24. 1170972-7 Госдума в итоге выступлений по мотивам голосования приняла закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики)
Документ внесен правительством
Он принят во втором чтении 15.06.21.
Представил председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Законопроектом предусматриваются, в частности, следующие изменения и дополнения:
1) в части контролируемых сделок (в связи с отменой ЕНВД)- уточнить, что сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено законом) также если – хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанный специальный налоговый режим (действует – хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы)
2) в части НДС –
- не признаются объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг), передача имущественных прав на безвозмездной основе органами государственной власти, органами местного самоуправления, корпорацией развития малого и среднего предпринимательства и ее дочерними обществами, организациями, включенными в единый реестр организаций инфраструктуры поддержки, осуществляемые в рамках выполнения ими возложенных на них полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, а также организациями, осуществляющими функции по поддержке экспорта, осуществляемые в рамках выполнения ими возложенных на них полномочий по поддержке экспорта в соответствии с в случае, если выполнение указанных работ (оказание услуг), передача имущественных прав осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления.
- не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции: оказание услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание). Предусмотрены условия такого освобождения;
- для налогоплательщиков устанавливается обязанность по удержанию и уплате НДС у их поставщиков товаров (работ, услуг) – иностранных организаций:
не состоящих на учете в налоговых органах либо состоящих на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке;
состоящих на учете в налоговых органах по месту нахождения их обособленных подразделений на территории Российской Федерации (за исключением осуществления реализации указанных в абзаце первом настоящего пункта товаров (работ, услуг) через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации).
- суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению также в случае передачи управляющей компании паевого инвестиционного фонда имущества в доверительное управление;
3) в части акцизов:
- уточняются обстоятельства при наличии которых соглашение о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей считается неисполненным;
- предусматривается, направление в налоговые органы ФОИВом, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса сведений об организациях, которые полностью или частично завершили до 1 января 2024 года мероприятия, предусмотренные соответствующим соглашением о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, в результате которых отношение объема производства автомобильного бензина класса 5, производимого из нефтяного сырья, направленного такой организацией на переработку, к объему нефтяного сырья, направленного на переработку, по итогам квартала, следующего за кварталом завершения указанных мероприятий, составило не менее 0,1, – до истечения 30-ти дней, следующих за кварталом, в котором выполнено указанное условие;
- до 1 января 2025 года организация, заключившая соглашение о создании новых мощностей и (или) модернизации (реконструкции) действующих мощностей по производству товаров, являющихся продукцией нефтехимии, имеет право вносить изменения в указанное соглашение, в том числе в отношении корректировки (добавления, замены или исключения) сведений об установках, которые связаны с производством товаров, являющихся продукцией нефтехимии, и могут являться предметом такого соглашения.
- предусмотреть, что свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке сжиженных углеводородных газов выдается также при наличии у организации-заявителя взаимозависимого лица, осуществляющего деятельность, указанную в законе, в субъекте РФ, где осуществляет такую деятельность организация-заявитель, и при наличии у такого взаимозависимого лица заключенного соглашения о создании новых мощностей и (или) модернизации (реконструкции) действующих мощностей по производству товаров, являющихся продукцией нефтехимии, которым предусмотрен в период с 1 января 2022 года по 31 января 2027 года ввод в эксплуатацию объектов основных средств совокупной первоначальной стоимостью более 220 млрд. руб.
- уточняется перечень обстоятельств, при наступлении которых соглашение о создании новых мощностей и (или) модернизации (реконструкции) действующих мощностей по производству товаров, являющихся продукцией нефтехимии считается неисполненным.
- освободить от налогообложения реализацию (в том числе на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров) на территории Российской Федерации российскими организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, и (или) российскими организациями, имеющими лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности (применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, внутреннем водном транспорте, в морских портах), и (или) российскими организациями, заключившими с организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, договоры, на основании которых используются объекты, посредством которых осуществляется бункеровка (заправка) водных судов, иностранным организациям средних дистиллятов, произведенных указанными российскими организациями и вывезенных за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза. Устанавливается перечень документов представляемых налогоплательщиком для получения указанного освобождения и порядок их представления.
- уточняется порядок определения расчетной стоимости и установления максимальной розничной цены табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки;
- устанавливаются ставки акцизов на 2024 год;
- уточняется порядок определения налоговых вычетов, а также предусматривается вычет – в случае безвозвратной утери давальческого сырья (материалов), являющегося подакцизным товаром, налогоплательщиком при его хранении, перемещении и последующей технологической обработке в процессе производства подакцизных товаров суммы акциза (в части такого безвозвратно утерянного давальческого сырья (материалов) в пределах норм технологических потерь и (или) норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для соответствующей группы товаров);
4) в части НДФЛ:
- уточняются особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды;
- освобождаются от обложения доходы в виде работ (услуг), имущественных прав, полученных безвозмездно от органов государственной власти, органов местного самоуправления, корпорации развития малого и среднего предпринимательства и ее дочерних обществ, организаций, включенных в единый реестр организаций инфраструктуры поддержки, в рамках выполнения ими возложенных на них полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, а также от организаций, осуществляющих функции по поддержке экспорта, в рамках выполнения ими возложенных на них полномочий по поддержке экспорта в случае, если выполнение указанных работ (оказание услуг), передача имущественных прав осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления (в т.ч. доходы в виде работ (услуг), имущественных прав, полученных от физических или юридических лиц, если оплата стоимости указанных работ (услуг), имущественных прав, осуществлена указанными лицами в рамках выполнения ими вышеуказанных полномочий);
- предусматривается что исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых физическим лицам, не являющимся налоговыми резидентами Российской Федерации, не производятся налоговым агентом в случае выплаты процентных доходов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов РФ и муниципальным ценным бумагам;
- отмена обязанностей налогоплательщиков в представлении налоговых деклараций формы 3-НДФЛ в случае реализации имущества, находившегося в собственности менее минимального предельного срока владения, при условии превышения сумм налоговых вычетов при продаже имущества (250 тыс. руб. либо 1 млн. руб.) над соответствующими доходами;
5) в части налога на прибыль организаций:
- уточняются виды доходов, не учитываемые при определении налоговой базы. В частности, при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде работ (услуг), имущественных прав, полученных безвозмездно от органов государственной власти, органов местного самоуправления, корпорации развития малого и среднего предпринимательства и ее дочерних обществ, организаций, включенных в единый реестр организаций инфраструктуры в рамках выполнения ими возложенных на них полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, а также от организаций, осуществляющих функции по поддержке экспорта, в рамках выполнения ими возложенных на них полномочий по поддержке экспорта в случае, если выполнение указанных работ (оказание услуг), передача имущественных прав осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления (в т.ч. доходов в виде работ (услуг), имущественных прав, полученных от физических или юридических лиц, если оплата стоимости указанных работ (услуг), имущественных прав, осуществлена указанными лицами в рамках выполнения ими вышеуказанных полномочий);
- в связи с противоречивой арбитражной практикой в части учета расходов по осуществлению работ, связанных с реконструкцией (модернизацией) объекта основного средства по окончании срока полезного использования, уточнение порядка учета подобных расходов;
- отнесение к безнадежным долгам (долгами, нереальными ко взысканию) также сумм прекращенных перед налогоплательщиком – кредитной организацией денежных обязательств по уплате задолженности по кредитному договору при выполнении следующих условий:
кредит предоставлен юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям в период с 1 января по 31 декабря 2021 года на восстановление предпринимательской деятельности;
в отношении кредитного договора кредитной организации в 2021 и (или) в 2022 году предоставляется (предоставлялась) субсидия по процентной ставке в порядке, установленном Правительством РФ;
- уточнение видов межбанковских ставок, используемых при определении процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения;
- для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по предоставлению по лицензионному договору прав использования результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат налогоплательщику и зарегистрированы в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, в отношении прибыли, полученной от указанной деятельности;
- организации, осуществляющие творческую деятельность, деятельность в области искусства и организации развлечений, деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры освобождаются от обязанности по исчислению и уплате авансовых платежей за налоговые периоды 2020 и 2021 годов;
6) в части государственной пошлины:
- установление государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов сетей газораспределения и сетей газопотребления, созданных при выполнении мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, а также за государственную регистрацию сделок с указанными объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом в размере 2 тыс. руб.;
- приведение перечня юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, за совершение которых уплачивается государственная пошлина, в соответствие с перечнем таких регистрационных действий, которые Банк России совершает в настоящее время согласно действующей редакции ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
- освобождение от уплаты государственной пошлины детей-инвалидов, инвалидов с детства в отношении тех юридически значимых действий, в отношении которых предусмотрены льготы для инвалидов I и II групп: при обращении в суды общей юрисдикции, а также за совершение нотариальных действий;
- плательщик государственной пошлины, уплаченной за продление лицензий и иных разрешений, сроки действия которых продлены в соответствии с решением Правительства РФ, имеет право на зачет уплаченных сумм государственной пошлины в счет сумм государственной пошлины, подлежащих уплате за совершение аналогичных действий;
7) в части налогообложения при добыче полезных ископаемых:
- ограничение суммарного объема льгот по налогу на прибыль организаций и НДПИ, применяемого участниками региональных инвестиционных проектов, объемом капитальных вложений, определяющим сумму финансирования, соответствующего региональному инвестиционному проекту;
- уточнение порядка определения показателя, характеризующего особенности добычи нефти (Дм);
- предоставление налогоплательщикам права на применение понижающего коэффициента Kopз к налоговой ставке по НДПИ при добыче трудноизвлекаемых запасов природного газа из залежей;
8) в части упрощенной системы налогообложения:
- предусматривается уменьшение налогоплательщиком полученных доходов при определении объекта налогообложения на:
расходы на обеспечение мер по технике безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, и расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации;
расходы на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) новой короновирусной инфекции по перечню, утверждаемому Правительством РФ, а также на сооружение, изготовление, доставку и доведение указанных медицинских изделий до состояния, в котором они пригодны для использования;
– внесение соответствующих изменений в связи с отменой ЕНВД;
9) в части транспортного налога:
Не являются объектом налогообложения весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с., зарегистрированные в порядке, установленном до дня вступления в силу ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна».
- уточняется порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей, а также порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу;
10) в части налога на имущество организаций:
- уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 5-ти дней со дня внесения изменений в перечень объектов недвижимого имущества по которому налоговая база определяется как кадастровая стоимость такого имущества (административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания) направляет указанные изменения в электронной форме в налоговый орган по субъекту РФ и размещает их на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет»;
- уточняются особенности исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу в отношении имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость: в отношении объекта недвижимого имущества, находящегося в общей долевой собственности, сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве общей собственности на такой объект недвижимого имущества. В случае изменения в течение налогового периода доли налогоплательщика в праве общей собственности на объект недвижимого имущества сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты недвижимого имущества находились в собственности (в хозяйственном ведении) налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено законом;
- уточняется порядок подтверждения права на налоговую льготу (в отношении объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость);
- предусматривается, что налог подлежит уплате в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовые платежи – в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (действует – в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ);
- налогоплательщики-российские организации не включают в налоговую декларацию сведения об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. В случае, если у налогоплательщика – российской организации в истекшем налоговом периоде имелись только такие объекты налогообложения, налоговая декларация не представляется;
11) в части земельного налога – уточняются порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу, а также порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу;
12) в части страховых взносов:
– определение случаев возникновения обязанности по восстановлению и уплате страховых взносов у участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
- для плательщиков, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства,основным видом экономической деятельности которых является деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков и среднесписочная численность работников которых превышает 250 человек по данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные с начиная с 2021 года, применяются в случае соответствия плательщика применимым к нему условиям, предусмотренным ФЗ для освобождения таких услуг от уплаты НДС;
– внесение соответствующих изменений в связи с отменой ЕНВД;
ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Третье чтение 299 17 2 11:44
Стенограмма обсуждения
Коллеги, переходим к рассмотрению 24-го вопроса.
Учитывая, что вопрос имеет отношение также к Министерству финансов, давайте мы тогда Антона Германовича оставим на рассмотрение 24-го вопроса.
Слово предоставляется Андрею Михайловичу Макарову. О проекте федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Пожалуйста, Андрей Михайлович Макаров.
Макаров А.М. Спасибо.
Уважаемый Вячеслав Викторович, на самом деле, и вы, и Антон Германович уже много говорили, в том числе о содержании этого закона. И, конечно, очень важно, что в него нам удалось в самые... буквально, за считанные дни включить поправки, которые отражают поручение президента, данное им на Санкт-Петербургском форуме.
Причем это не просто облегчение налогового бремени, а это облегчение налогового бремени, связанного с легализацией, наверное, в самом сложном секторе, в самом теневом секторе — это сектор общественного питания.
Очень важные вопросы, которые решаются в этом законе - это вопросы, связанные просто со справедливостью в отношении инвалидов с детства и целый ряд других вопросов.
На самом деле, редко такое количество вопросов получается в одном законе решить. Ну я просто напомню, что уже вчера нам удалось согласовать продление льготы по НДС, по внутренним авиаперевозкам. Это значит, что это позволит удержать цены на авиабилеты особенно, что очень важно сейчас.
Комитет ещё раз подтверждает, что законопроект готов к процедуре третьего чтения, все необходимые процедуры пройдены. Мы просим Думу поддержать данный законопроект.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, пожалуйста, по мотивам. Включите запись.
От "ЕДИНОЙ РОССИИ" - Макаров. Пожалуйста, покажите список.
Коломейцев Николай Васильевич. Подготовиться Гартунгу и Макарову.
Коломейцев Н. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, Антон Германович! Ну, безусловно, больше всех я согласен: закон, он, наверное, есть у Макарова и у Крашенинникова.
Но касательно рассматриваемого вопроса.
К сожалению, Антон Германович, ни ваш первый заместитель Горнин, ни еще один заместитель в первом чтении не смогли ответить на очень важный вопрос. Вот смотрите. Можно хлопать в ладоши, 13 триллионов 938 миллиардов ФНБ, ну надо хлопать в ладоши, наверное, да, не хлопают, 602 миллиарда долларов золотовалютные резервы. Но я вас спрашиваю, когда вы пришли в Думу и сейчас, консолидированный долг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований сколько? Сегодня 2,7 триллиона, когда вы пришли, был 2,5. Я вас спрашиваю: решили ли мы вопрос изменениями, чтобы все-таки то, что организовали при так называемой административной реформе, вот и от чего долг субъектов? Долг субъектов из-за того, что 184-м законом, Антон Германович, мы с вами делегировали с Федерации на уровень субъектов, а субъекты дружно и сразу делегировали муниципальным образованиям около двухсот с лишним обязанностей, а финансовых мандатов отняли треть, понимаете. Вот из-за этого надо ли накапливать нам ФНБ, держа в нищете субъекты Российской Федерации и особенно муниципальные образования?
С моей точки зрения вот в этих поправках, и Горнину предлагалось в первом чтении, ну посмотреть все-таки, как нам отдать все-таки немножко жизни на территорию, где и радиация, и хоронятся люди, и решается большая часть проблем. Это первое.
Второе. Обратите внимание. Я специально посмотрел, у всех стран "двадцатки" задача центральных банков, вслушайтесь, экономический рост на первом месте их экономики, у Министерства финансов задача доходы населения. А у нас что? Таргетирование инфляции у Центрального банка и сбалансированный бюджет у Минфина. Чувствуете разницу? Там экономический рост и доходы населения, а у нас таргетирование инфляции или сжатие денежной массы и сбалансированность бюджета. Ну можно хлопать в ладоши, молодец, Антон Германович, 13,8 триллиона и бюджетное правило, это хорошо. Но у нас ведь, смотрите, Вячеслав Викторович, у нас, по данным ОЭСР, мировая экономика поддержала свои субъекты предпринимательства и население 14 процентов от ВВП, а мы 4,5. Давайте хлопать в ладоши.
Ну в данной ситуации, зачем же нам, как собака на сене, сидеть на деньгах, хотя их там всего 8,5 ликвидные, да, триллиона, и не помогать своим? Поэтому, с нашей точки зрения, этот закон не решит... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Спасибо, Николай Васильевич.
Николай Васильевич, Харитонов правильно сказал: а что делать?
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Понятно. Это у вас вторая часть есть, да. Договорились.
Пожалуйста, в письменном виде раздайте всем. Договорились. Пожалуйста, тогда Иван Иванович, раздачу материалов Коломейцева обеспечьте в зале.
Николай Васильевич, где у вас материалы? В кабинете. Видите.
Слово предоставляется Гартунгу Валерию Карловичу. Хорошо.
Подготовится Макаров.
Гартунг В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ну я отвечу на вопрос - что делать?
Ну на самом деле мне не надо идти в кабинет, я сейчас всё вам расскажу, что надо было бы делать.
Вместо того чтобы увеличивать обратные акцизы, которые ничего не дали, то есть, мы потратили сотни миллиардов рублей из бюджета для того, чтобы сдержать рост цен. В итоге, мы потом принимаем поправки для того, чтобы сдержать рост цен на билеты, потому что рост цен есть.
Правильно было бы сделать совсем по-другому. Не делать то, что делает сейчас правительство фактически, на словах пытаясь остановить рост цен, на деле, разгоняя инфляцию.
Ведь что происходит? Почему растут цены? Это для Антона Германовича говорю. Потому что растут издержки внутри страны. Чтобы они не росли, нужно, чтобы у нас доходность по переработке внутри страны была выше, чем, когда мы продаём, чем доходность, когда мы продаём сырьё за рубеж.
Вы всё сделали прямо наоборот. Вы провели налоговый манёвр, убили доходность на переработке внутри страны, теперь пытаетесь каким-то образом компенсировать это обратными акцизами, да не всем, а только выделенным отдельным предприятиям. Не всем выделяют. Заметьте. Тут четко в законе написано. Выборочно.
В итоге вы рост цен остановили? Нет, не остановили. Мало того, цены на металл взлетели. В финансовом секторе у нас монополизация полная. И поднимаются процентные ставки.
Вам Председатель правительства дал поручение, чтобы вы внесли проект закона до конца этой сессии. Вячеслав Викторович, вы тогда тоже говорили, что быстрее вносите. Мы в апреле внесли проект закона. Мы до сих пор от вас не дождались заключения положительного, хотя Председатель правительства сказал, что он поддержит это.
23 мая вы должны были это поручение выполнить. Вы его так и не выполнили. А речь идет, ни много, ни мало, о том, что закупки у взаимозависимых лиц на 30 триллионов рублей в год осуществляются, и страна теряет 6 триллионов рублей. В коррупционную дыру уходят 6 триллионов рублей в год.
Да, вы затянули принятие этой поправки. Надеюсь, что в следующем созыве она будет принята. Ну, пройдут вот эти несколько месяцев. За эти несколько месяцев мы ещё пару триллионов дадим возможность рассовать по карманам. Вместо этого вы предлагаете нам законопроекты, которые ровным счетом ничего не решают. При этом во втором чтении навключали сюда законопроекты, предложения, которые, собственно говоря, правильные, мы бы их поддержали, если бы вы их отдельно внесли в первом чтении. Но мы не можем их поддержать вкупе с тем, что вы губите экономику страны. То есть налоговый маневр, который приводит к росту цен внутри страны, вы его пытаетесь компенсировать тем, что даете обратные акцизы отдельным компаниям, вертикально интегрированным холдингам в нефтяной отрасли, мы тоже с этим не согласны.
Если вы хотите остановить рост цен, возьмите и отмените возврат НДС экспортерам сырья. Поднимите экспортные пошлины на сырье, опустите НДПЙ внутри страны. Вот и все. И просто. Издержки внутри страны упадут, а рентабельность на продажи за рубеж сырья увеличится, вернее, упадет рентабельность к продаже сырья за рубеж.
Вот, что произойдет. Вот это надо было делать. Если бы вы это предложили, мы бы вас поддержали. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Валерий Карлович. Пожалуйста, Макаров Андрей Михайлович.
Макаров А. М. Спасибо.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, на самом деле всего три тезиса, на которые хотел бы обратить внимание. Последний.
Мы не можем поддержать эти законы, потому что вы губите экономику страны. То есть, итак, мы не о законах, которые принимаем.
Наверное, надо быть очень благополучным человеком, чтобы не поддержать закон, когда дети-инвалиды с детства освобождаются от каких-то уплат. Наверное, надо быть очень благополучным человеком, для того чтобы не поддержать то, что учреждения культуры не должны будут за эти два года заплатить налог на прибыль. Наверное, надо быть очень благополучными людьми, для того чтобы не поддерживать сдерживание цен на авиаперевозки.
Можно перечислять всё остальное, что есть в том законе, который здесь есть, но ведь на самом деле ни для того, ни для другого выступающего этого закона не существует, существуют предстоящие выборы, и говорить предлагается о предстоящих выборах. Тем не менее ещё два тезиса по тому, которые были сейчас сказаны.
Надо ли нам накапливать ФНБ, было сказано здесь. А вот когда мы прошли с вами COVID именно за счёт того, что у нас были эти средства. Даже при этом росла инфляция, даже при этом росли цены в магазинах, но что бы было, если бы у нас не было ФНБ? А желающих нам помочь почему-то в этой ситуации в мире совсем не так много, рассчитывать надо только на себя.
И дальше на самом деле очень важный момент. Когда нам говорят, эти законопроекты ничего не решают, они решают конкретные вопросы для конкретных людей. И "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает эти законы, потому что они решают именно проблемы людей.
Уважаемые коллеги, а теперь то, о чём вы здесь говорите. Хотел бы вспомнить слова президента, сказанные на встрече с законодателями в Санкт-Петербурге. Он просил нас, несмотря на избирательную кампанию, избежать популизма, потому что не важно, какой депутат, от какой фракции и что-то говорит, люди воспринимают, что это говорит власть, и когда это не сбывается, люди воспринимают, что это обманывает вся власть. Может быть, именно это вам бы хотелось, чтобы люди не верили власти, но к этому закону это не имеет никакого отношения.
И у меня осталось всего 30 секунд, в эти 30 секунд я хотел бы перед всеми вами извиниться.
Извиниться за то, что в течение этих пяти лет мне очень часто приходилось, может быть, в пылу полемики где-то переходить границы, и, может быть, я кого-то случайно обидел. Я хотел бы ещё раз за это извиниться. Но я искренне верю, что пожелание президента, сказанное в Санкт-Петербурге, которому вы все горячо аплодировали, будет вами не только услышано, но и исполнено. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо, Андрей Михайлович. Уважаемые коллеги, у нас есть возможность получить ответ на вопросы, которые здесь прозвучали, Антона Германовича.
Антон Германович, возможно, вы сможете это сделать? Пожалуйста. Силуанов А. Г. Да, конечно. Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович. Уважаемые коллеги! Уважаемые депутаты!
Первый вопрос был о том, что действительно мы копили средства Фонда национального благосостояния, а долги субъектов как были, так и остались. Но здесь есть определенное лукавство, потому что когда мы рассматриваем долги в номинальном выражении, они около 2,3 триллиона рублей, это правильно. Но если мы смотрим на общую бюджетную составляющую регионов, то доходы-то их росли, и доля долга в их собственных доходах сокращалась. И если несколько лет назад доля долга в налоговых и неналоговых доходах составляла 36 процентов, то сегодня около 25. То есть на самом деле долговая нагрузка на бюджеты регионов снижается, и именно так она считается, не в номинальном выражении, а как соотношение к собственным доходам. Это первое.
Второе. Мы сейчас приняли целый ряд решений, которые будут увеличивать долги субъектов Российской Федерации. Это инфраструктурные кредиты, это 500 миллиардов рублей мы в ближайшие три года направим в субъекты Российской Федерации, это увеличит долги. Но эти долги должны сработать на рост экономики, на создание новых рабочих мест, на создание новых валовых региональных продуктов в этих регионах. И мы уверены, что эти долги, с одной стороны, они вырастут, но, с другой стороны, и экономика, и налоговые доходы тоже подрастут. Поэтому доля долга не будет критичной для субъектов Российской Федерации.
окончание см. https://leo-mosk.livejournal.com/8973960.html