15. Правительственный час «О перспективах интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза
Конспект см. https://leo-mosk.livejournal.com/8990982.html
Начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/9028930.html
Из стенограммы 507-го пленарного заседания СФ 23.06.21
Председательствующий. Пожалуйста, ответьте на правильный и острый вопрос.
Р.В. Давыдов, первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Российской Федерации.
Добрый день, уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! На самом деле автоматическая диспетчеризация оформления деклараций на товары является результатом проведенной нами в течение трех лет реформы реализации комплексной программы развития Федеральной таможенной службы в 2018-2020 годах. Эта реформа была проведена по решению президента Владимира Владимировича Путина.
У нас 16 центров электронного декларирования сегодня. То есть до реформы было 636 мест таможенного оформления, что не позволяло обеспечить единообразие принимаемых решений, правомерность и все остальные компоненты, ну, создавало дополнительные коррупционные риски, потому что посты находились на площадях коммерческих у участников внешнеэкономической деятельности и, соответственно, это создавало все те проблемы, которые мы испытывали до реформы. Сегодня у нас 16 центров электронного декларирования, которые оформляют весь декларационный поток (это 5 миллионов деклараций в год).
По срокам оформления - мы готовы смотреть каждую декларацию (то, о чем говорит коллега), но мы не фиксируем увеличение сроков оформления деклараций на товары. У нас средние сроки выпуска сегодня по безрисковым поставкам для импорта - 1,5 часа, для экспорта - 40 минут. Я так понимаю, что, если речь идет об авиационных деталях, запчастях… Возможно, это касается "Уральских авиалиний", в вопросе это не прозвучало, но я могу представить себе, что речь идет о том, чтобы оформлялись авиазапчасти для самолетов, которые оформляются в центре декларирования, в авиационном центре электронного декларирования в Москве.
Поэтому, если коллеги направят нам более детальную информацию, мы готовы по ней отработать. Но еще раз говорю, что в целом это не повлияло негативным образом на оформление, а, наоборот, у нас в этом году уже на 650 миллиардов больше, чем по плану, собрано платежей в бюджет. То есть наша сегодняшняя система с 16 центрами электронного декларирования, которые четко диспетчерируются, убирают все коррупционные риски, возможности перетоков и перебегов оформления там, где есть свои, что называется, схваченные брокеры, схваченные склады. В этом, да, действительно мы подвергались критике, но критике со стороны в том числе и недобросовестных участников ВЭД, которые потеряли возможность манипулировать возможностью… перетоками товаров. Готовы рассмотреть более детально вопрос, который не прозвучал детализированно.
Председательствующий. Спасибо. Благодарю Вас, Руслан Валентинович, за содержательный ответ.
Есть необходимость что-то дополнить, Алексей Логвинович?
А.Л. Оверчук. Нет.
Председательствующий. Нет. Спасибо.
Елена Геннадьевна Зленко, пожалуйста. И завершаем вопросы.
Е.Г. Зленко, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа.
Уважаемый Алексей Логвинович! Мы знаем, что объединяющей силой для стран ЕАЭС может стать общая экологическая повестка. И этот тезис подтвердил Невский международный экологический конгресс, который проходил 27-28 мая в Петербурге, в котором приняли активное участие министры природных ресурсов стран, входящих в ЕАЭС.
Формируются ли сейчас проекты и мероприятия по трансграничному сотрудничеству в сфере охраны окружающей среды, например водных объектов? Таким примером могли бы стать совместная работа России и Казахстана по восстановлению реки Урал или иные какие-то проекты, имеющие общенациональное значение.
А.Л. Оверчук. Спасибо большое за Ваш вопрос. Он действительно очень важен, и мы с казахстанскими коллегами работаем, и по реке Урал в том числе. Эти вопросы поднимали мы, эти вопросы поднимали казахстанские коллеги, буквально с первых встреч Михаила Владимировича Мишустина и Аскара Узакпаевича Мамина эти вопросы обсуждались. Поэтому мы видим необходимость их решения и совместно решаем.
Конечно же, повестка в области защиты окружающей среды, я считаю, сегодня недостаточно отражена в повестке Евразийского экономического союза. Очевидно, что в то время, когда он создавался, они еще не были настолько очевидными и приоритетными, какими они становятся сейчас.
Вы упомянули форум. Я недавно… Многие из вас были на питерском экономическом форуме. Наверное, ни на одном "круглом столе" и ни на одной панели не было, чтобы не упоминались вопросы климатической повестки. И действительно мы анализируем эту ситуацию, мы понимаем ее, мы изучаем, мы готовимся к конференции ООН в Глазго, и мы понимаем, что эта повестка очень серьезно затронет не только экологию непосредственно, но и экономику. И здесь нужно будет принимать очень серьезные решения - политические решения, решения в сфере экономики в том числе, для того чтобы снизить риски так называемого энергетического перехода, вопросов углеродного следа в той продукции, которую мы экспортируем, и так дальше.
Поэтому все эти вопросы сегодня взаимосвязаны. На последнем заседании Высшего экономического совета ЕАЭС Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поднял этот вопрос тоже в своем выступлении, и мы сегодня выдвигаем эти вопросы в повестку Совета ЕЭК. И это мое личное убеждение, что, во-первых, ни одна из стран ЕАЭС, кроме России, не обладает достаточной переговорной силой или экономической силой, для того чтобы вести эти переговоры самостоятельно и отстаивать свои интересы, поэтому здесь потребуются интеграционные усилия. Мы будем доводить это до наших партнеров и сейчас обдумываем, как это сделать, но очевидно, что этим нужно заниматься. Некоторые страны ЕАЭС уже начали самостоятельно пытаться решать эти вопросы, но очевидно, что общие усилия здесь дадут лучший результат.
Председательствующий. Спасибо.
Уважаемый Алексей Логвинович, спасибо Вам еще раз за доклад и за конкретные ответы. Присаживайтесь, пожалуйста.
Мы переходим к выступлениям.
Константин Иосифович Косачёв, пожалуйста.
К.И. Косачёв. Спасибо большое. Я постараюсь быть лаконичным.
Убежден в том, что тот вопрос, который сегодня вынесен на "правительственный час", имеет важнейшее значение для нашей страны и это значение выходит за рамки заявленной темы. Мы, разумеется, говорим не только о судьбах и перспективах развития собственно Евразийского экономического союза, но мы, конечно же, понимаем, что за этим стоит во многом и позиционирование России в современном мире. От степени успешности либо неуспешности реализации этого проекта (а недоброжелателей у него более чем достаточно, и среди этих недоброжелателей в первых рядах, разумеется, те, кто хотел бы сдержать развитие нашей страны и развитие наших отношений с нашими совершенно объективно существующими партнерами)… Вот от того, как будет развиваться Евразийский экономический союз, разумеется, будут во многом зависеть и положение нашей страны, и возможности реализации наших не только внешнеэкономических, но и, не в последнюю очередь, внешнеполитических интересов при том понимании, что, разумеется, Евразийский экономический союз не занимается политикой, он занимается экономикой и сопутствующими вопросами. И в этом отношении очень многое зависит от слаженности работы российских министерств и ведомств на направлении евразийской интеграции. Да, это тот проект, где "танго танцуют впятером", может быть, в дальнейшем таких "танцоров" будет больше, но Россия с ее 80 процентами от коллективного экономического потенциала евразийского союза, разумеется, играет здесь особую роль (не будем говорить о ведущей роли, здесь все равны в этой интеграции, но особую роль).
И хотел бы отметить, что сейчас, в нынешнем составе правительства, на наш взгляд, наконец-то появилась та искомая точка сборки координации действий всех министерств и ведомств, которые задействованы на этом направлении. Потому что во многом это, что называется, ручная сборка, это работа, что называется, в конкретном совершенно режиме, где очень многое зависит от позиции правительства и, естественно, курирующих этот вопрос членов правительства.
Алексей Логвинович, ощущается изменение в лучшую сторону в этом отношении. Говорю это совершенно ответственно.
Но при этом хотел бы добавить небольшую ложечку дегтя, и она связана с тем, что в одном направлении, на мой взгляд, правительство по-прежнему недорабатывает - это информационное сопровождение процессов евразийской экономической интеграции. За эти семь лет сделано колоссально много, и мы здорово продвинулись вперед. Но вся эта работа в основном шла по пути решения тех прикладных вопросов, которые связаны с устранением барьеров, с согласованием тарифов - со всем тем, что является инфраструктурой интеграции. Но сейчас наступает этап, когда мы должны абсолютно внятно, на понятном языке рассказывать людям о преимуществах евразийской интеграции, что это дает каждому гражданину нашей страны и тех стран, которые входят в Евразийский экономический союз.
Вы сегодня говорили о прекрасных, чудесных проектах - "Путешествую без COVID-19", "Электронная карта мигранта". Есть очень много вещей, которые напрямую затрагивают интересы людей, и, на мой взгляд, об этом пока говорится недостаточно, хотя делается очень много. И здесь, мне кажется, нужно обязательно предусматривать отдельную программу информационного сопровождения и у нас, в Российской Федерации, и, может быть, от нас, от Российской Федерации, - программу, которая была бы рассчитана уже и на граждан других стран Евразийского экономического союза, и тех стран, которые интересуются своим сближением с Евразийским экономическим союзом. Это в качестве пожелания.
А в остальном - искренние слова признательности за то, что динамика очевидно нарастает в нашей работе на евразийском направлении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Константин Иосифович. Благодарю Вас.
Ильяс Магомед-Саламович Умаханов, пожалуйста, Вам слово.
И.М.-С. Умаханов, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Дагестан.
Я хочу поблагодарить Алексея Логвиновича, потому что он несколько раз упомянул транспортный коридор "Север - Юг". Я хочу сказать, что я один из тех, кто голосовал за ратификацию этого соглашения в 2002 году. Положительная динамика не всегда была положительной, и, если даже она была положительной, она не была системной - она точно была конъюнктурной.
Поэтому мое первое предложение. Здесь очень много интересантов, чтобы транспортный коридор заработал, - это и Астрахань, это и Калмыкия, и вообще Юг России. Президент Российской Федерации, выступая на съезде партии, говорил об инфраструктурных проектах и говорил о том, что есть дорога - есть жизнь. Так вот, мост построили, а дороги нет. Дальше дорога должна быть, и эта дорога должна соответствовать тем задачам, которые нужно…
Поэтому у меня предложение. Алексей Логвинович, приезжайте в Дагестан, давайте оттуда поедем в Астрахань, поедем в Калмыкию и посмотрим, как этот транспортный коридор может заработать, потому что без одного второе не работает.
И вторая вещь (она, может быть, общего порядка). У нас была хорошая практика… Де-факто она продолжается, я Вам очень благодарен, мы несколько раз обсуждали и тему Таджикистана, Узбекистана. Межправительственные комиссии и межпарламентские комиссии де-факто взаимодействуют, де-юре - не совсем. Я все же предложил бы вернуться к той теме, по крайней мере которая касается Евразийского экономического союза, чтобы председатели межпарламентских комиссий входили в состав межправительственных комиссий. И тогда это будет нормальное, четкое взаимодействие.
Я очень благодарю Вас за взаимодействие. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Что касается предложения Ильяса Магомед-Саламовича о включении председателей межпарламентских комиссий, это абсолютно правильно. Это, Алексей Логвинович, в поддержку, в помощь. Давайте такой порядок заведем. Тогда будет более тесное взаимодействие, не будет разрыва. Спасибо.
Просит слово Валерий Николаевич Богомолов, аудитор Счетной палаты Российской Федерации, кратко.
В.Н. Богомолов. (Микрофон отключен.) 30 секунд буквально, Валентина Ивановна.
Председательствующий. Включите, пожалуйста, микрофон.
В.Н. Богомолов. На основании опыта проведенного внешнего аудита в органах Евразийского экономического союза Счетной палатой подготовлены предложения об актуализации правовых актов союза - Положения о бюджете Евразийского экономического союза и Положения о внешнем аудите (контроле) в органах Евразийского экономического союза.
И с удовлетворением сообщаю, что взаимодействие между Счетной палатой и Советом Федерации активное. Мы хорошо поработали, и соответствующие рекомендации Счетной палаты поддержаны сенаторами и включены в проект постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по итогам "правительственного часа". Спасибо.
Председательствующий. Благодарю Вас, Валерий Николаевич.
Григорий Борисович Карасин, пожалуйста, Вам слово. С места.
Включите микрофон.
Г.Б. Карасин. Спасибо большое, Валентина Ивановна.
Проект постановления Совета Федерации "О перспективах интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза" по итогам нашего сегодняшнего обсуждения всесторонне проработан профильными комитетами с заместителями председателя нашей палаты и с правительством.
Я предлагаю в порядке исключения с учетом большого предстоящего перерыва принять его сразу в целом. Это даст нам возможность начать работу уже буквально со следующей недели и иметь что доложить о результатах через буквально полгода - месяцев восемь. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Алексей Логвинович, Вы знакомы с проектом постановления. Вы не возражаете, если мы его примем в целом? Есть ли у Вас какие-то замечания, возможно?
А.Л. Оверчук. Нет, Валентина Ивановна.
Председательствующий. Поддерживаете.
Но, Григорий Борисович, договоримся предложение Ильяса Магомед-Саламовича включить в постановление (там этого нет) - о включении председателя межпарламентской комиссии.
Григорий Борисович, пока этого нет в постановлении, да?
Карасину включите микрофон, пожалуйста.
Г.Б. Карасин. Мне кажется, мы можем принять согласованное постановление, а этот вопрос отдельно проработать и доложить об исполнении, скажем, на следующем нашем заседании палаты. Просто с тем чтобы нам не медлить с реализацией всего, что мы согласовали в этом постановлении.
Председательствующий. Григорий Борисович, а что согласовывать? Есть наши предложения, есть наша идея. Мы обратимся в правительство. Алексей Логвинович заинтересован, не возражает. Я бы добавила это предложение сразу.
Константин Иосифович, не возражаете?
К.И. Косачёв. Конечно. Мы все сделаем.
Председательствующий. Давайте.
Если коллеги-сенаторы поддерживают…
Из зала. Поддерживаем.
Председательствующий. Дополнение в проект постановления. Возражений у сенаторов нет, у Алексея Логвиновича нет. Поэтому давайте доработайте, сформулируйте правильно с Ильясом Магомед-Саламовичем (но идея сама поддерживается), чтобы это зафиксировать в нашем документе.
К.И. Косачёв. Сегодня будет сделано.
Председательствующий. Да. Спасибо.
Коллеги, я также хочу поблагодарить Алексея Логвиновича за очень ответственный подход к подготовке к "правительственному часу", за проделанную работу, за взаимодействие с профильными комитетами. Состоялось такое расширенное заседание комитетов, где Алексей Логвинович дал более обширные ответы, системные по этой очень серьезной и ответственной тематике - дальнейшего укрепления интеграционных процессов на пространстве СНГ. И сегодня в докладе были сделаны нужные акценты. И искренне скажу: мне нравится, что, во-первых, Алексей Логвинович уже глубоко погрузился в эту проблематику, ведет ее спокойно, профессионально. Знаю, что он пользуется авторитетом в этом нашем, так скажем, интеграционном сообществе, у руководителей стран, входящих в ЕАЭС. Это очень важно для взаимодействия.
Алексей Логвинович, только немножко скромно себя ведете. В каком смысле? Вот, пожалуйста, любые Ваши предложения по совершенствованию законодательства, по участию, взаимодействию парламентов Евразийского экономического союза, может быть, по синхронизации наших законодательств и по иным вопросам, не буду их все перечислять. Мы готовы к такому взаимодействию, готовы оказывать содействие, понимая значимость этого направления для России, для всех стран. Поэтому ждем от Вас предложений и готовы к такому предметному взаимодействию - Комитет по международным делам, Комитет по экономической политике и другие комитеты, если в этом будет необходимость.
Спасибо за Ваш доклад, за ответы на вопросы. Если они появятся дополнительно, мы адресуем в Ваш адрес, и просьба на них ответить. Постановление мы возьмем на контроль и вместе будем работать над его реализацией. Еще раз Вам спасибо.
Спасибо всем приглашенным на рассмотрение…
Коллеги, я пока не двоечница. Когда буду нуждаться в подсказках, попрошу вас об этом.
Хочу поблагодарить членов правительства, всех участников "правительственного часа". И надеюсь на дальнейшее конструктивное взаимодействие.
А теперь переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять проект постановления Совета Федерации "О перспективах интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза" (документ № 438) в целом? Коллеги, прошу голосовать. Идет голосование.
Результаты голосования (11 час. 59 мин. 27 сек.)
За 147 чел. 86,5%
Против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 147 чел.
Не голосовало 23 чел.
Решение: принято
Постановление принято.
Еще раз спасибо всем, Алексей Логвинович, Вам за участие в "правительственном часе". Благодарю вас.