leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Президент предложил передать представительно России в ЕСПЧ от Минюста Генпрокуратуре – первое чтение

Президент предложил передать представительно России в ЕСПЧ от Минюста Генпрокуратуре – первое чтение
55. 1183775-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (в части возложения на Генеральную прокуратуру Российской Федерации функций по обеспечению представительства и защиты интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах)
Документ внес 01.06.21президент.
Представил от Президента Гарри Минх.
председатель комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.
Законопроектом предлагается закрепить за Генеральной прокуратурой РФ функции по обеспечению представительства и защиты интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах), а также определить порядок реализации этих функций.
Первое чтение 410 0 1 13:48

56. 1183777-7 Одновременно одобрен законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в части наделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации отдельными полномочиями)
Документ внес 01.06.21 президент.
Представил от Президента РФ Гарри Минх.
1й зампред комитета по государственному строительству и законодательству Даниил Бессарабов.
Законопроектом предусматривается передать Генеральной прокуратуре РФ полномочия федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации в межгосударственном органе, по обращению в Конституционный Суд РФ с запросом о возможности исполнения решений межгосударственных органов. Определяются основания для такого обращения.
Также генеральной прокуратуре РФ предоставляется право на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации.
Первое чтение 409 0 0 13:49

Стенограмма обсуждения двух законопроектов
Коллеги, переходим к рассмотрению законопроектов в первом чтении. Мы договорились, что 55 и 56-й вопросы, президентские законопроекты мы рассматриваем с одним докладом и двумя содокладами.
55-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации". И 56-й вопрос. Проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Докладывает полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимирович Минх. Минх Г. В. Спасибо.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы!
Президентом Российской Федерации внесены два законопроекта, которые посвящены решению одной проблемы - о перераспределении компетенций между Министерством юстиции Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Цель данных законодательных инициатив президента — повысить качество судебной защиты и не только судебной защиты, но и в целом защиты прав граждан, потому что, как вы знаете, до сегодняшнего дня интересы Российской Федерации в Европейском суде по правам человека и в целом ряде других международных судебных арбитражных инстанций осуществляла не Генеральная прокуратура. Но проанализировав практику сложившуюся, проанализировав имеющийся инструментарий, проанализировав также имеющийся опыт взаимодействия с международными инстанциями главой государства было принято решение перераспределить эти полномочия в пользу Генеральной прокуратуры.
Мы полагаем, что это повысит не только, и, может быть, не в этом даже цель этого законопроекта, повысить эффективность защиты Российской Федерации в судебных инстанциях, но что самое главное — повысить эффективность защиты прав и свобод человека и гражданина. Потому что мы полагаем, что основная цель того, что... и мы в своё время ратифицировали Европейскую конвенцию о защите прав, и признали юрисдикцию тем самым Европейского Суда по правам человека, смысл был не в том, чтобы самих себя высекать, а в том, чтобы получить субсидиарную и дополнительную информацию от коллег о том, что у нас не очень хорошо с точки зрения функционирования правоохранительных и судебных инстанций. И поэтому такова цель данной инициативы.
По сути, как я уже сказал, предполагается передать функции по обеспечению представительства и защиты интересов России в межгосударственных органах. Это касается, в частности, Европейского Суда по правам человека, других судебных инстанций. Я тоже на это хочу обратить внимание.
Так, например, в настоящее время 37 идёт процессов в арбитражной юрисдикции. И в рамках этих процессов к Российской Федерации предъявлены иски на общую сумму 99 миллиардов долларов. Несколькими годами раньше эта сумма была скромнее - 35 миллиардов. Поэтому тенденция здесь наметилась к увеличению. Это связано, кстати, и с проблемой, связанной с воссоединением Крыма с Российской Федерацией, потому что, вы знаете, довольно большое количество исков, в том числе и такого материального характера, предъявлены к России как раз в связи с этими процессами.
Поэтому мы полагаем, что тот инструментарий, который имеет Генпрокуратура, позволит решать эти задачи более эффективно. При этом также напоминаю вам, что у прокуратуры очень хорошие международно-правовые связи, они является компетентным органом Российской Федерации в вопросах сотрудничества в рамках уголовного судопроизводства, в вопросах выдачи, передачи и целого ряда других вопросов.
И действительно мы полагаем, что это, прежде всего, позволит защитить права и свободы человека и гражданина ну и тем самым обеспечить защиту интересов Российской Федерации в этих межгосударственных инстанциях. Это то, что касается закона "О прокуратуре Российской Федерации".
И производные, связанные с этим, федеральный... проект федерального конституционного закона. Предлагается внести изменения в ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". Предполагается наделить Генеральную прокуратуру полномочием по обращению с запросами в Конституционный Суд Российской Федерации по двум моментам. Запросам о разрешении неопределённости о возможности исполнения решений межгосударственных органов, если эти решения приняты на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Это первый аспект. Вы знаете, что у Европейского Суда есть так называемая прецедентная возможность, и Европейский Суд иногда истолковывает те конвенции, которые, в частности, Европейскую Конвенцию о защите прав и свобод, которую Российская Федерация подписала, ратифицировала, в таком контексте, которого нет в самой этой Конвенции. Ну в частности, известное дело, когда Европейский Суд признал противоречащим Конвенции запрет на голосование лиц, которые содержатся в местах лишения свободы по приговору суда. А мы с вами помним, что это прямая норма — запрет, содержащийся в Конституции. И понятно, что если бы такое положение было в Европейской Конвенции изначально, то Российская Федерация была бы не вправе эту Конвенцию подписать и ратифицировать, потому что здесь мы попадаем в тупик определённый. Но такое истолкование, оно противоречит Конституции, и поэтому мы это решение исполнить не можем.
Кроме того, также обращение с запросом предусмотрено о разрешении вопроса о возможности исполнения решения иностранного или международного суда, если это решение налагает обязанности, противоречащие основам публичного правопорядка Российской Федерации.
Вы знаете, такое основание тоже закреплено сейчас в уточнённой редакции Конституции и это тоже противоречило бы такое исполнение решений Конституции Российской Федерации.
Вот таково содержание инициатив Президента Российской Федерации. Прошу вас поддержать и проголосовать за принятие первого закона и за одобрение второго проекта федерального конституционного закона. Спасибо.
Председательствует Председатель Госу дарственной Думы В. В. Володин
Председательствующий. Спасибо, Гарри Владимирович. Пожалуйста, по 55-му вопросу содоклад Василия Ивановича Пискарева. Пожалуйста, Василий Иванович.
Пискарев В. И. Спасибо большое.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Гарри Владимирович Минх подробно изложил концепцию предложенного вашему вниманию законопроекта и, чтобы не повторяться, отмечу следующее.
Действительно, передача генеральной прокуратуре функций по представительству и защите интересов нашей страны и наших граждан в межгосударственных органах, в международных и иностранных судах позволит обеспечить необходимый уровень и эффективность такого представительства.
Во-первых, традиционно органы прокуратуры России играют важную роль в международном сотрудничестве, особенно в сфере уголовного судопроизводства, выступая в качестве главного компетентного органа нашего государства.
Во-вторых, генеральная прокуратура осуществляет прямые связи с аналогичными структурами других государств в международных организациях по вопросам правовой помощи и борьбе с преступностью.
Об уровне взаимодействия генеральной прокуратуры с иностранными компетентными органами свидетельствуют действующие сегодня 90 соглашений и иных договорённостей о сотрудничестве, заключённые зарубежными партнёрам из 72 государств.
И как вы знаете, мы не так давно приняли закон, по которому прокуратура наделена дополнительными полномочиями в сфере уголовного преследования за коррупционное правонарушение, имея отношение с другими странами.
И кроме того, надзорным ведомством накоплен огромный опыт работы по координации деятельности правоохранительных органов, участие в судебных процессах по уголовным и гражданским делам, проведение бщенадзорных проверок по исполнению законов и законности правовых актов, а также по защите прав и свобод наших граждан.
Всё это, безусловно, усилит позицию нашей страны в Европейском Суде и по правам человека, и других международных, и иностранных судах.
Предполагаемое изменение соответствует международной практике. Например, в Испании, Норвегии, Португалии и других странах представительство СПЧ обеспечивают именно прокуроры, а многолетний опыт взаимодействия с этим международным судебным органом показывает необходимость усиления там наших позиций в отстаивании интересов, как нашей страны, так и интересов российских граждан при рассмотрении соответствующих жалоб и дел.
Уважаемые коллеги! Принятие законопроекта позволит Генеральной прокуратуре задействовать весь имеющийся объем полномочий и средств правового воздействия по надлежащему и эффективному отстаиванию прав и интересов Российской Федерации, и наших граждан в международных органах и судебных инстанциях.
Комитетом по безопасности и противодействию коррупцию данная инициатива поддержана. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний к нему не имеет. Реализация законопроекта не потребует дополнительного финансирования.
Поэтому, уважаемые коллеги, просим поддержать решение профильного комитета и проголосовать за данный законопроект в первом чтении.
Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Василий Иванович.
Слово по 56-му вопросу, учитывая, что Гарри Владимирович сделал доклад по 55-му, 56-му, соответственно содоклад по 56-му сделает Даниил Владимирович Бессарабов, а Василий Иванович сделал содоклад по 55-му.
Пожалуйста.
Бессарабов Д. В. Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги!
Напомню, 1 июня президент внес на наше рассмотрение проект федерального конституционного закона для рассмотрения его в первоочередном порядке, именно поэтому уже 3 июня наш комитет рассмотрел его и одобрил. У нас нет по нему замечаний, мы полностью поддерживаем предложенную концепцию и те дополнительные полномочия, которые относятся теперь к Генеральной прокуратуре, если мы поддержим этот проект федерального конституционного закона и не буду на них дополнительно останавливать ваше внимание. Отмечу лишь, что эти предложения полностью созвучны с той обновленной редакцией Конституции, а именно статьи 125, регламентирующая деятельность Конституционного Суда и соответственно 129-я, накладывающая на прокуратуру определённые обязательства в рамках правовых вопросов.
Мы просим поддержать проект федерального конституционного закона и одобрить его в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, коллеги, по 55-му и 56-му вопросу одновременно. Есть желающие задать вопросы. Включите запись. По 55-му и 56-му можете, коллеги.
Пожалуйста, Мол я ко в Игорь Юрьевич.
Мол и ко в И. К)., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Гарри Владимирович!
В своём выступлении вы допустили выражение "сами себя высекли". У меня следующий вопрос. А что, вот те десятилетия до нынешнего момента, когда мы начали рассматривать этот закон, мы что, себя секли?
И второе. Только ли вопрос о материальных расходах в 92 миллиарда лежит в основе данных изменений, или вопрос ставится гораздо шире? Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Гарри Владимирович. Минх Г. В. Спасибо, уважаемый Игорь Юрьевич.
Ну прежде всего, я хотел бы сказать, что, наоборот, я сказал, что мы себя не хотим высечь, поэтому мы себя и не высекали, и никогда государство, и особенно те инициативы, которые вносит президент, не являются элементами такого, я бы сказал, мазохизма, потому что речь идёт как раз о том, что весь смысл того, что Российская Федерация, как я уже сказал, и ратифицировала Европейскую конвенцию, и готова на то, чтобы выслушивать те решения, которые принимают межгосударственные инстанции, в том числе Европейский Суд по правам человека, направлены на то, чтобы максимально эффективно функционировал весь государственный механизм. А хочу вам напомнить, что с точки зрения Конституции, её основ конституционного строя, именно права и свободы человека являются высшей ценностью. Поэтому те новеллы, о которых мы сегодня ведём с вами речь и рассматриваем, посвящены тому, чтобы повысить эффективность и именно правозащитную такую проблематику с точки зрения функционирования и судебной российской национальной системы, и системы правоохранительных органов. Это касается не только экономической стороны, потому что то, что я привел, это как дополнение, потому что у нас и по пояснительным материалам, и по другим каким-то аспектам, по обсуждению, которое было в комитетах, основной упор делался на Европейский Суд по правам человека. У нас ещё и экономические суды. Это суд ЕврАзЭС, это экономический суд СНГ, ну и плюс то, что я сказал, касается различных арбитражей, в том числе и стокгольмского, других арбитражей, где рассматриваются чисто финансово-экономические претензии к Российской Федерации. То есть есть экономические и чисто правозащитные направления, которые мы предполагаем возложить на Генеральную прокуратуру.
При этом я бы хотел и коллег из Министерства юстиции поблагодарить. Это не то, что мы недовольны их работой, нет, удалось многое достичь. И, скажем, очень большое количество решений заканчиваются мировыми соглашениями и так называемыми односторонними декларациями, когда Российская Федерация опережающим образом берет на себя одностороннее возмещение вреда.
Так, например, в 2018 году таких решений было около 250, а в 2020 году - 723. То есть здесь динамика положительная.
И, например, по инициативе Минюста был принят закон в конце декабря 2017 года№ 494...
Председательствующий. Добавьте, пожалуйста, минуту.
Минх Г. В. Да, спасибо. Потому что два законопроекта, поэтому чуть-чуть, может быть, за три минутки буду выходить.
Закон, по которому был совершенствован компенсаторный механизм в тех случаях, когда Российская Федерация должна была возмещать гражданам вред, который был причинен какими-то нарушениями с точки зрения сроков рассмотрения в судах их дел или какими-то нарушениями применительно к содержанию под стражей, то за счёт этого, например, изменения в законодательстве, повторюсь, по инициативе Минюста, с апреля по июль 2020 года ЕСГТЧ исключил более 2 тысяч жалоб, которые были коммуницированы в адрес Российской Федерации.
То есть, таким образом, работа велась, велась достаточно эффективно, но мы полагаем, что новеллы, о которых сегодня идёт речь, они ещё больше повысят качество этой работы. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.
Иванов С. В. Уважаемый Гарри Владимирович!
Вот в пояснительной записке к законопроекту сказано, что наделение Генеральной прокуратуры функцией по представлению интересов в Европейском суде по правам человека позволит обеспечить защиту прав гражданина на всех этапах рассмотрения жалоб. Вот мне очень интересно, как может орган, который всегда выступает в качестве обвинителя, со стороны обвинения, с самого высшего до самого высокого уровня, вдруг потом представлять в Европейском суде позицию того самого гражданина, который эту жалобу подал.
И второй вопрос, ну, Генпрокуратура также наделяется правом досудебного урегулирования. Когда эта функция была у Минюста, это как бы более-менее понятно и не так страшно, а вот не получится ли, что Генеральная прокуратура, пытаясь решить вопрос досудебного урегулирования, может на граждан как-то по-другому воздействовать, обещаниями новых там уголовных дел, например. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Гарри Владимирович.
Минх Г. В. Спасибо.
Спасибо, уважаемый Сергей Владимирович, за вопрос, но я уже и в своём докладе, и сейчас, отвечая на первый вопрос, сказал, что мы одновременно решаем две задачи, по крайней мере, хотим их решить, но они решались и таким образом и в рамках полномочий, когда это делал... ну, и формально сейчас ещё это делает Министерство юстиции Российской Федерации.
Задача — совершенствовать внутригосударственные механизмы, правоохранительные и судебные, получая соответствующие сигналы от коллег из Европейского суда по правам человека. Потому что, повторюсь, основная цель и смысл того, что мы ратифицировали конвенцию и работаем с Европейским судом по правам человека, это обеспечить более качественную защиту прав и свобод человека.
И когда люди обращаются в суд европейский, исчерпав все внутригосударственные механизмы судебной защиты или иной защиты, то формально это, условно (извините, Сергей Владимирович) Иванов против Российской Федерации (абстрактный, естественно, Иванов), но все равно представители Российской Федерации здесь не просто выступают оппонентами конкретного человека, они ещё и решают вторую задачу, о которой я уже сказал. И здесь, безусловно, мы видим два аспекта этой задачи.
Второе. Ну, всё-таки Генеральная прокуратура — это не обвинитель, как вы их назвали, это всё-таки орган, который обеспечивает надзор за законностью на всех стадиях, в том числе и на стадии расследования, на стадии судебного рассмотрения каких-то дел, и прокуратура там очень часто выступает, как это ни парадоксально, таким правозащитным органом, когда выступает в защиту прав граждан. При этом, когда прокуроры поддерживают обвинение, это тоже определенный элемент защиты прав.
Я могу вам привести следующую статистику, например, по такой самой жесткой мере превентивной, как содержание под стражей. Например, в 2016 году было заявлено (только не прокурорами, а следственными органами) 135 тысяч таких ходатайств, в 2017 году — 126, в 2018-м — 114, а в 2019-м — 105 тысяч. При этом на 1 января 2020 года в СИЗО содержится 97,8 тысячи человек. При этом, что очень важно, лимит наполняемости около 130 тысяч. То есть мы решили уже проблему перенаполненности наших следственных изоляторов, и при этом динамика абсолютно четкая на снижение запросов на содержание под стражей. Это тоже роль прокуратуры.
Председательствующий. Спасибо, Гарри Владимирович.
Уважаемые коллеги, кто хотел бы выступить? Нет желающих.
Пожалуйста, Гарри Владимирович, заключительное слово? Нет желания. Василий Иванович? Нет. Даниил Владимирович? Нет.
Правительство? Нет.
Ставится на голосование 55-й вопрос нашей повестки, законопроект первого чтения - о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации".
Пожалуйста, включите режим голосования.
Покажите, пожалуйста, результаты голосования.
Результаты голосования (13 час. 48 мин. 29 сек.)
Проголосовало за 410 чел 91,1 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 411 чел.
Не голосовало 39 чел 8,7 %
Результат: принято Законопроект в первом чтении принят. 410 — за, против нет, воздержался один.
Ставится на голосование 56-й вопрос нашей повестки - о проекте федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Пожалуйста, включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 49 мин. 13 сек.)
Проголосовало за 409 чел. 90,9 %
Проголосовало против 0 чел. 0,0 %
Воздержалось 0 чел. 0,0 %
Голосовало 409 чел.
Не голосовало 41 чел. 9,1 %
Результат: принято Конституционный закон одобрен. За — 409, против нет, воздержавшихся нет.
Федеральный закон одобрен в первом чтении, конституционный закон в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments