Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, соавтор проекта нового закона о региональной власти рассказал об отдельных новеллах, которые предлагаются законопроектом.
Так, проектом федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» предусматривается ряд норм, направленных на совершенствование законодательного процесса.
1. В настоящее время с учетом развития цифровых технологий срок обмена документацией между органами публичной власти, находящимися в разных регионах, существенно сокращается. Если ранее на доставку документации почтовыми отправлениями уходили недели, то сейчас это занимает несколько часов.
В этой связи в целях оптимизации законодательного процесса законопроектом предлагается уменьшить срок рассылки Государственной Думой в регионы проектов федеральных законов по предметам совместного ведения.
Так, предлагается установить срок рассылки законопроектов до первого чтения продолжительностью 15 дней (сейчас он составляет 30 дней). А если более 2/3 субъектов РФ выскажутся в поддержку законопроекта, то указанный срок может быть сокращен. Срок представления поправок ко второму чтению законопроектов по предметам совместного ведения также предлагается установить продолжительностью 15 дней. В то же время предусматривается, что законопроект, касающийся конкретных субъектов Российской Федерации, не может быть рассмотрен Государственной Думой без учета их мнения, - отметил Павел Крашенинников.
Указывается, что направлять проект федерального закона по предметам совместного ведения Государственная Дума будет главе региона и в законодательный орган субъекта Российской Федерации.
2. Для региональных законов устанавливается общее правило, что законы субъекта РФ вступают в силу по истечении 10-ти дней после дня их официального опубликования, если ими не установлен другой порядок вступления их в силу.
3. Если законодательный орган региона примет закон, противоречащий Конституции РФ, федеральным законам, и это противоречие будет установлено судом, но указанный орган его не устранит в течение 6-ти месяцев со дня вступления в силу решения суда, то глава региона сможет принять решение о роспуске законодательного органа.
4. С учетом региональной практики, а также с учетом изменений, внесенных ранее в закон «О прокуратуре РФ» во исполнение конституционных положений, предлагается перечень субъектов права законодательной инициативы в региональных парламентах дополнить прокурорами субъектов РФ, - сообщил Павел Крашенинников.
Система органов исполнительной власти в субъектах РФ - Крашенинников
Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, соавтор проекта нового закона о региональной власти сообщил об отдельных новеллах, которые предлагаются законопроектом в развитие положений Конституции.
Так, проектом федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» в целях обеспечения единства публичной власти совершенствуются положения о системе органов исполнительной власти в субъектах РФ.
1. Законопроектом указывается, что в эту систему входят:
- высшее должностное лицо субъекта РФ (глава региона), которое осуществляет руководство исполнительной властью в субъекте Российской Федерации.
- высший исполнительный орган субъекта (правительство региона);
- иные исполнительные органы субъекта, к которым относятся: обязательный финансовый орган региона, назначение руководителя которого проходит по согласованию с Минфином России, а также другие органы.
Система и структура региональных исполнительных органов утверждается высшим должностным лицом.
2. Высшее должностное лицо субъекта признается обязательным органом публичной власти в субъекте РФ, которое одновременно замещает и государственную должность Российской Федерации, и государственную должность субъекта РФ.
Наименование должности высшего должностного лица является «Глава» с дальнейшим указанием наименования субъекта РФ. При этом с учетом исторических, национальных и иных традиций данного региона, конституцией (уставом) субъекта может быть предусмотрено дополнительное наименование должности. Такое наименование не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства – Президента Российской Федерации.
Высшее должностное лицо координирует взаимодействие региональных исполнительных органов с другими органами государственной власти субъекта, и организует взаимодействие исполнительных органов субъекта с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, другими органами, входящими в единую систему публичной власти в Российской Федерации.
Законопроектом определяется порядок временного исполнения обязанностей высшего должностного лица. Так, в случаях, когда глава региона не может исполнять свои обязанности (болезнь, командировка), или до издания Президентом указа о назначении врио главы субъекта, его обязанности исполняет председатель регионального правительства, а при его отсутствии - заместитель высшего должностного лица субъекта;
3. Высший исполнительный орган субъекта РФ является постоянно действующим органом исполнительной власти региона, и в соответствии с законом субъекта РФ обеспечивает согласованную работу иных исполнительных органов субъекта РФ.
В случае отрешения главы региона от должности Президентом РФ, высший исполнительный орган субъекта РФ продолжает действовать до сформирования нового высшего исполнительного органа субъекта РФ.
4. Федеральные органы исполнительной власти могут участвовать в формировании органов исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющих государственное управление в сферах образования, здравоохранения и финансов, а также осуществляющих жилищный и строительный надзор, в порядке и случаях, установленных федеральным законом. Эта норма вносится в соответствии с конституционным положением о возможности участия органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления, и предопределяется функциональным единством органов публичной власти, - подчеркнул Павел Крашенинников.
5. Независимо от структуры органов исполнительной власти, в регионе работают государственные органы, осуществляющие контроль за исполнением регионального бюджета. Речь о контрольно-счетном органе, который является обязательным государственным органом субъекта РФ.
Законопроектом также определены основы деятельности иных государственных органов в регионе, в частности, уполномоченного по правам человека в субъекте РФ и уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ.
6. Территориальные федеральные органы исполнительной власти, а также региональные исполнительные органы и муниципальные органы по приглашению законодательного собрания отчитываются о проделанной работе.
7. В законопроекте (в отличие от действующего федерального закона) отсутствуют нормы, детально регламентирующие бюджетный процесс. В этой части предусмотрена отсылка к Бюджетному кодексу РФ. В то же время предусматриваются общие принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъектов РФ своих полномочий, - отметил Павел Крашенинников.