leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Рюмок ливнезвонных лютость

https://litrossia.ru/item/rjumok-livnezvonnyh-ljutost/
Рюмок ливнезвонных лютость
75 лет самому молодому гению – Леониду Губанову
Рубрика в газете: Факты и домыслы, № 2021 / 28, 22.07.2021, автор: Андрей ЖУРБИН (г. АСТРАХАНЬ)
Окружающий нас мир не подчиняется законам логики и нормам морали, не фиксируется в симметрических построениях и полуденной цветопередаче. Поэты, в отличие от большинства граждан Земшара, осознали это задолго до мировых войн. Бодлер и Эдгар По, Тристан Корбьер и Верлен, Лотреамон и Рембо… Влияние их художественного почерка и биографических проклятий угадываются до сих пор в жизнетворчестве авторов. Один из ярчайших наследников-новаторов – русский поэт Леонид Губанов (1946-1983).
Казалось бы, судьба готовила очередного советского лирика. Родился в среднестатистической советской семье (отец – инженер-конструктор, мать – сотрудник МВД). Характерные приметы детства – школы, пионерские лагеря, литкружок, затем публикация в «Пионерской правде», выступление на радио. Но что отличает стихи этого мальчишки от текстов прогремевших на всю страну поэтов-шестидесятников? Вознесенский стремился вывести из истории и искусства Руси современные ему идеалы, и рядом с зодчими Покровского собора появлялась «Муза, точно Зоя», отсылающие к казнённому Джалилю «камни Моабитов». Суть таких взаимоотношений с цензурой и властью – «Мы ухитрялись брать заказы, а делать всё наоборот» – озвучил тогда же Евтушенко.


Леонид Губанов. 1976. Фото И. Ноткина
Исторические рубежи губановской Родины чётко ограничиваются 1917 годом, где-то между Иваном Грозным и Гришкой Распутиным. Все свершения и стихосложение не благодаря руководящей роли партии, но по высшей воле: «Бог велел – был Верлен» или (как в случае с Пугачёвым) – силами народной волшбы: «Сейчас, по щучьему веленью, / И царь и Бог – дурак Емеля».
Уже в семнадцать лет Губанов делает свой выбор: «Да! Мазать мир! Да! Кровью вен!». Это строка из поэмы «Полина», на три четверостишия которой (опубликованные в журнале «Юность») злобными фельетонами полгода огрызалась центральная периодическая печать. Как когда-то юный Рембо своим «Пьяным кораблём» снёс французский Парнас, Губанов опрокидывал устои современной соцреалистической литературы. Поэма стала его исповедью, манифестом и пророчеством.
Вместо заказчиков и гонораров впереди будут протоколы правоохранительных органов и уколы в психиатрических клиниках, где поэта лечили от инакомыслия. Ещё бы, ведь в 1965 году он с товарищами создаёт СМОГ (Самое Молодое Общество Гениев) – не подчиняющуюся Союзу писателей творческую организацию, ядро которой составили школьники и студенты-первокурсники.
Но это скорее анкетные данные. Настоящий прорыв Губанова – в поэтике. Во времена внутриполитического и духовного застоя ему удалось продолжить поиски поэтов Серебряного века, связать их с литературными открытиями «хрущёвской оттепели». В его поэтическом потоке ассонансов, традиционных и корневых рифм, безупречной звукописи («рюмок ливнезвонных лютость») угадываются надрыв Есенина и Цветаевой, детскость и хаотичность Хлебникова, музыкальность Мандельштама, визуальная образность Маяковского. Не смысловая, но звуковая связь слов, организовывающая течение речи, позволяет сочетать, на первый взгляд, несочетаемые, контрастные идиостили.
Поэтому с такой силой в эпоху освоения космоса, когда «снимают колокольни шапки, приветствуя социализм» звучит человечья мольба:

Дайте неба головы
В изразцовые коленца,
Дайте капельку повыть
Молодой осине сердца!



В одном монологе царь Иван Грозный может доверительно открыться: «Мне каплет маленький апрель / свечным барашком в прудик банки», любовно признаться: «накаркал мне мой чёрный ворон / твои берёзовые плечи» и юродски предложить сыграть «в кости, что тлеют на лице двора». (И перед глазами читателя сменяются наивный рисунок, васнецовски сказочная картина, авангардная графика с наложением изображений интерьера крестьянской усадьбы на абрис лица…)
Вместе с тем такая поэзия отличается и от искусства андеграунда 1960-1970-х. Рядом с выдержанной, несколько академической лирикой Бродского она способна вызвать чувства, сходные с впечатлением от сравнения Храма Василия Блаженного и Исаакия. Нет в ней и публицистичности поэтов правозащитного движения, нет подмены эстетического начала духовным содержанием, отличающим религиозное стихотворчество.
По этой ли причине или в силу буйного нрава и исключительности дара Губанов не прибился впоследствии ни к одной из литературных группировок. Ушёл из жизни фатально одиноким гением, в тридцать семь лет.
20 июля ему исполнилось бы 75 лет. В настоящее время в санкт-петербургском издательстве «Пушкинский дом» готовится к выходу академическое издание губановской поэмы «Полина». Текстологические изыскания, комментарии, переводы на иностранные языки и редчайшие иконографические материалы. Уже скоро!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments