3. 1143296-7 Госдума в итоге выступлений по мотивам голосования приняла закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Документ внесен правительством
Он принят во втором чтении 08.06.21.
Представил председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Законопроектом предлагается расширить перечень оснований, по которым в ходе исполнения федерального бюджета в 2021 году в сводную бюджетную роспись федерального бюджета могут быть внесены изменения без внесения изменений в ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», включив в этот перечень следующие случаи:
- уменьшение (увеличение) расходов федерального бюджета, осуществляемых в случае и в пределах поступления отдельных видов доходов, на сумму уменьшения (увеличения) поступления соответствующих видов доходов с соответствующим уменьшением (увеличением) общего объема расходов федерального бюджета;
- уменьшение (увеличение) расходов федерального бюджета, осуществляемых за счет средств Фонда национального благосостояния, с соответствующим уменьшением (увеличением) общего объема расходов федерального бюджета.
Также предлагается установить, что:
- в 2021 году Правительство РФ вправе принимать решения по перераспределению (распределению) между субъектами РФ бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, и субвенций бюджетам субъектов РФ, по основаниям, предусмотренным ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году»;
- по 31 декабря 2021 года включительно суммы административных штрафов, установленных КоАП РФ за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, если постановления о наложении указанных административных штрафов вынесены по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами органов исполнительной власти субъектов РФ, включенными в перечни, утвержденные губернаторами, подлежат зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100 %.
- в ходе исполнения федерального бюджета в 2021 году в ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» могут быть внесены изменения также по следующему основанию: в случае увеличения бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ (с возможным превышением общего объема расходов федерального бюджета на 2021 год) в случае и в пределах увеличения прогнозируемого объема иных ненефтегазовых доходов федерального бюджета, учтенных в общем объеме доходов федерального бюджета на 2021 год, в связи с изменением Правительством РФ прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
- в ходе исполнения бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации в 2021 году дополнительно к основаниям для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в сводную бюджетную роспись бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации без внесения изменений в федеральный закон о бюджете государственного внебюджетного фонда Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ, и по согласованию с Комиссией Федерального Собрания РФ по перераспределению бюджетных ассигнований в текущем финансовом году и плановом периоде могут быть внесены изменения в целях перераспределения бюджетных ассигнований.
Орган управления государственным внебюджетным фондом представляет для рассмотрения в Комиссию предложения по внесению изменений в сводную бюджетную роспись бюджета государственного внебюджетного фонда по указанному основанию. Указанные предложения направляются Комиссией в Государственную Думу, Совет Федерации и Счетную палату РФ. Решение Комиссии в части рассмотрения таких предложений дополнительно направляется в орган управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации;
- сроки и условия погашения задолженности АО «РТИ» перед Российской Федерацией, возникшей в процессе выполнения государственного контракта, заключенного АО «РТИ» с Министерством обороны РФ 6 июня 2014 года на выполнение опытно-конструкторской работы «Центр-2014», устанавливаются Правительством РФ.
- в 2021 году Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» вправе использовать для оснащения системами защищенной связи федеральных органов государственной власти, Счетной палаты РФ, Генеральной прокуратуры РФ и Аппарата Правительства РФ средства неиспользованных имущественных взносов Российской Федерации, предоставленных в соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» на реализацию мероприятий по оснащению организаций оборонно-промышленного комплекса системами защищенной связи, в размере до 200 000,0 тыс. руб. по решению Правительства РФ.
- остатки средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1 января 2021 года (за исключением остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, а также остатков средств, являющихся источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования) направляются в 2021 году на основании решений Правительства РФ на обеспечение полномочий Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сфере обязательного медицинского страхования с внесением соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования с превышением общего объема расходов на 2021 год, утвержденных ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», без внесения изменений в указанный ФЗ.
Предусматривается приостановление некоторых положений БК РФ:
- с 1 января 2021 года до 1 января 2022 года:
пункта 4 статьи 94 «Источники финансирования дефицита федерального бюджета», устанавливающего правила использования остатков средств федерального бюджета на начало текущего финансового года – только в части остатков средств федерального бюджета, направления использования которых установлены ФЗ;
абзаца 15 пункта 3 статьи 217 «Сводная бюджетная роспись», устанавливающего, что при внесении изменений в сводную бюджетную роспись уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение публичных нормативных обязательств и обслуживание государственного (муниципального) долга, для увеличения иных бюджетных ассигнований без внесения изменений в закон (решение) о бюджете не допускается – в части уменьшения бюджетных ассигнований, предусмотренных на обслуживание государственного (муниципального) долга;
- до 1 января 2022 года:
статьи 1741 «Прогнозирование доходов бюджета»;
пункта 3 статьи 26411 , предусматривающего, что Государственная Дума рассматривает федеральный закон об исполнении федерального бюджета не позднее 1 октября текущего года.
Предусматривается возможность в ходе исполнения федерального бюджета в 2019 – 2024 годах внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в ФЗ о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период в соответствии с решениями, принимаемыми в порядке, определяемом Правительством РФ, в части бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение реализации национальных проектов (программ) и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, обеспечивающих достижение целей и целевых показателей, выполнение задач, определенных также Указом Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (действует – только Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»).
Устанавливается срок действия нормативов зачисления акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации 25,1% – в федеральный бюджет, 74,9%- в бюджеты субъектов РФ – 2021 – 2024 гг. (действует: в 2021 году – 25,1 % в федеральный бюджет, 74,9 % – в бюджеты субъектов РФ; в 2022 году – 16,7 % в федеральный бюджет, 83,3% – в бюджеты субъектов РФ; в 2023 году – 8,4% в федеральный бюджет, 91,6% – в бюджеты субъектов РФ). Продлевается срок приостановления действия соответствующих положений БК РФ и изменений в них, предусмотренных ФЗ от 28 ноября 2018 года № 456-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» на один год – до 1 января 2025 года.
ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Третье чтение 299 18 2 10:39
Стенограмма обсуждения
3-й вопрос повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Доклад Андрея Михайловича Макарова. Третье чтение. Макаров А. М. Спасибо.
Уважаемый Вячеслав Викторович, законопроект подготовлен к процедуре третьего чтения, прошел все необходимые экспертизы. Комитет предлагает его поддержать.
Председательствующий. Коллеги, есть желание выступить по мотивам?
Есть.
Пожалуйста, включите запись. Покажите результаты. Гартунг, Ганзя, Пятикоп.
От фракции — Макаров, вы сразу. Сергей Иванович, если можно, к Неверову обращаюсь, от фракции Макаров, и, да, учитывая, что он и на трибуне, и он заявил, поэтому да.
Пожалуйста.
Итак, Гартунг Валерий Карлович.
Гартунг В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Наша фракция будет голосовать против этого законопроекта так же, как и в первом чтении.
К третьему чтению законопроект существенно вырос, к сожалению, эта практика, когда во втором чтении очень много всего вносится того, что не предусматривалось в первом чтении, ну, суть, отрицательная суть этого законопроекта не изменилась.
О чём идет речь? Этим законопроектом мы даем правительству право снимать у регионов деньги, предназначенные для модернизации первичного звена системы здравоохранения.
Ну пандемия никуда не ушла и, мне кажется, нам расслабляться еще рано. Поэтому мы предлагаем еще раз подумать, надо ли правительству давать такое право.
Если у правительства не хватает денег, давайте посмотрим законопроекты, которые внесены "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ", которые пополнили бы бюджет Российской Федерации.
Например, право вводить дифференцированный возврат НДС экспортерам сырья. Он бы мог дать в бюджет более 2 триллионов рублей в год.
Или, например, отменить налоговый маневр и поднять экспортные пошлины на нефть.
Или, например, вот сейчас у нас фактически взлетели в три раза цены на металл, пожалуйста, давайте введем экспортные пошлины на черный металл и поднимем серьезные пошлины на экспорт лома, и получим деньги в бюджет.
Но снимать деньги с модернизации первичного звена, мне кажется, это неправильно.
Поэтом просьба еще раз подумать.
Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Ганзя Вера Анатольевна. Подготовиться Макарову Андрею Михайловичу.
Ганзя В. А., фракция КПРФ.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, фракция КПРФ не поддержит данный законопроект.
Мы постоянно говорим об усилении контроля, парламентского контроля, а на самом деле мы законопроектом наделяем правительство правом по собственному усмотрению уменьшать или увеличивать бюджет нашей страны.
То есть если раньше без внесения изменений в бюджет можно было перераспределять средства, то теперь мы уменьшаем, причем основания весьма туманные, и эти основания постоянно расширяются.
Мы вносим изменения в сводную бюджетную роспись без обсуждения, это прерогатива получается правительства. Где тут парламентский контроль? Ну, наверное, трудно сказать.
Кстати, у Правового управления тоже есть замечания, которые касаются неопределенности оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись по внебюджетным фондам.
Поэтому вот этим законом, конечно, мы даем слишком много правительству.
И еще хотелось бы сказать, то, о чем говорил уже Валерий Карлович, по поводу первичного звена, по развитию здравоохранения.
Вот давайте посмотрим, дело в том, что те машины, вот эти, скорой помощи, которые были приобретены в прошлом году, ну зачем мы должны возмещать средства на приобретение этих машин за счёт 2021 года и за счёт вот этой вот программы развития первичного звена здравоохранения? Но ведь это совершенно нелогично и неправильно. Что у нас этот год, получается, он что, легче будет? Мы же видим сейчас, что идёт рост заболеваний, так надо поддержать регионы, а не наоборот — подрезать им крылья. Поэтому получается у нас всё, как всегда — из одного кармана мы вынимаем, в другой карман мы кладём, а для удобства таких манипуляций, получается, мы существенно облегчаем процедуру.
Что касается вот уменьшения субсидий, которые, например, были распределены, здесь это вызовет риски невыполнения контрактов регионами и муниципалитетами. Это тоже вопрос, который затрагивает интересы регионов.
Вообще регионы с 2012 года, они работают в особых условиях, и мы это прекрасно знаем. Эти условия, главное, это хроническое недофинансирование расходных обязательств, необеспеченные необходимым финансированием полномочия, в том числе, кстати, и по COVID. Несправедливое распределение между регионами и федеральным центром налоговых поступлений. Это тоже есть. А ещё есть одно — это кривая, совершенно кривая методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Ведь это же всё есть, коллеги? Всё это, конечно, есть.
А вот какие законопроекты, которые мы принимаем сейчас, они эти проблемы никак не решают, наболевшие, зато решают проблемы для правительства, расширяя полномочия этого правительства.
Я вам напомню, что долг регионов 2 триллиона 440 миллиардов, из них 473 миллиарда - коммерческий.
Поэтому вот эта проблема, её просто необходимо решать: и задолженности, и методик распределения дотаций, её надо решать, и как можно быстрее.
Мы уже проводили инвентаризацию полномочий, я думаю, нужно вернуться к этой инвентаризации, всё-таки прошло три года. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Вера Анатольевна. Пожалуйста, Макаров Андрей Михайлович. Макаров А. М. Спасибо.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поручила мне выступить именно по этому закону, и изложить позицию фракции по тому закону, который сейчас рассматривается. Поэтому, если вы позволите, я не буду отвечать на многочисленные предложения и мысли, как нам развивать налоговую систему, которые здесь были высказаны, а вернусь, собственно, к предмету обсуждения.
Итак, главное. Ощущение, что у нас закон не читали, потому что сейчас сказали: законом предусматривается возможность забрать деньги регионов со здравоохранения, а COVID-то ведь не кончился.
Коллеги, я хочу напомнить, как председатель правительства, выступая здесь, именно на вопрос "ЕДИНОЙ РОССИИ" о том, что необходимо поддержать регионы, сказал: да, мы готовы выделить на это дополнительные средства (даже назвал сумму - 25 миллиардов, которые пойдут), мы просим вас принять изменения в закон, которые позволят нам эти средства направить в регионы, я прошу сделать это в эту сессию. И все в этот момент, я помню, аплодировали, все фракции. Вот в этом законе сделано именно это, мы создаём механизм, чтобы эти 25 миллиардов дополнительно отдать регионам на здравоохранение. Аплодисментов не слышим, мы слышим это как повод поговорить о том: а давайте перестанем НДС возмещать экспортёрам. Где имение, а где Государственная Дума?
Дальше вопрос. Коллеги, ну вот надо решать вопросы коммерческого долга, опять же вот песня известная и так далее. Но мы только что с вами решали вопрос о том, как мы выполняем поручение президента именно на эту тему. Как будто только что за предыдущий закон все не голосовали единогласно.
Дальше вопрос. Мы расширяем полномочия правительства. Да не полномочия правительства мы расширяем, мы, простите, получаем для контроля, для парламентского контроля те полномочия, которых у парламента вообще никогда не было. Когда здесь заикнулись сейчас по поводу фондов, мы вообще не проверяли любые переброски денег по фондам. Вот сегодня это поставлено под контроль парламента.
Сегодня мы сказали, что правительство должно направлять нам, вот в ту самую комиссию, поскольку вот сейчас вот не будет Государственная Дума заседать, вот ту комиссию, в которую входят представители всех фракций, я хотел бы обратить внимание, не просто какие-то отдельные изменения, а все изменения по всем перечислениям, которые будут. Так это ослабление или усиление парламентского контроля?
Уважаемые коллеги, я понимаю, впереди выборы, но это важнейший закон, который позволяет парламенту контролировать и позволяет в оперативном режиме решать все важнейшие вопросы для жизни наших людей.
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает этот закон и призывает вас вспомнить слова президента и забыть о популизме.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, мы вот, исходя из того, что сказал Андрей Михайлович, давайте всё-таки возьмём и договоримся: когда речь идет о передаче полномочий, мы это обсуждаем здесь и должны быть аргументы - срочность, COVID. У нас нет этой темы в повестке.
Наоборот, парламент дополнительные полномочия приобретает. Мы с вами практически во все комиссии, в правительственные, отправили наших представителей, даже в межправкомиссию, связанную с международным сотрудничеством, поэтому у нас эффективность взаимодействия от этого только возрастает. Поэтому, конечно, такие выступления, вот Андрея Михайловича они задевают, потому что бюджетный комитет самостоятельно свои полномочия реализует.
Коллеги, ставится на голосование 3-й вопрос нашей повестки. Третье чтение.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (10 час. 39 мин. 48 сек.)
Проголосовало за 299 чел 66,4 %
Проголосовало против 18 чел 4,0 %
Воздержалось 2 чел 0,4 %
Голосовало 319 чел.
Не голосовало 131 чел. 29,1 %
Результат: принято
Федеральный закон принят.