59. 1134552-7 Госдума в итоге обсуждения поправок приняла законопроект второго чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части повышения гарантии прав и законных интересов граждан – участников долевого строительства)
Документ внесли Депутаты ГД Н.П.Николаев, М.В.Кузьмин, А.В.Якубовский (ЕР), С.И.Крючек (СР)
Он принят в первом чтении 12.05.21.
Представил председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николпй Николаев.
Законопроектом предлагается:
- предоставить публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» (далее – Фонд) право осуществлять завершение строительства объектов незавершенного строительства, строительство многоквартирных домов и иных объектов недвижимости в рамках урегулирования обязательств застройщика перед участниками долевого строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства без их размещения на счетах эскроу в порядке, предусмотренном положениями ФЗ «Об участии в долевом строительстве»; денежные средства участников долевого строительства направляются на расчетный счет Фонда, открытый в уполномоченном банке в сфере жилищного строительства, в отношении указанных средств осуществляется банковское сопровождение в соответствии с законодательством публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков; функции уполномоченного банка в сфере жилищного строительства на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя осуществляет уполномоченный банк, определенный решением Правительства РФ;
- наделить Фонд или специально созданное для этих целей Фондом юр. лицо функциями технического заказчика в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, включая проведение строительного контроля. Дополнительно в отношении указанных объектов Правительство РФ вправе принять решение о проведении строительного контроля Минстроем России, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением;
- наделить Фонд следующими полномочиями:
по мониторингу выполнения субъектами РФ мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов ЕРПО, и предоставлению отчета по результатам такого мониторинга в Минстрой России;
по созданию коммерческих и некоммерческих организаций для достижения целей создания Фонда, в т.ч. по внесению в уставный капитал таких организаций переданных Фонду земельных участков с находящимися на них неотделимыми улучшениями;
по совершению в качестве агента фонда субъекта РФ юридических и иных действий, в том числе сделок, связанных с реализацией жилых и нежилых помещений, машино-мест в многоквартирных домах, завершение строительства которых осуществлено фондом субъекта РФ с использованием средств, предоставляемых Фондом;
- уточнить, что наложение ареста, запрета совершать определенные действия с недвижимым имуществом на основании судебного акта или акта уполномоченного органа, избрание залога в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ в отношении земельного участка, занятого многоквартирным домом, в котором расположен объект долевого строительства, права аренды (субаренды) такого земельного участка не являются основанием для приостановления государственного кадастрового учета многоквартирного дома, государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства или для государственной регистрации перехода права собственности на такой объект, а также для государственной регистрации права общей долевой собственности участника (участников) долевого строительства на указанный земельный участок. При этом запись о наложении ареста, о запрете совершать определенные действия или о залоге погашается одновременно с государственной регистрацией права собственности на последний объект долевого строительства в данном многоквартирном доме;
- уточнить, что часть временно свободных средств Фонда, источником которых является имущество Фонда, сформированное за счет субсидий в виде имущественных взносов в имущество Фонда из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, средств, поступающих на номинальный счет Фонда, направляется на финансирование расходов, связанных с осуществлением предусмотренных законом функций и полномочий Фонда;
- закрепить порядок распределения денежных средств, получаемых от реализации свободных площадей в многоквартирных домах, достраиваемых фондом субъекта РФ с привлечением средств Фонда, предусмотрев их распределение между Фондом и бюджетом субъекта РФ пропорционально размеру софинансирования в соответствии с решением Фонда о финансировании мероприятий по завершению строительства объекта незавершенного строительства;
- уточнить перечень оснований исключения проблемных объектов из единого реестра проблемных объектов в целях обеспечения ведения достоверного учета проблемных объектов, в которых есть пострадавшие граждане и по которым необходимо принятие решения о способе восстановления их прав; сведения, являющиеся основанием для исключения проблемных объектов из единого реестра проблемных объектов, размещаются контролирующим органом в единой информационной системе жилищного строительства в соответствии с формой, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- создавать в единой информационной системе жилищного строительства личные кабинеты субъектов РФ, региональных фондов, конкурсного управляющего, а также расширить перечень информации, подлежащей размещению субъектами информации в единой информационной системе жилищного строительства; уточняется перечень сведений, размещаемых в личном кабинете;
- уточнить порядок предоставления арбитражным управляющим в Фонд сведений и документов, установленных законом, предусмотрев их предоставление в электронной форме через личный кабинет в единой информационной системе жилищного строительства;
- расширить перечень документов, предоставляемых арбитражным управляющим в целях принятия Фондом решения о целесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных положениями ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» документами, подтверждающими обоснованность требований участника строительства и включение их в реестр требований участников строительства;
- уточнить источник получения сведений о стоимости земельных участков (прав на земельные участки), предназначенных для размещения объектов незавершенного строительства, неотделимых улучшений на таких земельных участках (включая объекты незавершенного строительства), предоставляемых арбитражным управляющим по запросу Фонда в целях принятия решения о целесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных положениями ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; цена земельного участка, установленная по результатам проведения торгов, не может быть оспорена отдельно от результатов торгов;
- установить порядок утверждения состава и предельного размера расходов арбитражного управляющего, подлежащих финансированию за счет имущества Фонда;
- закрепить, что со дня принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства или при банкротстве должника до момента истечения 6 месяцев со дня принятия арбитражным судом судебного акта, продажа земельного участка, расположенного на нем объекта незавершенного строительства, в отношении которого привлекались средства участников строительства, неотделимых улучшений такого земельного участка, прав на проектную документацию, включающую в себя все внесенные в нее изменения, не осуществляется;
- уточняются особенности закрытия реестра требований кредиторов и возможности восстановления сроков арбитражным судом;
- предоставить Фонду права на ознакомление с реестром требований участников строительства и основаниями для их включения в реестр, а также полномочиями по обращению в арбитражный суд с заявлением об исключении из реестра требований участников строительства необоснованных требований по результатам его рассмотрения;
- предоставить право субъектам РФ передавать Фонду компенсационные земельные участки в аренду или безвозмездное пользование без проведения конкурентных процедур. При этом Фонд принимает на себя обязательство по передаче участнику строительства равнозначного жилого помещения и (или) иного объекта недвижимости, предусмотренного договором долевого участия;
- закрепить, что жилые и нежилые помещения, машино-места, в отношении которых отсутствуют требования граждан, распределяются на основании соглашения, заключаемого между Фондом, субъектом РФ и Фондом субъекта РФ;
- урегулировать вопросы государственной регистрации права собственности участников долевого строительства на объект долевого строительства, государственной регистрации перехода права собственности на такой объект и государственной регистрации права общей долевой собственности участника (участников) долевого строительства на земельные участки, занятые многоквартирным домом, в котором расположены такие объекты, в случае, когда на такой земельный участок наложен арест или запрет совершать определенные действия с недвижимым имуществом либо избран в качестве меры пресечения залог этого земельного участка в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ;
- вносятся изменения в законодательство об отходах производства и потребления:
региональные операторы, осуществляющие деятельность на территории субъекта РФ – города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) к оказанию комплексной услуги по обращению с ТКО по результатам торгов в порядке, установленном законодательством о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Условия проведения торгов подлежат согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ – города федерального значения;
в случае, если на территории субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя оказывается комплексная услуга по обращению с ТКО:
случаи, при которых цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора формируются по результатам торгов, и порядок проведения таких торгов не применяются;
операторы по обращению с ТКО, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения ТКО обязаны принимать ТКО, в том числе поступившие из других субъектов РФ с учетом соглашения, заключенного между субъектами РФ, на основании документов, указанных в законодательстве, а также на основании договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, заключенных с операторами по обращению с ТКО, оказывающими комплексную услугу по обращению с ТКО, и не вправе отказываться от заключения таких договоров;
оператор по обращению с ТКО, оказывающий комплексную услугу по обращению с ТКО, вправе привлекать иных операторов по обращению с ТКО к оказанию услуг по транспортированию, утилизации ТКО;
- в законодательство о государственной судебно-экспертной деятельности вносятся изменения, в соответствии с которыми Правительство РФ может устанавливать перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями;
- в законодательство о приватизации государственного и муниципального имущества вносятся изменения, в соответствии с которыми цена государственного или муниципального имущества, установленная по результатам проведения аукциона или конкурса, не может быть оспорена отдельно от результатов соответственно аукциона или конкурса;
- устанавливаются особенности функционирования Единой информационной системы жилищного строительства;
- закрепит за Субъектом РФ право до завершения конкурсного производства передать в порядке, предусмотренном законом субъекта РФ, в собственность гражданам, имеющим денежные требования в рамках дела о банкротстве застройщика, которые возникли из договоров участия в долевом строительстве, предусматривающих передачу нежилых помещений в многоквартирных домах, не относящиеся к общему имуществу в таких многоквартирных домах, иные нежилые помещения в случае уступки со стороны указанных граждан прав требований к застройщику, признанному банкротом, субъекту РФ за исключением граждан, которые приобрели право требования о передаче нежилых помещений в многоквартирных домах после признания застройщика банкротом и открытия конкурсного производства.
Настоящий ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Положения законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и о публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков (в редакции настоящего ФЗ) применяются к договорам участия в долевом строительстве, заключенным после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Положения законодательства о несостоятельности (банкротстве) (в редакции настоящего ФЗ) применяются в делах о банкротстве застройщиков, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу настоящего ФЗ.
До реализации технической возможности размещения информации и документов в соответствии с законодательством о содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган МСУ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, размещают в единой информационной системе жилищного строительства информацию и документы, предусмотренные законодательством о содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере.
Второе чтение310 0 2 14:48
Стенограмма обсуждения
59-ый вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Докладывает Николай Петрович Николаев. Пожалуйста. Николаев Н. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, законопроект доработан нами, всего поступило 28 поправок, из них 12 рекомендуются к принятию, 16 - к отклонению, и одна из рекомендуемых к отклонению поправок учтена в иной редакции. Просим поддержать.
Председательствующий. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок номер 1? Нет. Таблица... Есть? Прошу прощения.
Включите режим записи на вопросы по таблице поправок номер 1. Покажите список.
Лябихов Роман Михайлович, пожалуйста.
Роман Михайлович, не включили микрофон вам? Карточку поправьте. Заработала. Пожалуйста.
Лябихов Р. М., фракция КПРФ.
Да, теперь заработала.
Спасибо, Иван Иванович.
Николай Петрович, вопрос у меня следующий.
Своей поправкой, поправкой комитета вы исключили возможность застройщику и дольщикам, когда они пролонгируют сроки, быть исключёнными в дальнейшем из ЕРПО, соответственно, это ведёт к банкротству застройщика, мы нагружаем, таким образом, бюджет, фонд, нагружаем суды, это тоже бюджет. Насколько это разумно? И зачем это было сделано? Почему она не осталась? В первом чтении она была. Спасибо. Председательствующий. Пожалуйста, ответьте на вопрос. Николаев II. П. Спасибо. На самом деле мы исключили все дополнительные возможности исключения объектов из вот этого реестра недостроенных объектов. Это сделано специально именно для того, чтобы защитить дольщиков и ни в коем случае не дать возможности, да, как нерешённую проблему оставить вот в таком подвешенном состоянии. То есть у нас должно быть — принцип, который сейчас отражён, что либо уплачена компенсация, либо сдан дом, всё, третьего не дано. Спасибо.
Председательствующий. Коллеги, поправок, вынесенных на отдельное голосование, нет.
Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 47 мин. 26 сек.)
Проголосовало за 288 чел 64,0 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 3 чел 0,7 %
Голосовало 291 чел.
Не голосовало 159 чел 35,3 %
Результат: принято Принимается таблица поправок.
Есть ли вопросы по таблице поправок №> 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 47 мин. 54 сек.)
Проголосовало за 287 чел 63,8 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 2 чел 0,4 %
Голосовало 289 чел.
Не голосовало 161 чел 35,8 %
Результат: принято Таблица поправок принимается.
Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 48 мин. 17 сек.)
Проголосовало за 310 чел 68,9 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 2 чел 0,4 %
Голосовало 312 чел.
Не голосовало 138 чел 30,7 %
Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Николай Петрович Николаев.
Николаев Н. П. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Мы прошли также с этим законопроектом все необходимые экспертизы, и он готов к рассмотрению в третьем чтении. Мы предлагаем для экономии времени это сделать сегодня.
Председательствующий. Коллеги, нет возражений сегодня рассмотреть? Возражаете, да? Есть возражение. Николай Петрович, настаиваете на сегодня?
Николаев Н. П. Нет, на самом деле, коллеги, если говорить о том, что, так сказать, текст изменён или нет, то мы меняли текст исключительно только в рамках процедуры комитета. И более того, никаких сокращённых процедур не было, поэтому у всех была возможность посмотреть.
Мы провели соответствующие, так сказать, все необходимые экспертизы. Он готов к рассмотрению в третьем чтении. Так что, мы считаем, комитет, считает, что мы можем его рассмотреть в третьем чтении.
Председательствующий. Николай Петрович, может, завтра рассмотрим, чтобы снять... Ну какая разница.
Николаев П. П. Нет. Ну просто говорят о том, что ничего не поменяется по этому поводу.
Председательствующий. Не настаиваете. Николай Петрович согласен завтра рассмотреть.
Есть необходимость по ведению? Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.
Коллеги, не принципиально: сегодня или завтра, если честно. Коломейцев Н. В., фракция КПРФ.
Уважаемый Иван Иванович, вопрос в том, что я вот сижу, молчу, но, на самом деле, уже идёт 20-й закон, в котором существенно изменён текст во втором чтении — это фактически другой закон.
Повестку вы нам дали уже в час дня, поэтому, ну, с моей точки зрения, правильно хотя бы к третьему чтению подготовиться, чтобы аргументы были взвешенные.
Председательствующий. Хорошо. Давайте там, где есть такая ситуация, будем просить профильный комитет пойти навстречу и перенести на завтра. Нет возражений? Договорились. Завтра рассмотрим в третьем чтении.