leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Финансовая система функционирует нормально - Набиуллина опять борется с инфляцией и повышает ставку

Финансовая система функционирует нормально - Набиуллина опять борется с инфляцией и повышает ключевую ставку, Дума вынужденно одобряет
1. 1187217-7 Госдума в итоге дискуссии одобрила постановление «О годовом отчете Центрального банка Российской Федерации за 2020 год». Отчет принят к сведению
Представила Председатель Центрального банка Российской Федерации Эльвира Набиуллина. Финансовая система смогла помочь. Банковская система впервые за всю череду кризисов не требовала докапитализации. Ключевые решения связаны с реструктуризацией кредитов. 12% кредитов физлиц и МСП реструктурированы в рамках закона, остальные по программам банков. Кредиты предприятиям вырос на 10%. Резко сформировался класс рыночных инвесторов 13 млн. Дума дала нам полномочия ограничивать опасные продукты. Нужен период охлаждения. Восстановительный рост сопровождался ростом цен во всем мире. Спрос восстановился а производству нужно время. Спрос растет быстрее предложения. Низкие ставки поддерживаются бизнесом, но для людей снижает доход по депозитам. Сейчас время повышать ставку. Инфляция вернутся к 4% во второй половине следующего года. Контроль инфляции позволяет появляться длинным деньгам ипотечным кредитам. Цифрорвой1 рубль позволит проводить платежи дешевле. Карта МИР обсуживает больше 20% финансовых сообщений.
Председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Банк России смягчил ДКП. Живой клиент генерирующий доход всегда лучше чем банкрот. Инфляция же 6%. ЦБ сократил объем отчетности. Конкуренция снизилась Через экосистемы продолжается огосударствление экономики. Проявить волю и не допускать монополизации.
Вопросы
Николай Арефьев Банки наполовину принадлежат иностранцам Зачем продавать тем кто объявляет нам санкции.
Набиуллина. 13%. Страховой рынок 11% В СД не так много иностранцев К сожалению вывод капитала через бланков скую систему
Василии Власов Что делает Банк Россию для повышения финансовой грамотности студентов и школьников?
Набиуллина. Абсолютно актуальный вопрос Есть опасность под видом обучающих программ предают рекламу своих мутных продуктов.
Федот Тумусов Процветает черный рынок криптовалюты
Набиуллина. Криптовалюта это денежные суррогат транснациональный, страны не допускают до расчетов. Не путать с цифровым рпублем.
Синельщиков Доступ для прокуроров к банковской ьайне
Набиуллина.Банковскую такну нельзя превращать в решето
Никита Березин Низкие ставки по депозитам деньги переедят за рубеж
Набиуллина. Вы правы Это один из факторов прочему мы начали повышение ставки
Кармазина Почем у бы не распространить страхование на больницы детские сады
Набиуллина. Сейчас 1,4 млн в среднем у компаний около десяти млн
Олег Нилов Не надо ли призвать банки к социальной ответственности, морально-этической ответственности Какой-то кураж Сбер Альфа сделали свои лицом уродов Как вам такой хайп? Запретим банкам комиссии
Набиуллина. Высокая прибыль довлеет к сожалению. Технологически у нас есть возможности делать расчеты более дешевыми. У банков монополия Развиваем конкуренцию Действительно уровень тарифов в экономике надо снижать никаких издержек.
Шайхутдинов Подумать о проекте обеспеченного накопительного рубля
Набиуллина. Будет иметь негативные последствия. Доверию к рублю основа нашей политики. Было 30% накоплений в валюте, сейчас 20%
Ганзя Ужесточение ДКП ни к чему хорошему Банки душат бизнес.
Набиуллина. Ужесточение ДКП чтобы снизить инфляцию. С марта трижды повышалась ключаря ставка но для долгосрочных осталась на уровне марта Прибыль не является целью ЦБ, мы не коммерческая организация.
Володин Просьба ответить в заключительном слове
Максим Зайцев Роль ЦБ в климатической повестке
Набиуллина. Стресс-тесты для оценки рисков углеводного налдога Это определенные затраты для экономики, но наша экономика выдержит
Дмитрий Ламейкин Снижение курса рубля
Набиуллина. Бюджетное правило снижение зависимости от продажи нефти.
Гартунг Зажатие спроса через повышение ставки действительно снижает инфляцию но в крайне монополизированной российской экономике не работает Какие еще меры снижения инфляции
Набиуллина. Сдерживание спроса это не сдерживание потребления Мерами ДКП недостаток конкуренции не исправим
Обсуждение
Вадим Кумин Изменить мандат ЦБ ч торбы он все-таки отвечал за развитие экономики Открыли канал покупки за рубежом мытные продукты Разрушить крупный монополизм который держит валюту.
Катасонов. Реальный показатель насколько реальные доходы превывашают инфляцию. Цены на материалы выросли на 200-300% Инфляция импортная Запад стоял Россия работала Не понимаю почему мы должны ключевой ставкой ограничивать инфляцию. Нет в мире ЦБ независимых от экономики.
Гетта. ЗВР достигли 600 млрд долл. Нельзя допустить чтобы высокая инфляция приобрела устойчивый характер. Нельзя допустить чтобы граждане попадали в долговую кабалу.
Гартунг Финансовый сектор заработал на экономике страны. Доходы граждан упали. Цены на жилье выросли более 30%, це5ны на металл втрое. Металлурги все продали за рубеж и сократили на внутреннем рынке. Вы все делаете для того чтобы убить конкуренцию. Сверхприбыли от продажи за рубеж, дефицит на внутреннем рынке и цены на бензин пошли.
Набиуллина. Я прошу не противопоставлять нашу ДКП и экономику. Мягкая ДКЛ во время кризиса контрциклическая политика. Необходимо принятие платформы киваси. ДКП достигает инфляции в любом случае при демонополизации легче.

Проектом постановление предлагается:
1. Принять к сведению годовой отчет Центрального банка РФ за 2020 год.
2. Рекомендовать Центральному банку РФ:
1) проводить денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение ценовой стабильности, защиту от обесценения доходов и сбережений граждан, формирование макроэкономических условий, способствующих восстановлению российской экономики, быстрому преодолению последствий пандемии коронавирусной инфекции и переходу к устойчивому росту;
2) обеспечить своевременную отмену регуляторных послаблений с учетом ее возможных негативных последствий, в том числе проводить мониторинг влияния отмены регуляторных послаблений на устойчивость банковского сектора и других секторов российского финансового рынка, а также на финансовые результаты кредитных организаций;
3) продолжить работу по ограничению финансовых рисков предоставления субъектам малого предпринимательства и гражданам кредитов по плавающим процентным ставкам, предотвращению недобросовестной практики продажи финансовых продуктов (мисселинга), в том числе в отношении ипотечных кредитов, проводить мониторинг соответствующих показателей, в том числе доли кредитов с плавающими процентными ставками в общем объеме предоставляемых финансовыми организациями кредитов;
4) в целях повышения конкуренции и доступности финансовых услуг для граждан и юридических лиц продолжить развитие национальных инфраструктурных проектов, таких как «Цифровой профиль», «Система быстрых платежей», «Единая биометрическая система» и иных;
5) продолжить работу по повышению финансовой грамотности населения, в том числе в части рисков использования инструментов и финансовых продуктов, позволяющих получать более высокие доходы по сравнению с банковскими депозитами, и рисков, связанных с чрезмерным ростом долговой нагрузки на заемщиков;
6) содействовать расширению практики предоставления финансовыми организациями гражданам дистанционного доступа к финансовым услугам и развитию безбарьерной среды для получения финансовых услуг инвалидами, лицами пожилого возраста и другими гражданами, нуждающимися в дополнительных мерах социальной защиты;
7) принимать меры по внедрению практики финансирования устойчивого развития и принципов ответственного инвестирования для развития российского рынка капитала и повышения его привлекательности путем создания на финансовом рынке соответствующих инструментов, внедрения надежной и удобной инфраструктуры рынка, а также разработки методологии оценки и регулирования экологических, социальных и управленческих рисков (ESG-рисков);
8) продолжить работу по созданию цифрового рубля в рамках реализации этапов проекта «Цифровой рубль», определенных Центральным банком РФ, включая вопросы обеспечения информационной безопасности и устойчивости цифрового рубля к киберрискам;
9) принимать меры, направленные на развитие региональных банков, повышение их устойчивости и расширение их доступа к цифровым технологиям и инфраструктуре финансового рынка, проводить анализ состояния и развития региональных банков.
3. Рекомендовать Правительству РФ совместно с Центральным банком РФ:
1) осуществить оптимизацию программ льготной ипотеки и повышение их адресности в целях нормализации ситуации с ценообразованием на жилье и увеличения объемов его строительства, проводить мониторинг влияния реализации этих программ на стабильность российского банковского сектора, а также на ценовые и другие экономические показатели субъектов РФ;
2) в целях снижения комплексных рисков и неблагоприятных последствий для конкуренции в финансовом и других секторах экономики Российской Федерации продолжить работу по развитию регулирования бизнес-экосистем (в том числе антимонопольного регулирования) и надзора за ними, способствовать поддержанию баланса между развитием финансовых инноваций и ограничением рисков для клиентов финансовой системы;
3) продолжить работу по системной защите граждан от возможного мошенничества в финансовой сфере, принимать меры для оперативного блокирования интернет-ресурсов, размещающих недостоверную информацию о финансовых услугах, и информирования населения о потенциально опасных для граждан механизмах размещения денежных средств;
4) на основе анализа практики дистанционной идентификации клиентов оценить перспективы дальнейшего расширения функциональности единой системы идентификации и аутентификации и инфраструктуры цифрового профиля, а также целесообразность использования альтернативных способов идентификации лиц, исключающих физический контакт, но обеспечивающих их личное присутствие для установления личности;
5) ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу проектов федеральных законов, предусматривающих: совершенствование системы пенсионных накоплений граждан; стимулирование активности частных инвесторов на финансовом рынке; совершенствование института индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС).
4. Рекомендовать Центральному банку РФ совместно с Государственной Думой продолжить работу над проектами федеральных законов, предусматривающих:
1) создание централизованной системы хранения информации на страховом рынке для обеспечения полноты и достоверности собираемой информации по всем видам страхования;
2) создание на базе Центрального банка РФ централизованного информационного сервиса платформы «Знай своего клиента» в целях оптимизации подходов к применению кредитными организациями мер, направленных на противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
3) повышение информированности граждан об условиях привлечения денежных средств физических лиц во вклады, а также о снижении рисков потенциальных вкладчиков при принятии ими решения о выборе конкретного вклада и кредитной организации, привлекающей денежные средства во вклады;
4) нормативное регулирование договора жилищных сбережений, включающего в себя элементы договора банковского вклада и предварительного кредитного договора;
5) совершенствование обмена информацией между операторами связи и финансовыми организациями, предусматривающего создание единой информационной системы проверки сведений об абоненте и пользователях услугами связи абонента;
6) исключение из Гражданского кодекса РФ положения о публичном характере договора личного страхования;
7) наделение Центрального банка РФ полномочиями по установлению прямых количественных ограничений на выдачу кредитными организациями и микрофинансовыми организациями отдельных видов кредитов (займов) за установленный Центральным банком РФ период, соответствующих характеристикам, определяемым Центральным банком РФ;
8) установление порядка изменения переменных процентных ставок и (или) сроков возврата потребительского кредита (займа), в том числе обязательства по которому обеспечены ипотекой;
9) наделение Центрального банка РФ полномочиями по регулированию, контролю и надзору в отношении аудиторских организаций, осуществляющих аудит общественно значимых организаций на финансовом рынке;
10) совершенствование правового регулирования деятельности лизинговых компаний.
Постановление 364 18 1 11:50

Стенограмма обсуждения
А сейчас по 1-му вопросу. О проекте постановления Государственной Думы "О годовом отчёте Центрального банка Российской Федерации за 2020 год".
Слово предоставляется для доклада Эльвире Сахипзадовпе Набиуллиной Председателю Центрального банка Российской Федерации. Пожалуйста, Эльвира Сахипзадовна.
Набиуллина Э. С, Председатель Центрального банка Российской Федерации.
Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович! Добрый день, уважаемые депутаты!
Сегодня я представляю отчёт банка о работе в 2020 году. И, прежде всего, я хотела бы поблагодарить депутатов за подробное рассмотрение нашего отчёта на рабочей группе, в рабочей группе, на заседаниях фракций, комитета Государственной Думы. Действительно, это была большая работа, которой вы уделяли последнее время много внимания, несмотря на очень плотный график весенней сессии. Поэтому я постараюсь тоже вот с учётом обстановки сократить и своё выступление, но об основных вещах я тем не менее хотела бы сказать.
Конечно, прошлый год был особенным, он врежется нам в память. Пандемия принесла огромные потери, многие семьи потеряли близких. Борьба за жизни людей требовала введения серьёзных ограничений, которые неизбежно повлияли на экономику. И нашей основной задачей в прошлом году стало смягчение последствий для людей и для предприятий от пандемии.
И я хотела бы особое внимание уделить тому, как финансовый сектор, финансовая система помогала справиться с последствиями пандемии. То, что финансовая система смогла помочь остальной экономике, а не сама нуждалась в финансовой помощи, как это было раньше, объясняется двумя факторами, основными двумя факторами.
Первое. В 2020 год мы вошли с достаточно низкой инфляцией. Я напомню: в начале года она была 3 процента. А средняя за четыре года, с того момента, как мы перешли к инфляционному таргетированию, инфляция составляла 3,6 процента.
Второе. Российский банковский сектор он был устойчив, имел запас капитала, так как основной зтап его оздоровления был уже пройден и кредитование корпоративное и потребительское росло, ипотека показывала высокие темпы роста.
Устойчивость банковской системы и низкая инфляция — это основа, которая позволила нам принимать масштабные антикризисные меры. Это не стечение обстоятельств, это результат многих лет работы.
Если бы мы твёрдо не следовали курсу на снижение инфляции, не выводили с рынка слабых, неэффективных участников, то у нас не было бы запаса прочности, чтобы обеспечить поддержку граждан и бизнеса.
Банковская система впервые за всю череду кризисов в новейшей истории не требовала докапитализации, не возникало рисков финансовой стабильности, которые могли бы быть, если бы банки не были оздоровлены.
Люди и предприятия в этот период столкнулись с резким падением доходов, к которому, конечно, никто не мог подготовиться и нужны были срочные меры, с одной стороны, прямой поддержки. Это обеспечивало правительство.
С другой стороны, по сокращению издержек, чтобы оставшийся доход, накопления и полученная помощь от государства шли на ежедневное потребление сохранения уровня жизни, в случае компаний — на покрытие кассовых разрывов, выплаты зарплат и, в конечном итоге, спасение бизнеса.
Правительство со своей стороны вводило льготы по налоговым, арендным платежам, субсидируемые кредитные программы. Банк России действовал через финансовую систему, сокращая затраты людей на обслуживание ежедневных финансовых нужд.
Первоочередные решения ещё в самом начале пандемии были связаны с реструктуризацией кредитов, возможность на полгода получить отсрочку по обслуживанию долга получили и граждане, и компании, пострадавшие от пандемии. И спасибо большое за оперативное принятие законодательства в этой части.
И банковская система, которая имела запас капитала, должна была вести себя максимально ответственно в этот период и предлагала реструктуризации и тем клиентам, которые не подпадали под критерии закона.
В итоге 12 процентов от объёма реструктурированных кредитов и физическим лицам, и малому, и среднему бизнесу были реструктурированы в рамках закона, остальные по собственным программам банка.
Сейчас у нас нет тревоги по поводу завершения кредитных каникул. Большинство заёмщиков вернулись в график платежей. Потенциально плохие кредиты покрыты запасом банковского капитала. Что это означает? Это означает, они не угрожают ни устойчивости банков, ни возможности банкам, главное, расширять кредитование, которое сейчас особенно необходимо.
Чтобы банки в период пандемии могли предоставлять кредиты, не только реструктурировали кредиты, но и помогали новыми кредитами, мы вводили временное регуляторное ослабление, дали банкам возможность использовать те запасы капитала, которые они накопили и чтобы они могли выдавать больше кредитов и больше ипотеки.
Далее. Мы перешли к мягкой денежно-кредитной политике, смогли это сделать, подчеркну ещё раз, только благодаря тому, что достигли устойчиво низкой инфляции. Мягкая денежно-кредитная политика дала возможность компаниям получать недорогие кредиты, поддержала возвращение экономики к росту.
В прошлом году кредиты предприятиям выросли почти на 10 процентов, это в два раза больше, чем в 2019 году. То есть компании, действительно, смогли воспользоваться заёмными средствами, когда нуждались в этом.
Мы все знаем по опыту, что особенно чувствителен к кризисам малый и средний бизнес. И обычно в условиях, вот и в 2014-м, и в 2015-м году малый бизнес был, практически, отрезан от кредитования. Поэтому сразу же с началом пандемии мы ввели специальный инструмент — рефинансирование на 500 миллиардов рублей по низкой ставке. Она в конце периода доходила до 2,25 процента - это льготная ставка. И задача была, чтобы этот инструмент работал, стимулируя банки, увеличивать кредиты, то есть мы давали эти кредиты только тем банкам, которые... у которых уровень кредитования МСП, малого, среднего бизнеса был на уровень не ниже 90 процентов от начала пандемии. Это плюс мягкая денежно-кредитная политика, плюс программы правительства, все это позволило нарастить кредиты малому бизнесу почти на 23 процента, это в 2 раза выше, чем в 2019 году.
Ипотека. Здесь действовала льготная программа правительства, которая ускорила темпы прироста кредитов ипотечных, люди могли улучшать свои жилищные условия, а такая важная для экономики отрасль как строительство получила необходимые для ресурсы для быстрого восстановления.
Но по мере восстановления экономики такая массированная программа уже приводит в основном только к росту цен на жилье, эффект которой не покрывается субсидируемой ставкой и не приводит к росту доступности жилья для людей, а самая основная цель это все-таки увеличить доступность жилья для людей.
И необходим был переход к более адресным программам, сфокусировано решение социальных проблем, а не на стимулирование стройки в целом. Изменение параметров льготной программы, о которой объявил президент, направлено как раз на это.
Следующая мера - это сокращение расходов людей и предприятий на обслуживание повседневных финансовых нужд, то есть не только реструктуризация кредитов, не только новые кредиты, которые во многом компенсировали выпадающие доходы, но и другие издержки по финансовому сектору.
Мы ввели бесплатный лимит в 100 тысяч рублей в месяц на переводы между гражданами в системе быстрых платежей и обязали все банки сделать в своем приложении удобный доступ к оплате через СБП. Для снижения затрат компаний на безналичные платежи ввели ограничение на эквайринговые комиссии. Временная мера, но она сохранила компаниям до 1,5 процента от их безналичного оборота.
Мягкая денежно-кредитная политика и соответствующее снижение ставок по депозитам подтолкнули людей к использованию инструментов фондового рынка.
У нас очень резко сформировался многочисленный класс розничных инвесторов. Сейчас это почти 13 миллионов человек, которые вышли на фондовый рынок. Эти люди в основном только начинают свой путь на фондовом рынке, и мы должны обеспечить защиту их прав.
К сожалению, рынок сам здесь не смог вести себя ответственно, и я должна это признать. Людям предлагали сложные, можно сказать, мутные продукты, пользуясь которыми, люди легко могли потерять не только доход, но даже и часть вложенных средств, и мы понимаем, что только вот таких финансовых потерь людям не хватало во время пандемии. Спасибо Думе, которая дала нам полномочие ограничивать продажи опасных продуктов для людей.
Помимо этого, мы будем вводить требования к тому, как финансовые организации продают свои продукты, не вводят ли людей в заблуждение. Вводим ключевые информационные документы по каждому продукту, в них просто и коротко будут описаны основные параметры и риски продуктов. И нужен сквозной период охлаждения, чтобы человек, даже если и столкнулся с навязыванием, когда ему предложили, отрекламировали какие-то продукты, мог отказаться от любой услуги. Сейчас такое введено только по добровольному страхованию. И хочу сказать, что мы будем здесь продолжать, можно так сказать, закручивать гайки, пока не увидим, что рынок ведёт себя более зрело, свою выгоду видит в долгосрочных отношениях с клиентом, а не в выманивании у него здесь и сейчас денег недобросовестным образом.
Завершая тему борьбу с последствиями пандемии, я хотела бы сказать, что мы выбрали в пандемию такой путь, который позволял смягчить воздействие тех ограничительных мер, которые были неизбежны. Поддержать граждан и компании, но не нарушить фундаментальные рыночные взаимосвязи, не пошатнуть устойчивость, которая критически важна для финансового сектора и важна для доверия людей, предприятий, которые пользуются услугами финансового сектора. И хочу сказать, что сейчас финансовая система функционирует нормально, она устойчива и способна обслуживать потребности растущей экономики.
За резким спадом начала 2020 года пришел достаточно резкий восстановительный рост. И этот бурный рост сопровождается глобальным ростом цен на биржевые товары, разгоном инфляции и в мире и в России. Спрос уже восстановился, мы видим это по показателям всем, а вот производству нужно время. Ведь были нарушены производственные цепочки, до сих пор они не полностью восстановились, есть нехватка определенных компонентов, материалов, рабочей силы определенных квалификаций, так закрытые границы не дают возможность привлекать иностранную рабочую силу в том объеме, как это было до пандемии. У нас, например, это и строка и отчасти сферы услуг, и сельское хозяйство. И это всё толкает цены вверх.
Характер инфляции, а именно устойчивый в последние месяцы рост цен по широкому кругу товаров показывает, что этот период нельзя просто переждать. Центральный банк должен задействовать свои инструменты, чтобы вернуть инфляцию к цели, иначе она грозит благополучию людей.
В прошлом году мы снизили ключевую ставку, в начале пандемии инфляция у нас была низкая, и с помощью ставки мы поддержали кредитование спроса. Политика низких ставок, мы все это знаем, обычно больше приветствуется бизнесом, деньги дешевы, развиваться легко, а вот для людей это снижает привлекательность депозитов. Если это еще сопровождается инфляцией, то инфляция снижает реальные доходы населений и в том числе обесценивает сбережения.
И денежно-кредитную политику можно сравнить условно с одеждой по сезону, в холод мы надеваем куртку, летние платья будут висеть в шкафу до следующего теплого сезона. Точно также и с денежно-кредитной политикой, она отвечает на ситуацию в экономике, то, что происходит, и помогает добиваться стабильности. Как правильно подобранная одежда помогает нам не замерзнуть и не перегреться. Поэтому сейчас время повышения ставки в ответ на изменившиеся обстоятельства и рост инфляции.
Мы довольно долго держали ставку на низком уровне, чтобы быть уверенными, что не подрежем крылья восстанавливающейся экономике. Но сейчас мы не сомневаемся, что росту наше решение не помеха. Экономика восстановилась до докризисного уровня, а во многих отраслях и превысила его, и продолжает расти.
И если бы мы промедлили с началом повышения ставки, то разгон инфляции был бы больше и устойчивее. Случилось бы то, что называют инфляционной спиралью, когда инфляция растёт всё быстрее и быстрее, и тогда переломить ситуацию могут только радикальные меры. Поэтому мы и действуем на опережение решительно, чтобы в будущем не возникало ситуации, когда придётся очень резко поменять ключевую ставку.
Мы считаем, что в связи с нашей политикой инфляция вернётся к цели вблизи 4 процентов во второй половине следующего года. Повышение ставки, оно не моментально сказывается на инфляции, действует на экономику с лагом, вот поэтому такие процессы.
Но уже сейчас инфляция будет меньше отнимать от сбережений, потому, что банки вслед за изменением ключевой ставки, будут повышать и ставки по депозитам. Мы уже видим начало этой тенденции. И, конечно, это окажет эффект не только на сбережения, но и на покупательную доходность... способность доходов людей. На свои обычные расходы люди не должны будут тратить больше и больше.
Повышение ставки при этом не затормозит развитие ипотеки. Ипотека -это длинный кредит: 10, 15 и даже 30 лет, и ставка по ней зависит от инфляции куда больше, чем от ключевой ставки, и я хотела бы на это обратить внимание.
Понимая, что инфляция будет вблизи цели, банки не будут задирать ипотечную ставку. Именно и это, когда у нас ставки снизились в предпандемический период, ещё до пандемии у нас начала активно развиваться ипотека, потому что управление, контроль за инфляцией как раз и позволяет появляться длинным деньгам, длинным кредитам, ипотечным кредитам.
Другие вызовы сегодняшнего дня связаны с теми изменениями, которые подтолкнула пандемия.
Мы видели, что во время пандемии какую ключевую роль играли дистанционные услуги финансовые, например, мобильные приложения банков и нефинансовые такие, как заказ такси, крупные покупки. И многие такие сервисы объединены экосистемами, которые сформировались как вокруг, формируются, скажем так, и вокруг крупных банков, и вокруг технологических компаний. В эхом есть большой плюс для потребителя, потому что всё, что нужно, под рукой, но есть и опасности. Надо обеспечить и защиту персональных данных, конкуренцию, ограничить риски вложений в непрофильные активы. Поэтому мы сейчас работаем над созданием принципов регулирования и контроля рисков экосистемы, будем обсуждать, и, конечно, здесь нам нужна будет поддержка законодателей.
Цифровой рубль — это инициатива в рамках стратегически важного для нас направления, о котором я говорила сегодня, снижения издержек для граждан и предприятий. Цифровая валюта позволит проводить платежи дешевле, операции будут надежно защищены. И цифровой рубль — это очень перспективный проект, но это только один из элементов национальной финансовой инфраструктуры. Я много раз, и здесь в Думе выступая, говорила, что нам важно иметь свою национальную финансовую инфраструктуру.
У нас есть карта "Мир", которая развивается, своя система передачи финансовых сообщений, это аналог SWIFT, который мы создали после 2014 года, сейчас он обслуживает больше 20 процентов внутристрановых финансовых сообщений, при необходимости может обслуживать и весь внутренний трафик.
Развивается Система быстрых платежей, и я уже говорила, что в прошлом году она сыграла важную роль в переводах между людьми родственникам своим, знакомым, друзьям, когда людям нужно было переводить деньги, и они могли это делать дешево и мгновенно.
Сейчас Система быстрых платежей выходит на следующий уровень, уже можно переводить не только средства между людьми, но и оплачивать товары и услуги.
И для малого бизнеса, как объявил президент, все затраты до конца года будут возмещены из бюджета, чтобы малому бизнесу легче было начать пользоваться этим сервисом. И важно, что к 1 июля все системно значимые банки должны подключиться к этому сервису. Сейчас подключено десять из двенадцати системно значимых банков. Мы рассчитываем, что отстающие смогут выдержать сроки.
Банк России... Да, и вот эти темы по развитию национальной платежной инфраструктуры мы обсуждали на "круглом столе", и мои коллеги смогли ответить на все вопросы и рассказать о наших планах. Это действительно важнейшее направление.
И в заключение я хотела бы сказать, что мы продолжим работу по обеспечению ценовой, финансовой стабильности, устойчивости финансового сектора, повышению финансовой доступности. Мы эту тему тоже не забывали в условиях пандемии, когда люди и даже в малонаселенных пунктах, мы понимаем, должны иметь доступ к базовым услугам.
У нас есть основательные заделы по каждому из направлений, и я хотела бы сегодня поблагодарить Государственную Думу седьмого созыва за без преувеличения огромный вклад в развитие финансового законодательства.
Много законов, важнейших законов было принято. Я упомяну только несколько очень сложных, больших законодательных изменений, которые позволяют нам строить современный, отвечающий потребностям наших граждан и предприятий финансовый сектор.
В 2017 году был принят новый закон о санации банков. Без него невозможно было бы избежать потерь для людей и бизнеса, которые держали деньги в нескольких очень крупных, но, увы, смертельно больных банках. И санация, хочу ещё раз подчеркнуть, когда мы выделяли ресурсы, это не помощь собственникам банков, это не помощь менеджерам, это защита средств людей и вкладчиков, которые держали деньги здесь.
Второе. Была проведена реформа ОСАГО. По ней было много дискуссий, много сомнений, но, на наш взгляд, она сделала систему более справедливой. Аккуратные водители сейчас тратят на страховки меньше аварийных, разрешилась проблема практически везде с доступностью полисов в регионах.
Далее. Были приняты важные законы по развитию финансовых активов, дистанционных услуг, биометрической системы, это всё" закладывает основы для будущей конкурентоспособности финансовой системы.
Была расширена система страхования вкладов, были защищены средства индивидуальных предпринимателей. Раньше у нас защищались средства в основном только граждан. И здесь сейчас система уже выходит на новый уровень, расширяется на, по сути, предприятия и организации.
И для особых случаев страховое возмещение было увеличено до 10 миллионов рублей.
Я очень рада, что, буквально, в последние дни у нас обсуждается и новая инициатива по расширению страхования.
Большое спасибо всем за законотворческую работу, за всегда очень конструктивное взаимодействие с Центральным банком, за ваше внимание к вопросам развития финансовой сферы, потому что финансовая сфера и развитие ее - это не самоцель, это условие для того, чтобы развивалась экономика, и повышалось благосостояние людей.
Спасибо большое за внимание.
И, конечно, буду готова ответить на вопросы.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Эльвира Сахипзадовна. Слово предоставляется для содоклада председателю Комитета по финансовому рынку Анатолию Геннадьевичу Аксакову.
Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич.
Аксаков А. Г., председатель Комитета ГД по финансовому рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
Ну данному пленарному заседанию предшествовало совместное заседание трех профильных комитетов, был подготовлен проект заключения по оценке работы Банка России в прошлом году и сформулированы предложения по совершенствованию этой работы.
Проект заключения у вас имеется на руках.
Действительно, в прошлом году достаточно быстрыми темпами росло кредитование бизнеса (на 10 процентов), а малому и среднему бизнесы кредиты увеличились почти на 23 процента. Ну и активы в прошлом году возросли на 12 процентов.
Вот эти все показатели, они примерно в два раза превышают то, что было в 2019 году. И способствовало такому росту кредитования экономики и в части ипотеки населения то, что Центральный банк смягчил денежно-кредитную политику, а также ослабил регуляторные требования кредитным организациям.
Было реструктурировано кредитов на сумму более 7 триллионов рублей, причём только 15 процентов из этой суммы было реструктурировано на основе законов о кредитных каникулах и ипотечных каникулах. Всё остальное банки реструктурировали сами, прежде всего, исходя из своих интересов, потому что живой клиент, здоровый клиент, работающий клиент, генерирующий доход, всегда лучше, чем банкрот, у которого, как правило, нечего взять.
Но при этом послабления, которые Центральный банк применил к кредитным организациям, тоже выполнили свою миссию. Эти послабления с 1 июля заканчивают своё действие. И по некоторым оценкам, банкам придётся сформировать дополнительно резерв на сумму от полутора и более триллионов рублей, довольно большая величина. В связи с этим у нас просьба к Центральному банку мониторить ситуацию с формированием резервов и ситуации в кредитных организациях в связи с этим, поскольку ситуация с пандемией, мы видим, тоже развивается пока непредсказуемо, непонятно, и очевидно, надо мониторить ситуацию, в том числе и в банках для того, чтобы применить, возможно, опять какие-то послабления для того, чтобы была стабильность на финансовом рынке.
Инфляция приближается, вернее, уже около 6 процентов, и, соответственно, это уже серьёзное отклонение от целевого показателя в 4 процента. И здесь мы считаем, ну, с одной стороны, понимаем, действия Центрального банка по повышению ключевой ставки. И Эльвира Сахипзадовна сказала о том, что повышение ключевой ставки никак не повлияет на экономический рост. Тем не менее, на наш взгляд, необходимо дать анализ влияния ключевой не только на уровень инфляции, но и на показатели экономического роста, на инвестиции, на доходы населения.
Есть ещё один момент, который косвенно влияет на инфляцию, на инфляционные ожидания. Это рост цен на металлы и, вообще, на многие товары экспортные, которые стали уходить из нашего внутреннего рынка, и, соответственно, оголяя его, привели к повышению цен вот на эти товары. На наш взгляд, это уже и полномочия в определённой степени Центрального банка, поскольку косвенно и даже прямо через инфляционные ожидания влияет на уровень инфляции. И, на мой взгляд, здесь Центральный банк мог бы сформулировать свою позицию, как должно действовать правительство при таких ситуациях для того, чтобы внутренний рынок наполнялся в принципе имеющимися товарами, но уходящими за пределы нашей страны.
Отчётность. Во время пандемии Центральный банк сократил объём отчётности, сдвинул сроки представления отчётности, при этом информацию, которую он получал, говорит о том, что вполне её достаточно для того, чтобы эффективно регулировать рынок.
Соответственно, предложение сократить отчётность и перейти на современные цифровые технологии активнее, которые позволили бы оптимизировать эту отчётность, причём в минимальном объёме для того, чтобы снизить затраты кредитных организаций, а, значит, и снизить проценты по рынку.
Конкуренция. Она, к сожалению, уменьшается: в период пандемии доля госбанков увеличилась, количество активов, сконцентрирующихся в этих банках, увеличивается.
Эльвира Сахипзадовна сказала об экосистемах. Так вот через экосистемы госбанки идут дальше в другие рынки - это и транспортные услуги, это, в общем, различные сервисы. И получается, через экосистемы осуществляется огосударствление экономики. Очевидно, надо на это обратить внимание и в том числе через механизмы регулирования экосистем препятствовать монополизации рынка.

продолжение стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/8945173.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments