15. Правительственный час «О перспективах интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза
Зампред Правительства Алексей Логвинович Оверчук. ЕАЭС семь лет В 2012 году Клинтон назвала ресоветизацией и призвала предотвратить. 2013 год был тяжелый. Рост даже в пережившей войну Армении и революцию Киргизии Рост доли рубля в расчетах до 72% Наибольшая интеграция в сфере рынка труда. Вызовы цифрофизация климатическая повестка пандемия Развивать собственную цифровую платформу ЕАЭС Чтобы пандемия не мешала связям. Единая платформа работа в ЕАЭС. Климатическая повестка не только про потепление Страны отказываются от производства товаров с значительным углеродным следом Ожидаемые меры будут иметь характер торговых барьеров Выработать общую политику. Пандемия сблизила наши страны Транзитный потенциал ЕАЭС должен быть реализован Иран Пакистан Афганистан Экономический потенциал выше собственных рынков Создание общих рынков электроэнергии, нефти и нефтепродуктов Евразийство идея возникла не сегодня более тысячи лет
Вопросы
Джабаров Реализация совместных проектов
Алексей Оверчук Создание интеграционных цепочек Убеждаем в преимуществах российской авиатехники
Андрей Климов Хороший проект Аэроэкспресс о доставке продуктов из Средней Азии в Селятином Московской области Организовать минуя центр где высокая концентрация перевозок
Алексей Оверчук Попробовали с Китаем получилось Дам поручение Российскому экспортному центр
Константин Долгов Гармонизация промышленных полити. Разница пошлин
Алексей Оверчук Неохотно идут на образование культуру Роль сенаторов и депутатов При каждой встрече напоминать. Казахстан вступал в ВТО будучи членом ТС 1300 изъятий Думали уйдет в историю Но это позиция Казахстана Идут переговоры о вступлении Белоруссии в ВТО Перспективы туманны
Ольга Ковитиди Разрабатываются ли мероприятия чтобы крымские предприятия могли участвовать
Алексей Оверчук Ни одна из стран ЕС не признает воссоединение Крыма с Россией Не признают крымские товары российскими. Решение в политической сфере
Валерий Рязанский Обязательная вакцинация трудовых мигрантов.
Алексей Оверчук Трудовые мигранты нам нужны Пандемия затруднила пересечение границы Приложение Путешествую без COVID-19 сделать обязательным для въезда в ЕАЭС ПЦР-тест в доверенных лабораториях
Константин Косачев Взаимодействия с ЕЭС нет Причина?
Алексей Оверчук ЕС наш крупнейший торговый партнер. Очень много вопросов. В ВКС контакты идут Точно есть и политический фактор
Григорий Работа Идея большого европейского экономического пространства Роль субъекта аи а не объекта как китайский один пояс один путь Ни одного конкретного проекта нам к сожалению не удалось
Алексей Оверчук Я не стал бы говорить если посмотреть на Транссиб БАМ. Ведется работа над созданием цифровых транспортных коридорах ФТС довернет пломбам контейнеры проходят беспрепятственно Транспортный коридор Европа Китай российский отрезок до Казани уже строится. Реконструкция пунктов пропуска
Маргарита Павлова Вопрос таможенного оформления Начали применять автоматическую диспетчеризацию Было три часа стало 15 и только Шереметьево
Зампред ФТС Руслан Валентинович Давыдов До реформы было 636 пунктов таможенного оформления на территории коммерческих участников коррупционные иски Сеголдня 16 пунктов таможенного декларирования Пять млн деклараций в год Мы не фиксируем увеличения сроков Исключает переток декларирования туда где есть свои схваченные брокеры Подозреваю вопрос не прозвучал Уральские авиалинии Готов обсуждать
Елена Зленко Общая экологическая повестка Река Урал
Алексей Оверчук Урал совместно с Казахстаном Готовимся к конференции ООН в Глазго Придется принимать политические решения в экономике в том числе Риски энергетического перехода углеродного следа Ни одна из стран ЕАЭС кроме России не обладает переговорным или экономическим потенциалом. Некоторые пытаются сами но вместе лучше
Выступления
Константин Косачев Вопрос позиционирования России Недоброжелателей много От того как будет развиваться ЕАЭС будет зависеть развитие России Проект где танго танцуют впятером Во многом ручная сборка много зависит от позиции членов правительства Ложечка дегтя Правительство недорабатывает в информационном сопровождении ЕАЭС Мы должны внятно на понятном языке рассказывать людям о преимуществах Говорить о том что затрагивает интересы людей Недостаточно
Ильяс Умаханов Я голосовал за транспортный коридор Север Юг Динамика не всегда была положительной а когда была не системная и конъюнктурная. Мост построили а дороги нет
Валерий Богомолов По итогам внешнего аудита СП подготовила рекомендации
Григорий Карасин С учетом большого перерыва предлагаю проект постановления принять сразу в целом. Чтобы не медлить с реализацией.
Валентина Матвиенко Дополнение внести сразу. Постановление на контроль Я пока не двоечница в подсказках не нуждаюсь
Постановление 147 0 0
Стенограмму см.:
https://leo-mosk.livejournal.com/9028930.html
https://leo-mosk.livejournal.com/9029360.html
Текст постановления
О перспективах интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза Заслушав информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Л. Оверчука о перспективах интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее. Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС) к настоящему времени завершил этап становления в качестве международной организации региональной экономической интеграции и перешел в стадию раскрытия интеграционного потенциала в интересах создания единого экономического пространства, устойчивого экономического развития государств - членов Евразийского экономического союза (далее - государства - члены), укрепления конкурентоспособности ЕАЭС продвижения его экономических интересов на международной арене. Заложенные Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года основы интеграционного строительства последовательно укрепляются. Государства - члены проводят единую, согласованную и скоординированную политику в ключевых сферах взаимодействия: по макроэкономическим вопросам во внешней торговле, в таможенном и техническом регулировании' валютно-финансовом, транспортном и энергетическом секторах' агропромышленном комплексе.
Расширяются внешние связи ЕАЭС на основе соглашений о зоне свободной торговли, заключенных с Вьетнамом, Сербией, Сингапуром и Ираном, при этом также ведутся переговоры о заключении подобных соглашений с Израилем и Египтом, проведены предварительные консультации с Индией. С рядом государств в целях изучения перспектив преференциальной торговли созданы и действуют рабочие группы. В октябре 2019 года вступило в силу Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами - членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны, от 17 мая 2018 года.
Развиваются контакты ЕАЭС с государствами, которые заинтересованы в изучении опыта его деятельности, статус государства - наблюдателя при ЕАЭС был предоставлен Молдавии, Узбекистану и Кубе. Дальнейшему продвижению интеграционных процессов на евразийском пространстве способствует развитие взаимовыгодного сотрудничества с третьими странами и интеграционными объединениями, прежде всего Шанхайской организацией сотрудничества и Ассоциацией государств Юго Восточной Азии. Тем самым закладывается основа для реализации инициативы Президента Российской Федерации В.В. Путина о формировании большого евразийского партнерства. Эта инициатива позволит государствам "Большой Евразии" от Атлантического до Тихого океанов взаимовыгодно выстраивать отношения в торгово-экономической сфере, будет способствовать формированию инфраструктурной взаимосвязанности на евразийском пространстве, росту и устойчивости мировой экономики, выработке содержательной позитивной повестки дня для решения актуальных международных проблем.
Немаловажную роль в реализации инициативы большого евразийского партнерства могут и должны сыграть парламенты государств "Большой Евразии". Динамика интеграционных процессов в рамках ЕАЭС не снизилась в условиях колебаний цен на мировых сырьевых рынках в 2015-2016 годах и в период пандемии новой коронавирусной инфекции, что подтверждает экономическую эффективность евразийской интеграции, в том числе при возникновении мировых кризисных явлений.
Цифровая интеграция становится важным элементом дальнейшего развития общего рынка ЕАЭС, основанного на принципах свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Институциональная среда для развития единого цифрового пространства ЕАЭС создана. Однако не функционирует в полном объеме интегрированная информационная система ЕАЭС для обеспечения межгосударственного обмена данными и электронными документами в рамках ЕАЭС. По результатам проверок Счетной палаты Российской Федерации отмечается ежегодное образование не используемых в течение длительного времени значительных остатков средств при исполнении бюджета ЕАЭС, которые возникают по расходам на создание интегрированной информационной системы ЕАЭС.
Развитие интеграционных процессов в рамках ЕАЭС осложняется рядом факторов: наличием незаконного оборота товаров в условиях отсутствия таможенного контроля между государствами - членами, включая проникновение на рынок государств - членов (особенно в Российскую Федерацию из Казахстана и Киргизии) значительных объемов реэкспорта китайской продукции, в том числе с нарушением таможенного законодательства, что ведет к снижению объема взимаемых таможенных пошлин и налогов; проникновением на российский рынок санкционной продукции из стран Европейского Союза и других стран под видом товаров из государств - членов; недостаточной унификацией ввозных таможенных пошлин вследствие вступления государств - членов во Всемирную торговую организацию на разных условиях; различиями в ставках косвенных налогов, установленных в государствах - членах, которые оказывают негативное влияние на функционирование внутреннего рынка ЕАЭС, что создает возможности для злоупотреблений с подакцизными товарами (прежде всего с табачной и алкогольной продукцией).
В целях стимулирования процессов евразийской экономической интеграции решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 года № 12 были утверждены Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года (далее - Стратегические направления).
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет :
1. Принять к сведению информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Л. Оверчука о перспективах интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза. 2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) принять меры, направленные на повышение инвестиционной и деловой привлекательности экономики Российской Федерации для других государств - членов, обратив особое внимание на социально-экономическое развитие приграничных регионов;
2) активизировать усилия, направленные на реализацию инициативы Президента Российской Федерации В.В. Путина о формировании большого евразийского партнерства;
3) проработать вопрос о развитии собственных технологий и создания в Российской Федерации благоприятной среды для развития кооперации по производству конкурентоспособной на внутренних и внешних рынках высокотехнологичной продукции;
4) повысить эффективность мер по обеспечению прослеживаемости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации из государств - членов, предусмотрев: осуществление контроля оборота товаров, учета и наблюдения за операциями с товарами на всех стадиях их движения по цепочке "производство - поставка - реализация" в рамках ЕАЭС; обеспечение информационного взаимодействия с национальными системами прослеживаемости товаров государств - членов на основе создаваемого общего электронного протокола, постепенного расширения действия Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, и Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе; усовершенствование функционирования системы мониторинга транзитных перевозок с использованием навигационных пломб на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, которая предотвращает "оседание" в России грузов, в том числе санкционных, заявляемых при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС для транзита через территорию Российской Федерации в другие государства - члены;
5) достичь гармонизации ставок акцизов в отношении "чувствительной" продукции, осуществить мониторинг правоприменения после вступления в силу Соглашения о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств - членов Евразийского экономического союза, провести аналогичную работу в отношении алкогольной продукции;
6) рассмотреть возможность расширения комплекса стимулирующих мер, направленных на увеличение объема несырьевого неэнергетического экспорта товаров и услуг российских предприятий с привлечением ресурсов институтов развития, в том числе Евразийского банка развития.
3. Рекомендовать Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации обеспечить гармонизацию национальных и межгосударственных стандартов по органической продукции с международными документами в указанной сфере.
4. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации и Федеральной таможенной службе совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службой государственной статистики, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации после гармонизации национальных и межгосударственных стандартов по органической продукции с международными документами проработать вопрос о закреплении за органической продукцией отдельных кодов Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и Единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
5. Рекомендовать Правительству Российской Федерации во взаимодействии с правительствами других государств - членов:
1) разработать масштабные проекты в транспортной и энергетической сферах, имеющие интеграционную направленность, в целях формирования большого евразийского партнерства, проработать возможности финансирования таких кооперационных проектов, в том числе с использованием потенциала многосторонних институтов развития;
2) создать благоприятные условия для развития цепочек промышленной кооперации;
3) инициировать выработку общих подходов государств - членов к климатической повестке, в частности единых стандартов в сфере декарбонизации производств, товаров и услуг, в целях их последующего совместного продвижения в международных структурах с учетом экономических последствий введения рядом стран фискальных и иных ограничений на товары и услуги с высокой углеродной составляющей;
4) инициировать формирование в ЕАЭС единой системы мониторинга транспортных потоков и грузов, в том числе транзитных, на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС с учетом экспорта такой услуги применительно к транспортным коридорам "Север - Юг", "Запад - Восток";
5) инициировать формирование в ЕАЭС единой системы цифровых транспортных коридоров; 6) уделять особое внимание вопросам информационного сопровождения процессов евразийской интеграции с акцентом на проекты, напрямую отвечающие социально-экономическим интересам граждан Российской Федерации и других государств - членов;
7) расширять сотрудничество в торгово-экономической сфере с третьими странами и интеграционными объединениями, улучшая качество интеграционного сотрудничества в целях увеличения доли ЕАЭС в мировом товарообороте, в том числе в рамках соглашений о зонах свободной торговли;
8) содействовать получению ЕАЭС статуса наблюдателя в органах Всемирной торговой организации и статуса члена Всемирной таможенной организации, а также присоединению к основополагающим документам этих организаций;
9) провести работу по сокращению административных барьеров, изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС;
10) выполнить рекомендации Счетной палаты Российской Федерации по актуализации Положения о бюджете Евразийского экономического союза, утвержденного решением Высшего Евразийского экономического совета от 10 октября 2014 года 6457 № 78, в целях повышения эффективности формирования, управления и распоряжения средствами бюджета ЕАЭС;
11) обеспечить функционирование системы межгосударственного информационного обмена, реализацию Основных направлений реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года, утвержденных решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 года № 12;
12) обеспечить гармонизацию национальных законодательств государств - членов в области защиты персональных данных граждан, ускорить процесс заключения международного договора в рамках ЕАЭС, устанавливающего порядок обмена персональными данными и механизмы их защиты;
13) обеспечить реализацию Концепции формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза, утвержденной решением Высшего Евразийского экономического совета от 1 октября 2019 года № 20, обратив особое внимание на решение вопросов регулирования общего финансового рынка, обеспечения взаимного допуска участников финансовых рынков государств - членов (включая введение механизма стандартизированной лицензии), надзора за деятельностью участников общего финансового рынка, в том числе через проведение гармонизации законодательства государств - членов в финансовой сфере;
14) проработать вопросы дальнейшего расширения использования национальных валют государств - членов во взаимной торговле;
15) создать общее платежное пространство ЕАЭС исходя из положений, закрепленных в Концепции формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза;
16) выработать согласованные подходы государств - членов к формированию и развитию рынка интеллектуальной собственности, включая льготное кредитование и налогообложение для предприятий, использующих в своей деятельности объекты интеллектуальной собственности, выдачу грантов на производство товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, организацию субсидирования патентования объектов интеллектуальной собственности за рубежом;
17) совершенствовать механизм маркировки товаров, способствующего значительному снижению объемов незаконного оборота товаров, созданию конкурентной бизнес-среды;
18) обеспечить единообразие таможенного администрирования, единые условия перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС в целях недопущения незаконного оборота товаров между государствами - членами и дисбаланса в размерах таможенных платежей;
19) уделить особое внимание в условиях распространения новой коронавирусной инфекции сотрудничеству в области лекарственной безопасности, подготовить план мероприятий по обеспечению государств - членов необходимыми лекарственными препаратами, организовать производство эффективных и доступных лекарств в рамках ЕАЭС в объемах, достаточных для удовлетворения потребностей систем здравоохранения государств - членов; 20) содействовать реализации совместного проекта по внедрению цифровой платформы "Путешествую без COVID-19" в целях упрощения процедур пересечения государственных границ на пространстве ЕАЭС при соблюдении санитарных норм и с учетом текущей эпидемиологической ситуации.
6. Предложить Правительству Российской Федерации ежегодно до 2025 года информировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении, а также о реализации Стратегических направлений.
7. Комитету Совета Федерации по международным делам проинформировать палату в период весенней сессии 2022 года о реализации настоящего постановления.
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по международным делам, Комитет Совета Федерации по экономической политике и Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.