leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Минюст получает доступ к банковской тайне иностранного агента – первое чтение

Минюст получает доступ к банковской тайне иностранного агента – первое чтение – Куринный Еще и прокуратура? – Логинов Прокуратура после Минюста
68. 1183361-7 Госдума приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в части совершенствования государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций)
Документ внесли 31.05.21.
Представил статс-секретарь – замминистра юстиции Андрей Логинов.
1й зампред комитета по финансовому рынку Игорь Дивинский.
Законопроектом предусматривается, что информация об операциях и о счетах некоммерческих организаций предоставляется кредитными организациями Минюсту России и его территориальным органам по их запросам, направленным Министром юстиции РФ (его заместителем) или руководителями территориальных органов Минюста России.
Минюст России и его территориальные органы не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Первое чтение 312 1 1 13:44

Стенограмма обсуждения
68-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель Министра юстиции Российской Федерации Андрей Викторович Логинов.
Логинов А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель Министра юстиции Российской Федерации.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!
Принятые в декабре 2020 года изменения в законодательство об иностранных агентах, поставили перед правительством ряд новых важных задач.
Так теперь при проверках НКО необходимо учитывать и расширение понятий "иностранные источники поступления денежных средств и иного имущества". Расширены не только понятия иностранного источника, но и субъектный состав потенциальных иностранных агентов. Ими стали незарегистрированные общественные объединения, а также физические лица.
Для проверки соответствия расходования денежных средств некоммерческими организациями и уставным целям Минюсту России и его территориальным органам необходима информация об их финансово-
хозяйственной деятельности.
Согласно подпункту 2 пункту 5 статьи 32 закона "Об НКО", Минюст вправе запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций, в том числе и у кредитных, и иных финансовых организаций.
Вместе с тем, мы сталкиваемся с ситуацией, когда периодически банки отказывают предоставлять информацию на запросы подразделений Министерства юстиции о движении иностранных средств по счетам НКО, по которым есть основания считать их, и которые занимаются политической деятельностью, и соответственно попадают под категорию иностранного агента. Ссылаются при этом банки на отсутствие соответствующего полномочия в законе о банках в 26-й статье.
Законопроектом предлагается изменение в эту статью, предусматривающее включение Минюста России в перечень государственных органов, имеющих право на получение в кредитных организациях сведений, являющихся банковской тайной.
Уважаемые коллеги, просим поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Андрей Викторович, присаживайтесь. С содокладом выступает Игорь Борисович Дивинский от Комитета по финансовому рынку.
Дивинский И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!
Проект федерального закона разработан в целях совершенствования государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций. Как отметил Андрей Викторович, законопроект предусматривает включение в перечень субъектов, имеющих право получать, кредитные организации, сведения, составляющие банковскую тайну, Минюст, но только в части деятельности НКО. Проектируемыми нормами предусматривается, что сведения, составляющие банковскую тайну, предоставляются кредитной организации, руководителю, его заместителю, а также руководителю его территориальных подразделений по аналогии с прокуратурой Российской Федерации.
Комитет отмечает, что реализация проектируемых норм позволит Минюсту России и его территориальным органам обладать информацией о финансово-хозяйственной деятельности проверяемых некоммерческих организаций.
Вместе с тем, учитывая, что институт банковской тайны по своей природе назначения имеет не только публичный, но и частный характер, и направлен на обеспечение условий для эффективного функционирования банковской системы и гражданского оборота, комитет считает целесообразным в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению ограничить проектируемое право руководителя и его заместителей, Минюста, а также руководителей его территориальных подразделений запрашивать у кредитных организаций сведения, составляющие банковскую тайну, только теми сведениями, которые имеют непосредственное отношение к деятельности НКО. Тогда получение и использование такой информации будет способствовать повышению эффективности осуществления возложенных на Минюст России функций государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций в части проведения проверок соответствия расходования денежных средств именно на те цели, которые предусмотрены в их уставной деятельности.
Комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Игорь Борисович.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.
Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. Куринный А. В. Спасибо.
Уважаемый Андрей Викторович, не будете ли вы против, если в рамках поправок право получать доступ к банковской тайне получит ещё и прокуратура, кроме Минюста?
Председательствующий. Пожалуйста, Андрей Викторович.
Логинов А. В. Коллеги, данный законопроект не относится, конечно, к вопросам компетенции прокуратуры. Дело в том, что прокуратура включается уже на следующем этапе. Когда министерство юстиции определяет, что данные НКО, первое, является получателем иностранного финансирования, и второе, что оно занимается политической деятельностью и, таким образом, попадает под критерии отнесения к НКО — иностранному агенту, вот уже после этого все эти материалы поступают в Генеральную прокуратуру. Непосредственно Генеральной прокуратуре такого рода полномочий не предписано.
У нас существует огромное количество органов, учреждений, ну, в смысле организаций и институтов, которые имеют сегодня доступ к банковской тайне, он действительно большой, и я полностью разделяю отношение, позицию комитета и их опасения, и позицию Центрального банка. Вместе с тем в данном конкретном вопросе мы нашли понимание, поскольку максимально сужаем как бы объекты такого рода запросов и, безусловно, поднимаем уровень. Мы готовы на эту поправку ко второму чтению, она нами уже согласована и, по большому счёту, включена в текст законопроекта, который мы просим вас также успеть рассмотреть до конца этой сессии во втором чтении, эта поправка исключает оттуда территориальные управления.
Таким образом, подобного рода обращения в кредитную организацию будут уходить за подписью министра юстиции или ею заместителя. Повторяю, Генеральная прокуратура будет уже видеть все эти ситуации, когда в качестве доказательной базы получит их из Министерства юстиции.
Председательствующий. Спасибо.
Игорь Борисович, присаживайтесь, спасибо.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет желающих выступить. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 44 мин. 45 сек.)
Проголосовало за 312 чел 69,3 %
Проголосовало против 1 чел 0,2 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 314 чел.
Не голосовало 136 чел 30,2 %
Результат: принято
Принимается в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments