leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Донорство органов, костного мозга и гемопоэтических стволовых клеткок – первое чтение

Донорство органов, костного мозга и гемопоэтических стволовых клеткок – первое чтение
71. 1148614-7 Госдума в итоге обсуждения приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам донорства органов и (или) тканей человека, включая костный мозг и гемопоэтические стволовые клетки, и их трансплантации (пересадки)»
Документ внесен правительством 13.04.21.
Представил заместителя Министра здравоохранения Евгений Камкина
член комитета по охране здоровья В.А. Елыкомов.
Законопроектом предлагается:
1) Предусмотреть, что Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» распространяется, в том числе, и на регулирование условий и порядка трансплантации костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток;
2) Уточнить, что трансплантация органов или тканей человека, включая костный мозг и гемопоэтические стволовые клетки (далее – трансплантация), допускается при наличии письменных информированных добровольных согласий совершеннолетних дееспособных живого донора и реципиента, а в отношении несовершеннолетнего реципиента, а также в отношении реципиента, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если он по своему состоянию не способен дать информированное добровольное согласие, – при наличии письменного информированного добровольного согласия, данного одним из родителей или иным законным представителем, в порядке, установленном Минздравом России (в настоящее время предусмотрено, что трансплантация допускается исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия реципиента. При этом другая норма закона определяет, что трансплантация осуществляется с письменного согласия реципиента, и реципиент должен быть предупрежден о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством, а если реципиент не достиг 18 лет либо признан в установленном порядке недееспособным, то такая пересадка осуществляется с письменного согласия его родителей или законного представителя);
3) Расширить права живого донора, давшего информированное добровольное согласие на изъятие своих органов и (или) тканей, включая костный мозг и гемопоэтические стволовые клетки, для трансплантации, – такой донор имеет право:
- на защиту прав и охрану здоровья;
- на диагностику (медицинское обследование), лечение и медицинскую реабилитацию в связи с прижизненным донорством в целях трансплантации в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
- на ознакомление с результатами его медицинского обследования, проведенного в порядке, установленном Минздравом России;
- требовать от медицинской организации полной информации о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством;
- на оплату проезда живого донора костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток к месту забора костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток в порядке, установленном Правительством РФ;
4) Установить, что порядок финансового обеспечения медицинской деятельности, связанной с донорством органов и тканей человека, включая костный мозг и гемопоэтические стволовые клетки, в целях трансплантации и порядок финансового обеспечения расходов на проезд живого донора костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток к месту забора костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток и обратно за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Минздраву России, устанавливаются Правительством РФ;
5) Предусмотреть ведение уполномоченным ФОИВом в порядке, установленном Правительством РФ, Федерального регистра доноров костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток, донорского костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток, реципиентов костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток.
ФЗ вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Первое чтение 354 0 8 15:32

Стенограмма обсуждения
Коллеги, переходим к рассмотрению законопроектов в первом чтении. И у нас сегодня порядок такой, что мы должны рассмотреть все вопросы, включенные в повестку до конца. Нет возражений? Их не так много осталось, кстати. Семнадцать.
71-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О трансплантации органов и(или)тканей человека" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам донорства органов и (или) тканей человека, включая костный мозг и гемопоэтические стволовые клетки, и их трансплантации (пересадки)".
Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра здравоохранения Евгений Геннадьевич Камки н.
Камкин Е. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые депутаты!
Проект федерального закона подготовлен во исполнение поручений Правительства Российской Федерации. Законопроект направлен на урегулирование законодательства в части трансплантации костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток, а также финансового обеспечения связанных с ним мероприятий.
В настоящее время действующее законодательство не выделяет вопросы донорства и трансплантации костного мозга в качестве самостоятельного объекта регулирования. Таким образом, законодательная неурегулированность в вопросах трансплантации костного мозга не позволяет определить приоритетный комплекс мероприятий, направленных на развитие данного вида медицинской помощи в Российской Федерации.
В связи с этим отсутствует возможность бюджетного финансирования мероприятий, связанных с донорством костного мозга, затраты на которые зачастую покрываются, в том числе, из внебюджетных источников.
В этой связи законопроектом предусмотрено дополнение закона "О трансплантации органов и тканей человека" новым разделом о финансовом обеспечении медицинской деятельности, связанной с донором костного мозга, при этом правительство наделяется полномочиями по установлению порядка такого финансового обеспечения.
Развитие трансплантации костного мозга невозможно без развития донорства костного мозга и финансовой поддержки данных мероприятий со стороны государства.
Сложности подбора доноров костного мозга обусловлены, в том числе, разрозненностью баз данных доноров. На сегодня функционирует 18 баз данных доноров костного мозга в государственных медицинских организациях и иных организациях.
Учитывая, что основная часть пациентов нуждается в неродственном донорстве, нам необходимо объединить все существующие базы данных в единый федеральный регистр доноров костного мозга. Поэтому одним из основных положений законопроекта является возможность создания в Российской Федерации федерального регистра доноров костного мозга. Планируется, что федеральный регистр будет включать информацию как о донорах, так и о реципиентах, то есть о людях, которым уже проведена трансплантация. Планируемое объединение всех существующих баз данных доноров в единый регистр позволит ускорить процесс поиска подходящего донора на территории Российской Федерации и оказания пациенту необходимой помощи, а также снизить потребность в поиске доноров за рубежом.
Также положениями законопроекта предусмотрены права и защита здоровья доноров. Обеспечиваются доноры бесплатной диагностикой, медицинским обследованием, при необходимости - лечением и медицинской реабилитацией. Государством обеспечивается оплата проезда к месту забора костного мозга и обратно. Полагаем, что такие меры будут способствовать развитию донорства костного мозга и активному наполнению федерального регистра мотивированными донорами костного мозга.
Все вышеперечисленные изменения внесут существенный вклад в развитие донорства и трансплантации костного мозга в стране, позволят спасти тысячи жизней больных, повысить и качество, и продолжительность жизни.
Просим поддержать законопроект. Спасибо.
Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы И. В. Лебедев
Председательствующий. Спасибо.
Содоклад члена Комитета по охране здоровья Валерия Анатольевича Елыкомова.
Пожалуйста.
Елыкомов В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Игорь Владимирович! Уважаемые коллеги! В данном законопроекте речь идёт о четырёх составляющих. Первое - это регистр донорский, чего не было. Второе - это финансовая составляющая по трансплантации костного мозга и гемопоэтических клеток. Третье - это права доноров костного мозга. И четвёртое - это поставщики информации о потенциальных донорах.
Мы этим законом вносим изменения в два федеральных закона - в 323-й "Об основах охраны здоровья граждан..." и в 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека".
10 июня 2021 года комитет рассмотрел данный законопроект. В целом мы его поддерживаем, хотя у нас появился ряд вопросов, в первую очередь, по финансированию, потому что законопроект ставит задачи, в том числе и перед Правительством и перед Министерством здравоохранения. На сегодняшний день важно, чтобы финансирование и регистра, и доставки доноров к месту взятия костного мозга, на это были средства, и непонятен пока региональным компаниям. Вместе с тем, я думаю, что во втором чтении мы вот эти свои замечания, которые у нас были, они непринципиальный характер носят, мы постараемся их расшифровать и ко второму чтению их доложить. А в целом мы законопроект поддерживаем. Спасибо.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, вопросы будут? Есть. Включите запись на вопросы, пожалуйста.
Покажите список.
Моляков Игорь Юрьевич.
Моляков И. Ю. У меня вопрос к представителю Правительства. Вот Правительство создает по данному закону федеральный реестр, в то же время допускается, что независимые поставщики информации, прежде всего, в сфере здравоохранения, это операторы иных информационных систем, они возможно будут сотрудничать с этим федеральным регистром. Ну, а если вот эти независимые поставщики информации, они не будут сотрудничать с федеральным регистром, они так и будут дальше работать, или они не будут работать, или какие-то санкции к ним будут применены? Спасибо.
Камкин Е. Г. Можно отвечать? Уважаемый Игорь Юрьевич, спасибо за вопрос. Данный законопроект урегулирует отношения между поставщиками информации о потенциальных донорах, в том числе если негосударственные, некоммерческие организации захотели реализовать это право, они должны будут соответствовать тем требованиям, которые устанавливаются к государственным информационным системам, и по требованиям соответствующую информацию предоставлять. Если они не желают этого делать, законопроект не налагает каких-либо ограничений по их дальнейшему функционированию, в том числе не определяет какие-то санкции в отношении данных поставщиков информации.
Председательствующий. Булавинов Вадим Евгеньевич.
Булавинов В. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Министерству здравоохранения. Понятно, что законопроект необходимо принимать, но у меня вопрос немножко другого характера.
Вы говорите о формировании реестра доноров костного мозга. Но для того чтобы сформировать, необходимо перед этим провести обследование костного мозга этих доноров, а в Москве полторы лаборатории, кто может сделать хороший анализ костного мозга, не говоря уже про регионы.
Поэтому формирование базы, конечно, замечательно, но качество вот этого материала, который будет регулировать данный законопроект, наверное, всё-таки надо задуматься и о технической стороне и разворачивании нормальных лабораторий, потому что даже в ЦКБ у нас и то некоторые анализы по костному мозгу сделать не могут, отправляя в единый московский центр.
Председательствующий. Пожалуйста.
Камкин Е. Г. Спасибо большое, уважаемый Вадим Евгеньевич.
Сегодня у нас на территории Российской Федерации порядка 160 медицинских организаций, субъекты из 46 федеральных медицинских организаций обладают уже такими возможностями и могут выполнять все условия, связанные с типированием доноров, с забором, заготовкой, хранением и транспортировкой костного мозга.
Безусловно, мы думаем и о дальнейшем развитии медицинских организаций для того, чтобы повысить доступность этой помощи. И так как эти пациенты преимущественно пациенты онкологического профиля, в рамках реализации национального проекта "Здравоохранение" и федерального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями" у нас предусмотрены мероприятия по укреплению материально-технической базы этих учреждений. Мы надеемся, что это позволит, в том числе, и развить ещё большее количество организаций с возможностью выполнять эти обследования.
Председательствующий. Центральную трибуну включите.
К.ты комок В. А. Позвольте, я добавлю, коллеги.
Вообще типирование при трансплантации любого органа, будь то костный мозг, почки, там печень, сердце, оно проводится не только по костному мозгу, оно проводится по крови.
Я могу сказать на сегодняшний день, что вот был последний съезд трансфузиологов Российской Федерации, и там речь ставилась о том, чтобы типирование проводить на станциях переливания крови и в службе крови, их около 200 в Российской Федерации, поэтому это не настолько процедура уникальная, как просто исследование костного мозга, о чём вы, скорее всего, спрашиваете. Вот когда костный мозг взяли, да, его исследуют, но его исследуют не для типирования.
Председательствующий. Зайцев Максим Сергеевич.
Зайцев IV!. С. Спасибо.
У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Евгений Геннадьевич, вот законопроектом предусматривается презумпция согласия на изъятие органов и тканей у умерших граждан. А предусматривает ли такая презумпция вопросы врачей к родственникам, возможно, у них есть несогласие умершего на изъятие органов, которое он в той или иной степени дал при жизни?
Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста.
Камкин Е. Г. Да. Уважаемый Максим Сергеевич, мы сохраняем ту действующую норму, которая у нас действует в отношении презумпции согласия. Любой гражданин, который не изъявил прижизненное желание
отказаться от донорства, он... соответственно, это право будет реализовано и после смерти, если же гражданин не сделал такого волеизъявления, то, соответственно, понимается под этим, что согласен на такие действия.
Председательствующий. Осадчий Николай Иванович.
Осадчий Н. И., фракция КПРФ.
Спасибо.
Уважаемый Евгений Геннадьевич, очень хорошо, что мы рассматриваем данную актуальную тему. Конечно, хорошо, если бы мы это еще раньше сделали.
Проясните, пожалуйста, вот такую ситуацию: в случае принятия данного законопроекта ограничивается ли сфера применения положений, только гражданам России как в качестве доноров, так и реципиентов, или, может быть... речь пойти и об иностранных гражданах?
Спасибо.
Камкин Е. Г. Нет, этот закон... Спасибо большое за вопрос. Этот закон регулирует исключительно правоотношения и распространяется на граждан Российской Федерации. Но а как мы знаем из мирового опыта, и практика такая существует, когда невозможно найти подходящего донора на территории Российской Федерации, и возникает информационный обмен между регистрами, в том числе зарубежными, для поиска подходящего донора за рубежом. Поэтому при определении порядка работы и функционирования этого регистра со всеми, безусловно, мерами защиты информации, содержащейся в данном регистре, мы думаем, что в дальнейшем развитие этого регистра позволит нам осуществлять такое взаимодействие.
Председательствующий. Спасибо.
Вопросы закончились.
Валерий Анатольевич, присаживайтесь.
Есть желающие выступить, коллеги? Нет. Представители президента, правительства?
Ставится на голосование пункт 71 сегодняшнего порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования.
Результаты голосования (15 час. 32 мин. 04 сек.)
Проголосовало за.
.354 чел 78,7 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 8 чел 1,8 %
Голосовало 362 чел.
Не голосовало 88 чел 19,6 %
Результат: принято Законопроект принимается в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments