leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Финансовая система функционирует нормально - Набиуллина опять борется с инфляцией - продолжение

Финансовая система функционирует нормально - Набиуллина опять борется с инфляцией и повышает ключевую ставку, Дума вынужденно одобряет
1. 1187217-7 Госдума в итоге дискуссии одобрила постановление «О годовом отчете Центрального банка Российской Федерации за 2020 год». Отчет принят к сведению

продолжение стенограммы, начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/8945100.html

Он монополизируется, потому что банки, госбанки, имеют больший доступ к госденьгам, в том числе в период пандемии они увеличились. Поэтому вот здесь тоже надо применить волю, регулирование для того, чтобы монополизация так сильно не развивалась. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Вы можете не уходить с трибуны, учитывая, что сейчас начинаются вопросы.
Коллеги, вопрос от фракции КПРФ. Арефьев Николай Васильевич, пожалуйста.
Арефьев Н. В., фракция КПРФ.
Спасибо, Вячеслав Викторович.
Эльвира Сахипзадовна, вот российские коммерческие банки более чем наполовину проданы иностранцам, недавно принято решение о разрешении иностранцам скупать и страховой рынок тоже.
Вопрос как к финансисту. Вот какая надобность продавать финансовую систему страны иностранцам, которые обложили санкциями страну. И как при этом вы собираетесь бороться с вывозом капитала, улучшать инвестиционную активность, делать доступными кредиты, если в советах директоров банков иностранцы, которые в этом, в общем-то, не заинтересованы и делают всё для того, чтобы российская экономика брала кредиты на Западе.
Мы набрали уже 470 миллиардов долларов и платим за это проценты. Неужели это выгодно нашей стране? Спасибо.
Набиуллина Э. С. Спасибо за вопрос, Николай Васильевич.
Но первое, что я хотела бы сказать. Наверное, нет оснований говорить о том, о продаже финансового сектора иностранцам. У нас в законодательстве нормы установлены, да, по банковской системе, например, не больше 50 процентов доля в совокупном уставном капитале, но сейчас доля иностранцев в совокупном уставном капитале 13 процентов. Они даже не выбирают эту долю и нельзя сказать, что здесь есть какой-то большой интерес.
И, кстати, в страховом секторе у нас тоже доля за последние шесть лет упала в два раза. Сейчас она составляет 11 процентов, поэтому мы здесь больших рисков не видим. И, кстати, в советах директоров не так много иностранцев.
Законодательство по страховому сектору надо обсуждать. Но сейчас проходит обсуждение, и, я думаю, здесь, в Государственной Думе, мы вес вопросы, которые поднимаются, увидим.
И надо сказать, что те банки, которые с иностранным капиталом работают здесь, они работают в соответствии с российским законодательством. Значительное число менеджеров, кстати, российские граждане, они кредитуют российскую экономику, платят налоги в российский бюджет.
А вот если говорить о вывозе капитала, мы, действительно, видели вывоз капитала через банковскую систему, недобросовестное поведение, поэтому и у многих отзывали лицензию. И там вполне себе российские бенефициары с российским гражданством и вполне себе российский менеджмент, поэтому недобросовестное поведение, к сожалению, здесь не имело национальной природы. Но то, что будет связано с развитием вложения иностранных капиталов в страховую отрасль, я думаю, что здесь, в Государственной Думе, мы дополнительно обсудим. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Эльвира Сахипзадовна.
Пожалуйста, фракция ЛДПР. Власов Василий Максимович. Подготовиться Бахареву.
Власов В. М., фракция ЛДПР.
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, сейчас множество финансовых услуг оказывается через Интернет и мобильные приложения, много рекламы в социальных сетях и у блогеров. И, конечно, молодёжь этими услугами активно интересуется, пользуется, но без должных знаний сложно оценить возможности и риски не попасться на уловки мошенников. Важная задача - дать нашему поколению эти знания.
Что делает Банк России для повышения финансовой грамотности студентов и школьников?
Какие приоритетные направления на ближайшую перспективу? Спасибо.
Набиуллина Э. С. Спасибо, Василий Максимович.
Вы затронули абсолютно приоритетный вопрос, потому что финансовая грамотность, мы ей начали заниматься уже несколько лет назад, но сейчас приобретает особую остроту. Я уже говорила, сколько людей вот вышли на фондовый рынок и молодых, и не очень молодых с небольшими сбережениями, то есть это небогатые люди с небольшими сбережениями и, конечно, мерами только ограничивающими, но они необходимы, мы ситуацию не выровняем, нужно повышение финансовой грамотности, безусловно.
Мы здесь работаем вместе с правительством, у нас совместная стратегия с правительством по финансовой грамотности. А что касается молодых, у нас несколько каналов воздействия... действия.
Первое. Это традиционные обучающие программы, поэтому здесь работа с Минобром и с Минпросом. С Минобром мы уже завершили работу с тем, чтобы модули финансовой грамотности включать в стандарты обучения в вузах, с Министерством просвещения нужно это сделать, что касается школьных программ. Ну понятно, новые каналы сейчас для молодежи, наверное, где-то даже важнее онлайн, поэтому у нас онлайн-уроки, онлайн-зачеты мы проводим, в том числе, командные игровые формы и что особенно важно, нужно новое направление.
В целом финансовая и цифровая грамотность важна, инвестиционная грамотность. Поэтому, например, биржа подготовила модуль по инвестиционной грамотности, это как реакция на то, что мы видим, сколько людей выходит на фондовый рынок. Мы при этом разными каналами пользуемся, и общественным транспортом, в метро реклама основных финансовых, скажем так, знаний, это важно, но есть опасность. Вы правильно сказали про Интернет, мы видим что под видом обучающих программ, многие предлагают обучающие программы, иногда идет недобросовестная реклама своих продуктов, в том числе, "мутных продуктов".
И поэтому здесь, наверное, вот над чем надо будет подумать и, может быть, нужно будет изменение в законодательство, как дать людям возможность различать реально программы обучающие и вот такие маркетинговые, где, значит, недобросовестные игроки навязывают свои услуги. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Бахарев Константин Михайлович. Подготовиться Тумусову.
Бахарев К. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, вопрос вам. Продолжающееся во многих странах стимулирование экономики посредством инструментов денежно-кредитной политики, а также нарушение цепочек поставок из-за ограничительных мер привели к росту инфляции, причём в цене растут как продовольственные, так и промышленные товары. Какие дополнительные меры, помимо повышения ключевой ставки, планирует применить Банк России для снижения инфляции? Спасибо.
Набиуллина Э. С. Ну, действительно, одна из причин - рост инфляции в мире под влиянием мягких, крайне мягких денежно-кредитных условий, крайне стимулирующей бюджетной политики. Это один фактор, но, наверное, не единственный, потому что есть у нас и внутренние факторы.
В принципе мы видим сейчас дисбаланс спроса и предложения. Рост инфляции как раз показывает нам то, что спрос растёт быстрее, чем предложение. И здесь я бы просила не недооценивать инструменты денежно-кредитной политики и нашей ставки. Мы с помощью ставки последние четыре года держали инфляцию. Она действительно колебалась, но в среднем составляла чуть меньше 4 процентов. Это действенный инструмент, он действует с лагом, поэтому мы, конечно, будем его применять.
Будем смотреть при этом. Могут возникать перегревы на определённых сегментах, связанные с необеспеченным потребительским кредитованием, с рисками и вариантами ипотеки. Тоже у нас есть меры, чтобы применять, они так и называются — макропродунциальные меры, для того чтобы охлаждать рост цен и в этих сферах, но...
Вот я сказала, инфляция — это соотношение спроса и предложения. Конечно, на инфляцию влияют и рост производства, и рост предложения. Чем больше предложение, чем больше производство, естественно, это снижает инфляцию, поэтому здесь...
Но здесь нет инструментов Центрального банка воздействия на предложение - мы воздействуем на спрос. Но правительство работает над тем, чтобы создать условия, и меры принимает, повысить производительность труда, повысить инвестиции.
И здесь нужно снимать барьеры для входа на рынок новых предприятий. Почему?
Потому что, вот когда цены где-то выросли, это сигнал для инвесторов потенциальных, что здесь есть спрос, здесь есть прибыль, и они должны, и они хотят туда войти. Надо, чтобы было меньше барьеров, чтобы могли создавать новые предприятия. И это само по себе развитие производства, конечно, тоже будет снижать инфляционное давление. Мы кстати по регионам видим, проводим анализ, там, где на определенных сегментах больше конкуренция, там меньше часто бывает инфляционное давление. Спасибо. Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Тумусов Федот Семенович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Подготовиться Синельщикову.
Тумусов Ф. С, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо.
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, в прошлом году ровно год назад я в этом зале задавал вам вопрос относительно возможности принятия закона о криптовалюте и, вообще, о перспективах развития рынка криптовалют. Ваш ответ был примерно следующий, что объем рынка очень маленький и особо торопиться с принятием закона не стоит. Тем не менее закон за прошедший год принят, но самое печальное, что у нас в Российской Федерации процветает "черный" рынок криптовалюты, "в белую" криптовалюта плохо учитывается, не говоря о том, что уже люди не платят налоги. Тогда как в других странах это все учитывается и находится под жестким контролем Центрального банка.
Вопрос, как вы видите перспективу развития рынка криптовалюты у нас в России, и какие меры принимаются в этом направлении Центробанком? Спасибо.
Набиуллина Э. С. Спасибо за вопрос.
Здесь позиция наша не изменилась, мы относимся к так называемым криптовалютам достаточно сдержанно, это денежный суррогат, это денежный суррогат и мы против того, чтобы криптовалюты как частные цифровые, даже деньгами их не хочется называть, использовались для расчета внутри страны.
Я прошу здесь не путать криптовалюты и цифровой рубль, это разные вещи. Цифровой рубль - это цифровая форма национальной валюты, обеспеченная Центральным банком, и мы этот проект будем развивать, как и большинство центральных банков в других странах.
Сейчас 56, если память мне не изменяет, банков работают над цифровой собственной валютой, национальной валютой, но это не относится к кри пто вал юте.
Рынок криптовалюты транснациональный, его достаточно сложно ограничивать на национальном уровне. Кстати, разные страны по-разному относятся к криптовалютам. У некоторых даже более жёсткий запрет, чем у нас, а у нас есть запрет на расчёты, у нас легализовано обладание, в том числе, как основа для налогообложения, нужно соответствующие поправки дообсудить и принять. Но практически никто не допускает криптовалюту, как средство платежа. Вот недавно Сальвадор допустил, но у них собственной валюты нет. Я не думаю, что это для нас пример. Мы будем мониторить ситуацию.
Поэтому здесь наша позиция не изменилась. Нам нужно дать гражданам и бизнесу удобные средства платежа, технологии позволяют это сделать. Вот эти технологии все цифровые, они позволяют это сделать. Но делать это надо на национальном уровне, чтобы понятно, кто несёт ответственность, а не частные анонимные лица, которые выпускают непонятные криптоактивы. Поэтому позиция такая - дать возможность людям и бизнесу пользоваться национальной удобной валютой, в том числе в цифровом виде.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Синельщиков Юрий Петрович. Подготовиться Березину. Синельщиков Ю. П., фракция КПРФ.
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, на сегодня перечень государственных органов, имеющих доступ к банковской тайне, составляет несколько десятков наименований. Однако действующее законодательство не предоставляет прокурорам право получать справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан при осуществлении прокурорами их полномочий в сфере борьбы с коррупцией и оттоком капитала за рубеж, противодействия экстремизму и терроризму, защиты прав вкладчиков и заёмщиков.
За последние годы фракция дважды пытались устранить этот пробел путём внесения соответствующих законопроектов, однако они были отклонены думским большинством.
Хотелось бы знать позицию Центробанка по данному вопросу. Спасибо.
Набиуллина Э. С. Спасибо большое за вопрос, действительно, он достаточно сложный.
Если посмотреть на статью 26 закона о банках, которая регулирует доступ к банковской тайне, можно увидеть уже достаточно много изъятий, это так. Там, кстати, и прокуроры по ряду вопросов имеют доступ к банковской тайне. И мы видим в последнее время, действительно много вопросов с тем, чтобы расширить доступ к банковской тайне.
Здесь, на мой взгляд, нужно очень аккуратно подходить, потому что у нас уже есть доступ к банковской тайне, например, когда возбуждено уголовное дело по преступлениям, когда мы вышли с инициативой дать доступ к банковской тайне правоохранительным органам, когда Банк России в рамках своей надзорной работы видит признаки правонарушений и когда обращается в правоохранительные органы, может представлять данные из банковской тайны.
Но, на мой взгляд, нужно подходить аккуратно, потому что чтобы не возникало у людей, у бизнеса вопроса по поводу доверия к банковской системе, кто пользуется данными о счетах, люди к этому чувствительны.
Мы видим, что, кстати, на фоне низких ставок по депозитам это может и спровоцировать дополнительно отток банковских вкладов. Поэтому мы готовы эту тему дальше обсуждать, но, на наш взгляд, нельзя превращать банковскую тайну в решето, иначе мы получим то, что люди будут уходить из банковских депозитов.
У нас есть регламент взаимодействия и с правоохранительными органами, и с Генпрокуратурой по обмену данными, можем посмотреть, что сделать в этом вопросе там.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Эльвира Сахипзадовна. Фракция ЛДПР — Березин Никита Владимирович. Подготовиться Кармазиной. Березин 11. В., фракция ЛДПР. Спасибо, Вячеслав Викторович.
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, ставки по банковским депозитам крайне низкие, люди выводят деньги в наличные, покупают валюту, вкладываются в недвижимость, тем самым деньги не работают на национальную экономику.
Что Банк России намерен делать, чтобы исправить данную ситуацию? И когда ожидать нашим гражданам интересных пакетных предложений по депозитам?
Спасибо.
Набиуллина Э. С. Спасибо.
Ну, это более чем актуальный вопрос, который Никита Владимирович задал.
Действительно то, что у нас мягкая денежно-кредитная политика привела не только к снижению ставок по кредитам, которые все отмечают как положительное явление, да, но и к снижению ставок по депозитам.
И те, кто сберегают, для них мягкая денежно-кредитная политика, если можно сказать, невыгодна. Те, кто получают в кредит, для них выгоднее низкие ставки, те, кто сберегают, для них это невыгодно.
И поэтому мы видим интерес и к фондовому рынку, но люди, когда уходят в фондовый рынок, это всё-таки работает в значительной части на нашу экономику, они покупают облигации, корпоративные... корпорации привлекают средства, но когда уходят в наличные, в валюту, вы правы. Вы правы, поэтому не нужно сделать так, чтобы люди... чтобы ставки не приводили к тому, что депозиты становятся непривлекательными.
А ещё если растет инфляция, и люди сравнивают ставки по депозитам с инфляцией, конечно, вот то, что происходит, это нас беспокоит. И это один из факторов, почему мы начали повышение ставки. И повышение ставки должно с лагом привести к тому, что будут повышаться ставки по депозитам. Они уже начали повышаться, правда, медленно пока, но вот такое сбалансированное приведение денежно-кредитной политики должно привести и к повышению ставок по депозитам и снижению инфляции. И одновременно когда повышение ставок по депозитам и снижение инфляции, это будет означать более привлекательные депозитные ставки. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Кармазина Раиса Васильевна.
Подготовиться Нилову Олегу Анатольевичу. Кармазина Р. В., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ".
Эльвира Сахипзадовна, вы много раз говорили о том, что банковский сектор очищен от недобросовестных банков. Мы с вами сделали страхование для малого бизнеса, низкий вам поклон, в этом зале много звучало на эту тему. И у меня вопрос к вам такой: а почему бы нам не распространить такое страхование на организации? Например, на больницы, на детские сады и так далее.
Набиуллина Э. С. Да, спасибо большое за вопрос.
Действительно, система страхования сейчас развивается. Мы её расширили, но, на наш взгляд, мы действительно готовы к следующему шагу расширения системы страхования. С чем это связано?
Первое. Вы абсолютно правы. У нас количество недобросовестных банков ну резко снизилось, скажем так, и нет риска, что будет много страховых случаев, и система страхования будет вынуждена эти расходы осуществлять.
Второе. Мы видим, что в результате этого же АСВ возвращает тот кредит, который есть. Еще не вернуло, поэтому они предлагают еще дообсудить, когда мы сможем расширять систему страхования.
Но тем не менее в стратегии страхования написано о том, что мы хотим расширять на юридические лица. И в первую очередь должны попасть туда юридические лица, некоммерческие организации, которые оказывают социальные услуги, благотворительные услуги. Надо обязательно это посмотреть.
И второе, вот то, что сейчас уже проект закона, я так понимаю, Анатолий Геннадьевич, есть, там тоже расширение, и в том числе для среднего бизнеса, правда надо посмотреть на объем страхования. Сейчас миллион 400, но вот коллеги мне подготовили справку, что в среднем на счетах компаний средних около 10 миллионов.
Поэтому я думаю, что надо будет посмотреть и на объем страхования, чтобы он был, страховой суммы, чтобы он был достаточен. Тем более у нас не так много средних предприятий, там чуть больше 17 тысяч.
Поэтому систему страхования, безусловно, надо расширять, и это сделает, будет эффектом иметь более стабильную базу пассивов для небольших банков, для региональных банков, я знаю, что вы всегда беспокоитесь о региональных банках, и в этом отношении повысят конкуренцию на банковском рынке, безусловно.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Подготовиться Шайхутдинову.
Нилов О. А., фракция 'СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Эльвира Сахипзадовна, мы часто призываем бизнес к социальной ответственности, но вот я бы хотел спросить вас, как вы считаете, не надо ли призвать банки к социальной ответственности, к морально-этической ответственности? Ну считаю, что от бешеных сверхприбылей даже в тяжелые времена пандемические ну происходит какой-то кураж. Ну чего стоит только пример, когда то "Альфа", то Сбербанк делают своим лицом моральных уродов, да? Как вам такая хайп-политика?
Ну и самое главное, вот на прошлом заседании был отвергнут в очередной раз наш закон о запрете роуминга банковского, вот о запрете этих бешеных комиссий, которые банки получают до 20 процентов в прибыли своей, и эти прибыли баснословные сейчас. Давайте вот таким образом их заставим социальную ответственность нести: запретим комиссионные для физических... (Микрофон отключён.)
Набиуллина Э. С. Олег Анатольевич, спасибо большое за вопрос, он действительно важный, хотя мы занимаемся регулированием экономическим, законодательным, но социально-этические вопросы, они очень важны. И на самом деле многие, во многих сегментах финансового рынка созданы саморегулируемые организации, которые, в том числе, уделяют внимание этическим стандартам, этическим кодексам, не только вопросам стандартизации продуктов и так далее. В банковской системе, к сожалению, этого нет, мы несколько раз несколько лет обсуждаем этот вопрос с тем, чтобы там как-то вышло саморегулирование, возникло и развивалось. Пока, к сожалению, этого не удаётся. Мы это видели и когда у нас начались недобросовестные продажи - мисселинг продуктов. Мы рассчитывали, что сама система с этим справится. Но прибыли, мы знаем классиков, это коммерческие организации, да, высокая прибыль она довлеет над, к сожалению, социальными этическими стандартами, поэтому нужно какие-то вещи регулировать. Поэтому мы выходим с инициативами, например, но защите прав инвесторов.
Я не знаю, нужно ли регулировать вопросы, кого привлекают для рекламы банки. Наверное, сейчас они действуют в соответствии с законодательством. Но, конечно, вопросы, наверное, требуют обсуждения на профессиональных площадках, ассоциациях и так далее.
Что касается запрета роуминга и вопросов комиссий. Вот мы как страна, как финансовая система находимся на том этапе, когда технологически можно все переводы, все расчёты делать более дешёвыми, это так. И действительно банки, у которых есть монополия вот в некоторых сферах розницы, могут держать повышенные тарифы.
Мы поэтому развиваем конкуренцию, поэтому мы создали систему быстрых платежей, будем развивать её функционал, к которому могут подключаться все участники финансового рынка. И там тарифы, например, на переводы где-то раза в три меньше, чем эквайринг по системе, например, по расчётам за товары и услуги.
Мы собираемся расширять этот функционал. Это не конкурент банкам — это основа для всех банков для того, чтобы они пользовались технологическими возможностями, конкурировали и снижали тарифы. Но действительно уровень тарифов нужно снижать в экономике и таких издержек.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Шайхутдинов Рифат Габдулхакович, "Гражданская платформа", независимый депутат.
Подготовиться - Ганзя Вера Анатольевна. Шайхутдинов Р. Г. Спасибо.
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, доверие наших граждан к рублю -очень важный фактор доверия власти в целом. Как определить это доверие? Ну в чём они накапливают? Накапливают в основном в долларах, в евро, реже – в рублях.
Цифровой вот рубль, о котором вы говорили, он, безусловно, важный проект, но он решает вопрос прозрачности, там простоты расчётов, но не решает вопрос накопления.
Не считаете ли вы, что настало время подумать и о проекте обеспеченного, накопительного рубля, такого рубля, в котором могли бы люди накапливать и, таким образом, мы, кстати, решили бы вопросы обеспеченной старости и пенсионного обеспечения. В этом вопрос, как вернуть доверие наших граждан к рублю? Спасибо.
Набиуллина Э. С. Спасибо большое за вопрос.
Доверие к рублю - важнейшая цель нашей политики, доверие к рублю. Благодаря чему оно достигается? Благодаря тому, что люди понимают, когда они получают зарплату в рублях, когда они сберегают в рублях, рубль не обесценивается.
А что значит обесценение рубля? Это высокая инфляция. Когда за тот же рубль вчера можно было купить там какое-то количество продуктов, а сегодня уже не купишь - это доверие к рублю. Поэтому снижая инфляцию, мы и увеличиваем доверие к рублю.
Надо сказать, что по валютным, например, накоплениям в банковской системе, валютным депозитам у нас за последние пять лет произошла дедолларизация. У нас было почти 30 процентов накоплений в валюте физических лиц, валютных депозитов, сейчас чуть больше 20 процентов. Нам важно, чтобы эта тенденция не переломилась.
Почему мы и намерены так решительно бороться с инфляцией? Потому что именно инфляция подтачивает доверие к национальной валюте. Я в этом убеждена и это показывает пример всех других стран.
Что касается введения параллельных денег, да, более обеспеченных. Мы рассматривали, к нам обращались несколько раз с такими идеями, в том числе с обеспеченными золотом и так далее. На наш взгляд, это будет иметь негативные последствия, потому что создаст две параллельные денежные системы. Мы с вами в недавнем, в давнем уже, наверное, прошлом, в Советском Союзе проходили этот период, когда есть и официальные курсы, рыночные курсы и, на наш взгляд, это будет иметь негативные последствия. Важно, чтобы национальная валюта, в какой бы форме она не была, в наличной, безналичной, цифровой, она вызывала доверие, не обесценивалась эта низкая инфляция. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, фракция КПРФ. Ганзя Вера Анатольевна. Подготовиться Зайцеву.
Ганзя В. А., фракция КПРФ.
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, вот ЦБ четвёртый год подряд срабатывает на конец года с убытками. В 2020 году - это 61,5 миллиарда рублей. Откуда вообще эти убытки?
Далее. Ужесточение денежно-кредитной политики не может привести ни к росту кредитования ни предприятий, ни населения, ни доходов, ни потребления. То есть вы ставите благие цели, а по факту решение прямо противоположное.
Вообще, как это объяснить? И как обуздать, вообще аппетиты банков? Например, разница продажи и покупки валюты там 4 рубля, ну как-то же надо это делать. И вот банки навязывают условия предпринимателям при открытии нового счёта по причине блокировки предыдущего счёта финмониторингом. И, когда они новый счёт открывают, там процент от 3 до 20 процентов от заблокированных средств. Вы понимаете, банки душат предпринимателей и это в порядке вещей уже много лет. Вот скажите, почему вот такие аппетиты банков всё-таки Центробанк никак не регулирует? Спасибо.
Набиуллина Э. С. Спасибо.
Ну здесь три вопроса, я постараюсь ответить на них все.
Что касается финансового результата Центрального банка.
Выполнение функций по поддержанию ценовой, финансовой стабильности оно может иметь отрицательный финансовый результат. Например, когда мы абсорбируем ликвидность, то мы за это платим. И поэтому во многом, когда обсуждался закон "О Центральном банке...", там написано, что прибыль не является целью Центрального банка, мы не коммерческая организация и по нашей эффективности нельзя судить по прибыльности или неприбыльности, важно, как мы достигаем своих целей и задач. Они обозначены также в законодательстве.
Что привело к убыткам в этом году? Они действительно меньше, чем в прошлом году, это и наши процентные доходы, расходы. Да, действительно процентные расходы у нас уменьшились, потому что мы по депозитам к нам платим чуть меньше, но и процентные доходы упали, процентные доходы у нас формируются, в том числе, от того, как мы размещаем резервные активы, а везде нулевые ставки практически, отрицательные ставки и так далее.
Непроцентные доходы и расходы есть то же самое. И значительная часть наших расходов - это формирование провизии, резервов по нашим депозитам банка.
Да, мы санацию банков провели в период 2017 года, но провизия формируется постепенно и мы пока не завершили формирование этих провизии, они будут оказывать влияние на финансовый результат. Тем не менее сами затраты на содержание сотрудников Центрального банка они снизились в этом году, снизились на 2 миллиарда рублей.
Ужесточение денежно-кредитной политики. Ужесточение денежно-кредитной политики направлено на то, чтобы снизить инфляцию и сделать доступными кредиты. Коллеги, вот если будет искусственное снижение ключевой ставки, а при этом инфляция продолжит расти, будет ускоряться, ставки не снизятся, ставки вырастут и это происходило у нас в периоды повышения инфляции, посмотрите на нашу историю двухтысячных годов, периоды повышения инфляции. Это иллюзия, что при превышении... при снижении ключевой ставки и росте инфляции возрастает доступность кредитов.
Кредиты у нас выросли, долгосрочные кредиты, а нам нужно развивать долгосрочные кредиты - ипотечные, инвестиционные, когда у нас стала под контролем инфляция, потому что люди, инвесторы верят. Когда инфляция под контролем, там ставка повышается не так, как повышается ключевая ставка. Ключевая ставка у нас влияет на стоимость краткосрочных ресурсов, а на долгосрочные влияет инфляционная премия. И если все понимают, что инфляцию Центральный банк держит под контролем, то длинные ставки не будут расти. Это и происходило. У нас сейчас, если... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте время.
Набиуллина Э. С. Да, полсекунды. Потому что про кредитование - этот вопрос очень важный, он всё время задаётся.
Вы посмотрите, мы с марта три раза повысили ключевую ставку. Но ставки по долгосрочным бумагам, на которые ориентируются долгосрочные кредиты, приблизительно на уровне марта. И мы, таким образом, влияем на большую доступность долгосрочных кредитов. И я прошу на это обратить внимание, потому что это очень важно. И мы при этом ждём действительно, что рост кредитования продолжится. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Зайцев Максим Сергеевич, фракция ЛДПР.
Подготовиться Ламейкину.
Зайцев М. С., фракция ЛДПР.
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, ну, достаточно широко в мире сейчас обсуждаются климатическая повестка и подходы к достижению целей устойчивого развития. Хотелось бы понять, какова роль Банка России в данном процессе и каковы планы Банка России в области развития финансирования устойчивых проектов на ближайшие годы. Спасибо.
Набиуллина Э. С. Спасибо за этот вопрос, он действительно очень важный. Мне кажется, мы его недооцениваем, многие.
Климатическая повестка будет одним из факторов, который будет определять наше экономическое развитие. И здесь Центральный банк играет активную роль, занимает активную позицию, мы работаем тесно с правительством.
Здесь видим две цели сейчас.
Первая — это создать механизмы, инструменты, условия, для того чтобы финансировались не только "зелёные" проекты, а это важно, так называемые "зелёные" проекты, но и проекты, которые позволяют нашим компаниям трансформироваться. Из тех, которые вынуждены в силу истории, инвестиций иметь так называемый больший углеродный след, трансформироваться в более экологически дружелюбные, если можно так сказать.
Это первое направление, чтобы такие инструменты были доступны. Это и раскрытие информации, критерии такого рода проектов, работа с биржей, с банками, чтобы были инструменты и соответствующее регулирование.
И второе направление — стимулирование нашей экономики финансовой системы правильно оценивать риски, связанные с климатом. Здесь два типа рисков, собственно климатические риски, мы видим, что они тоже усилились, мы видим это. И второе — риски, связанные с регулированием этих климатических рисков, таких как углеродный налог, который вводится в разных странах. Все эти риски нужно оценивать. Мы поэтому проводим стресс-тесты, начали со стресс-тестов, которые оценивают влияние на нашу экономику и финансовую систему введения углеродного налога, который в мире обсуждается. Результаты в целом, можно сказать, конечно, это определенные затраты для нашей экономики, но в принципе наша экономика это выдержит. Но это же только первый шаг, мы понимаем, что будет и дальше. Поэтому нужно все время климатическую повестку, абсолютно с вами согласно, держать в фокусе внимания и финансовый сектор здесь должен играть активную роль в трансформации экономики. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Эльвира Сахипзадовна, вопрос Вера Анатольевна Ганзя задавала в части блокировки счетов. Если можно при заключительном слове ответьте на него.
А сейчас слово Ламейкину Дмитрию Викторовичу, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Подготовиться Гартунгу Валерию Карловичу. . I а мен к п п Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Вячеслав Викторович.
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, мы видим с вами существенное снижение курса рубля по сравнению с показателями прошлого февраля, прошлого года, и понимаем, что ослабление рубля относительно доллара, евро весьма негативно сказывается и на экономике, усиливает инфляцию, также приводит к перетоку средств с рублевых депозитов и скупки валют. В этой связи вопрос, не видит ли Центральный банк возможности временное снижения объемов покупки валюты, что позволит рублю укрепиться до докризисных позиций, и снизит негативное внешнее воздействие на стоимость импорта, ну и как следствие снижение инфляции. Спасибо.
Набиуллина Э. С. Спасибо.
Мы все покупки, продажи проводим в рамках бюджетного правила, и если сейчас отказаться от покупок, то это будет нарушение этого бюджетного правила, а на наш взгляд нельзя отходить от бюджетного правила, а на наш взгляд нельзя отходить от бюджетного правила.
Знаю, есть разные мнения на этот счёт, но я хотела бы обратить внимание на то, что именно введение бюджетного правила позволило нашей финансовой системе, нашей экономике перейти на меньшую зависимость от цены нефти.
Вот прошлый год, вспомните прошлый год, цена на нефть падала даже до отрицательных значений. Резкое падение цены на нефть. Наверное, более резкое, чем все предыдущие периоды. Да, курс отреагировал, но он отреагировал менее значимо, чем это было в предыдущие эпизоды. И это означает, что бюджетное правило работает.
Второе. Бюджетное правило действительно позволяет накапливать средства, которые в такие периоды, как пандемия, можно отправить на увеличение расходов, что и происходило.
И если перестать сейчас покупать, да, рубль немного укрепится, но если, вдруг, цены пойдут вниз, а это может случиться, мы видим, какие тенденции в мире, то это чревато более резким падением курса, чем оно будет, если мы будем применять бюджетное правило. Поэтому, на наш взгляд, нецелесообразно отказываться от таких покупок.
Но хотела заметить, если будут риски финансовой стабильности, мы, конечно, помимо бюджетного правила можем выйти на рынок с интервенциями, но в этом сейчас, конечно, нет необходимости.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - Гартунг Валерий Карлович.
Гартунг В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, действительно, зажатие спроса через повышение процентной ставки в рыночной экономике, конечно, влияет на инфляцию и снижает инфляцию, потому что оно... таким образом происходит сбалансирование спроса и предложения. Но учитывая, что в России ненормальная ситуация с конкуренцией, у нас это не работает. Так вот это и в заключении комитета было указано, и вопрос вам из зала задавали, вы всё-таки кроме работы со ставкой, повышая или понижая её, вы какие ещё методы планируете применять для того, чтобы реально остановить инфляцию в крайне монополизированной экономике, такой как Россия, российская экономика?
Вот какие еще кроме этого вы будете меры принимать? Потому что мы же понимаем, что только ставкой вы инфляцию не остановите.
Спасибо.
Набиуллина Э. С. Спасибо большое, Валерий Карлович, за вопрос.
По поводу нашего влияния на инфляцию. Во-первых, ставкой мы влияем на инфляцию, мне кажется, мы это продемонстрировали и в предыдущие годы. Но мы влияем, вы абсолютно правы, на совокупный спрос, мы даже не на отдельные элементы его влияем, а на совокупный спрос.
Здесь хотела бы отметить, иногда бывает путаница, что сдерживание спроса — это не сдерживание потребления вот ни в коем случае, потому что когда инфляция растет, просто за тот же объем товаров и услуг люди вынуждены платить больше, цены растут, это не сдерживание потребления, это сдерживание избыточного спроса, когда спрос превышает предложение.
И я уже действительно в предыдущем вопросе говорила о том, что здесь очень важна политика на стороне предложения, на стороне предложения конкуренция абсолютно важна, да, у нас не везде, мягко так скажем, достаточный уровень конкуренции, там, где есть конкуренция, мы видим сразу эффекты возникают. Но мерами денежно-кредитной политики мы недостаток конкуренции не исправим. Поэтому мы действуем своими способами.
И еще раз хочу подчеркнуть, правительство подготовило меры, реализует меры, которые направлены на повышение конкуренции, на снятие избыточных административных регулятивных барьеров, да, это занимает время, но это магистральный путь для того, чтобы развивалось производство, в ответ на растущий спрос развивалось производство. Да, спасибо.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/8946939.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments