leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

История бьет больно и все равно проходит мимо История России не имеет аналогов

История бьет больно и все равно проходит мимо
История России не имеет аналогов, только россияне об этом не догадываются
http://mospravda.ru/2021/07/13/209573/
Никитский клуб на Большом Кисловском переулке в помещении ММВБ, основанный Сергеем Капицей, провел в понедельник 12 июля обсуждение сакральной темы «История в школе».
Использованы опубликованные материалы Архива Президента Российской Федерации (АП РФ).
С основными докладами выступили директор Института российской истории РАН Юрий Петров и руководитель Центра истории искусств и культуры Института всеобщей истории РАН Семён Экштут.
Петров является научным редактором линий учебников по истории России для 6-9 и 11 классов, выпущенных издательством «Русское слово». http://iriran.ru/?q=petrov «История» в школе.
Экштут рассказал, «Как товарищ Сталин уроки истории в школу вернул». Он редактор отдела «Российской газеты» по отделу журнала «Родина». https://ru.wikipedia.org/wiki/Экштут,_Семён_Аркадьевич
Ощущается любопытная параллель между нынешними создателями школьной истории сейчас и тогда. Работа началась в 1931 году и завершилась к 1937 году. Сложных вопросов истории как таковых не было, основные установки задавал лично товарищ Сталин. В награду за труд обещали большие премии, но до раздачи дожили не все. Наградой стала высшая мера.
Современных создателей школьной истории не расстреливали, но судьба их учебников печальна. К концу дискуссии пришлось признать, что битву за историческую правду мы проиграли.
Работа началась по поручению Путина в 2013 году. Поручение по учебникам вышло в составе мощного процесса возрождения исторической правды. Ее возглавил Сергей Нарышкин параллельно руководству Государственной Думой. Началось с возрождения Русского исторического общества.
Частью исторической миссии Нарышкина было достижение согласия по контенту школьного курса. Циничный скептик Станислав Говорухин безапелляционно заявил, что ничего не получится, и оказался прав.
Международные мероприятия под председательством Сергея Нарышкина сделали Москву источником исторической истины. Продолжалось это недолго, но бурно. Остались знания и горький осадок от того, что Россия всегда сама приносила в жертву историческую правду ради добрых отношений с геополитическими партнерами. Помирились с Францией и «забыли» о победе в Отечественной войне 1812 года, которой спасли Европу от диктаторского режима Наполеона. Ради дружбы с Германией стали задвинул фильм об Александре Невском. История победы в Первой мировой, когда Россия второй раз спасла Европу, стала живой болью. Правительство Ленина сдало все, что можно было обменять на согласие с возрождением империи нового формата СССР в прежних границах без Польши и Финляндии.
Простили долги и бросили на произвол концлагерной судьбы в Польше целую армию красноармейцев. США получили возможность строительства глобальной финансовой империи с ФРС во главе. Идея русского царя в основе создания международного финансового стабилизатора была исправлена в пользу противоположной задачи, деньги присвоены.
В тот же день обсуждения истории в Никитском клубе Кремль опубликовал статью президента Путина «Об историческом единстве русских и украинцев». Путин использовал открытые документы, которые содержат хорошо известные факты. Руководители современной Украины и их внешние покровители предпочитают об этих фактах не вспоминать.
Есть большая разница между Путиным и Сталиным. Оба исторических персонажа отличаются острым чувством настроений в обществе. История по Путину отличается естественностью и приносит прозрение. Исторические воззрения команды Путина иногда приводят к исправлению ошибок предшественников, как произошло с Крымом. И никак не может произойти с Донбассом.
Разница в том, что Путина слушают все и никто не слушается, когда дело касается образования и воспитания молодежи. Не соглашусь, что эту битву проиграли – ее сдали без боя.
В ходе дискуссии пришли к выводу, что сейчас отношения к власти другое, власть заказывает процесс, но не заказывает результат. Можно переформулировать и так: раньше власть знала, что хотела, сейчас не знает.
Организаторы подготовили ретроспективную справку, согласно которой реформы в постсоветский период, культурные изменения и новые декларируемые задачи государственного строительства не могли обойти образовательную систему. Опыт советской школы рассматривался негативно как инструмент общегосударственной политики и контроля, «подавляющего субъектность участников образовательного процесса». Образование рассматривалось неотъемлемой частью ре форм как залог их успешной реализации.
Одним из ключевых инструментов управления историческим школьным образованием стал учебник.
В 1990-е годы в рамках новой образовательной политики было написано и допущенных к использованию в школе много новых учебников истории. Спектр этих учебников по содержанию отражают слова историка-марксиста М.Н. Покровского: «История – это политика, опрокинутая в прошлое». В оценках исторических событий, акцентах прозрачно просматриваются те или иные политические симпатии-антипатии авторов.
С течением времени круг разрешённых учебников сокращался, менялось их содержание. В 2013 году по инициативе президента РФ началась работа над созданием нового единого учебника истории России.
Институт Российской истории РАН по поручению президента России разработал «Концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории». Концепция предусматривает историко-культурный стандарт, определяющий содержание школьного предмета по истории и методологические подходы к изучению отдельных этапов истории России. Следующим шагом в определении содержания школьного предмета «История» стала разработка примерных основных образовательных программ (ПООП), создание которых предусматривалось ещё законом об образовании 2012 года.
В настоящее время в Федеральный перечень учебников для общеобразовательных школ входит пять линеек учебников истории России.
Слушать профессионалов было тем интереснее, чем сильнее чувство безысходности. В России принято воспринимать себя чужими глазами. Я не знаю, чтобы кто-нибудь еще делал так же. Но в любом случае заведомо неправильно и провально ориентироваться исключительно на негатив, требования покаяния и уравнивания коммунизма с фашизмом, использовать западную периодизацию советской истории: «репрессии – оттепель – заморозки – застой – перестройка».
В ходе дискуссии Никитского клуба естественно возник сакральный вопрос «Кто написал шесть миллионов доносов?» Должностное положение участников и их общественная роль исключает возможность адекватного ответа. А без него двигаться дальше некуда.
Схема не соответствует реальной истории. В любом случае, нельзя отбрасывать сирийские, сербские, итальянские, французские оценки ключевой роли России. В самих США нет единства. В России почему-то неизменно побеждает позиция, которая заводит в тупик.
Написать историю не составляет труда, надо всего лишь дать себе труд писать историю, избавившись от бремени споров, мифов, политической целесообразности и необходимости кому-то доказывать, что Россия не верблюд.
Все страны пишут историю одинаково – фанфарно. Так прозвучало. И только Россия должна оправдываться и каяться за имперский колониализм. Временами доходит до экстатического самооплевывания.
Однако в Британской империи индийский магараджа не мог стать графом сассекским, а в России национальные элиты имели выход на имперский уровень и это всегда был вполне естественный путь реализации национальных кадров.
В истории России есть важнейший уникальный момент – миротворческая интегрирующая роль страны, которая является нашей Родиной. Нам не с чем сравнивать, прецедент уникальный. Прежде всего мы должны знать исчерпывающую правду о Венецианской конференции, Гаагской конвенции, Нюрнбергском трибунале. Добровольные изъятия обнаруживаются повсеместно. Например, в материалах Нюрнбергского трибунала невозможно найти обвинения фашизма США. Ради согласия на обвинения гитлеровского фашизма Сталин уравнял роли в Победе СССР и тройки союзников – США, Британии и Франции.
На гитлеровский Вермахт работал без преувеличения весь мир и США вложили в войну Германии больше, чем в советскую Победу над ней. При Путине Россия пытается наверстывать, приравнивая к террористам и экстремистам их пособников. Сталин пожертвовал логикой естественного права ради международного признания самого факта преступлений против человечности.
В итоге Победу приватизировали, на решения Нюрнберга демонстративно наплевали. Мало того, созданный Сталиным формат международного трибунала США использовали в карикатурном виде против своих жертв Югославии и Ирака.
Мы должны хотя бы в общих чертах иметь преставление, каким мог бы быть мир без России.
При обсуждении в Никитском клубе неожиданно всплыл ответ на вопрос Путина, откуда взялась история России без Сталинградской битвы? Оказалось, это проект издательства «Просвещение» – Россия в мировой истории. Кому в голову могло придти, что мировая история может обойтись без Сталинградской битвы?
Мне приходилось читать британские романы о Первой мировой войне, включенные в их школьный курс литературы. Там вообще нет упоминания России, никакого ни в каком качестве. Но ведь и в самой России описание той войны обошлось без освободительной роли России как победителя. Благодарная Франция помнит об этом до сих пор.
А у нас есть неразменный Герман Греф, которому по странному стечению обстоятельств подчиняются издательство «Просвещение» и возрожденный «Союзмультфильм.
С участниками дискуссии в Никитском клубе «Просвещение» не дружит.
К концу дискуссии сформировался верный вывод с угрожающим смыслом: наши внуки и правнуки будут жить в стране, созданной по той истории, битву за которую проиграли.
Россия обладает тысячелетней государственностью. Об этом говорят часто и в Никитском клубе тоже сказали. И только один раз я слышал от Владимира Плигина, когда он был депутатом Думы, что в 1917 государство продолжало жить в душах людей.
Действительно, Россия страна сильного государства. Это прошито в генетической конституции русских. Исторических разрывов было как минимум три: Смутное время, Великая русская революция и распад СССР. Каждый раз происходила трансформация русской государственности и она сохранялась благодаря национальной генетической памяти.
Однако история не исчерпывается только прошлым или только историей России.
В текущей истории миротворческая миссия Россия усилена из-за неблагоприятного развития событий в мире. В подавляющем большинстве стран мира прошли государственные перевороты, и ряд стран остались без государственности – Ирак, Афганистан, Ливия. Россия спасла Сербию, Сирию, Венесуэлу, Турцию, Белоруссию, смягчила эскалацию событий в Армении, Киргизии, Сербии, Молдавии, Украине. Исключено трагическое развитие событий в Приднестровье, Чечне, Дагестане, Южной и Северной Осетии, Абхазии, Карабахе.
Текущая история разделилась на до и после, причем каждая страна имеет свою дату в пределах нового века. В настоящий момент происходит обострение на Кубе и в Афганистане.
Одной из последних стран, где произошел государственный переворот, стали сами США. Планы в полной мере не реализованы, гробы и концлагеря остались невостребованными. Что там реально случилось, в адекватной модели не представлено. Практически закрыты для понимания события в Китае, претендующем на мировое господство вслед США.
Многое становится понятно, если подобно участникам Никитского клуба отталкиваться от противного, то есть идти через опровержение политически ангажированной лжи.
В последние годы Россия проводит исследовательские проекты, направленные на адекватное преставление событий типа восстания Костюшко. От достоверности кровь стынет в жилах, у фашистов Третьего рейха были предшественники.
Последние годы благодаря различным российским проектам становятся достоянием общественности факты развития постмодернистского неофашизма США. В среде профессиональных историков об этом говорить не принято.
Я ни разу не слышал, что история может быть объективной. Профессиональный историк скажет – история наука субъективная, это общепризнано. Но ведь наука не может быть субъективной, или это не наука.
В моих представлениях все просто: история – это часть Макроэволюции. Одним пальчиком денисовской девочки заполнили зияющий провал археологии и палеонтологии. Человек стал предметом естественнонаучного исследования. Когда я учился на Биофаке, в учебнике по зоологии позвоночных человек был отнесен к социальным наукам, хотя социальность есть у многих организмов и не только животных.
Отчаянное сопротивление познанию сохранилось. Оно усиливается на фоне достижений научного познания.
И тем не менее, описание Смуты, как его дает, например, Мария Валовая, это фактически изучение изнутри процесса арогенеза, самого сложного для понимания ключевого явления самоорганизации в эволюции.
Я напомню, что писал много раз. Спустя век после Великой русской революции аналогичное развитие событий усилиями Управления внутренней политики на Старой площади направили в другую сторону. Революции не произошло. История познала сослагательное направление.
То есть история не только точная наука, но еще и экспериментальная. Уроки братьев Стругацких не прошли впустую.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments