Председатель комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Дмитриевич Артамонов
Постановление в целом 140 0 0
Из стенограммы 509-го пленарного заседания СФ 06.10.21
Двенадцатый вопрос – о проекте постановления Совета Федерации «О реализации единой государственной денежно-кредитной политики и регулировании финансового сектора для достижения национальных целей развития» – докладывает Анатолий Дмитриевич Артамонов. Пожалуйста.
А.Д. Артамонов, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Калужской области.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! На прошлом заседании по итогам выступления Председателя Центрального банка Эльвиры Сахипзадовны Набиуллиной по вопросу о денежно-кредитной политике Банка России и регулировании им финансового сектора был принят за основу проект постановления. Мы его доработали, учли предложения, поступившие в комитет. Предлагаю принять данное постановление в целом. И благодарю всех за конструктивное сотрудничество. Спасибо.
Председательствующий. А я Вас благодарю, Анатолий Дмитриевич.
Коллеги, вопросы? Замечания? Нет.
Кто за то, чтобы принять постановление Совета Федерации «О реализации единой государственной денежно-кредитной политики и регулировании финансового сектора для достижения национальных целей развития» (документ № 459) в целом? Прошу голосовать. Идет голосование.
Результаты голосования (10 час. 55 мин. 08 сек.)
За 140 чел. 82,4%
Против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 140 чел.
Не голосовало 30 чел.
Решение: принято
Решение принято.
Текст постановления
О реализации единой государственной денежно-кредитной политики и регулировании финансового сектора для достижения национальных целей развития
Заслушав информацию Председателя Центрального банка Российской Федерации (Банка России) о реализации единой государственной денежно-кредитной политики и регулировании финансового сектора для достижения национальных целей развития, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее. Реализуемая Банком России взвешенная денежно-кредитная политика, поддерживаемая Правительством Российской Федерации макроэкономическая и бюджетная сбалансированность стали важными факторами сохранения устойчивости финансового сектора и его участия в достижении национальных целей развития Российской Федерации.
В связи со сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановкой, влияющей на функционирование отечественной и мировой экономики, Банк России применяет меры, которые носят контрциклический характер и направлены на сохранение ценовой и финансовой стабильности, обеспечение доступности кредитов, поддержку граждан и экономики. Национальные цели развития Российской Федерации требуют эффективного функционирования финансового сектора экономики, опирающегося на развитое корпоративное управление, включающее учет принципов доверия, добросовестного ведения бизнеса в условиях конкуренции и защиты интересов клиентов.
Для устойчивого развития экономики необходимо стимулировать увеличение объемов долгосрочных финансовых ресурсов. В связи с этим возрастает роль небанковских финансовых институтов (страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, инвестиционных фондов), а также механизмов доверительного управления, коллективного инвестирования и индивидуальных инвестиционных счетов (далее – ИИС).
В целях повышения уровня доверия к банковской системе, защищенности кредиторов и вкладчиков требуется продолжить работу по ограничению финансовых рисков предоставления кредитов по плавающим процентным ставкам субъектам малого предпринимательства и гражданам, а также рассмотреть вопрос о включении в систему страхования вкладов денежных средств более широкого круга юридических лиц. С учетом различной долговой нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации Банку России следует реализовывать взвешенные подходы к формированию банками резервов на возможные потери по ссудам, предоставляемым субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, которые относятся к группам со средним или низким уровнем долговой устойчивости. Для повышения доступности источников финансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства, финансовых услуг для граждан важно устранять барьеры и развивать механизм факторинга, цифровые финансовые и инвестиционные платформы («маркетплейсы», краудфандинговые платформы), что позволит указанным субъектам получать финансирование для реализации своих проектов и ведения текущей деятельности, а гражданам – удаленный доступ к финансовым продуктам банков, страховых организаций, фондового рынка. Актуальными остаются задачи по дальнейшему формированию конкурентной среды, развитию национальной инфраструктуры финансового рынка, повышению доступности и качества финансовых услуг для граждан, совершенствованию механизмов профилактики киберпреступности и способов борьбы с ней, а также защиты персональных данных граждан и информации на финансовом рынке. Банку России совместно с Правительством Российской Федерации также целесообразно усилить работу по предотвращению мошенничества на рынке финансовых услуг. Повышение финансовой грамотности граждан должно стать важным фактором защиты их финансовых интересов, укрепления доверия и понимания мер, предпринимаемых Банком России и органами власти для достижения национальных целей развития Российской Федерации.
Одобряя проводимую Банком России денежно-кредитную политику, деятельность по регулированию финансового сектора для достижения национальных целей развития, в том числе цели и задачи, определенные проектом основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Председателя Центрального банка Российской Федерации о реализации единой государственной денежно-кредитной политики и регулировании финансового сектора для достижения национальных целей развития.
2. Рекомендовать Банку России:
1) продолжить работу:
по проведению денежно-кредитной политики, направленной на формирование макроэкономических условий, способствующих устойчивому росту российской экономики, на защиту от обесценения доходов и сбережений граждан;
по поддержанию финансовой стабильности, развитию во взаимодействии с Правительством Российской Федерации конкуренции на финансовом рынке и обеспечению доступности финансовых услуг и капитала для граждан и хозяйствующих субъектов;
по сопровождению пилотных проектов дальнейшего развития сервисов финансовых платформ по предоставлению финансово инвестиционных услуг и продуктов;
по развитию «зеленого» и трансформационного финансирования, в том числе «зеленой» ипотеки, а также инфраструктурных проектов (система быстрых платежей, цифровой профиль, единая биометрическая система, система передачи финансовых сообщений, национальная система платежных карт) в целях обеспечения национального суверенитета, снижения издержек граждан и бизнеса, содействия развитию инноваций и конкуренции на финансовом рынке;
2) учитывать при принятии решения о применении мер в отношении финансовых организаций, нарушивших требование, установленное пунктом 15 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», отсутствие доступа этих организаций в автоматическом режиме к Единому реестру доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
3) рассмотреть вопрос о введении регулирования экосистем, объединяющих финансовые и нефинансовые сервисы, в целях исключения рисков для потребителей финансовых услуг.
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации подготовить с участием Банка России и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающих:
введение нового инвестиционного налогового вычета по ИИС (тип III) в целях стимулирования долгосрочного инвестирования (на 10 лет и более) гражданами на российском фондовом рынке;
распространение механизма ИИС на финансовые платформы для развития прямых продаж облигаций гражданам;
устранение регуляторного арбитража в части финансовых продуктов, предоставляемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и накопительного страхования жизни;
предоставление организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, доступа к Единому реестру доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в автоматическом режиме.
4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации с участием Банка России:
1) осуществлять мониторинг реализации Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» в целях защиты прав и законных интересов граждан и подготовить проект федерального закона о внесении изменений в указанный Федеральный закон в части:
совершенствования порядка расчета полной стоимости кредита (займа) и информирования заемщика о стоимости кредита;
установления запрета на использование в рекламе кредитных продуктов указания на процентные ставки, отличные от значения полной стоимости потребительского кредита (займа), раскрываемого в кредитном договоре;
сокращения предельного срока предоставления необеспеченных потребительских кредитов (займов);
исключения дифференциации по видам кредиторов при определении полной стоимости потребительского кредита (займа);
2) подготовить рекомендации по расширению доступности информации в сфере киберграмотности, цифровой, инвестиционной грамотности в целях обеспечения защиты прав различных категорий граждан – потребителей финансовых услуг;
3) продолжить работу:
по противодействию мошенническим действиям на рынке финансовых услуг, в том числе путем информирования граждан с использованием социальной рекламы в средствах массовой информации;
по повышению финансовой грамотности граждан;
4) рассмотреть следующие вопросы:
о взаимодействии организаций финансового рынка с государственными информационными системами, в том числе с единой системой межведомственного электронного взаимодействия, единой системой идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в части обеспечения бесперебойности и устойчивости их работы, расширения перечня получаемой информации, включая предоставление кредитным организациям доступа к сведениям и документам, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, и их получение в электронном виде, а также в части дальнейшей проработки реализации сервисов в рамках цифрового исполнительного производства, развития электронного документооборота при предоставлении налоговыми органами документов финансовым организациям;
о введении регулирования, предусматривающего обязанность торговых организаций по направлению в бюро кредитных историй информации о предоставленной гражданину рассрочке платежа за проданный товар или оказанную услугу в целях контроля его долговой нагрузки;
о мерах налогового стимулирования российских организаций, осуществляющих первичное или вторичное публичное размещение акций на российском фондовом рынке, а также инвесторов, приобретающих такие ценные бумаги;
о регулировании деятельности информационных порталов (агрегаторов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), аффилированных с ними лиц, составляющих рейтинги финансовых услуг в том числе в целях рекламы, для повышения прозрачности и корректности предоставления информации потребителю финансовых услуг;
о запрете на использование чужих фирменных наименований (товарных знаков) в контекстной рекламе в информационно телекоммуникационной сети «Интернет»;
о разработке дополнительных мер для удовлетворения потребности финансового сектора в специалистах по информационно-коммуникационным технологиям. 5. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации включить в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2021 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению, следующие проекты федеральных законов:
№ 747513-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)», регулирующего использование инфраструктуры цифрового профиля;
№1080911-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленного на развитие сервисов финансовых платформ («маркетплейсов») по предоставлению финансово-инвестиционных услуг и продуктов, в том числе распространение механизма использования финансовых платформ на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, включая субъектов малого и среднего предпринимательства;
№1116371-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации работы по оценке риска проведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями подозрительных операций и использованию этой информации», предусматривающего создание на базе Банка России централизованного информационного сервиса «Платформа «Знай своего клиента»;
№ 1133972-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно процессуального кодекса Российской Федерации», предусматривающего установление уголовной ответственности за незаконное осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц;
№1135194-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего наделение Банка России полномочиями по установлению прямых количественных ограничений на выдачу банками отдельных видов кредитов (займов) с определенными характеристиками с учетом распространения ограничений на активы других видов;
№ 1145324-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)», устанавливающего обязанность кредитных и микрофинансовых организаций рассчитывать показатель долговой нагрузки заемщика и уведомлять заемщика о рисках, обусловленных высоким значением такой нагрузки;
№ 1185065-7 «О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленного на повышение защищенности пенсионных сбережений граждан, создание дополнительных условий для развития негосударственного пенсионного обеспечения, укрепление доверия к пенсионной системе Российской Федерации;
№ 1212906-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего отдельные ограничения на применение переменной процентной ставки по кредиту (займу) в зависимости от размера кредита (займа) и срока его возврата, включая кредиты микропредприятиям, а также обязанность кредиторов предварительно уведомлять заемщиков о потенциальных рисках изменения процентной ставки и факте такого изменения;
№ 1256483-7 «О финансовых группах и финансовых холдингах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего введение требований к деятельности объединений с участием некредитных финансовых организаций на основе принципов регулирования банковских объединений.
6. Предложить Банку России проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2022 года о реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
7. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:
1) продолжить обсуждение вопросов регулирования «зеленого» финансирования с привлечением представителей отраслевых ассоциаций, экспертных организаций и бизнес объединений, включая вопросы внедрения инструментов финансирования устойчивого развития, стандартов их размещения и принципов ответственного инвестирования, разработки методологии оценки и регулирования экологических, социальных и управленческих рисков;
2) проинформировать палату в период осенней сессии 2022 года о реализации настоящего постановления.
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам. 9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.