leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Ярослав Нилов Люди потеряли миллиарды на неправомерных переходов между пенсионными фондами – первое

Ярослав Нилов Люди потеряли миллиарды на неправомерных переходов между пенсионными фондами – первое чтение возврат переведенных пенсий с выплатой процентов – Дмитриева Отменить накопительную пенсию Сколько? – Пудов 28 пенсионных фондов 4,997 трлн руб., 2 НПФ и 2 ПФР
6. 1219891-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о защите прав застрахованных лиц в случае неправомерного перевода средств пенсионных накоплений)
Документ внесен правительством 23.07.21.
Представил статс-секретарь – замминистра труда и социальной защиты Андрей Пудов.
председатель комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
Законопроектом предлагается:
- в случае признания судом недействительным договора об обязательном пенсионном страховании (с соответствующим возвратом от негосударственного пенсионного фонда предыдущему страховщику незаконно переведенных средств пенсионных накоплений) обязать страховщиков (от которых были переведены пенсионные накопления граждан по признанному судом недействительному договору по обязательному пенсионному страхованию) восстанавливать из резерва по обязательному пенсионному страхованию (далее – РОПС) на счете застрахованного лица сумму изъятого при досрочном переходе инвестиционного дохода;
- в связи с признанием судом договора об обязательном пенсионном страховании недействительным уплачиваемые негосударственным пенсионным фондом проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений и средства, направленные на формирование собственных средств такого фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений соответствующего застрахованного лица, направлять предыдущему страховщику для учета последним указанных сумм в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица либо на пенсионном счете накопительной пенсии соответствующего застрахованного лица (в настоящее время указанные суммы направляются в РОПС предыдущего страховщика);
- предусмотреть, что предыдущий страховщик (получивший средства пенсионных накоплений от негосударственного пенсионного фонда, договор об обязательном пенсионном страховании с которым был признан судом недействительным) одновременно с восстановлением из РОПС удержанных в результате досрочного перехода средств должен отразить в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица либо на пенсионном счете накопительной пенсии соответствующего застрахованного лица также часть дохода (положительных результатов) от инвестирования средств резерва фонда по обязательному пенсионному страхованию, полученного за период нахождения в указанном резерве восстанавливаемых средств, соответствующую доле восстанавливаемых из указанного резерва средств пенсионных накоплений от объема резерва фонда по обязательному пенсионному страхованию, определенного на дату восстановления соответствующих средств.
ФЗ вступает в силу с 1 июля 2022 года.
Первое чтение 402 0 14 13:33

Стенограмма обсуждения
Коллеги, Правительство Российской Федерации, мы вчера этот вопрос обсуждали в рамках Совета, обратилось с просьбой рассмотреть 6-й и 7-й вопросы нашей повестки с учётом графика докладчика, учитывая, что ему нужно будет ещё выступать сегодня на ряде других совещаний. Все согласились с этим. Нет возражений, если мы сейчас с вами рассмотрим 6-й вопрос нашей повестки, это законопроект первого чтения, а затем 7-й вопрос нашей повестки. А потом вернёмся к рассмотрению 4-го, учитывая, что действительно у нас наш коллега из правительства Андрей Николаевич Пудов, официально представляя закон, он ещё и исполняет обязанности министра, поэтому на нём большой груз ответственности и полномочий. Поэтому давайте мы тогда поддержим, как и говорили ранее. Нет возражений? Нет.
Переходим к рассмотрению 6-го вопроса. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря – заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Андрея Николаевича Пудова. Подготовиться Ярославу Евгеньевичу Нилову.
Пудов А. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь – заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы!
Представляемый законопроект предлагает установить такой порядок, при котором в случае признания судом договора об обязательном пенсионном страховании недействительным и соответственно неправомерным досрочного перехода к новому страховщику в связи с его неправомерным поведением и возврата средств пенсионных накоплений на счёт гражданину предыдущего страховщика ранее удержанный доход от инвестирования этих средств также будет возвращён гражданину.
Кроме того, законопроектом предлагается направлять на счёт гражданина также и проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений.
Если брать действующую практику, то в настоящее время гражданину, как правило, приходится ещё раз идти в суд, чтобы эти денежные средства истребовать от недобросовестного страховщика.
Таким образом, при реализации закона будут в полном объёме учтены права застрахованных лиц.
Прошу поддержать.
Спасибо.
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков
Председательствующий. Спасибо. Содоклад Ярослава Евгеньевича Нилова. Пожалуйста.
Пилон Я. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты!
Комитет рассмотрел предложенную законодательную инициативу, отмечает её актуальность, целесообразность.
Миллиарды наши граждане потеряли, формируя свою накопительную пенсию, на так называемых переходах, в отдельных случаях из-за незнания ставят свою подпись, а в отдельных случаях, когда подписи подделывались, заверялись недобросовестными главами муниципальных образований. И сегодня, когда такая сделка признаётся недействительной, гражданин возвращается в предыдущий негосударственный пенсионный фонд, а деньги, для того чтобы вернулись, инвестдоход, для того чтобы он вернулся, необходимо получить очередное решение суда. И вот этот законопроект эту несправедливость устраняет, поэтому комитет просит данную инициативу в первом чтении поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите запись на вопросы. Покажите список.
Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста.
Альшевских А. Г. Спасибо.
Андрей Николаевич, в августе в ходе избирательной кампании я обсуждал, в том числе, этот закон со своими избирателями. Хочу сказать, что закон этот люди поддерживают. Единственное, у меня к вам вопрос.
Вот он вступает в силу с 1 июля 2022 года. Судя по тем документам, которые в этом законе, понятно, что нам не потребуется внесение изменений в отдельные нормативно-правовые документы, в другие законы и так далее, потребуется внесение изменений только в нормативный документ Банка России и настройка программного обеспечения. В связи с этим вопрос.
У нас, почему чуть ли не десять месяцев мы отводим вот именно до вступления в силу этого закона?
Есть возможность посмотреть и чтобы он вступил как можно раньше? Потому что закон на самом деле хороший, нужный, его на самом деле ждут. Пудов А. Н. Спасибо большое за вопрос.
Хочу сказать, мы срок вступления в силу, конечно, обуславливали в том, что, как правильно сказали, необходимо делать настройки не только в системе Пенсионного фонда, здесь они минимальные, а с точки зрения ещё как бы участников рынка. Давайте мы, ну я пообещаю, что мы в ходе рассмотрения ко второму чтению к нему, к этому вопросу, ещё вернёмся. Если можно будет ещё уплотнить, то постараемся.
Председательствующий. Дмитриева Оксана Генриховна.
Дмитриева О. Г. Спасибо.
Андрей Николаевич, скажите, пожалуйста, каков на сегодняшний день объём накопленных пенсионных накоплений? Это первая часть. И за счёт взносов на обязательные пенсионные накопления. Каковы размеры размещены в государственной управляющей компании? Какой объём размещён в частных управляющих компаниях и в НПФ?
И если есть данные, какой объём прироста за семь лет после того, как были приостановлены взносы на обязательное накопительное пенсионное обеспечение, за семь лет насколько эти капиталы приросли?
И сразу хочу задать вопрос. Каково количество получателей, получателей ежемесячной пенсии, по накопительной ежемесячной пенсии, именно получателей ежемесячной пенсии по накопительному элементу? Пудов А. Н. Спасибо, Оксана Генриховна, за вопрос. По существу. Всего 28 пенсионных фондов работает на рынке. Средства пенсионных накоплений делятся в такой пропорции, а их 4 триллиона 997 миллиардов рублей: в Пенсионном фонде на управлении 2 миллиарда... 2 триллиона рублей, в НПФ – 2,9, соответственно, 999 миллиардов рублей. Количество застрахованных лиц, которое формирует 75,1 миллиона человек, соответственно: в ПФР – 38,2, в НПФ – 36,9.
Значит, по досрочным переходам скажу, что они снизились до минимума, значит, они в настоящее время там исчисляются всего лишь тысячами человек.
Что касается общей статистики, связанной с тем, как формируют свои пенсионные права граждане, то я вам отвечу, что по состоянию на текущую, актуальную дату, накопительную пенсию получает 107 тысяч человек, срочную – 41 тысяча, единовременную выплату получили 11,1 миллиона человек, соответственно, это в общей сложности – 11,3 миллиона выплачиваемых пенсий.
Средние размеры, соответственно, накопительные – 860, срочные – 1,9, ну 1900, единовременные – 15 тысяч. Постоянно растёт.
Что касается, соответственно, тех размеров, которые осуществляют, то они по каждому МПФу, по государственной управляющей компании являются индивидуальными.
И у меня есть расширенная справка, которую я вам готов передать, где нам представляют, в данном случае они, конечно, в Центральный банк, они есть на официальном сайте. По каждому МПФу есть цифры, которые показывают объективную картину, связанную с тем, как управляются средства пенсионных накоплений и какой доход сформирован за всё это время. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Шеремет Михаил Сергеевич. По ведению или вопрос?
Шеремет М. С. Вопрос. Не сработала кнопка.
Председательствующий. Пожалуйста.
Шеремет М. С. Спасибо, Александр Дмитриевич.
Вопрос к Андрею Николаевичу. Скажите, пожалуйста, нет ли у вас данных, как часто происходит такая ситуация с неправомерным переходом застрахованного лица от одного страховщика к другому?
И следующий вопрос. Применяются ли к таким недобросовестным страховщикам иные меры воздействия?
И третий, заключительный. И ещё хотел уточнить. В связи с чем, с тем, что предполагается вступление в силу закона только через год, как быть тем людям, с кем такая ситуация произошла ранее? Спасибо. Пудов А. Н. Спасибо.
Значит, если недобросовестный... Значит, таких случаев у нас, когда судами выявлен недобросовестный переход – 1200 на всю Российскую Федерацию.
Что касается мер воздействия, то они применяются, исходя из того, что у нас регулятором является Центральный банк, они самые жёсткие бывают вплоть до отзыва лицензии, если выявляется массовый случай таких переходов.
А что касается срока, то я уже сказал, что срок обусловлен необходимостью реализации всеми участниками этого процесса, а там их несколько десятков – это МПФы, Пенсионный фонд, Центральный банк, которым необходимо формирование нормативных актов.
Что касается вопроса о прошлых, то у нас есть соответствующее предложение и заключение ПТУ, которое предлагает рассмотреть вопрос ко второму чтению в отношении того, чтобы распространить действие этого федерального закона на те случаи, которые были до вступления в силу данного закона. Спасибо. Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Включите запись.
Покажите список.
Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста. Дмитриева О. Г. Уважаемые депутаты!
Взносы на обязательный накопительный пенсионный элемент приостановлены с 2014 года, то есть, фактически 7 лет они уже не производятся.
При этом, как сказал Андрей Николаевич, накопленные взносы на накопительный пенсионный элемент, которые производились с 2002-го по 2014 год, составляют 4,9 триллиона рублей. Это огромная сумма. То, что эти вложения абсолютно рискованные, доказывает принятие данного закона и следующего закона, который будет сейчас на рассмотрении.
Поэтому представляется, что есть все основания для того, чтобы не продлевать каждый год приостановку перечисления пенсионных взносов, которая в народе получила понятие «заморозка пенсионных накоплений», а просто принять решение об отказе от обязательной накопительной пенсионной системы от обязательных накопительных пенсионных взносов, и системно решить вопрос о том, что нам делать с этими четырьмя триллионами и 900 миллиардов рублей, то есть, практически с пятью триллионами, которые вот вкладываются и имеют бесконечное количество рисков. А получатели ежемесячных пенсий накопительных, их ничтожное количество.
Вот только что Андрей Николаевич сказал, всего 107 тысяч человек. При этом 11 миллионов получили единовременную выплату. То есть, когда они выходили на пенсию, им была положена накопительная пенсия, им предложили единовременную выплату, причем, эта единовременная выплата чисто по номиналу.
Поэтому мне кажется, мы сейчас определяем задачу для нового созыва -надо принципиально решить вопрос, что делать дальше с накопительной пенсионной системой и, самое главное, что нам делать с этими пятью триллионами рублей. Спасибо.
Председательствующий. Тарасенко Михаил Васильевич. С места.
Тарасенко М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Безусловно, законопроект позитивный. И наша фракция его поддержит, потому что не только возвращаются средства в предыдущий Пенсионный фонд, но возвращается н резерв по обязательному пенсионному страхованию, вернее, те инвестиции, которые находятся в резерве.
Все это, конечно, позитивно. Но уже в вопросах прозвучала та неудовлетворенность, которая есть, в отношении этого законопроекта. Прежде всего, и об этом говорилось, а как быть с теми, которые уже выиграли суды, но инвестиционный доход не получают, и они вынуждены еще раз обращаться в суд? Полагаю, что ко второму чтению вполне можно решить эту проблему, чтобы этим же законом, это действие этого закона распространялось и на тех людей.
Ну и, конечно, не могу не согласиться с вопросом, который прозвучал о том, что, почему такой простой, понятный, логичный законопроект вступать в силу будет с июля 2022 года. И Центральный банк способен изменить свои нормативные документы, и цифровизация в Пенсионном фонде должна быть сделана гораздо быстрее. А те конкретные пенсионные фонды, которые должны под это подстроиться, им вполне для этого хватит одного квартала. Думаю, что это тоже вопрос второго чтения, и он будет решен позитивно. Поэтому я предлагаю поддержать законопроект, а наша фракция будет голосовать за. Председательствующий. Спасибо. Представитель президента? Правительства?
Докладчик, заключительное слово, нет? Содокладчик.
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Пункт 6-й.
Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 33 мин. 27 сек.)
Проголосовало за 402 чел 89,3 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 14 чел 3,1 %
Голосовало 416 чел.
Не голосовало 34 чел 7,6 %
Результат: принято Принимается в первом чтении.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments