопрос, насколько остро стоит проблема зон санитарной охраны у водоисточников потребления питьевой воды в населенных пунктах. И я бы попросил Вас обратить внимание на данный вопрос на территории Ненецкого автономного округа. Спасибо.
А.Ю. Попова. Спасибо большое.
Это на самом деле очень важный вопрос, очень острый, он в поле зрения правительства и Председателя Правительства Российской Федерации. Готовятся изменения в Земельный кодекс в части того, чтобы это было сделать проще, легче и жестче урегулировать, жестче определить требования.
Пока на четыре месяца объявлен в правительстве мораторий на какие-либо изменения. Это совершенно правильно – нужно сначала изменить законодательство.
Но, если я понимаю, о чем Вы спрашиваете, это изменение в статью 27 Земельного кодекса, где есть ограничение по обороту земель во втором поясе. Оно практически мало где соблюдается (по-разному в разных субъектах). Но оно принималось в 2007 году,
и 13-летняя практика показывает, что это ограничение ведет к тому, что большое количество бесхозяйных территорий, где только загрязнение и нет порядка.
Я знаю, что в правительстве готовится законопроект. Я уверена, что он будет внесен (сейчас мы уже, конечно, вряд ли успеем) осенью. И очень надеюсь на вашу поддержку, с тем чтобы это ограничение ушло и у каждого участка был хозяин, чтобы там можно было наводить порядок и не наносить ущерба источникам питьевого водоснабжения. Но это уже моя просьба к сенаторам. Спасибо большое.
Председательствующий. Благодарю Вас, Анна Юрьевна.
Вадим Евгеньевич Деньгин, пожалуйста.
В.Е. Деньгин, член Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Брянской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемая Анна Юрьевна, Вы в своем докладе упомянули цифру – 80 процентов положенного рациона дети не съедают. Это бюджетные деньги. Проводилось ли какое-то исследование, почему они это не съедают? Или, может быть, не совсем состоятельный выбор блюд, или они некачественные? Этим пестрит интернет.
А.Ю. Попова. Спасибо большое.
80 процентов – это единичные школы, к счастью, но проблема, безусловно, от этого не меньше. Сегодня ситуация меняется, и родительский контроль в этом большое подспорье.
Да, мы проводили исследование. Мы проводим его два года. Мы пропустили май прошлого года, но вернулись в сентябре. Мы начали его в 2019 году. Участвовало 5 тысяч школ, соответственно, проводилось анкетирование всех учеников специальными людьми (не просто в интернете анкета, а вместе с институтом питания Российской академии наук это проводилось). Это большая программа, поэтому здесь мы точно знаем, что дети едят, какие у них блюда, что у них есть.
Первая причина – это когда плохо, невкусно приготовлено. Например, один из результатов этого исследования – что у детей маленькие перемены. Дети просто не съедают. До этого это было неочевидно. Сегодня мы меняем расписание в школах. Мы даем рекомендации, как сделать так, чтобы дети, если у них это питание есть, его успевали съедать (это первое), чтобы оно не было холодным, чтобы оно было вовремя приготовленным и чтобы рацион был полноценным. И в результате этого исследования мы ушли на региональные меню.
У нас есть субъекты, где народности не привыкли к тому или иному виду продукции. Например, в Республике Саха (Якутия) к молоку мало кто, особенно дети, имеет такое пристрастие и любовь. И мы нашли способы, чтобы заменить. Мы сделали специальное меню. Оно рекомендуемое, это не жесткие требования, но им нужно пользоваться для детей Севера, Арктической зоны, потому что там особенности. Вот, исходя из этих исследований, мы ушли от общего меню на всю страну и идем по пути регионализации. Ну, если в Краснодарском крае много солнца и проблемы с витамином D, как правило, не существует, то в Арктической зоне, в Заполярье, где полгода нет солнца, конечно, должен быть другой рацион.
Поэтому эти данные обоснованные, мы с ними работаем, и они ложатся в основу наших рекомендаций. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Я поддерживаю это направление – о рекомендациях с учетом региональной специфики, и нужно продолжать эту работу.
В то же время, коллеги, конечно же, родительский контроль в первую очередь должен быть за качеством питания детей.
Какие здесь есть проблемы, Анна Юрьевна? Первое (может быть, уже изменили) – требования к родителям, которые от имени родительского комитета проверяют качество питания. Нужны медицинские справки, для того чтобы зайти на кухню. А им не надо на кухню заходить – надо сесть с детьми и позавтракать. То есть там настолько забюрокрачена процедура участия родителей в контроле за качеством питания, что она отбивает охоту кому-то это делать. Надо упростить. Просто мама и папа почему не могут прийти, сесть за стол со своим ребенком, попробовать эту еду и высказать свое мнение?
Второе. У нас родители боятся конфликтов в школе. Да? Вот эта проблема тоже есть. Родитель покритикует, а потом его ребенку по математике будут все время двойки ставить. И родители тоже ведут себя сдержанно. Тем не менее надо найти способ, как отработать этот механизм – вот такого контроля за качеством питания.
Коллеги, никуда не годится, если в ряде регионов, в ряде школ до 80 процентов продуктов уходят в пищевые отходы. Ну что же это такое?! Дело не только в деньгах (хотя и это важно) – дело в том, что дети по-прежнему нормально не получают горячее питание.
Я просила сенаторов, еще раз к вам обращаюсь: коллеги, в каждом регионе походите по школам, посмотрите меню, вместе с детьми позавтракайте в школе, поймите почему. Конечно, если опросить детей, что бы они хотели съесть, они назовут чипсы, они назовут газировку и остальное. Нам не надо идти на поводу у детей – нам надо, чтобы здоровое питание было в школах, но в то же время чтобы оно было съедобное и чтобы дети все-таки его ели.
Анна Юрьевна, спасибо за то внимание, которое Вы уделяете.
Прошу сенаторов: нам надо с сентября перевернуть эту историю, перевернуть. Просто невозможно, чтобы такие усилия государства по сохранению здоровья детей пропадали даром, в силу того что повар невкусно готовит. Понимаете, ведь изысков не надо – просто чтобы это было вкусно и съедобно. Давайте продолжим активно здесь работать.
Спасибо большое.
А.Ю. Попова. Спасибо, Валентина Ивановна.
Председательствующий. И, пожалуйста, упростите доступ родителей к контролю за питанием.
Александр Давыдович Башкин, пожалуйста.
А.Д. Башкин, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Астраханской области.
Спасибо, уважаемая Валентина Ивановна.
Уважаемая Анна Юрьевна! Нам хорошо известно о той работе, которая проводится по оптимизации и актуализации санитарных требований, норм и правил, и о существенном сокращении различных требований. Но проблема в том, что многие статьи Кодекса об административных правонарушениях (об ответственности за нарушение норм и правил) не пересматривались десятилетиями или как минимум годами. Размер некоторых административных штрафов не превышает 500 рублей. Бизнес спокойно, экономически подходит к этому вопросу: относит на расходы, уплачивает штрафы, в конечном счете, платим мы – потребители. Не пришло ли время пересмотреть подходы к таким штрафам таким образом, чтобы нарушать нормы и правила стало просто экономически невыгодно? Спасибо.
А.Ю. Попова. Александр Давыдович, спасибо Вам большое за, мне кажется, крайне важную и правильную государственную политику.
Вы, безусловно, знаете, что сегодня создается новый административный кодекс и все вопросы, которые Вы поднимаете, в том числе обсуждаются. И я абсолютно уверена, что, когда документ будет готов к его публичному обсуждению, мы вместе с вами, я думаю, сначала пообсуждаем и потом сформулируем общую позицию. Но тема, безусловно, есть и она своевременна. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо большое.
Маргарита Николаевна Павлова, пожалуйста.
М.Н. Павлова, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Челябинской области.
Уважаемая Анна Юрьевна! Вакцина от коронавируса внесена в календарь по эпидемиологическим показаниям, что делает возможным для всех желающих получить ее абсолютно бесплатно за счет средств региональных бюджетов. Тем не менее сегодня в 50 городах проходит гражданская акция по вручению Нюрнбергского кодекса представителям власти, Роспотребнадзора. И мне, как сенатору, уже тоже с утра успели вручить.
Хотелось бы услышать Ваше мнение. Неужели в стране, победившей фашизм, возможно введение недобровольного медицинского вмешательства? Почему то и дело возникают заявления об этом отдельных чиновников? И это несмотря на неоднократные заявления нашего президента Владимира Путина о том, что вакцинация может быть только добровольной.

окончание см. https://leo-mosk.livejournal.com/8909942.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments