leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Алексей Оверчук рассказал СФ об интеграционных процессах в ЕАЭС - стеннограмма начало

Алексей Оверчук рассказал СФ об интеграционных процессах в ЕАЭС - стеннограмма начало
15. Правительственный час «О перспективах интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза
Конспект см. https://leo-mosk.livejournal.com/8990982.html

Из стенограммы 507-го пленарного заседания СФ 23.06.21
Коллеги, переходим к рассмотрению вопроса "правительственного часа" - "О перспективах интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза".
Предлагается традиционный порядок проведения: выступление Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Алексея Логвиновича Оверчука - до 15 минут, далее - ответы на вопросы, выступления сенаторов и принятие постановления.
Нет возражений, коллеги? Нет.
В нашем заседании принимают участие Валерий Николаевич Богомолов, аудитор Счетной палаты, Руслан Валентинович Давыдов, первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы, Виктор Леонидович Евтухов, статс-секретарь - заместитель министра промышленности и торговли, Дмитрий Станиславович Зверев, статс-секретарь - заместитель министра транспорта, Владимир Евгеньевич Ильичёв, заместитель министра экономического развития, и Сергей Львович Левин, заместитель министра сельского хозяйства.
Коллеги, слово предоставляется Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Алексею Логвиновичу Оверчуку.
Прошу Вас, Алексей Логвинович, на трибуну. Вам слово.
А.Л. Оверчук. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы, уважаемые коллеги! Позвольте поблагодарить вас за возможность проинформировать вас о работе правительства по направлению интеграции в ЕАЭС на евразийском пространстве.
Принимая решение об экономической интеграции, страны ставят перед собой задачу снизить издержки производителей и потребителей с целью увеличения взаимного товарооборота. Это приводит к повышению доступности товаров и услуг, расширению рынков сбыта, росту занятости, доходов и покупательной способности населения. Таким образом, интеграционный процесс формирует более благоприятные условия для роста экономик интегрирующихся стран. Достижение этой цели требует от государств-участников снижения или устранения торговых барьеров и выравнивания финансово-экономических условий хозяйствования, что сопровождается передачей части полномочий на наднациональный уровень.
Наш интеграционный процесс имеет свои особенности. Еще совсем недавно государства - участники ЕАЭС были частями одной большой страны с плановой экономикой, централизованной системой управления и населением в 291 миллион человек. Между республиками СССР существовали глубокие кооперационные связи, а созданные объекты индустрии были рассчитаны на рынок большой страны. Поэтому нынешний интеграционный процесс часто воспринимается как попытка восстановления утраченного, что имеет как сторонников, так и недоброжелателей.
В декабре 2012 года (я хочу привести эту цитату) государственный секретарь США Хиллари Клинтон говорила (это цитата): "Существует инициатива по ресоветизации региона. Ее будут называть по-другому - ее будут называть таможенным союзом, ее будут называть евразийским союзом или еще каким-либо в этом роде. Но давайте не будем на этот счет ошибаться, мы знаем, какова настоящая цель, и мы пытаемся найти эффективные способы замедлить или предотвратить это". Это был 2012 год.
Период между 2012 и 2016 годами оказался сложным в истории евразийской интеграции. Сбор таможенных пошлин упал с 26,6 млрд долларов в 2011 году до 10,7 млрд долларов в 2015 году. Однако экономика государств - членов ЕАЭС адаптировалась: объем ВВП государств - членов ЕАЭС в 2020 году по сравнению с 2016 годом в долларовом выражении увеличился на 17,3 процента. При этом хочу отметить показатели стран - участниц ЕАЭС: Беларусь - 25,7, Казахстан - 24,7, Россия - 16,1. Даже в переживших в тяжелом пандемийном году Армении - войну и Киргизии - революцию рост ВВП за пять лет составил соответственно 20 и 13,2 процента. При этом аналогичные показатели этих двух стран по благоприятному 2019 году составляли 29,5 и 30,9 процента. Интеграция создала этим странам дополнительные возможности для развития, и с этим тяжело спорить.
Стресс-тестирование экономик государств - членов ЕАЭС в 2020 году продемонстрировало их жизнеспособность. Экономический спад на пространстве ЕАЭС составил 2,9 процента. Для сравнения: у ВВП Евросоюза это падение - 6,3 процента, еврозоны - 6,6 процента. В первом квартале 2021 года рост взаимной торговли у нас уже увеличился на 16,7 процента и демонстрирует доверие экономоператоров к интеграционному процессу. Ожидаемый рост экономики союза в 2021 году будет на уровне 3,2 процента.
Экономическому союзу семь лет. Все эти годы осуществляется трансформация таможенного союза в экономический союз, где должно быть обеспечено свободное движение товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов. Реализация этих четырех свобод является базовым условием обеспечения безбарьерного доступа к рынку с населением более 184 миллионов человек. Расширяя рынки сбыта для наших товаропроизводителей, мы тем самым создаем устойчивые условия для роста нашей экономики и экономик государств - членов ЕАЭС.
В исключительную компетенцию союза государства-члены уже передали вопросы таможенно-тарифного регулирования, применения защитных мер технического регулирования и конкуренции на трансграничных рынках. При этом у государств-членов в данных сферах сохраняются отдельные изъятия и национальная компетенция.
В Совете ЕЭК правительствами ведется системная работа по устранению барьеров, изъятий, ограничений из режима экономического союза. На начало 2020 года в реестре барьеров, изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС было квалифицировано 19 барьеров, 37 ограничений и 14 изъятий. По состоянию на конец 2020 года количество препятствий в реестре снизилось до 12 барьеров, 35 ограничений и 11 изъятий. Это было самым значительным сокращением количества препятствий в истории союза после 2016 года.
В 2018 году вступил в силу Таможенный кодекс союза, принят единый таможенный тариф. Однако у государств-членов пока остается право применения временных нетарифных мер в одностороннем порядке.
Также принята единая товарная номенклатура союза. Евразийской комиссией принято 49 технических регламентов, из которых 43 вступили в силу. Они охватывают более 50 процентов производимой в союзе продукции или 85 процентов продукции, взаимообращаемой в ЕАЭС. В разработке находятся 11 технических регламентов.
Поэтапно формируется единый рынок услуг по отдельным секторам экономики, предусматривающий беспрепятственный доступ поставщиков услуг на рынки друг друга на основании принципа национального режима. Единый рынок услуг функционирует сейчас в 53 секторах и охватывает 57 процентов производимой продукции. Работа по формированию единого рынка услуг будет продолжаться.
В ЕАЭС улучшаются условия для свободного обращения капиталов. Постепенно увеличивается использование во взаимных расчетах наших национальных валют. В торговом обороте между странами ЕАЭС отмечается тенденция к усилению роли российского рубля. На протяжении последних пяти лет его удельный вес в структуре платежей увеличился до 72,5 процента (2019 год).
Действуют межгосударственные финансовые институты - Евразийский банк развития, Евразийский фонд стабилизации и развития. Новая стратегия ЕАБР ориентирует его прежде всего на поддержку интеграционных проектов. Наибольшей глубины интеграция достигла в сфере рынке труда.
Важным шагом на пути развития ЕАЭС стало утверждение главами государств в декабре 2020 года Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Принятый документ содержит 332 мероприятия, и реализация стратегии потребует заключения более 50 международных договоров, а также разработки и утверждения свыше 180 нормативных актов.
Следует признать, что стратегия является компромиссным документом, принятым на основе консенсуса. Ее реализация позволит достичь такого уровня интеграции, на который была готова пойти страна, видевшая в ней наибольшее количество угроз своему национальному суверенитету. Поэтому в принятой стратегии не говорится сегодня об унификации законодательств и мер ответственности за нарушения их требований. Над этим еще предстоит работать.
Вместе с тем современные вызовы подталкивают государства ЕАЭС к более тесной интеграции. К этим вызовам следует отнести цифровизацию, проблемы климатической повестки, пандемию и ее социально-экономические последствия.
Цифровая трансформация оказывает влияние на экономику союза, включая рынки товаров, услуг, капитала, рабочей силы. Перемены коснутся всех четырех свобод, провозглашенных договором о союзе, и отвечать на эти вызовы мы намерены, прежде всего развивая собственную цифровую платформу ЕАЭС.
Первые результаты уже есть и приносят пользу людям. С целью восстановления деловой активности разработано и запущено электронное приложение "Путешествую без COVID-19". Им уже воспользовались более 300 тысяч человек в ЕАЭС. И мы стремимся к тому, чтобы пандемия не мешала людям осуществлять связи между нашим странами.
Наши усилия также направлены на борьбу с незаконным оборотом промышленной продукции, предполагающие обеспечение прослеживаемости товаров.
Особое внимание в нашей работе мы отводим формированию комфортных условий для поиска вакансий во всех государствах - членах ЕАЭС, получению необходимых государственных услуг, разрешений, документов в цифровом виде. В ближайшее время запускается платформа для поиска работы в ЕАЭС.
Климатическая повестка таит в себе серьезные вызовы для экономик наших стран. Это не про потепление в мире, хотя и про него тоже.
Следует принять, что в целях сокращения выбросов углекислого газа, а скорее всего, в целях формирования условий для нового экономического роста развитые страны решили отказаться не только от углеводородных источников энергии и двигателей внутреннего сгорания, но и от товаров, при производстве которых возникает значительный углеродный след. Ожидаемые меры реализации этой политики будут иметь характер торговых барьеров, новые ограничительные меры затронут основные статьи российского экспорта. Это приведет к необходимости масштабной реструктуризации экономики. ЕАЭС предстоит разработать и принять общую экономическую политику в этой сфере и, таким образом, воспользоваться коллективным переговорным ресурсом для взаимодействия с такими крупнейшими экономиками, как ЕС, США и КНР. Мы начинаем двигать эти вопросы в ЕАЭС и в Совете ЕЭК.
Пандемия сблизила наши страны. Мы без проволочек договорились о беспошлинном ввозе и запрете на вывоз лекарств, медицинских изделий, средств индивидуальной защиты, а также ряда социально важных продовольственных товаров. Также пандемия подтолкнула к обсуждениям более системных решений, нацеленных на защиту нашего общего рынка и его потребителей. Мы начинаем обсуждать возможность создания чрезвычайного продовольственного фонда союза.
Приведенные вызовы касаются каждой из стран ЕАЭС, но ни одна из них не способна ответить на них самостоятельно. Понимание важности этих проблем и эффективности их совместных решений нам предстоит доносить до партнеров по ЕАЭС.
Вторая группа факторов, которые будут способствовать развитию интеграционного процесса и сближению, касается реализации крупных инвестиционных проектов. В первую очередь это инвестиционные проекты в сфере транспорта и логистики.
Географическое положение ЕАЭС - между рынками Азии и Европы - является источником нашей природной ренты. Поэтому транзитный потенциал ЕАЭС должен быть реализован.
Ведется работа по реализации проектов международных транспортных коридоров, в том числе "Север - Юг", "Восток - Запад", Северный морской путь. При этом также разрабатываются и внедряются новые цифровые решения.
Если говорить о направлении север - юг, то здесь тоже появляются новые возможности. Есть свои ограничения и сложности, но есть перспективы для развития маршрутов, связывающих нас с Индией, Пакистаном, Ираном, Афганистаном.
Укреплению нашей интеграции способствует реализация инвестиционных проектов на принципах промышленной кооперации. С Белоруссией мы занимаемся проектами в сферах радиоэлектроники, автомобилестроения, сельскохозяйственного и строительно-дорожного машиностроения. Производственные связи с Казахстаном развиваются в областях автомобилестроения, авиастроения и сельскохозяйственного машиностроения. Производственная кооперация, нацеленная на создание цепочек добавленной стоимости, дает нашим партнерам доступ к освоению высоких технологий и позволяет задействовать свой экспортный потенциал, в значительной степени превышающий потребительскую способность их внутренних рынков. Такие экономические преимущества наши партнеры могут получить, только находясь в Евразийском экономическом союзе.
Большие задачи также стоят в сфере энергетики. До 2025 года предстоят выполнение принятых "дорожных карт", гармонизация законодательства с выходом на создание общих рынков электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов.
Вопросы энергетики также связаны с использованием водных ресурсов, имеющих особое значение для государств Центральной Азии - возможных кандидатов в члены Евразийского экономического союза.
Интереснейшая по масштабу и содержанию задача - создание более широкого интеграционного контура - "Большое евразийское партнерство", который может стать платформой для взаимоувязки и сопряжения интеграционных процессов на континенте, таких как "Пояс и путь", Европейский союз и АСЕАН. Это сотрудничество пока находится на начальных этапах, но мы намерены работать вместе с партнерами над его развитием. Именно на этом треке открываются кооперационные возможности, о которых в своей статье "Быть открытыми, несмотря на прошлое" говорит Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.
В заключение хочу отметить, что евразийство - это идея, которая созрела не сегодня, не с появлением ЕАЭС, не с появлением Советского Союза и даже не с появлением Российской империи. Этому цивилизационному пространству, где люди, представляющие различные этносы, вместе живут, торгуют, объединяются в союзы, уже более тысячи лет. За это время евразийство стало частью нашего общего культурного кода, объединяющего все народы региона. Успешное развитие союза и его позиционирование в качестве неотъемлемой части мировой экономики - одна из главных задач нашего правительства. Уверен, что и наша сегодняшняя встреча послужит ее воплощению.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо большое, Алексей Логвинович, за очень содержательный доклад, смысловой, понятный. Спасибо большое.
Коллеги, переходим к вопросам. Желающих задать вопросы прошу записаться. Начинаем вопросы.
Владимир Михайлович Джабаров, пожалуйста.
В.М. Джабаров. Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Алексей Логвинович! Я внимательно слушал Вас и на нашем расширенном заседании комитета в понедельник, и сейчас прослушал Ваш доклад с большим интересом.
У меня один вопрос. Как Вы полагаете, видится ли смысл в реализации совместных проектов как инструмента интеграции наших стран? Спасибо.
А.Л. Оверчук. Спасибо большое, Владимир Михайлович, за Ваш вопрос. На самом деле это вопрос, решение которого, на мой взгляд, будет определять будущее развитие союза и будущее отношение государств - членов союза к этому союзному объединению.
Конечно же, наше интеграционное объединение очень молодое, нам всего семь лет. Если принимать во внимание Таможенный союз, то чуть-чуть побольше, но мы понимаем, что те вопросы, о которых мы говорим, затрагивают… Решение подобного рода масштабных проблем требует многих лет и десятилетий и большого количества подходов, инструментов и способов заинтересовать партнеров и поддерживать интерес партнеров в союзе.
Конечно же, когда нынешние страны ЕАЭС вступали в Евразийский экономический союз, каждая из них имела свои интересы и свои особенности, которые, собственно, давали основу для принятия таких интеграционных решений. Для всех стран (я чуть-чуть коснулся этого в своем докладе в силу очень ограниченного времени - 15 минут), конечно же, вопросы реализации транзитного потенциала Евразийского экономического союза являются приоритетными. И в этой связи мы видим, как много делают сегодня страны ЕАЭС, для того чтобы этот потенциал реализовался.
В первую очередь, конечно же, мы говорим о строительстве и создании транспортной инфраструктуры. Наша страна сегодня много делает для этого. Это и строительство дороги Европа - Западный Китай, которая пройдет через Российскую Федерацию, Казахстан, которая будет иметь выходы на Беларусь и на наши балтийские порты. Это все требует инвестиций, это все требует инфраструктуры. И, конечно же, такого рода проекты будут сближать, они будут способствовать взаимоувязанности наших экономик и наших стран. Это первое.
Второе - это проекты, которые носят индустриальный характер. И нам необходимо и дальше развивать нашу промышленность, нам необходимо и дальше развивать импортозамещение и становиться по-настоящему независимыми от всяких внешних факторов, которые, как мы хорошо знаем, могут быть очень неожиданными. Для этих целей на сегодняшний день начаты дискуссии с нашими коллегами по ЕАЭС по импортозамещению. И наши коллеги, и мы очень хорошо понимаем важность создания международных кооперационных производственных цепочек, которые будут объединять товаропроизводителей наших стран с целью создания конечной продукции, которая будет конкурентна как внутри ЕАЭС, так и на мировых рынках. И здесь очень большое место будет отводиться авиастроению.
Мы сегодня видим, что рынки наших стран заполнены зарубежной авиационной техникой. На площадке Евразийской экономической комиссии, в Совете ЕЭК мы, во-первых, убеждаем наших коллег в преимуществах российских производителей авиационной техники. А во-вторых (и это главное), в декабре на заседании Высшего Евразийского экономического совета Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин непосредственно поставил задачу и пригласил страны участвовать в создании таких производственных цепочек, которые позволят нам вместе развивать эту важнейшую передовую отрасль - авиастроение.
Помимо этого, конечно же - сельскохозяйственное машиностроение. Здесь тоже есть вопросы, и здесь мы много спорим с нашими коллегами.
Но мы говорим о том, что нужно развиваться, нужно вместе развиваться, и, создавая промышленные связи между нашими экономоператорами, мы тем самым будем укреплять общее интеграционное пространство союза.
Председательствующий. Спасибо.
Алексей Логвинович, одна просьба. Желающих Вам задать вопросы очень много. Если Вы так будете на каждый вопрос отвечать, то три человека смогут задать. Просьба - пожалуйста, покороче.
И короче вопросы, коллеги.
Андрей Аркадьевич Климов.
А.А. Климов, член Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Пермского края.
Большое спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Алексей Логвинович! Климов Андрей Аркадьевич, сенатор от Пермского края.
В развитие вопроса об инфраструктуре (я тоже был на Вашем выступлении в понедельник). Вот есть, допустим, хороший проект "Агроэкспресс" - это по поводу ускоренной доставки продуктов питания из Средней Азии в Московскую область, в Селятино. С учетом того что у нас огромная страна, имеет ли смысл все-таки подумать о возможности к этому добавить, допустим, некие такие же параллельные проекты, минуя уже центральную часть России (там у нас огромная концентрация разного рода грузоперевозок), - допустим, через тот же Пермский край, который вполне мог бы выполнять аналогичную функцию по дальнейшему распределению такого рода товаров на Урале и в Прикамье? Спасибо.
А.Л. Оверчук. Спасибо большое за Ваш вопрос.
"Агроэкспрессы" действительно в прошлом году попробовали. Российский экспортный центр системно продвигает эту идею. В прошлом году попробовали с Китаем - оказалось, работает, и работает очень эффективно.
И буквально вчера мы подписали соответствующие меморандумы (Российский экспортный центр также подписал) о том, чтобы лучше организовать "зеленые коридоры" между Россией и Узбекистаном. Действительно, мы назвали этот маршрут Москва - Узбекистан - Москва.
Но на самом деле, конечно же, географию этих маршрутов необходимо расширять, потому что наши субъекты Федерации и наши сельскохозяйственные товаропроизводители, которые действительно являются сегодня драйверами роста нашей экономики, вполне могут реализовывать продукцию в бо́льших объемах на зарубежных рынках, прежде всего на рынках ЕАЭС, где люди привыкли часто к нашей продукции и ждут эту продукцию у себя. Поэтому, конечно же, я дам поручение Российскому экспортному центру, который сам курирую, проработать этот вопрос.
Председательствующий. Спасибо.
Константин Константинович Долгов, пожалуйста.
К.К. Долгов. Спасибо большое, уважаемая Валентина Ивановна.
Уважаемый Алексей Логвинович! В развитие нашей очень интересной дискуссии, которая состоялась у нас на днях. Все-таки к вопросу о промышленных политиках, гармонизации промышленных политик стран ЕАЭС. Это один из важнейших, на наш взгляд, вопросов, мы в комитете большое внимание ему уделяем. Что мы можем, как Совет Федерации, дополнительно предложить, чем помочь в продвижении этого процесса?
И сразу второй вопрос, связанный, - по гармонизации ввозных таможенных пошлин стран ЕАЭС с Всемирной таможенной организацией, учитывая разницу в условиях вступления России, Казахстана, Киргизии, в частности. Как этот процесс продвигается? Спасибо.
А.Л. Оверчук. Спасибо большое за Ваш вопрос.
Конечно же (и мы с вами позавчера этой темы начали касаться), вопрос участия представителей законодательной власти и укрепления связей между законодательными органами наших стран, включение вопросов евразийской интеграции в нашу совместную повестку, в том числе и по вопросам промышленной политики, ну и сельскохозяйственной политики, социально-экономической политики... Потому что наши коллеги неохотно идут на вопросы координации в областях социальной защиты, образования, культуры. Это так. И здесь, конечно же, роль депутатов, роль сенаторов может быть очень весомой. При каждой встрече им об этом необходимо напоминать, по-хорошему работать с ними. Это должно стать частью нашей общей работы. Поэтому с этой точки зрения, я считаю, мы готовы оказывать информационную поддержку и сенаторам, и депутатам, для того чтобы всегда у вас была хорошая информация, всегда можно было с коллегами разговаривать и быть в теме.
Что касается ВТО, действительно, Казахстан, вступая в ВТО (а он вступал уже в ВТО в 2015 году, будучи членом Таможенного союза), предусмотрел для себя ряд изъятий, которые отличаются от единого тарифа Таможенного союза, примерно 3300 изъятий. До 2025 года ожидается, что это должно уйти в историю. Ну, это позиция Казахстана, да, это характеризует…
Что касается позиций других стран, сейчас идет речь о вступлении Белоруссии в ВТО, вы знаете. Но последний год, насколько нам известно, там переговоры серьезно не велись. Хотя, конечно же, у них процесс в рамках рабочих групп еще не завершен, с рядом стран переговоры продолжались. Учитывая ту политическую ситуацию, которая сейчас сложилась вокруг Белоруссии, конечно же, перспективы вступления этой страны в ВТО в ближайшее время выглядят туманно.
Председательствующий. Спасибо.
Ольга Федоровна Ковитиди, пожалуйста.
О.Ф. Ковитиди, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Крым.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Алексей Логвинович! Несомненно, очень многое делается, но эти семь лет работы Евразийского экономического союза потеряны для Республики Крым. Мы в 2018 году на площадке Совета Федерации поднимали вопрос о том, что необходимо разработать какие-то механизмы, инструменты. Но до сегодняшнего дня их нет. В связи с этим совершенно очевидно, что не использован потенциал такого серьезного субъекта Российской Федерации.
Скажите, пожалуйста, разрабатываются ли вами какие-то реальные механизмы, для того чтобы крымские предприятия-экспортеры могли принимать участие в международных операциях в рамках Евразийского экономического союза? Спасибо.
А.Л. Оверчук. Спасибо большое, за Ваш вопрос. Он действительно очень важен.
Как мы все хорошо знаем, ни одно из государств - членов Евразийского экономического союза не признает воссоединение Республики Крым с Российской Федерацией. Более того, ряд стран при ввозе товаров из Республики Крым на территории этих стран не признают товары, произведенные в Республике Крым, в качестве товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация. Это серьезная проблема. Мы постоянно говорим нашим коллегам об этом и постоянно ищем эти решения, но все-таки эти решения лежат в политической плоскости прежде всего.
Председательствующий. Спасибо.
Валерий Владимирович Рязанский, пожалуйста.
В.В. Рязанский, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Курской области.
Уважаемый Алексей Логвинович! Мы приглашаем к себе достаточно много рабочей силы, трудовых мигрантов. Предполагается ли в этой обстановке обязательная вакцинация прибывающих трудовых мигрантов? Что Вы скажете на этот счет?
А.Л. Оверчук. Мы действительно очень заинтересованы в привлечении рабочей силы, нам необходимы трудовые мигранты. Они, конечно же, нам необходимы для реализации тех крупных проектов, которые предусматриваются нашим бюджетом, нашими планами. С другой стороны, конечно же, мы также заинтересованы в том, чтобы к нам приезжали люди, которые являются высококвалифицированными специалистами, которые бы способствовали нашему дальнейшему развитию.
Пандемия очень серьезно подорвала возможности людей пересекать государственные границы. Мы все помним, как буквально в марте в течение одной недели мы были вынуждены в том числе ограничить въезд на территорию Российской Федерации для всех иностранцев, за исключением отдельных групп.
Мы, естественно, старались здесь подходить очень аккуратно и делали изъятия в этих правилах для бригад железнодорожных поездов, команд воздушных и морских судов, водителей грузовиков, потому что мы не хотели остановить экономику, мы не хотели остановить движение товаров. Но тем не менее, конечно же, все это создало колоссальные трудности для людей.
Председательствующий. Спасибо. Вы не завершили еще, да?
А.Л. Оверчук. Я еще не завершил.
Председательствующий. Пожалуйста.
А.Л. Оверчук. Это больной вопрос на самом деле. И мы постоянно работаем над этим распоряжением № 635.
Важно что? Важно то, что нам сегодня удалось найти это решение, мы считаем, и мы пришли к согласию и с Анной Юрьевной Поповой, и с Татьяной Алексеевной Голиковой, что мы будем применять приложение "Путешествую без COVID-19", сделаем его обязательным для въезда в ЕАЭС. Планируем это сделать буквально сейчас, с 1 июля, для въезда из стран ЕАЭС, в том числе для иностранных граждан хотим сделать, не только еаэсовцев. И с 1 сентября - с территорий стран СНГ. Собственно, с этим приложением, сдав ПЦР-тест в доверенной среде, в известных нам лабораториях, люди смогут к нам приезжать свободно. Вот что мы хотим сделать. То есть для людей, которые сегодня не являются носителями вируса, - пожалуйста, приезжайте, живите, работайте нормально. Если, к сожалению, вы сегодня заболели, подождите, нужно вылечиться, а потом - пожалуйста.
По вакцинам - вы знаете, мы оказываем помощь всем государствам. Мы предоставляем в виде гуманитарной помощи вакцины, мы продаем эти вакцины. Но делать вакцину как ограничение для въезда в страну какое-то - это вопрос для оперативного штаба прежде всего.
Председательствующий. Спасибо.
Константин Иосифович Косачёв, пожалуйста.
К.И. Косачёв, заместитель Председателя Совета Федерации, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Марий Эл.
Алексей Логвинович! Ваша работа с профильными комитетами и сегодняшнее выступление очень многие вопросы действительно сняли. И позвольте задать еще один вопрос, который не звучал до сих пор, - это вопрос об отношениях Евразийского экономического союза с Европейским союзом. Вот вопрос не звучал - и это наводит на мысль, что и отношений, собственно говоря, особых нет. Если я не ошибаюсь в этом выводе, в чем причина? Нет пересекающейся повестки дня? Это не нужно Евразийскому экономическому союзу? Либо Европейский союз по политическим соображениям этот диалог тормозит, распространяя свои претензии к России на все интеграционное объединение?
А.Л. Оверчук. Спасибо большое, Константин Иосифович, за Ваш вопрос. Действительно, вопрос очень важный, потому что Европейский союз является нашим важнейшим торговым партнером, и мы заинтересованы в том, чтобы экономические, транспортные связи между нашими двумя интеграционными объединениями действительно осуществлялись беспрепятственно и с минимальным количеством барьеров.
Вопросов для того, чтобы наполнить нашу повестку между ЕАЭС и ЕС, очень много. Это вопрос и таможенного контроля, это вопрос информационного обмена между таможенными службами, это вопросы, связанные с ветеринарным и фитосанитарным контролем, это вопросы технических регламентов, очень много вопросов.
Комиссия контактирует с европейской комиссией - может быть, не так активно, как нам хотелось бы, но такие контакты есть. Может быть, причиной этому является пандемия, которая вообще ограничила все контакты, хотя по ВКС эти контакты идут. Там, конечно, точно есть и политические факторы, но мы определенно заинтересованы в том, чтобы эти контакты усиливались.
Председательствующий. Спасибо.
Григорий Алексеевич Рапота, пожалуйста.
Г.А. Рапота. Уважаемый Алексей Логвинович! Я бы хотел воспользоваться Вашим выступлением, чтобы привлечь внимание сенаторов к содержащейся в проекте постановления Совета Федерации идее большого евразийского партнерства. Эту идею озвучивал и наш президент. Реализация этого замысла позволит России занять в процессе евразийской интеграции позицию активного субъекта, а не объекта, как это предусматривается, к примеру, в китайской программе "Один пояс - один путь".
Важнейшей составляющей большого евразийского партнерства будет, несомненно, развитие нашего транзитного потенциала, о чем Вы упоминали в своем докладе, как одного из постоянно пополняемых источников экономического развития. По оценкам некоторых экспертов, лишь прохождение автомобильной скоростной трассы через регион позволяет увеличить валовый национальный продукт от 6 до 9 процентов. Примерно такие же оценки содержатся в отношении железнодорожного, особенно высокоскоростного сообщения.
В этой связи у меня вопросы. Первый: на какой стадии… (микрофон отключен) …находится формирование?..
Председательствующий. Включите микрофон.
Завершайте, Григорий Алексеевич.
Г.А. Рапота. На какой стадии находится формирование программы единого, объединенного евразийского партнерства?
И второй: какие конкретно транспортные проекты планируется все-таки реализовать в рамках этой идеи? Причем я хочу оговориться, что вопрос путей север - юг, восток - запад уже повторяется с самого начала образования ЕврАзЭС, а потом в ЕАЭС. Ни одного конкретного проекта, к сожалению, нам до сих пор реализовать не удалось. Как Вы оцениваете эту ситуацию?
А.Л. Оверчук. Григорий Алексеевич, спасибо большое за Ваш вопрос.
Я бы не стал говорить о том, что ни одного конкретного проекта реализовать не удалось. Все-таки если посмотреть на наши железные дороги, на Транссиб, на БАМ, то сегодня Российские железные дороги проводят колоссальную работу по увеличению эффективности перевозок. И сегодня контейнеры идут в течение восьми дней. Стоит задача довести сроки движения до семи дней. Это очень большая подвижка, это реальный результат.
Кроме того, ведется работа над созданием цифровых транспортных коридоров, которые также создадут условия для благоприятного и беспрепятственного движения транзита по нашей территории. ФТС сегодня уже применяет навигационные пломбы, которым ФТС доверяет. Поэтому контейнеры, которые запечатаны этими пломбами, беспрепятственно проходят через территорию России. Всегда мы знаем, что находится в этих контейнерах, мы знаем, где они находятся в каждый момент времени. Все это создает очень прозрачную среду для транзита товаров по всей территории.
Это тоже результат, он появился, и он будет увеличиваться. И мы на площадке ЕАЭС постоянно это двигаем с нашими партнерами. По-моему, нет ни одного заседания Совета ЕЭК, где мы бы не касались этого вопроса. И здесь уже тоже есть результаты.
Что касается строительства дорог, то вы знаете, "Европа - Западный Китай", российские отрезки до Казани, сегодня уже строится. Поэтому это тоже есть.
Мы очень большое внимание уделяем пунктам пропуска через наши границы, ЕАЭС, - прежде всего это Казахстан, Азербайджан, и здесь проводятся большие работы. И действительно, есть проблемы, мы это знаем, мы их мониторим. И мы сегодня уделяем особое внимание тому, чтобы модернизировать эти пункты пропуска.
Поэтому говорить вот так, что ничего не делается… Наверное, я не соглашусь с Вами. Собственно, этому являются примеры и таможенной статистики, в том числе и перевозки грузов через нашу границу с Азербайджаном. Это тот самый коридор "Север - Юг", который выходит на Иран и дальше на Персидский залив. Там сегодня реально идет движение товаров. И это движение растет. Там построен мост, вы знаете.
Поэтому проекты есть, они реализуются. Конечно же, все одновременно сделать невозможно. У нас большая страна, но это и наше преимущество. Но работа идет очень большая.
Председательствующий. Спасибо.
Маргарита Николаевна Павлова, пожалуйста.
М.Н. Павлова, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Челябинской области.
Уважаемый Алексей Логвинович! У меня вопрос по части таможенного оформления. Еще в октябре прошлого года опубликован проект приказа Минфина о полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций. Документ подвергся критике со стороны участников внешнеэкономической деятельности и до сих пор не вступил в силу. Несмотря на это, с 1 февраля таможенные органы начали применять алгоритм автоматической диспетчеризации, автоматической декларации по принципам проекта приказа. И наши предприятия, Челябинской области, уже столкнулись с первыми трудностями. Промышленная группа "Мет-Транс" сообщает: если раньше таможенное оформление составляло три часа, то сейчас это уже 15 часов, и это только аэропорт Шереметьево… таможенный пост, прошу прощения, "Шереметьево".
И Ваше мнение: насколько роботизация и централизация таможенного оформления поставок только одним таможенным органом соответствует позиции о необходимости сокращения сроков прохождения всех процедур, связанных с ввозом товаров в нашу страну?
А.Л. Оверчук. Спасибо.
Председательствующий. Алексей Логвинович, может быть, мы дадим возможность представителю таможенной службы ответить?
А.А. Турчак, первый заместитель Председателя Совета Федерации, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Псковской области.
Руслан Валентинович здесь, может…
Председательствующий. Руслан Валентинович Давыдов, давайте. Первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы.
А Вы тогда дополните, если посчитаете необходимым.
А.Л. Оверчук. Спасибо.

окончание см. https://leo-mosk.livejournal.com/9029360.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments