leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 08.06.21 заявление от фракций Валерий Гартунг

Стенограмма пленарное заседание ГД 08.06.21 заявление от фракций Валерий Гартунг
Уважаемые коллеги, пункт 128-й сегодняшнего порядка работы. Выступления представителей фракции по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам.
У нас записался один представитель от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Гартунг Валерий Карлович. Будете выступать? (Аплодисменты.) Прошу.
Гартунг В. К. Я вас не разочарую.
Я хотел поговорить о серьезных вещах. Вы, наверное, в регионах бываете, видите, да и не только в регионах, наверное, в магазины ходите, видите, как растут цены.
Мало того, вы читаете, наверное, прессу, и на Петербуржском экономическом форуме об этом много говорилось.
Я приведу просто несколько цифр о росте цен, да, и потом скажу, а что же собственно надо делать и что происходит в стране.
Цены на металл с января этого года, на стальной лист с 32,5 тысячи выросли до 100 и даже до ПО тысяч, если в розницу брать. Крупнейшие потребители металлургической продукции покупают по 95 тысяч, то есть фактически в три раза за полгода. Вдумайтесь, в три раза, в три, понимаете? Вице-премьер Белоусов об этом высказался, сказал: государство нахлобучили. Нахлобучили не государство, нахлобучили граждан, и ещё будут нахлобучивать и дальше всю экономику страны.
В чём причина, почему так происходит? Нам говорят: это рынок. Какой же это рынок? Несколько металлургических заводов взяли, выгнали за рубеж, пользуясь взрывной конъюнктурой на международных рынках, что взлетели цены на металл, выгнали всё, все свои мощности продали на несколько месяцев вперёд, создали искусственный дефицит внутри страны и вздули цены в три раза. То есть олигополия в чистом виде.
ФАС ничего не видит, правительство никакого нарушения не видит, рынок... правительство разводит руками и только грозные заявления делает. Что делать-то? Надо же это останавливать. Это первое.
Второе. Цены на продукты питания, тоже на отдельные виды взлетели в несколько раз, и самое интересное, что правительство какие-то полумеры принимает. Давайте мы заморозим там на какие-то продукты питания цены на какой-то период времени. Но это же очевидно, что за это время ничего не произойдёт, и как только заморозка закончится, цены взлетят, что и произошло.
Дальше, следующее. Сейчас мы ожидаем принятия решения Центральным банком об учётной ставке. Как вы думаете, угадайте с трёх раз, что произойдёт. Они поднимут ставку. Что это значит? Это значит, что машиностроительные предприятия, которым сырьё в три раза подорожало за полгода, а им уже сейчас нужно в три раза больше оборотных средств, они пойдут сейчас в банки занимать деньги в банках, а им скажут: дорогие мои, вот вам ставочка ещё в два раза выше.
И, таким образом, их издержки не только на металл и на всё остальное, уже на перевозки выросли, да, посмотрите, фрахт сколько вырос, у них ещё и затраты на обслуживание кредита вырастут в несколько раз. Получается, в этой ситуации как мы остановим рост цен? Нам говорят, Центральный банк придёт и скажет: ну, инфляция, нужно останавливать её, давайте процентные ставки поднимать.
Что после повышения процентной ставки произойдет? Цены остановятся? Нет, не остановятся. Вырастут издержки машиностроительных предприятий. Это значит, что вырастут издержки, значит, цены ещё больше вверх пойдут. Как-то мы будем останавливать эту спираль инфляции или нет? Или мы просто разведем руками и будем смотреть, как фактически уничтожается российская экономика? Да, цены остановятся, но сначала остановятся все промышленные предприятия, которые потребляют металлургическую продукцию, остановится выпуск, перестанут платить заработную плату, сократятся платежи в бюджет, и люди останутся без работы, упадут доходы граждан, и у нас уже не 20, а 60 миллионов нищих будет. Что мы будем делать? Коллеги, надо принимать какие-то меры. То, что делает правительство, оно не просто не останавливает инфляцию, а оно её разгоняет. Приведу пример. Начнем с нефтяной отрасли, налоговый маневр в нефтяной отрасли — классический пример разгона инфляции внутри страны.
Что они сделали? Они обнулили экспортные пошлины на нефть при вывозе за рубеж, то есть сделали суперприбыльной продажу нефти за рубеж, а потом нефтепереработчикам говорят, ну, у вас раз переработка внутри страны нерентабельна, и вы не можете цены поднимать, да, они говорят, не поднимайте цены, правительство им обратные акцизы отдает. То есть фактически нет чтобы поднять экспортные пошлины и сказать нефтяникам, вы не будете зарабатывать такие деньги, не будете нефть за рубеж продавать, пока не насытите внутренний рынок. Вот, что нужно было сделать. Вместо этого правительство нефтяникам дает отрицательный акциз и говорит, вот вам ещё 600 миллиардов, возьмите. Вы заработали на экспорте сырья, а теперь ещё на переработке заработайте, ещё вам 600 миллиардов.
При этом для всей страны поднимают НДС, повышают пенсионный возраст, а вы потом ходите и глазами хлопаете и объясняете. Так ведь? Я что, не так говорю? Вы ходите и объясняете, почему вы это сделали. А вы не сможете это объяснить, потому что логически объяснить это невозможно, никакого смысла не было поднимать ни НДС, ни пенсионный возраст. Если такими мерами пользуется правительство, оно само разгоняет инфляцию, а потом успешно проигрывает борьбу этой инфляции, вот, что происходит.
Теперь я перейду к тому... Металлургию я как привел в пример, потому что это классическая олигополия: пять-шесть компаний фактически контролируют рынок и диктуют любую цену.
Сейчас ЦБ, например, даже если сожмет массу, да, денежную массу и промышленным предприятиям перестанет давать деньги, всё равно кто-то что-то будет покупать, но не промышленные предприятия, так будет строительство покупать.
Ничего не мешает металлургам взять и еще в несколько раз уменьшить поступление металла на внутренний рынок, я же говорю, они же могут всё снова на экспорт продать.
Сейчас они, например, продают 30 миллионов тонн внутри страны, они могут вообще 15 продавать, а цену еще больше поднять. И они за 15 миллионов тонн стали получат гораздо больше, чем за 30, что сейчас, собственно, и произошло. Посчитайте, в три раза цены подняли, маржа у них выросла, ну, просто неимоверно.
Если всё это сложить - нефтяники, металлурги плюс финансовый сектор, посмотрите, сейчас процентная ставка вырастет, проценты по банковским кредитам вырастут, по банковским вкладам вырастут? Вряд ли. А по кредитам вырастут. Маржа банков снова вырастет. Плюс комиссию они начнут брать, потому что у нас монополизированный финансовый сектор. Вот вам еще дополнительно мы обираем экономику и граждан страны.
Что в итоге получается? В итоге у нас граждане будут беднее, экономика будет падать, а цены будут еще больше расти. Как это остановить? Вот к самому интересному подхожу. Что с этим делать? Ну, я уже сказал, в нефтяной отрасли налоговый маневр отменять надо как можно быстрее. Нужно вздувать экспортные пошлины, понижать рентабельность продажи сырой нефти за рубеж, а эти деньги направлять на поддержку переработки сырья внутри страны, и тогда цены внутри страны на топливо будут падать, будут издержки снижаться, потому что перевозки будут дешевле. Очевидно? Очевидно.
Что с металлургами делать? Вводите либо экспортные пошлины, что, собственно, не самый лучший вариант, а еще лучше квоты введите. Ведь как они разогнали цены внутри страны? Они просто создали искусственный дефицит. Правительство, не будь дураком, возьми и сделай всё наоборот — создай профицит, как это делает Китай. Что делает Китай? Вот у них есть инструмент — дифференцированный возврат НДС экспортерам сырья. Возникает дефицит внутри страны, они НДС раз и перестают возвращать, всё сразу лаг в 20 процентов, там 17 процентов в Китае, в нас 20, сразу лаг между доходностью на продажи за рубеж и внутри страны. Мы как минимум на 20 процентов могли бы сразу снизить цену.
Либо квоты, либо дифференцированный возврат НДС экспортерам сырья. Пожалуйста, законодательная инициатива наша есть. Ну, про налоговый манёвр я сказал.
Дальше. Финансовый сектор. Ну, хватит нам создавать условия для монополизации финансового сектора, пора с ЦБ спрашивать. Смотрите, они ведь говорят: к нам придёт Набиуллина и будет рассказывать, смотрите, у нас как всё хорошо, финансовый сектор у нас в шоколаде, всё стабильно, рубль у нас стабильный, ну вот с инфляцией мы тут не можем справиться. Да она и не справится с инфляцией, потому что это ответственность и правительства, и Центрального банка, они должны вместе это делать.
Что нужно делать в финансовом секторе? Нужно развивать конкуренцию, то же самое, что в металлургии, в переработке, везде — развивать конкуренцию. Никакого другого механизма мир лучше не придумал, только конкуренция может остановить рост цен. Что мы делаем? Мы делаем всё наоборот. Мы убиваем конкуренцию где это возможно и невозможно, у нас 70 процентов экономики находится под контролем государства.
Председатель правительства нам говорил с трибуны Думы, что главная причина роста цен - это жадность. Правильно, жадность. Только жадность чья? Жадность госкомпаний, госкорпораций, естественных монополий, финансового сектора, то есть тех, кто контролируется государством. 70 процентов экономики контролируется государством.
Так мы парламент страны, мы должны какие-то меры принять, мы должны правительству сказать и Центральному банку, что вы что-то делаете не так. Я понимаю, там можно в сердцах сказать, что там нахлобучили бюджет и так далее. Ну а дальше-то что, какие действия за этим?
Поэтому я взял... Понятно, что я перед пустым залом, перед почти пустым залом выступаю, но вам хотя бы спасибо, тем, кто сегодня остался в зале и меня слушает. Потому что хотя бы я до вас это донесу, потому что люди смотрят, они ждут, что мы с этой трибуны скажем что-то путное, понимаете? Чтобы хоть кто-то скажет, даст ответы на те вопросы, которые они задают. Поэтому, коллеги, спасибо вам большое за внимание. Я понимаю, что время позднее. Но давайте мы к этому вопросу ещё вернёмся. Вот у нас будет отчёт ЦБ, я обязательно эту тему подниму.
И самое главное. Каким образом уходят деньги из экономики в карманы олигархов и в офшоры? Через закупки у взаимозависимых лиц. Вы помните, председателю правительства задал этот вопрос. Он сказал: я поддержу. Председатель Госдумы сказал: вносите, пожалуйста, законопроект, мы поддержим. Мы внесли. Председатель правительства дал поручение, три недели прошло после окончания срока, Минфин так и не отчитался, ничего не сделал. Спасибо.
(А плод исментьт.)
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников
Председательствующий. Спасибо, Валерий Карлович. Шла трансляция вашего выступления, так что многие слышали.
Коллеги, одну минутку, Николай Васильевич. Николай Васильевич, заседание не закончено, извините.
Коллеги, одно объявление я сделаю, которое мы завтра повторим, в том числе оно касается сотрудников аппаратов комитетов, которые смотрят нашу трансляцию.
Я хочу напомнить, что в понедельник (14 июня) нерабочий день, поэтому заседание Совета Государственной Думы состоится 15 числа в 9 часов утра, а в 10 часов начнётся пленарное заседание. И самое главное, что в связи с этим материалы в Совет Государственной Думы должны быть направлены в четверг (10 июня) до 16 часов. Прошу это иметь в виду.
Из зала. А ГОДР как же сдавать?
Председательствующий. Завтра объявим.
Спасибо. Заседание объявляется закрытым.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments