13. 1051647-7 СФ в итоге обсуждения принял закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
Председатель комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Степанович Тимченко
147 0 0
Из стенограммы 506-го пленарного заседания СФ 02.06.21
Тринадцатый вопрос – о Федеральном законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" – докладывает Вячеслав Степанович Тимченко.
В нашем заседании участвует Алексей Игоревич Херсонцев, статс-секретарь – заместитель министра экономического развития.
Пожалуйста.
В.С. Тимченко. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Рассматриваемый федеральный закон обеспечивает дальнейшую реализацию "регуляторной гильотины" и новые подходы в контрольно-надзорной деятельности. Этим законом вносятся изменения в более чем 130 федеральных законов, которые затрагивают 96 видов федерального государственного контроля, 30 видов регионального государственного контроля, семь видов муниципального контроля.
Я не буду подробно рассказывать о содержании закона, но на некоторых нюансах все-таки хотел бы остановиться.
К новациям относится то, что в отраслевых законах закрепляются наименования видов и предметов контроля и уточняется уровень публичной власти, на котором осуществляется надзор, – федеральный, региональный, муниципальный.
Систематизируются виды регионального и муниципального контроля, что для нас, как для палаты регионов, крайне важно.
Третье. Законом-спутником вносятся существенные изменения в закон о лицензировании. Эти изменения направлены на упрощение процедур в сфере лицензирования и их цифровизацию.
Напомню, что общее правило вступления в силу обязательных требований – 1 марта и 1 сентября, но не ранее чем по истечении 90 дней со дня их опубликования. Однако теперь (что важно для бизнеса) предусмотрено, что изменения обязательных требований, которые приводят к снижению затрат для бизнеса, могут вступать в силу и раньше.
Еще одна важная новация. В целях единообразной трактовки и единообразного применения федеральных законов № 247 и № 248 Министерство экономического развития этим законом наделяется полномочием по разъяснению положений вышеназванных законов.
Пятое. Новое, переходное положение, которое учитывает позицию регионов (и, кстати, это предложение было внесено по итогам выездных заседаний в регионах созданной по Вашему поручению, Валентина Ивановна, временной комиссии Совета Федерации по совершенствованию правового регулирования в сфере государственного и муниципального контроля): до 31 декабря 2023 года документы, оформляемые контрольными органами при осуществлении государственного контроля, могут составляться и подписываться на бумажном носителе.
Уважаемые коллеги, закон-спутник вступает в силу с 1 июля 2021 года (правда, для вопросов, касающихся лицензирования, предусмотрены отдельные сроки вступления в силу). Но обращаю ваше внимание (это крайне важно): сегодня проделана большая работа, акценты переносятся на региональный и муниципальный уровни, и, для того чтобы "регуляторная гильотина" заработала в полном объеме, необходимо принять (обращаю ваше внимание) 428 нормативных правовых актов. Это колоссальная работа. Большинство уже разработано, внесено.
И нужно высказать слова огромной благодарности Министерству экономического развития, которое проводит системную работу, проводит видео-конференц-обсуждение, принимает во внимание и корректирует положения и нормы нормативно-правовых актов.
Да, закон, может быть, не совсем бесспорен, он имеет необходимость трактовки и дополнения нормативными актами, о чем я сказал, но он очень полезен, востребован, и его с нетерпением ждут регионы.
Уважаемая Валентина Ивановна, комитет предлагает поддержать одобрение данного закона, но мы просим дать поручение нашему комитету продолжить мониторинг реализации этих законов, реализации "регуляторной гильотины" и создания нормативно-правовой базы для успешной работы в регионах и поддержки бизнеса. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Вячеслав Степанович, за обстоятельный доклад.
Есть вопросы.
Владимир Альбертович Лебедев. Пожалуйста.
В.А. Лебедев, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Нижегородской области.
Большое спасибо, Валентина Ивановна. У меня вопрос к Алексею Игоревичу.
Уважаемый Алексей Игоревич, скажите, пожалуйста, удастся ли в ближайшее время выпустить постановление правительства по отдельным видам контроля (надзора), в частности по госохотнадзору? Спасибо.
А.И. Херсонцев, статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.
Уважаемый Владимир Альбертович, уважаемые коллеги! Действительно, что касается выпуска постановления правительства по охотничьему надзору, мы эту тему подробно разбирали вчера и на заседании комитета Вячеслава Степановича, и на заседании комитета по аграрной политике. Есть определенные трактования в законе в этой части. Мы вчера пришли к выводу о том, что они не препятствуют выпуску соответствующего постановления правительства. Более того, Минприроды такое постановление правительства подготовило, Министерство экономического развития его вчера тоже завизировало. В этом смысле здесь проблем не будет.
В целом сейчас (то, что уже Вячеслав Степановича сказал) действительно нам нужно будет выпустить в ближайшее время 69 постановлений правительства, утверждающих положения о государственном контроле (надзоре). Все 69 постановлений нашими коллегами – отраслевыми регуляторами разработаны, порядка 60 уже рассмотрены министерством, и уже порядка 20 даже поступило на рассмотрение в Минюст. Работа на ежедневном контроле в министерстве, в аппарате правительства. Докладываем Дмитрию Юрьевичу Григоренко также несколько раз в неделю о том, как будут выпускаться эти акты. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, вопросы исчерпаны, выступлений нет.
Хочу сказать, что Правительством Российской Федерации, и в частности руководителем аппарата Григоренко Дмитрием Юрьевичем, проделана колоссальная работа по-настоящему, по настоящей "гильотине", по наведению порядка. И закон объемный, очень важный и необходимый.
Да, справедливые вопросы задавались. Но мы продолжаем работу с правительством в плане мониторинга и нормативных актов, и того вопроса, который возник. Мы знаем, что это техническое упущение. Правительство дало гарантии, что это будет исправлено и они успеют это сделать. У нас нет оснований этому не доверять. Поэтому я бы просила вас, коллеги, поддержать этот закон.
И, Андрей Владимирович, Вам, соответствующим комитетам необходимо продолжить взаимодействие с правительством и с Министерством экономического развития.
Вызывает уважение та огромная работа, которая была проделана в очень короткие сроки качественно, эффективно и в очень правильном направлении. Спасибо.
Коллеги, прошу подготовиться к голосованию за одобрение Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Прошу голосовать. Идет голосование.
Результаты голосования (12 час. 41 мин. 32 сек.)
За 147 чел. 86,5%
Против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 147 чел.
Не голосовало 23 чел.
Решение: принято
Решение принято.
Коллеги, напоминаю, что у нас сегодня очень большая повестка, поэтому концентрированно, четко, внятно докладываем.