Подводя итоги сессии, заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Валерий Васильев подчеркнул, что начало 2021
года, как и прошлый 2020 год, было сложным периодом, поскольку пандемию победить все еще не удается. Несмотря на то, что уже к концу 2020 года в стране были созданы и апробированы три вакцины, созданы условия для бесплатного вакцинирования граждан, но сама вакцинация проходила достаточно медленными темпами, что привело на сегодняшний день к необходимости новых ограничений в связи с вновь обостряющейся эпидемиологической ситуацией. А, значит, не удается в полном объеме переключить силы на восстановление экономики и улучшение жизни российских граждан.
Работа СФ в ходе весенней сессии 2021 года велась как в очном режиме, так и в режиме on-line, но за период пандемии все привыкли к подобному смешанному формату деятельности и это не вызывало никаких трудностей. За сессию сенаторы провели 12 заседаний, на которых было рассмотрено и одобрено более 350 законов.
Особенностью работы СФ стало то, что РФ даже в сложных условиях не отказывается от прорывных целей и продолжает реализовывать серьезные задачи, направленные на дальнейшее развитие страны. Это создание современной транспортной инфраструктуры, высокотехнологичной сети железнодорожного транспорта, уникальных возможностей авиа и морских перевозок.
«На всех уровнях власти осознают необходимость развития дорожной составляющей, а также обновления общественного транспорта, как важнейшего драйвера развития страны и связывания территорий, вывода России на принципиально новый уровень. Мы постепенно учимся подходить к решению этих задач комплексно. Все планы вовремя и своевременно финансируются напрямую из госбюджета и за счет средств ФНБ (Фонд национального благосостояния России). И теперь важно отрабатывать механизмы привлечения частных инвестиций»,- подчеркнул сенатор Валерий Васильев. Он отметил, что стоит огромный комплекс задач, в том числе строительство автодороги Москва – Казань- Екатеринбург, российской части автомагистрали «Меридиан» из Китая в Западную Европу, которая должна пройти по территории восьми российских регионов, восточной части Транссиба, строительство подходов к российским морским портам, возведение к 2024 году различных объектов в 50 аэропортах страны и т.д. Сенатор Валерий Васильев подчеркнул, что все эти вопросы находятся в центре внимания Совета Федерации, в том числе Комитета по экономической политике, заместителем председателя которого он является. Осенью сенаторы вернутся к вопросам строительства дороги Москва – Казань- Екатеринбург. По поручению президента России, она должна быть построена к 2024 году, и времени на раскачку у ведомств, ответственных за строительство, нет.
Также он отметил, что СФ является уникальной площадкой, объединяющей законодателей, региональную власть и правительство России, где происходит обмен информацией с субъектами Федерации. Благодаря такой работе ведётся разработка планов по строительству и реконструкции региональных и муниципальных дорог, которые в настоящее время в большинстве своем находятся в плачевном состоянии. Если федеральные трассы в большинстве своём приведены в надлежащий вид, то местным дорогам до этого показателя еще далеко. «Важно вовремя спланировать потребности регионов по этим вопросам, поскольку собственными силами субъекты РФ не обойдутся и потребуется выделение государственных дотаций. А это весьма капиталоемкие проекты, так как протяженность дорог в целом по стране почти 1,5 млн км»,-отметил сенатор.
Он также подчеркнул, что сотрудничество Совета Федерации с Правительством РФ высоко оценила и спикер СФ Валентина Матвиенко, отметив, что взаимодействие вышло на принципиально новый уровень, а свидетельством ответственного отношения Правительства к постановлениям, рекомендациям Совета Федерации назвала высокий уровень их выполнения, включая поручения по итогам традиционной встречи руководства палаты с Председателем Правительства РФ.
Валерий Васильев обратил внимание на то, что в ходе весенней сессии СФ одобрил ряд важных для транспортной инфраструктуры законов, которые, например, в ходе одной закупки позволяют получить весь комплекс работ не только по строительству, но и по эксплуатации дорог. «Законотворческая деятельность в данном направлении была направлена, прежде всего, на то, чтобы строительство и реконструкция транспортной инфраструктуры осуществлялась качественно и с соблюдением установленных сроков»,- подчеркнул Валерий Васильев. Также много внимания уделялось принятию новых законов и совершенствованию существующего законодательства, касающегося безопасности дорожного движения, что является одной из важных стратегических целей нашего развития.
Сенаторы перед летними каникулами одобрили закон о выделении субъектам Федерации инфраструктурных бюджетных кредитов сроком до 15 лет по ставке до 3% годовых. Изначально президент России Владимир Путин объявил программу до 2024 года, но из-за большого интереса к проекту, его продлили до 2026 года. Уже сегодня известно, что на такие кредиты регионам будет выделено порядка 500 млрд рублей. Кроме того, закон позволит реструктуризировать уже взятые кредиты, которые регионы брали на борьбу с пандемией.
Значительное внимание сенаторы в ходе весенней сессии уделяли развитию малого и среднего бизнеса, серьезно пострадавшего в условиях пандемии, причем, в отличие от прошлого года, внимание фокусировалось не столько на прямой поддержке предпринимателей, сколько на расширении возможностей для их работы, в том числе на увеличении закупок госструктурами продукции малого и среднего бизнеса, требовании к региональным властям создавать благоприятные условия для этих структур, введении налоговых преференций и т.д. «Здесь перед законодателями значительный спектр задач и каждому из нас, как представителям регионов предстоит отслеживать ход выполнения решений на местах», - подчеркнул Валерий Васильев. Он также отметил, что только за период данной сессии были проведены ряд мероприятий, которые были посвящены этой проблематике, в том числе, как минимум три «круглых стола», на которых в той или иной степени затрагивались вопросы развития и перспектив малого и среднего бизнеса. Вырабатывались решения, которые позволили учитывать интересы бизнеса как на законодательном уровне, так и на уровне подзаконных актов.
Также Валерий Васильев отметил, что в весеннюю сессию Комитет по экономической политике предметно занимался проблемой водоснабжения Крыма, в том числе дважды провел «круглые столы» по данной теме. Критическую остроту вопроса водоснабжения в целом по Республике Крым и в г. Севастополе удается снять, но существует еще множество задач, которые предстоит решать, в том числе вопрос ремонта сетей, обнаружения и ликвидации несанкционированных врезок в системы водоснабжения, создания цифровых карт водоснабжения региона. Все эти темы стоят на контроле Совета Федерации и, как подчеркнул Валерий Васильев, к ним прибавился вопрос о преодолении последствий стихии в Республике Крым, прежде всего, в г. Ялта.