Принят закон о деятельности иностранных лиц в Рунете – Приземление укрепление цифрового суверенитета
10. 1176731-7 Госдума без обсуждения приняла закон «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации»
Документ внесли Депутаты ГД А.Е.Хинштейн, С.М.Боярский, М.Г.Кудрявцев, А.В.Горелкин (ЕР); Сенатор РФ А.К.Пушков
Он принят во втором чтении 16.06.21.
Представил председатель комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.
Законопроект направлен на регулирование отношений, связанных с осуществлением деятельности иностранных юр. лиц, иностранных организаций, не являющихся юр. лицами, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее – иностранное лицо) в сети «Интернет» на территории РФ с целью установления равных условий деятельности на территории РФ российских и иностранных лиц и предусматривает следующее:
1) Под иностранным лицом, осуществляющим деятельность в сети «Интернет» на территории РФ, понимается иностранное лицо, осуществляющее любую не запрещенную на территории РФ деятельность при условии, что иностранное лицо является владельцем сайта и (или) страницы сайта в «Интернет» и (или) информационной системы и (или) программы для ЭВМ, доступ к которым в течение суток составляет более 500 тыс. пользователей сети «Интернет», находящихся на территории РФ (далее – информационный ресурс иностранного лица), а также при одном из следующих условий:
- на информационном ресурсе иностранного лица предоставляется и (или) распространяется информация на государственном языке РФ, государственных языках республик в составе РФ или иных языках народов РФ;
- на информационном ресурсе иностранного лица распространяется реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ;
- иностранное лицо осуществляет обработку сведений о пользователях, находящихся на территории РФ;
- иностранное лицо получает денежные средства от российских физических и юридических лиц.
2) Иностранным лицом, осуществляющим деятельность иностранного лица в сети «Интернет» на территории РФ признается также:
- иностранное лицо, являющееся провайдером хостинга или иным лицом, обеспечивающим размещение информационных ресурсов в сети «Интернет», пользователи которых, находятся в т.ч. на территории РФ;
- иностранное лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационной системы и (или) программы для ЭВМ, которые предназначены и используются для организации распространения в сети «Интернет» рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся в т.ч. на территории РФ, посредством принадлежащих третьим лицам информационных ресурсов (далее – оператор рекламной системы);
- иностранное лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для ЭВМ, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет», в т.ч. находящихся на территории РФ (далее – организатор распространения информации в сети «Интернет»).
3) Иностранное лицо, осуществляющее деятельность в сети «Интернет» на территории РФ, обязано:
- разместить на информационном ресурсе электронную форму для направления обращений российских граждан и организаций, требования к которой устанавливаются Роскомнадзором;
- зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте Роскомнадзора в сети «Интернет» (используемый для взаимодействия с государственными органами РФ) и в течение суток с момента его регистрации направить в Роскомнадзор заявление о включении сведений о себе в перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети «Интернет» на территории РФ, который размещается Роскомнадзором на его официальном сайте (далее – Перечень иностранных лиц);
- создать филиал или открыть представительство или учредить российское юр. лицо и обеспечить их функционирование на территории РФ (положение вступает в силу с 1 января 2022 года);
- установить одну из предлагаемых Роскомнадзором программ для ЭВМ, предназначенных для определения количества пользователей информационным ресурсом в сети «Интернет».
4) Определяются полномочия Роскомнадзора в части ведения Перечня иностранных лиц:
- организовывать мониторинг информационных ресурсов;
- утверждать методику определения количества пользователей информационных ресурсов в сутки;
- запрашивать у иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети «Интернет» на территории РФ, информацию, необходимую для ведения Перечня иностранных лиц;
- взаимодействовать с провайдером хостинга в целях идентификации владельца информационного ресурса, подпадающего под требования законопроекта, и в случае если владельцем информационного ресурса окажется иностранное лицо, – признавать такое лицо иностранным лицом, осуществляющим деятельность в сети «Интернет» на территории РФ, и включать сведения об указанном лице и его информационном ресурсе в Перечень иностранных лиц;
- организовывать мониторинг исполнения иностранным лицом, осуществляющим деятельность в сети «Интернет» на территории РФ, обязанностей предусмотренных законопроектом, и включение в Перечень иностранных лиц сведений о выполнении указанным иностранным лицом таких обязанностей;
- по заявлению иностранного лица, осуществляющего деятельность в сети «Интернет» на территории РФ, доступ к информационному ресурсу которого на протяжении 3-х месяцев составляет в течение суток менее 500 тыс. пользователей сети «Интернет», находящихся на территории РФ, – исключать из Перечня иностранных лиц сведения об указанном лице и о его информационном ресурсе. Такие сведения могут быть исключены из Перечня иностранных лиц и без заявления иностранного лица, осуществляющего деятельность в сети «Интернет» на территории РФ, если доступ к данному информационному ресурсу на протяжении 6-ти месяцев составляет в течение суток менее 500 тыс. пользователей сети «Интернет», находящихся на территории РФ.
5) В случае неисполнения иностранным лицом, осуществляющими деятельность в сети «Интернет» на территории РФ, положений законопроекта и иных требований, запретов и ограничений, предусмотренных законодательством РФ, в отношении указанного иностранного лица на основании решения Роскомнадзора могут применяться одна или одновременно несколько из следующих мер понуждения:
- информирование пользователей информационного ресурса иностранного лица о нарушении иностранным лицом, осуществляющим деятельность в сети «Интернет» на территории РФ, законодательства РФ;
- запрет на распространение рекламы иностранного лица, осуществляющего деятельность в сети «Интернет» на территории РФ, и (или) его информационного ресурса в качестве объекта рекламирования;
- запрет на распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного лица;
- ограничение осуществления переводов денежных средств и приема платежей физических и юридических лиц в пользу иностранного лица, осуществляющего деятельность в сети «Интернет» на территории РФ;
- запрет на поисковую выдачу;
- запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных;
- частичное ограничение доступа к информационному ресурсу иностранного лица;
- полное ограничение доступа к информационному ресурсу иностранного лица.
ФЗ вступает в силу со дня его опубликования, за исключением положения, для которого установлен иной срок вступления в силу.
Третье чтение 328 1 0 11:27
Стенограмма
Переходим к рассмотрению 10-го вопроса. О проекте федерального закона "О деятельности иностранных лиц в информационн=телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации" (третье чтение).
Пожалуйста, Александр Евсеевич. Хинштейн А. Е. Спасибо.
Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к третьему чтению. Напомню, что он создаёт равные условия для работы на территории нашей страны интернет-ресурсов как отечественных, так и иностранных. Мы прописали понятную и легко исполнимую процедуру так называемого "приземления", когда иностранные ресурсы, имеющие аудиторию ежесуточную не менее полумиллиона пользователей нашей страны, обязаны соблюдать. Просим, коллеги, поддержать этот важный и нужный закон, лежащий в русле проводимой, коллеги, государственной политики, направленной на создание или, точнее, на упрочение и поддержание цифрового суверенитета России. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть желание выступить по мотивам? Нет.
Ставится на голосование 10-й вопрос повестки.
Пожалуйста, включите режим голосования. Третье чтение.
Да, четыре вопроса осталось.
Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (11 час. 27 мин. 37 сек.)
Проголосовало за 328 чел 72,9 %
Проголосовало против 1 чел 0,2 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 329 чел.
Не голосовало 121 чел 26,9 %
Результат: принято
Федеральный закон принят.
10. 1176731-7 Госдума без обсуждения приняла закон «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации»
Документ внесли Депутаты ГД А.Е.Хинштейн, С.М.Боярский, М.Г.Кудрявцев, А.В.Горелкин (ЕР); Сенатор РФ А.К.Пушков
Он принят во втором чтении 16.06.21.
Представил председатель комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.
Законопроект направлен на регулирование отношений, связанных с осуществлением деятельности иностранных юр. лиц, иностранных организаций, не являющихся юр. лицами, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее – иностранное лицо) в сети «Интернет» на территории РФ с целью установления равных условий деятельности на территории РФ российских и иностранных лиц и предусматривает следующее:
1) Под иностранным лицом, осуществляющим деятельность в сети «Интернет» на территории РФ, понимается иностранное лицо, осуществляющее любую не запрещенную на территории РФ деятельность при условии, что иностранное лицо является владельцем сайта и (или) страницы сайта в «Интернет» и (или) информационной системы и (или) программы для ЭВМ, доступ к которым в течение суток составляет более 500 тыс. пользователей сети «Интернет», находящихся на территории РФ (далее – информационный ресурс иностранного лица), а также при одном из следующих условий:
- на информационном ресурсе иностранного лица предоставляется и (или) распространяется информация на государственном языке РФ, государственных языках республик в составе РФ или иных языках народов РФ;
- на информационном ресурсе иностранного лица распространяется реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ;
- иностранное лицо осуществляет обработку сведений о пользователях, находящихся на территории РФ;
- иностранное лицо получает денежные средства от российских физических и юридических лиц.
2) Иностранным лицом, осуществляющим деятельность иностранного лица в сети «Интернет» на территории РФ признается также:
- иностранное лицо, являющееся провайдером хостинга или иным лицом, обеспечивающим размещение информационных ресурсов в сети «Интернет», пользователи которых, находятся в т.ч. на территории РФ;
- иностранное лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационной системы и (или) программы для ЭВМ, которые предназначены и используются для организации распространения в сети «Интернет» рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся в т.ч. на территории РФ, посредством принадлежащих третьим лицам информационных ресурсов (далее – оператор рекламной системы);
- иностранное лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для ЭВМ, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет», в т.ч. находящихся на территории РФ (далее – организатор распространения информации в сети «Интернет»).
3) Иностранное лицо, осуществляющее деятельность в сети «Интернет» на территории РФ, обязано:
- разместить на информационном ресурсе электронную форму для направления обращений российских граждан и организаций, требования к которой устанавливаются Роскомнадзором;
- зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте Роскомнадзора в сети «Интернет» (используемый для взаимодействия с государственными органами РФ) и в течение суток с момента его регистрации направить в Роскомнадзор заявление о включении сведений о себе в перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети «Интернет» на территории РФ, который размещается Роскомнадзором на его официальном сайте (далее – Перечень иностранных лиц);
- создать филиал или открыть представительство или учредить российское юр. лицо и обеспечить их функционирование на территории РФ (положение вступает в силу с 1 января 2022 года);
- установить одну из предлагаемых Роскомнадзором программ для ЭВМ, предназначенных для определения количества пользователей информационным ресурсом в сети «Интернет».
4) Определяются полномочия Роскомнадзора в части ведения Перечня иностранных лиц:
- организовывать мониторинг информационных ресурсов;
- утверждать методику определения количества пользователей информационных ресурсов в сутки;
- запрашивать у иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети «Интернет» на территории РФ, информацию, необходимую для ведения Перечня иностранных лиц;
- взаимодействовать с провайдером хостинга в целях идентификации владельца информационного ресурса, подпадающего под требования законопроекта, и в случае если владельцем информационного ресурса окажется иностранное лицо, – признавать такое лицо иностранным лицом, осуществляющим деятельность в сети «Интернет» на территории РФ, и включать сведения об указанном лице и его информационном ресурсе в Перечень иностранных лиц;
- организовывать мониторинг исполнения иностранным лицом, осуществляющим деятельность в сети «Интернет» на территории РФ, обязанностей предусмотренных законопроектом, и включение в Перечень иностранных лиц сведений о выполнении указанным иностранным лицом таких обязанностей;
- по заявлению иностранного лица, осуществляющего деятельность в сети «Интернет» на территории РФ, доступ к информационному ресурсу которого на протяжении 3-х месяцев составляет в течение суток менее 500 тыс. пользователей сети «Интернет», находящихся на территории РФ, – исключать из Перечня иностранных лиц сведения об указанном лице и о его информационном ресурсе. Такие сведения могут быть исключены из Перечня иностранных лиц и без заявления иностранного лица, осуществляющего деятельность в сети «Интернет» на территории РФ, если доступ к данному информационному ресурсу на протяжении 6-ти месяцев составляет в течение суток менее 500 тыс. пользователей сети «Интернет», находящихся на территории РФ.
5) В случае неисполнения иностранным лицом, осуществляющими деятельность в сети «Интернет» на территории РФ, положений законопроекта и иных требований, запретов и ограничений, предусмотренных законодательством РФ, в отношении указанного иностранного лица на основании решения Роскомнадзора могут применяться одна или одновременно несколько из следующих мер понуждения:
- информирование пользователей информационного ресурса иностранного лица о нарушении иностранным лицом, осуществляющим деятельность в сети «Интернет» на территории РФ, законодательства РФ;
- запрет на распространение рекламы иностранного лица, осуществляющего деятельность в сети «Интернет» на территории РФ, и (или) его информационного ресурса в качестве объекта рекламирования;
- запрет на распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного лица;
- ограничение осуществления переводов денежных средств и приема платежей физических и юридических лиц в пользу иностранного лица, осуществляющего деятельность в сети «Интернет» на территории РФ;
- запрет на поисковую выдачу;
- запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных;
- частичное ограничение доступа к информационному ресурсу иностранного лица;
- полное ограничение доступа к информационному ресурсу иностранного лица.
ФЗ вступает в силу со дня его опубликования, за исключением положения, для которого установлен иной срок вступления в силу.
Третье чтение 328 1 0 11:27
Стенограмма
Переходим к рассмотрению 10-го вопроса. О проекте федерального закона "О деятельности иностранных лиц в информационн=телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации" (третье чтение).
Пожалуйста, Александр Евсеевич. Хинштейн А. Е. Спасибо.
Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к третьему чтению. Напомню, что он создаёт равные условия для работы на территории нашей страны интернет-ресурсов как отечественных, так и иностранных. Мы прописали понятную и легко исполнимую процедуру так называемого "приземления", когда иностранные ресурсы, имеющие аудиторию ежесуточную не менее полумиллиона пользователей нашей страны, обязаны соблюдать. Просим, коллеги, поддержать этот важный и нужный закон, лежащий в русле проводимой, коллеги, государственной политики, направленной на создание или, точнее, на упрочение и поддержание цифрового суверенитета России. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть желание выступить по мотивам? Нет.
Ставится на голосование 10-й вопрос повестки.
Пожалуйста, включите режим голосования. Третье чтение.
Да, четыре вопроса осталось.
Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (11 час. 27 мин. 37 сек.)
Проголосовало за 328 чел 72,9 %
Проголосовало против 1 чел 0,2 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 329 чел.
Не голосовало 121 чел 26,9 %
Результат: принято
Федеральный закон принят.
Leave a comment