leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

8. Эльвира Набиуллина О реализации единой государственной денежно-кредитной политик- окончание

8. О реализации единой государственной денежно-кредитной политики и регулировании финансового сектора для достижения национальных целей развития
Председатель Центрального банка РФ Эльвира Сахипзадовна Набиуллина
начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/9118505.html

Из стенограммы 508-го пленарного заседания СФ 22.09.21
Есть проблема в том, что сами предприятия не всегда хотят привлекать деньги с рынка, ну, с IPO. Почему? Потому что это издержки на вывод компаний на IPO, это действительно издержки. Это другие требования по раскрытию информации, то есть нужно раскрывать эту информацию, это другие требования к корпоративному управлению (внутренние) этих предприятий. Не все готовы. При этом некоторые готовы размещать небольшие суммы, но инвесторам они не интересны, потому что, если это небольшой объем, то, что называется Free-float (в свободном обращении), эти акции становятся неликвидными. Инвестор не очень идет в них, потому что нет спроса на них, невозможно продать, нужна определенная ликвидность.
Поэтому здесь нужны, наверное, какие-то меры стимулирования дополнительно, для того чтобы этот процесс запускать и смотреть.
Мы видим, что компании активно вышли на фондовый рынок. Они занимают не только у банков, не только кредиты берут – облигации активно размещают. Но вот IPO действительно не очень активное. У нас с правительством есть специальная рабочая группа по длинным финансовым инструментам, по длинным деньгам, что называется, и будем там смотреть. У нас были некоторые предложения и по налоговому стимулированию этого процесса, но без дополнительных стимулов, на наш взгляд, естественным образом… Пока процесс, к сожалению, такой небольшой.
Председательствует Председатель Совета Федерации В.И. МАТВИЕНКО
Председательствующий. Спасибо большое.
Мухарбий Магомедович Ульбашев, пожалуйста.
М.М. Ульбашев, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна! Несколько лет назад мы перешли к пропорциональному регулированию в банковском секторе. Как развиваются региональные банки после этой реформы и есть ли необходимость в дальнейшем в регуляторном послаблении? Спасибо.
Э.С. Набиуллина. Мухарбий Магомедович, да, действительно, тема касается… «пропорциональное регулирование» называется, но она часто касается и региональных банков. И сенаторы всегда ставили вопрос о перспективах развития региональных банков. Мы действительно ввели принцип пропорционального регулирования. У нас есть системно значимые банки, большие банки, к ним более жесткое регулирование. Есть универсальные банки с общим регулированием. И мы выделяли класс банков с базовой лицензией, которые должны были, по нашей задумке, кредитовать в основном региональный малый бизнес, физических лиц, они больше знают клиентов. Мы полагали, что эта бизнес-модель будет развиваться.
В целом принцип пропорционального регулирования, мне кажется, правильный. Он сыграл свою роль. Но, конечно, нас беспокоит судьба и стратегия банков с базовой лицензией. Их не очень много, но немногие из них нашли свои бизнес-модели. Среди них есть вообще малокредитующие банки, они держат деньги в ценных бумагах, вместо того чтобы кредитовать малый бизнес. И при этом мы видим, что крупные банки за этот период научились работать с малым бизнесом. Раньше крупные банки критиковали за то, что они не видят конкретного заемщика, за то, что все решения принимаются в центре, проходит много времени. Сейчас они создали благодаря технологиям механизм оценки быстрой малого бизнеса, в каком бы регионе он ни был, физических лиц и достаточно быстро принимают решения. И, действительно, эту нишу они заняли.
Поэтому для нас стоит вопрос – что будет с этими банками? Некоторые из них консолидируются, но при этом для нас, конечно, в фокусе внимания – достаточность финансовых услуг в регионах. Мы же не просто там вводили пропорциональное регулирование и послабления, а для того, чтобы в регионах, в которых недостаточно финансовых услуг, они были. Если там несколько крупных банков с региональной филиальной сетью конкурируют между собой, то в принципе бизнесу, наверное, от этого неплохо. Поэтому основное – это то, чтобы была достаточность этих услуг. У нас есть целые программы для этого.
Что касается регуляторных послаблений, мы применяли масштабные регуляторные послабления во время пандемии, и потом постепенно, действительно постепенно, анализируя ситуацию в банках, из них выходили. На данный момент мы из всех основных регуляторных послаблений вышли, банки с этим справились, у них есть капитал, продолжают кредитовать. Кстати, кредитование растет достаточно высокими темпами – и корпоративное, и потребительское, потребительское нас даже беспокоит. Поэтому выход из этих регуляторных послаблений, на наш взгляд, был своевременным.
Председательствующий. Спасибо.
Николай Андреевич Журавлёв, пожалуйста.
Н.А. Журавлёв. Спасибо, уважаемая Валентина Ивановна.
Эльвира Сахипзадовна! Прежде всего хочу Вас поблагодарить за очень интересное выступление и за конструктивное взаимодействие с комитетами Совета Федерации.
Мой вопрос развивает вопрос Александра Давыдовича Башкина и посвящен регуляторному арбитражу. К сожалению, на финансовом рынке его все еще много – это и страховые компании, и негосударственные пенсионные фонды в части налогообложения страховыми взносами, и банки, и не банки при предоставлении рассрочек в части контроля долговой нагрузки, стоимости кредитов, и между банками, и микрофинансовыми организациями, и много других примеров.
Мы видим, как активно компании электронной коммерции выходят на финансовый рынок. Совместно с Центральным банком мы сейчас работаем над законопроектом о консолидированном надзоре за некредитными финансовыми организациями и считаем, что под регулирование должны попасть в том числе и такие холдинги, в структуре которых есть финансовые организации, или они предоставляют финансовые услуги.
Сплошь и рядом сейчас торговые площадки при продаже товаров и услуг предоставляют рассрочки гражданам, которые также не подпадают под контроль и регулирование Центрального банка. Не считаются ни предельная долговая нагрузка, ни полная стоимость кредита, а это, безусловно, большие риски дополнительной закредитованности.
Как Вам видится решение этой проблемы?
Э.С. Набиуллина. Николай Андреевич, Вы подняли действительно тоже важный вопрос – консолидированного надзора. И мы благодарны, что Вы поддерживаете проект закона (надеюсь, что он будет принят) о консолидированном надзоре небанковских финансовых организаций, потому что в банковской сфере у нас есть консолидированный надзор. И мы знаем, насколько это важно. Это просто очень важно. Наш опыт очищения банковской сферы показал, что консолидированный надзор очень важен. У нас большая просьба поддержать и выравнять здесь ситуацию, и сделать в небанковских финансовых организациях то же самое, что в банковских. Но это действительно первая часть проблемы.
Вторая – это то, что связано уже с бо́льшим активным вовлечением, вообще, нефинансовых (не только небанковских, но в целом нефинансовых) организаций в финансовую сферу. И здесь регулирование надо настраивать и в сфере… и через регулирование экосистемы, о чем мы говорили, но и в других вопросах, где возникает регуляторный арбитраж, а, я с Вами согласна, он может возникать.
Рассрочка – да, один из примеров, потому что рассрочка по экономической сути – это кредит, особенно если цена во время приобретения… Цена может отличаться с рассрочкой и без рассрочки. Это в некотором смысле плата за… аналог процента, если в рассрочку, стоимость товара выше. Но это не регулируется никак – ни как кредит, ни… Я не предлагаю полное регулирование включать, но, первое, должно быть, на наш взгляд, тоже раскрытие информации людям, как и по кредитам, чтобы они понимали, какую нагрузку в рамках рассрочки они ведут и какую цену они платят в конечном счете. Раскрытие информации должно быть.
Второе. На мой взгляд, нужно подумать, чтобы данные передавать в бюро кредитных историй. Почему? Потому что покупка дорогого товара в рассрочку – это долговая нагрузка на людей и, когда банк дает кредит, он видит только закредитованность в других банках, а то, что человеку нужно большую часть дохода тратить на то, чтобы платить деньги по рассрочке, он не видит, и мы не видим эту закредитованность. Поэтому, на наш взгляд, нужно подумать о том, чтобы здесь внести вот эти элементы. То есть это комплекс сложных вопросов, и мы готовы с вами обсуждать, их надо решать на законодательном уровне.
Председательствующий. Спасибо.
Инна Юрьевна Святенко, пожалуйста.
И.Ю. Святенко, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти города Москвы.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна! Банк России проводит достаточно большую работу по повышению финансовой грамотности населения. Видите ли Вы перспективы в использовании социальной рекламы с целью противодействия мошенническим действиям на финансовом рынке?
И второе. Понятно, как сегодня используют различные агрегаторы в интернете, – они рейтингуют финансовые организации не по тому, насколько привлекательны их услуги, а по тому, простите, какой банк сколько заплатил за эту рекламу. И что, по Вашему мнению, можно сделать, чтобы не вводить в заблуждение граждан Российской Федерации?
Э.С. Набиуллина. Спасибо большое, Инна Юрьевна.
Что касается социальной рекламы и борьбы с мошенничеством. Борьба с мошенничеством – это тоже больная тема, и здесь нужны все инструменты – и быстрое выявление, пресечение, блокирование, работа с правоохранительными органами, ну и, конечно, финансовая грамотность, и социальная реклама здесь – один из ключевых элементов. Мы много об этом говорили. Сейчас мы активно развиваем социальную рекламу, делаем доступные и понятные ролики, которые размещаются на правах социальной рекламы в общественном транспорте, в московском метро, например, в аэропортах, те формы, где люди могут это увидеть. И регионы идут навстречу. Будем дальше развивать, потому что это, на наш взгляд, очень важно, очень важно предупредить людей об этих рисках.
Кстати, может быть, вы заметили, мы стали публиковать списки компаний, к которым у нас есть претензии, потому что есть нарушения в смысле привлечения денег людей. Это тоже способ информирования. Мы видим, здесь большая общественная реакция, и нам люди сами подсказывают, кого посмотреть, кого проверить и внести в эти списки.
Что касается агрегаторов, порталов-агрегаторов. У нас с вами есть законодательство по финансовым маркетплейсам, и финансовые маркетплейсы действуют в соответствии с этим законодательством, и у нас там, как у Банка России, есть возможности мониторить, отслеживать, если нужно, вмешиваться.
Порталы-агрегаторы, которые обычно собирают данные о разных продуктах, услугах, а потом отсылают на сайт, никак не регулируются, это правда. Жалобы по этим результатам тоже аккумулируются только на этих платформах. То, о чем Вы сказали, – это, по сути дела, то же, что (в свое время, вы помните, была) проблема супермаркетов – цена на полке: у кого, куда, какой товар разместят. Наверное, такие проблемы есть, но сейчас это вне нашей компетенции. Это и ФАС, и Роспотребнадзор.
Единственное, может быть, о чем надо подумать? Сейчас эти агрегаторы (порталы-агрегаторы) могут зарегистрироваться добровольно как маркетплейс под надзором Банка России. Некоторые это делают, хотят делать, чтобы было понятно, что за ними надзирают. Может быть, стоит подумать о том, чтобы их обязать регистрироваться. Но это будет новое регулирование. Но тогда мы сможем вмешиваться, в соответствии с законодательством мониторить ситуацию, как они предлагают эти продукты. Сейчас они, к сожалению, вне поля нашего действия.
Председательствующий. Спасибо.
Лилия Салаватовна Гумерова.
Л.С. Гумерова, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан.
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна! По оценкам экспертов, финансовый сектор испытывает острую нехватку IT-специалистов. Согласны ли Вы с такими выводами? И, если да, какие оперативные меры, на Ваш взгляд, нужно принять с учетом специфики отрасли – даже с учетом того, что мы год от года уже увеличили подготовку таких специалистов в наших вузах и колледжах? Спасибо.
Э.С. Набиуллина. Спасибо.
Ну, это критическая проблема не только для финансовой сферы. Мы видим, что практически все сферы сейчас испытывают такой дефицит, все приходят к цифровым технологиям. И, конечно, IT-специалистов мало, они дороги, очень дороги. Мы знаем столько случаев, когда компании друг у друга их переманивают.
Мы – мегарегулятор, который тоже развивает технологии (все наши системы высокотехнологичные), и по себе знаем эту проблему, поэтому начали принимать меры.
Первое, о чем я хотела бы сказать. Мы еще некоторое время назад начали развивать региональные хабы, то есть не только в крупных городах, но и действительно в регионах обучать людей (там много хороших программистов) и создавать такие центры региональной компетенции. Мы, конечно, работаем, с тем чтобы их быстрее обучали. Нужно обучение, его сейчас не хватает, не поспевают. Это и выработка специальных профессиональных стандартов. В этой области мы работаем, работаем с ведущими университетами и не только. Например, с образовательным центром «Сириус» мы создали Финтех Хаб, где и студенты, и специалисты обучаются в том числе этим технологиям, и тоже выпускают их на рынок.
Делаем свои курсы, и хочу здесь в некотором смысле прорекламировать. У нас есть хороший курс – киберкурс по информационной безопасности на примере ведущих компаний. Через него прошли и многие представители финансового рынка, преподаватели вузов, представители правоохранительных органов. И он получил у нас награду Организации Объединенных Наций за эффективность этого курса.
Будем все это развивать. Мне кажется, по многим направлениям надо действовать. И дополнительное образование сейчас, дополнительные навыки – это, конечно, нужно делать, иначе издержки на вот эту цифровую трансформацию, на IT-специалистов очень высокие.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть предложение предоставить возможность Ивану Николаевичу Абрамову задать вопрос и дальше перейти к выступлениям. Нет возражений? Нет.
Пожалуйста, Иван Николаевич Абрамов.
И.Н. Абрамов. Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна! На сайте Центробанка размещена информация – проект указания о внесении изменений в положение банка о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам и задолженностям. В том числе это касается и ссуд, выданных субъектам и муниципальным образованиям.
К нам в комитет уже обращаются субъекты Российской Федерации, обеспокоенные этим. Мы же понимаем, что это приведет к тому, что процентная ставка по следующим ссудам будет просто увеличена, тем самым наши субъекты будут платить больше.
Не понятно, с какой целью это сделано. Неужели у вас есть какие-то сомнения, что какой-то бюджет не отдаст и нужно резервировать таким образом средства?
Э.С. Набиуллина. Смотрите: первое – что все-таки мы считаем (и у нас здесь, мне кажется, с правительством одинаковые позиции), что субъектам Федерации, конечно, не нужно сильно наращивать кредитование у коммерческих банков. Бюджетные кредиты развивает правительство и так далее.
Коммерческие банки… У нас резервирование в зависимости от рисков, от платежеспособности. Случаи, к сожалению, бывали, поэтому дифференциировано здесь регулируем.
Ну, давайте мы еще раз посмотрим на вашу озабоченность и что здесь можно сделать. Но, на мой взгляд, и стратегически нужно все-таки думать не о том, чтобы наращивать кредитование у коммерческих банков, а смотреть бюджетные кредиты. Кстати, и облигации субъектов Федерации активно развиваются. Но наше регулирование по резервам построено на критериях рисковости.
Председательствующий. Спасибо.
Эльвира Сахипзадовна, благодарю Вас за очень содержательное, интересное выступление. Присаживайтесь, пожалуйста.
Коллеги, переходим к выступлениям.
Евгений Степанович Савченко, пожалуйста.
Е.С. Савченко, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Белгородской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна! Вчера на заседании нашего комитета мы активно поддержали обеспокоенность Центрального банка России избыточной кредитной нагрузкой населения страны, основная доля которой приходится на молодежь. Поэтому демографический кризис в России, по мнению экспертов, в значительной степени связан с этой проблемой, поскольку молодые семьи, испытывая финансовые трудности, откладывают сроки рождения первого ребенка до достижения ими 30 и более лет.
В начале года группа сенаторов в обращении в адрес министра труда и социальной защиты населения предложила алгоритм решения этой проблемы.
Смысл нашего обращения заключался в реализации трех простых шагов. Первый шаг: Центральный банк фондирует коммерческие банки в объеме, тождественном уже выданным потребительским кредитам, включая ипотечные. Второй шаг: кредитные организации, получив финансовые ресурсы, заключают новые кредитные договоры с физическими лицами максимум под 3 процента годовых. Третий шаг: по мере возврата средств заемщиками кредитные организации в полном объеме возвращают деньги Центральному банку. Вот три действия, которые не ущемляют ничьих прав и интересов.
Кроме того, с целью недопущения впредь подобных вызовов, мы считаем, необходимо рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с Центральным банком выработать новый порядок кредитования физических лиц, в соответствии с которым уже новые потребительские кредиты, за исключением ипотечных, выдавать физическим лицам в размере, не превышающем одной трети годового дохода заемщиков.
Реализация данных предложений позволит освободить десятки миллионов россиян от финансового бремени уплаты непосильных процентных платежей по займам. Расчеты показывают, что экономия по их выплатам составит (внимание!) в месяц не менее 100 млрд рублей. Конечно же, молодые россияне активно займутся деторождением в знак благодарности. А главное, это повысит уровень доверия населения к власти всех уровней.
Уважаемые Валентина Ивановна, Эльвира Сахипзадовна, прошу поддержать мои предложения.
Председательствующий. Спасибо, Евгений Степанович.
Я думаю, в конце мы дадим еще слово, Эльвира Сахипзадовна прокомментирует.
Сергей Павлович Цеков, пожалуйста.
С.П. Цеков, член Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Крым.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна! Продвинутость финансового сектора настолько велика в России, что мы, на мой взгляд, видим абсолютно критическую ситуацию с телефонным мошенничеством. Мы знаем, что за прошлый год хищение средств граждан достигло десятков миллиардов рублей, некоторые говорят, что даже больше 100 млрд рублей.
По моему мнению, вина за хищение лежит полностью на банках и банковском секторе. Именно они придумали эти продвинутые методы работы в банковской сфере, которые позволяют телефонным мошенникам так вольно, с наглостью работать. Если бы эти деньги похищались у банков, то, я думаю, они нашли бы методы, которыми бы обуздали телефонных мошенников.
Я вообще считаю, что наш Центральный банк обязательно должен взять эту ситуацию на самый серьезный контроль и в ближайшие (в короткие, во всяком случае) сроки разработать методы, которыми вообще прекратит это совершенно позорное явление для нашего государства. Спасибо.
Председательствующий. Сергей Павлович, поддерживаю Вас.
Алексей Петрович Майоров, пожалуйста.
А.П. Майоров, председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Калмыкия.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна! События этого года, да и прошлых лет, показали, что мы очень своевременно и в прошлую сессию занимались совершенствованием механизма агрострахования. На сегодняшний день у нас существуют практически беспрецедентные меры поддержки. При ЧС, например, до 80 процентов страховой премии нашим аграриям, нашим фермерам будет компенсироваться из бюджета. Деньги соответствующие в бюджете заложены, но механизм в должной мере, на мой взгляд, все-таки не работает. Тут две проблемы: первая – это финансовая грамотность, вторая проблема – это то, что нам все-таки надо сформировать некий институт доверия наших аграриев к этому финансовому инструменту.
Мы планируем в осеннюю сессию провести ряд семинаров по округам с привлечением региональных министров сельского хозяйства, и действительно все-таки этот процесс, который идет пока еще недостаточно быстро, направить в нужное русло. Просили бы Вас к этой работе подключиться (может быть, мы даже в проект постановления что-то сформулируем и сегодня дадим). Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Олег Владимирович, без Вас никак, да?
Олег Владимирович Цепкин (уже пора заканчивать), пожалуйста.
О.В. Цепкин. Спасибо, Валентина Ивановна.
Просто вопрос… Я не уложился в этот список счастливчиков.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемая Эльвира Сахипзадовна!
На Невском международном экологическом конгрессе рассматривался среди прочих вопрос так называемого зеленого финансирования и для предприятий, осуществляющих экологические проекты с учетом снижения выбросов СО2. И этот механизм, конечно, подразумевает частичную компенсацию затрат. Мы по крайней мере в общении с Министерством финансов, Министерством экономического развития, да и с Центробанком, и Внешэкономбанком это понимаем. Остается вопрос: каким образом этот механизм будет работать?
Есть предложение. Учитывая, что предприятия, которые тратят финансовые средства на экологические проекты, на «зеленые» проекты, привлекают эти средства через кредиты, через облигации, размещение облигаций, собственные средства, в этом случае, конечно, если будет принято решение о механизме компенсации таким предприятиям этих вложений, то нужно учитывать все используемые механизмы привлечения финансирования в этих компаниях, которые занимаются экологическими проектами.
Просьба учесть эти предложения наших промышленников. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Олег Владимирович.
Анатолий Дмитриевич Артамонов.
Пожалуйста, Вам слово.
А.Д. Артамонов. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемая Эльвира Сахипзадовна, уважаемые коллеги! Вчера наш комитет на своем расширенном заседании подробно рассмотрел вопросы, связанные с сегодняшней темой выступления Эльвиры Сахипзадовны.
Сенаторами был особо отмечен тот факт, что тонкая работа регулятора в части денежно-кредитной политики во многом способствовала возвращению экономики к росту, который сегодня мы наблюдаем. Регулятором и правительством утверждена «дорожная карта» по формированию доступных финансов для инвестиционных проектов. Вместе с тем отмечена необходимость продолжения работы по повышению финансовой грамотности граждан. И в осеннюю сессию нам предстоит обсудить вопросы защиты прав потребителей финансовых услуг, а также дальнейшего развития финансового рынка.
Хотелось бы отметить, что у Совета Федерации и у нашего комитета налажена очень плодотворная и конструктивная работа с Банком России по всем направлениям деятельности.
Сегодня вашему вниманию представлен проект постановления по обсуждаемому вопросу, докладчиком по которому выступила Эльвира Сахипзадовна. Мы, коллеги, уже учли многое из того, о чем вы сегодня говорили, но вместе с тем готовы учесть и все те предложения, которые поступят дополнительно, и до конца недели хотелось бы увидеть их в нашем комитете от вас.
Сейчас предлагаю принять за основу тот проект постановления, который вам представлен. Благодарю за внимание.
Председательствующий. Благодарю Вас, Анатолий Дмитриевич.
Коллеги, я бы тоже хотела еще раз поблагодарить Эльвиру Сахипзадовну за участие в сегодняшнем нашем заседании, за очень профессиональный доклад и поблагодарить Эльвиру Сахипзадовну за очень тесное и конструктивное взаимодействие с Советом Федерации.
Вы уже отметили, что сенаторы принимают самое активное участие в разработке законопроектов, направленных на развитие финансового сектора, при этом плотно взаимодействуя с Центробанком. И сегодня такая оживленная дискуссия состоялась, коллеги все в теме, как Вы обратили внимание, поднимают вопросы злободневные, актуальные для регионов, для наших граждан. И мы, конечно же, как и Вы, обеспокоены целым рядом тенденций, связанных и с закредитованностью населения, и с защитой граждан от мошеннических действий, с «зеленым» финансированием и так далее, не буду все это перечислять, об этом подробно говорили коллеги.
Также хочу отметить, что и Вы лично, Эльвира Сахипзадовна, и сотрудники Центробанка, коллеги Ваши, всегда принимаете самое активное участие в деятельности нашего Совета по развитию финансового рынка, за что вам отдельная благодарность. И такое постоянное взаимодействие, конечно, дает хороший эффект, и мы совместно продвинули за это время очень много важных, нужных законопроектов, которые были поддержаны, одобрены и банковским сектором.
Коллеги, конечно же, хочу отдельно отметить профессиональную работу мегарегулятора по расчистке банковского сектора. И думаю, что в том числе результаты этого позволили банкам устоять в сложный период пандемии, достойно пережить это непростое время.
Вообще хочу сказать, что банковский сектор показал свою устойчивость. Это вот такой итоговый как бы результат всей той работы, которая ведется. И, по-моему, может быть, впервые (все-таки тоже такие были кризисные явления) не обращался к государству за поддержкой. И взвешенная, сбалансированная денежно-кредитная политика Банка России обеспечила и устойчивость финансового сектора, и в то же время возможность реализации необходимых мер поддержки граждан и отраслей экономики в период пандемии, поручения по которым были даны правительству Президентом Российской Федерации.
Особо хочу отметить большую работу банка по защите интересов потребителей финансовых услуг. Это и программа (об этом тоже шла речь) реструктуризации кредитов, и защита неквалифицированных инвесторов, и противодействие мошенническим действиям на рынке (хотя коллеги и сказали, что нужно сделать его более решительным и избавиться от этого позорного явления), и повышение финансовой грамотности населения. И, разделяю Вашу позицию, Вы слышали позицию сенаторов, очень важно искоренить практику введения граждан в заблуждение, оградить их от необдуманных действий, которые могут привести к потере ими финансовых средств.
Нельзя не отметить успехи Банка России в развитии цифровых финансовых сервисов, создании условий для получения дистанционных услуг быстро, качественно, безопасно, недорого. Система быстрых платежей, платформа «Маркетплейс», развитие национальной системы платежных карт – все это направлено на создание комфортных условий прежде всего для людей и, конечно же, вносит существенный вклад в обеспечение цифрового суверенитета страны.
И, коллеги (я думаю, что вы тоже разделяете эту точку зрения), трудно переоценить роль Центрального банка в реализации единой денежно-кредитной политики, регулировании финансового рынка. Понятно, что банку приходится принимать иногда и непопулярные меры – одним они нравятся, одним они не нравятся, но банк действует профессионально. В том числе благодаря усилиям Центробанка нам в разные периоды сложные, непростые и в последний период удалось сохранить устойчивую макроэкономическую и макрофинансовую ситуацию. Не было шараханий, не было растерянности, не было других негативных явлений.
Поэтому, Эльвира Сахипзадовна, Вам и Вашей команде еще раз хочу сказать слова огромной-огромной благодарности. И мы надеемся на дальнейшее конструктивное, эффективное взаимодействие. Спасибо большое.
Может быть, Вы хотели как-то прокомментировать выступления коллег? Пожалуйста, Вам слово.
Э.С. Набиуллина. Спасибо большое, Валентина Ивановна, за добрые слова. Спасибо.
Мы действительно очень ценим то конструктивное взаимодействие, которое у нас сложилось с Советом Федерации. С коллегами у нас очень много обсуждений в разных форматах, и это нам позволяет корректировать свои решения и принимать во внимание те озабоченности, которые есть. Мы здесь очень внимательны.
Я тогда буквально коротко, времени уже не очень много.
Евгений Степанович поднял очень правильный вопрос, и он направлен на то, чтобы решить проблему закредитованности. Мы тоже считаем, что это проблема серьезная, я об этом говорила.
В тех предложениях, которые есть, есть несколько аспектов. Во-первых, с точки зрения финансовой, если мы выпустим такое количество денег с низкой ставкой, нам остальным придется повышать ставку еще больше, то есть это надо понимать, либо будут инфляционные последствия.
И второе. Мне кажется, здесь есть соображения социальной справедливости. Понимаете, если мы спишем, по сути дела, кредиты тем, кто не заплатил, те, кто обслуживал эти кредиты и платил эти процентные ставки, окажутся в ситуации несправедливой. Мне кажется, это нужно делать аккуратно.
И третье – не давать кредиты людям больше одной трети дохода. Мне кажется, тоже лучше действовать здесь через банки (вот мы действуем через банки, мы их дестимулируем), чем лишать людей права получать этот кредит. Мы тоже получим вот этот, мне кажется, социальный аспект. Но проблему надо решать, я с Вами абсолютно согласна. Наши новые тоже предложения есть, просьба поддержать, и мы готовы их дальше обсуждать.
О телефонном мошенничестве. Это действительно сейчас в центре нашего внимания. Мы здесь кроме финансовой грамотности пытаемся объяснить людям, когда звонят, что нужно делать. Но мы понимаем, что мы до каждого достучаться не можем. Пока человек не попал в эту ситуацию, он, наверное, не может подготовиться к этому. И поэтому нужно очень быстро это пресекать и выведенные деньги возвращать.
Мы сейчас работаем с правоохранительными органами по информационному обмену, потому что сейчас расследования занимают много времени, и готовы передавать информацию с соблюдением банковской тайны, чтобы это было очень быстро.
И все-таки одна из тем – это не только цифровые технологии. В цифровых технологиях есть большие плюсы – удобство, дешевизна, но, конечно, есть риски, риски мошенничества (я с вами согласна). Но это не повод тормозить технологии – мы должны усилить работу по борьбе с мошенничеством. Одна из тем (я в этом тоже разбиралась) – почему у нас так развито телефонное мошенничество (в других странах меньше, даже там, где сопоставимый уровень технологий)? У нас персональные данные практически в открытом доступе. Все получают эти данные, вам звонят по телефону, о вас знают всё, это вызывает доверие у людей. И с персональными данными, с их оборотом, защитой, на мой взгляд, конечно, нужно наводить порядок, потому что это одна из тем, которая нас отличает.
Агрострахование – тоже очень правильный вопрос. Мы считаем, что только самые надежные компании смогут страховать сельское хозяйство при чрезвычайных ситуациях. Здесь поддерживаем повышение финансовой грамотности. Очень активно работаем с Министерством сельского хозяйства. И эта тема тоже на контроле.
И Олег Владимирович задавал вопрос о компенсациях по «зеленым»... Мы готовы рассмотреть – под «зеленые» инструменты. Мы вместе с правительством готовы рассматривать разные вопросы – и стимулирование, и регулирование. Считаем, что здесь должна быть комплексная программа. И, конечно, эти предложения учтем. Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо, уважаемая Эльвира Сахипзадовна.
Председатель Комитета по бюджету и финансовым рынкам предложил принять проект постановления Совета Федерации «О реализации единой государственной денежно-кредитной политики и регулировании финансового сектора для достижения национальных целей развития» (документ № 455) за основу. Коллеги, кто за это предложение? Прошу голосовать. Идет голосование.
Результаты голосования (14 час. 11 мин. 57 сек.)
За 145 чел. 85,3%
Против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 145 чел.
Не голосовало 25 чел.
Решение: принято
Решение принято.
Просьба свои предложения направить в комитет, доработать оперативно.
Эльвира Сахипзадовна, также прошу Вас посмотреть этот проект постановления. И, если есть необходимость, мы его доработаем.
Спасибо Вам, спасибо всем приглашенным за участие в работе Совета Федерации. Успехов! Всего доброго! Спасибо.
А мы продолжаем работу.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments